"Север жив, Север будет жить".

("Красноярский рабочий", 21.10.03, Елена Дмитриева)

"Северяне совсем не такие, как мы. Помню, на Таймыре северное сияние в полнеба, на снегу стоит девчушка, голову задрала и что-то насвистывает. "Что, - говорю, - нравится?" А она серьезно отвечает: "Я его выравниваю". Мне в ту минуту показалось, что сияние и в самом деле ровнее стало. Может, вправду навела северянка на небе порядок".

Постоянную комиссию Законодательного Собрания края по делам Севера и коренных малочисленных народов возглавляет Василий Семенович НЕЧАЕВ. Сегодня он знакомит читателей "Красноярского рабочего" с теми проблемами, которые решают депутаты-северяне.

В нашу компетенцию входят вопросы, связанные с северными территориями края. Это Пировский, Богучанский, Мотыгинский, Енисейский, Северо-Енисейский и Туруханский районы, города Лесосибирск, Енисейск, Игарка и Норильск. Кроме того, мы координируем многие вопросы законодательной деятельности с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, территориально входящими в состав края, но являющимися самостоятельными субъектами Федерации. Не случайно депутаты от этих округов возглавляют нашу комиссию - я избран в краевой парламент от Таймыра, заместитель председателя комиссии Людмила Александровна Каплина - депутат от Эвенкии. Кроме того, в составе комиссии работает норильчанин Валерий Владимирович Мельников.

Почему проблематика Севера так для нас важна? Во-первых, именно там сосредоточено более 70 процентов перспективных месторождений полезных ископаемых, от разработки и добычи которых напрямую зависит экономика края. Во-вторых, прежде чем получить эту прибыль, в Север нужно вложить немало средств. Я не сторонник "вахтового метода", когда человек приходит, берет то, что ему надо, и уходит восвояси, оставив за собой вырубленные леса, заброшенные отвалы, взрытую тундру. Чтобы чувствовать ответственность перед землей, человек должен на ней жить. А значит, необходима инфраструктура - жилье, школы, объекты соцкультбыта, медицинские учреждения. В XX веке Север осваивался именно так, и сегодня, когда градообразующие предприятия находятся в упадке или вообще закрываются, вместе с ними умирают города и поселки. А ведь там живут люди, и большинству из них просто не по силам вот так запросто сменить место жительства.

Далеко за примерами ходить не надо - ситуация в Игарке известна всему краю. Такая же картина в большинстве поселков лесозаготовителей, геологов. Все мы понимаем, что без северных месторождений экономику края, да и страны, не вытянуть. И при этом совершенно забросили мощнейшую производственную и социальную базу, с помощью которой можно и нужно реанимировать "северную" экономику. Разумеется, этот огромный пласт законодательной поддержки красноярского Севера разрабатывает не только наша комиссия. Постоянные комиссии ЗС, курирующие промышленность, бюджет, экологическую политику, часто на своих заседаниях рассматривают "северные" вопросы и законопроекты.

А вот что является преимущественно нашей тематикой, и очень болезненной, - это поддержка коренных малочисленных народов Севера. На территории края проживает не так много представителей КМНС. Это эвенки, кето, селькупы, долганы, ненцы и ряд других. Некоторые народности по численности не превышают нескольких сотен человек. Казалось бы, много ли надо средств, чтобы им помочь? Вопрос в качестве помощи. Можно и нужно помогать материально - припасами, снаряжением и так далее. Но для того, чтобы народ выжил, необходимо создать условия, в которых люди могли бы вести исконный образ жизни, заниматься традиционными промыслами - охотой, рыбалкой, оленеводством, ремеслами. Не надо насильно менять их уклад: печальный опыт насаждения цивилизации чуть не привел аборигенные народы к полной деградации и вымиранию. Ведь они совсем другие.

Мы пришли на землю этих народов и должны уважать их традиции, считаться с их правами. Весь мир это понимает, а мы - нет. Кстати говоря, в Канаде еще двести лет назад английская королева определила принцип экономических отношений так называемой цивилизации и аборигенов, повелев выплачивать индейцам Канады природную ренту за использование их исконных земель.

Надо учесть, что к началу работы третьего созыва ЗС в декабре 2001 года край не располагал законодательной базой для решения острых северных проблем. Перед депутатами комиссии лежало непаханое поле (если ближе к нашей специфике - нехоженая тундра). Только этой весной благодаря сотрудничеству с учеными из Красноярского государственного аграрного университета наша комиссия рассмотрела и внесла закон "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края". Он носит рамочный, базовый характер, но на его основе мы планируем в 2004 году разработать и принять целый пакет законопроектов. Это будет 5-6 законов, которые смогут определить жизнедеятельность коренных народов. Один из важнейших - "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Красноярского края". Планируем также принять законы об оленеводстве, о природоохранных мероприятиях, о языке.

Отсутствие пакета "северных" законов или законы, не подкрепляемые финансами, - беда не только нашего края, но и всей страны в целом. В последние годы уровень финансирования падает по всем направлениям. Фактически свертывается помощь государства в решении острейшей социальной проблемы - переселения из северных регионов пенсионеров, инвалидов, безработных. Не финансируется в достаточном объеме президентская программа строительства жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. Выдача жилищных субсидий для тех, кто продолжает жить и трудиться на Севере, тоже сворачивается. В нынешнем году на эти цели было заложено 1,2 миллиарда рублей - на всю Россию.

На жалобы по поводу отсутствия федерального финансирования мы сегодня все чаще слышим от государственных людей такие интересные предложения: "А вы людей переселяйте. Зачем региону содержать такую инфраструктуру?" Но разве в состоянии краевой бюджет, да и бюджет любой другой территории, взять на себя расходы по переселению целых городов и поселков? Хотя как раз у нас есть опыт по переселению, за которым приезжают представители из других северных регионов. Речь идет о программе "Север на Юг" и о некоммерческой организации с тем же названием. Очень активно в этом плане сегодня работает Северо-Енисейский район. В прошлом году в Красноярске построено четыре дома. Строительство продолжается и сегодня, причем не только в краевом центре, но и в Шушенском, других территориях края. Ассоциация "Север на Юг" - единственная организация подобного типа в России, которая занимается переселением, начиная с составления списков жильцов, заключения договоров с подрядчиками и заканчивая сдачей домов "под ключ". Такая схема не дает сбоя с 1995 года. Члены нашей комиссии убеждены: ни в коем случае нельзя сокращать финансирование программы в бюджете края.

Разрабатывают депутаты и проекты законов о природоохранных мероприятиях, экологических платежах, воспроизводстве минерально-сырьевой базы. Здесь продуктивно поработала сессия Законодательного Собрания, состоявшаяся 2 октября. Мы приняли корректировку краевого бюджета на 2003 год, в котором теперь есть строка об экологических платежах. В соответствии с этим законом экологические платежи будут вносить предприятия, чья деятельность так или иначе связана с эксплуатацией природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, например, КрАЗ, "Норникель" и другие. 27 процентов от этих средств пойдет в краевой бюджет, 54 - в местные, оставшаяся часть - в Федерацию.

На этой же сессии во втором чтении был принят закон "О краевой целевой программе "Социально-экономическое развитие территорий проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края на 2003-2004 годы". И на этой же сессии наконец был определен распорядитель средств, выделяемых в рамках программы. Ситуация складывалась абсурдная. В бюджете на 2003 год нам с большим трудом удалось "пробить" 4,5 миллиона рублей для коренных народов - на медицинское обслуживание, образование, приобретение охотничьего снаряжения, лодочных моторов. За 9 месяцев было израсходовано только 300 тысяч рублей - не оказалось распорядителя средств.

Дело в том, что на уровне Федерации был упразднен Госкомсевера. Это решение спроецировалось на регионы, администрация края тоже осталась без комитета. И сразу же решение многих северных вопросов стало тормозиться по всем направлениям - как в Федерации, так и в регионах. Не стало координатора, не стало видно и самих проблем, хотя их более чем достаточно. Мы неоднократно высказывали свою позицию, что подобная "оптимизация" системы управления до добра не доведет. Кто нам теперь поверит и выделит деньги на следующий год, если мы не смогли истратить то, чего добивались в прошлом? Административная ошибка может повлечь очень серьезные последствия для северян. Теперь перед краевым комитетом по делам национальностей, религий и общественных организаций, который назначен распорядителем средств, стоит непростая задача освоить до конца года больше четырех миллионов рублей. Надеюсь, она будет выполнена.

Мы как люди государственные должны думать не только о сегодняшнем дне. Стратегия развития края не обойдется без развития северных территорий. Очень скоро рабочие руки понадобятся на строительстве ванкорского нефтепровода, который планируется провести вплоть до Диксона. Скоро должно пройти совещание в Канске по строительству Богучанской ГЭС - будем договариваться, чтобы электроэнергия была дешевле. Нам манны небесной от Федерации ждать глупо. Надо формировать краевое законодательство, которое даст толчок к развитию северных территорий.

"С безопасностью у нас порядок".

("Комок", 21.10.03)

Конечно, Григорий Алексеевич. Безусловно, Явлинский, лидер "Яблока". Годы идут, выборы проходят, правительства меняются, а он все как-то не меняется. Неизменно интеллигентен. Раздражающе умен. А главное - завидно последователен. Нынешний красноярский визит его мог сорваться. Не сорвался.

Председатель Российской демократической партии "Яблоко", первой сдавшей собранные подписи в Центризбирком и зарегистрированной, и депутат Госдумы РФ от "яблочной" фракции Сергей Митрохин посетили Железногорск и лично проконтролировали работу систем безопасности вокруг хранилища РТ-2, расположенного на территории горно-химического комбината. Казалось бы, какое дело столичным политикам до безопасности сибиряков? На самом деле последние два года партия Явлинского много думает именно о том, как обезопасить жителей городов, где перерабатывают или хранят ядерные отходы. Вопросы, связанные с этой проблемой не раз поднимались на заседаниях Госдумы. В конце концов министр атомной энергетики Александр Румянцев предложил депутатам-"яблочникам": хотите увидеть, как все обстоит на деле, - поезжайте в Красноярск. Генеральный директор ГХК Василий Жидков лично устроил московским горстям экскурсию по комбинату, показал, где именно круглосуточно дежурят охранники, пообещал в скором времени установить вокруг РТ-2 видеокамеры слежения. Гости остались довольны. Объект охраняется надежно.

К экологической тематике "Яблоко" неравнодушно давно. "Зеленые" лозунги на знамени партии присутствуют не только во время выборов куда бы то ни было. В этом, в частности, и состоит последовательность. На встрече с красноярскими журналистами Явлинский рассказал и об усилиях, которые прилагают он и его соратники, направленных на защиту интересов заповедников, в том числе красноярских Столбов. Речь идет о включений нашего заповедника в список всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО. Эту идею пытался продвигать еще губернатор Александр Лебедь. Если удастся включить "Столбы" в список ЮНЕСКО, это может означать достойное финансирование заповедника и со стороны международных благотворительных институтов, и из федерального бюджета. Любому, кто хоть издали знаком с красноярскими Столбами, очевидно: финансовая помощь - самое необходимое, в чем они нуждаются.

"Четыре модели решения проблем села".

("Красноярская газета", 21.10.03)

Фрагменты радиоинтервью А.Г.Хлопонина журналистам красноярской краевой государственной телерадиокомпании.

ВОПРОС. Хотелось бы затронуть вместе с вами извечную проблему помощи селу. Участники предстоящих выборов в Государственную Думу, я думаю, будут эксплуатировать эту тему на все лады, и давайте всё-таки, Александр Геннадиевич, внесём ясность: о каком селе идёт речь, когда мы говорим о помощи? О ком нужно заботиться и кого нужно поддерживать - или конкретного производителя, работающего на селе, или всю эту треть населения, которое себя считает сельским. Я думаю, что и стране, и краю такое вот село - в нашем привычном понимании - не по карману...

А.ХЛОПОНИН: Самая глубокая проблема на сегодняшний день, где я НЕ ВИЖУ ни государственной стратегии, ни государственной политики - это проблема села, где действительно сегодня проживает треть нашего населения.

В мире придумано две модели, и мы всё время шарахаемся от одной к другой. Первая модель - это дотирование человека, а вторая модель - это дотирование производства, которое будет дотировать человека.

Первая модель - германская, которая говорит о том, что не нужно нам столько населения, занятого в сельском хозяйстве, потому что у нас достаточное количество производимой продукции, которую можно перерабатывать и экспортировать за пределы. Особенно потому, что та часть, которая не нужна, она экономически невыгодна, она нерентабельная, она не может производить конкурентоспособную продукцию. Что делает Германия? Она говорит людям, которые остаются на селе без сельхозпредприятий: мы вам даём три государственных пенсии - смотрите свои телевизоры, живите, отдыхайте в удовольствие, вам денег хватит, чтобы нормально существовать и жить. То есть помимо простой государственной пенсии дают надбавки и говорят: живите! И добропорядочные немцы строят себе домики, покупают телевизоры, спят, читают книжки, ходят, гуляют, дышат свежим воздухом, цветочки выращивают. Это модель Германии. То есть дотация селу идёт через инструмент дотирования человека.

Есть другая модель - скажем, Штатов или где-то ещё. Они дотируют продукцию, то есть говорят: мы будем поддерживать сельхозпроизводителя, дотируя его продукцию, даже неконкурентоспособную. То есть выравнивают неконкурентоспособную продукцию с конкурентоспособной продукцией - вот этот диспаритет цен, который существует сегодня, и так далее. Дотируют из бюджета, но с условием: количество занятых людей должно сохраняться, вы не должны за счёт этого сокращать численность работающих людей. Такая дотация - это как раз и есть тот действующий инструмент, через который вы будете платить им заработную плату, они будут платить с неё налоги и жить спокойно у себя на территории.

Вот две модели. Поэтому что необходимо сделать? Сегодня всё наше село необходимо разбить на четыре категории. Опять же, посмотрите, это говорю я - городской человек, который, по большому счёту, не жил на селе. И меня почему иногда злит? Я жду этой инициативы от людей снизу, чтобы они помогли! У нас институты есть, у нас есть заместители губернатора, у нас есть чиновники на местах, главы районов.

Беда - в инертности. Ну слушайте, 70 или 80 лет вбивали в головы иждивенческую психологию. Что же вы хотите? Перевернуть эту идеологию в течение 5-10 лет? Невозможно. Поэтому у нас и люди качественные, и мозгов предостаточно - ещё фору можем дать любому региону - Москве дадим по интеллектуальной собственности, но проблема в другом. Надо скорее завести эту машину! Вот мы сидим, крутим ручкой металлической, а она никак не заводится. Сколько же можно крутить? Дашь ей пинка - она заведётся. Помните, как в "Кавказской пленнице"? Приблизительно так...

У нас очень сильный кадровый состав, у нас сильная наука - всё это есть. Но сельскую местность необходимо сегодня поделить на четыре категории. Скажу только, как я это вижу - можно корректировать, не принимайте это за догму.

- Итак, четыре категории. Внимательно слушаем.

- Первая категория - это сёла, которые расположены в более или менее хороших климатических условиях, где устойчиво земледелие, к примеру, хозяйства, приближенные к районным центрам - то есть хорошо, стабильно работающие коллективы. Есть у нас такие сёла? Сколько хотите!

Вторая категория - это сёла, которые имеют перспективу, но в силу обстоятельств, связанных с низкой квалификацией управленческого состава, низкой кадровой подготовленностью, плохими хозяйствами, которые обанкротились, и т.д., определёнными переделами собственности, которые там происходят, - т.е. в силу внешних причин, не зависящих от территории, они находятся сегодня в тяжёлом состоянии. Но и у них реально есть перспективы. И по ним определённая должна быть программа действий. Вот в этих сёлах - сразу оговорюсь - надо дотировать производство. Не человека, а производство.

Третья категория - это категория сёл, глядя на которые, видим, что никакой перспективы у них нет, никакое хозяйство даже через механизмы дотации поднять не сможем, но для нас, красноярцев, и для нашего края это - историческая ценность. Я эту категорию так для себя назвал: а 1а город Енисейск. Вот что бы мы с вами ни говорили, в городе Енисейске мы ничего с вами не сделаем, мы никакие промышленные предприятия туда не поставим, но это наша с вами историческая Мекка! И кто бы чего ни говорил, мы будем этот город поддерживать, будем развивать, будем дотировать, закладывать деньги в бюджет, восстанавливать. Единственное, в каком направлении надо двигаться, - это развитие паломничества и туризма.

Такие сёла - с историей, подобной Енисейску, - мы будем поддерживать. Их на карте края тоже много. Это большие исторические поселения, это то, что развивалось не вслед за дерево- и лесопереработкой, когда пришли, например, лесники, порубили в течение трёх лет - и вокруг этого комплекса возник ряд строений...

- В том же Приангарье есть и то, и другое - та же самая "Матёра", о которой писал Валентин Распутин...

- Правильно. И вот как раз эти сёла надо поддерживать и дотировать через человека. Каким образом? Говорим: давай мы тебе купим корову, свинью, трактор, кусочек земли тебе дадим - и будет у тебя государство в расчёт за эту продукцию покупать продукцию для себя. То есть ты дотируешь человека. Просто дать денег - невозможно в России ни при каких обстоятельствах. Но вот таким образом мы поддержим такие наши сёла, где люди просто сами будут выращивать у себя, а мы у них будем покупать по более дорогой цене или фиксированной цене. У него хватит, чтобы и себя прокормить и чтобы жить нормально, и ещё получать деньги за то, что государство у него это покупает.

И последняя, четвёртая категория сёл - это те, которые при всех обстоятельствах завтра вымрут. Это, как правило, совсем отдалённые сёла, в которых живёт по 100 человек, где молодёжи не осталось вообще.

- Детей нет, школа закрыта и прочее, и прочее...

- С этими сёлами самая больная проблема. Моя точка зрения: надо людям предлагать качественные условия и переселять в категории, о которых я уже говорил. Лучше всего - в первую или во вторую категорию.

Но для этого надо, чтобы сели эксперты, чтобы составили сотню параметров, по которым давать качественную оценку этого села. Как только мы это прорисуем, у нас уже будет понимание, куда мы двигаемся с точки зрения развития нашего села. Поверьте, и тут же на эту модельку накладывается образование! Главы территорий будут понимать, зачем им здесь строить школу новую, если мы заранее просчитали, что это село, допустим, не имеет перспективы. Так не лучше ли нам большую школу поставить в районном центре, чтобы она была не малокомплектной, а крупнокомплектной школой, чтобы качество образования, которое сельские детишки получают, было высоким, чтобы понимали, что у детей появляется стремление возвращаться обратно на село, потому что оно будет развиваться... Сегодня же там молодёжь мечется, не понимая, что будет на селе дальше. Тут же на это накладывается здравоохранение и все остальные, собственно говоря, вопросы, которые мы сегодня решаем: ЖКХ, связь... Я сидел со связистами, они мне говорят: мы поставим тарелки туда-то, туда-то что-то проведём... Я говорю: "Хорошо, а если завтра этого села не будет - что ты будешь делать? Что с тарелкой-то будет?"

- Снимем тарелки...

- Снимем тарелки. Я и говорю ещё раз: это не догма. Я готов корректировать свою позицию. Но я хочу её детально обсуждать. А дальше определяется БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ, и мы будем вкладывать в село деньги, но чётко понимая во что, и что потом требовать, и что спрашивать, какая отдача должна быть потом по каждому объекту. Конечно, хотелось бы ещё и государственной такой позиции.

- И когда может быть представлена программа по развитию села в нашем регионе?

- В крае есть губернаторский совет - совет глав, которые собираются... Мы уже обсуждали стратегию - она хорошая, она подготовленная, но я в ней не нашёл одного - вот этого раздела. Она касалась дотации молока, дотации продуктов, сколько надо селу, гербициды и так далее. Технология самого промышленного производства - она очень мало затрагивала проблемы села.

У нас есть совет директоров сельхозпредприятий, который я сейчас создаю, потому что хочу чувствовать ситуацию с мест. Я буду обязательно общаться с селянами, мне это очень важно. Потому что у нас есть сильные хозяйства, есть слабые хозяйства. Мне нужна позиция с мест. Хотя я знаю, что происходит на селе, какая там тяжёлая сегодня ситуация.

Я говорю: "Ребята, до конца 2003-го года! Всё, срока больше не дам. До конца 2003-го года!"

- То есть, начиная с января 2004-го года, мы начнём реализовывать новую программу развития села.

- Мы будем понимать, что реализовывать. Давайте ещё раз прорисуем модель. Полгода ревизии, полгода упорядочивания ситуации - когда мы разложили всё по полкам, создали приоритеты, понимая, в каком направлении по каждому сегменту мы двигаемся. Два года тяжелейшей работы, когда каждый будет отвечать за тот пунктик программы, в котором он прописан. Мало прописать, это ещё надо потом в каждое село проехать, везде всё оценить! И только начиная с 2006-го года (это лучший прогноз) любой человек, начиная с живущего в сельской местности и заканчивая жителем краевого центра, реально почувствует, что карман у него начинает надуваться. Другой модели нет.

- Чиновники на местах и чиновники краевого уровня часто, и не без основания, ссылаются на федеральные центры - там тяжело разворачивается машина.

А.ХЛОПОНИН: Знаете, хороший руководитель - это тот, который не пеняет на другого, не ищет уловок. И не надо каждый раз перекладывать всё на федеральный центр. Да мы сами с усами! Мы сами в крае сегодня в состоянии навести порядок. У нас настолько большой потенциал заложен в Красноярском крае! И моё самое большое впечатление от прошедшего года заключается в том, что я не только не разочаровался, а наоборот - ещё больше увидел тот потенциал, который в крае заложен. Единственная проблема в том, как быстрее раскочегарить наш поезд...

(Эфир краевого радио 15.10.03 г.).

ОТ РЕДАКЦИИ "КРАСНОЯРСКОЙ ГАЗЕТЫ".

"Когда губернатор, которого не выбирал, говорит благоглупости, - это неприятно, а когда говорит, бывает и так, дельные веши, - неприятно вдвойне", - строчки из письма курянина Ковтуна, который, по его словам, приехал в 2001 году в Красноярск погостить, загостился, устроился работать, живет и здравствует. Именно он первым позвонил в газету о радиоинтервью губернатора А.Хлопонина в части, касающейся деревни: "Напечатайте, если не убоитесь насмешек и обвинений в прохлопонизме". Запись интервью нам любезно предоставили, и мы нашли, что тут есть с чем согласиться, о чем поспорить, но для начала следует всё же обнародовать сказанное губернатором. Не всё так просто.

Философия, взгляд на проблемы села у губернатора А.Г. Хлопонина, как к нему ни относись, оказывается, есть, они требуют осмысления, обсуждения. К этому и сам губернатор призывает специалистов, опытных управленцев. Мы охотно поместим полемические отклики читателей, только просим - меньше эмоций, больше глубины и хладнокровия.

"Край - это не география".

("Комок", 21.10.03, Юрий Чигишев)

ЭТО - ОКОНЧАНИЕ

Сфера услуг пополнилась, Почти две сотни человек ринулись услужить народу. Что характерно - за одну возможность попробовать выкладывают почти миллион рублей залога. Зачем только им посредники? Ловили бы граждан на улицах да и унижались за деньги.

ГОСТЯМ ВСЕГДА РАДЫ

Мэр Красноярска Петр Пимашков похвально отозвался о губернаторе края Хлопонине. Приурочив это одобрение к первой годовщине со дня вступления в должность Хлопонина А.Г.. Особую благодарность губернатор получил за то, что приступил к формированию подходов выработки стратегии развития Красноярского края. Ну, из песни слов не выкинешь. Так назвали. Можно было еще прибавить "некоторые тезисы по..." и дальше про эти подходы. Петр Иванович рад, к означенной задаче привлечены полчища ученых и докторов наук. Кроме того, мэра Красноярска радует то обстоятельство, что с центром, в смысле с Москвой, отношения у нас значительно улучшились. И еще ему интересно работать с Хлопониным, потому что он человек творческий. Разве отношения с Москвой и работа с Хлопониным не одно и то же? Хорошо, им виднее.

Не так давно губернатор высказывался в том смысле, что некоторые наши политики проявили малую активность и не сумели втиснуться в почетные списки кандидатов от его партии. Вроде даже на Петра Ивановича намекал. Вот ведь истинное сибирское гостеприимство и воспитанность. Не замечать, как гости соус по скатерке размазывают.

ПОСАДЯТ ИЛИ НЕ ПОСАДЯТ

Генеральная прокуратура передала в краевой суд дело бывшего заместителя губернатора Валерия Суладзе. Обвинительное заключение утвердил заместитель генпрокурора. Суладзе обвиняется в превышении должностных полномочий, нанесении ущерба краю на сумму 150 миллионов рублей, а также получении взяток на 860 тысяч долларов. Впервые так отчетливо всплыла фамилия советника губернатора Лебедя Якова Акиева. Ему также предъявляется обвинение в превышении должностных полномочий. Интересно только, посадят или не посадят их. Сколько уж такого было.

Несколько странностей в этом деле. Во-первых, сроки расследования какие-то нереальные. Обвинение, которое предъявлено сейчас, ничуть не изменилось за тот год, пока шло следствие. Тут, правда, фигурирует "ущерб, нанесенный краю", но это вряд ли имеет какое-то значение. Если взять практически любой акт Счетной палаты, суммы там фигурируют ничуть не меньшие. И тоже по статье "убытки".

А уж насчет художественного фильма про Суладзе, который появился в нужное время, и говорить не стоит. Тут одна проблема - отсортировать, кому выгодно. Вот, например, почему бы не предположить, что миллионы миллиардов убытков от одного бывшего руководителя края могут наглядно объяснить жителям края - почему это нынешний бюджет выглядит гораздо скромнее, чем бюджет 2000 года? Все растащили.

При том что никто не сомневается, что власть - это вид бизнеса, конкуренция тут явно недобросовестная. Впору антимонопольному комитету вмешиваться. Кто, когда и сколько может брать на благо края, и с каких сумм или какого времени это станет ущербом.

ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ

В прошлую пятницу экологи собирались на конференцию. Приятно видеть, что хоть что-то остается стабильным. Помнится, был такой замечательный депутат Государственной Думы Тетельмин. Так он дважды становился означенным депутатом, показывая один и тот же фокус. Или два, если хотите. Первый - это когда он начинал бояться ввоза отработавшего ядерного топлива на территорию края. И заодно бился против строительства завода РТ-2. Второй фокус - начинал нечеловеческой любовью любить зеленого друга. Поскольку приступы страха и любви совпадали с выборными кампаниями, так Тетельмин заодно и депутатами в Думе. Правда, там все проходило. И то сказать - далеко Красноярск, а тем более Железногорск. Зеленого друга, наоборот, вполне хватает в пределах Садового кольца.

На выборах в Законодательное собрание края по этой же программе выступили объединенные демократы-реформаторы. Правда, бездарно это у них получилось. И вот сейчас опять - выборы начинаются, а любовь и страх тут как тут. Экологический союз конференцию проводит. Можно расценить как коммерческое предложение. Цитатка:

"Одно из главных требований к властям заключается в соблюдении принципа народовластия - решение о размещении на территории края особо опасных объектов должно приниматься на краевом референдуме. В обращении был указан также и перечень необходимых, по мнению экологического союза, практических мер. На первом месте стоит задача организации краевого общественного совета по радиационной безопасности с целью выработки рекомендаций для органов власти по этому вопросу". Это дело надо запатентовать. Громадная экономия свинца и прочего получается, если вместо изолирующих материалов использовать общественные советы. А они точно непроницаемы для всех видов излучения? А общественные советы после использования где хранить? В общем, не все продумано. Там еще один пустяк - около миллиарда долларов стоит хранение ОЯТ ближайшие пять лет. Кто компенсирует?

"Новый Городок опять как новый".

("Красноярский рабочий", 21.10.03, Геннадий Айвазов)

"Красноярский рабочий" уже сообщал о пожаре, случившемся в этом маленьком таежном поселке ровно через месяц после пожара в Казачинском. Тогда в знойный и ветреный день конца июня сгорело восемь жилых домов лесозаготовителей. Спустя несколько дней здесь уже стучали топоры - бригады строителей фирмы "Артстройсервис" приступили к восстановлению жилья. А через три месяца все пострадавшие жили в отремонтированных и построенных заново домах.

- Первый десант нашего предприятия в Новый Городок, - рассказывает директор Енисейского филиала фирмы Владимир Пайков, - это 17 рабочих, пять рулонов пакли и рубероида, 200 килограммов гвоздей. Пока в Енисейске готовилась баржа со стройматериалами, использовали имеющиеся здесь брус, пиломатериалы. Техникой помогала Ярцевская лесная компания, особенно по доставке грузов от Енисея, Ярцевское отделение авиалесоохраны. За две недели три дома подвели под крышу. Повезло с погодой. Грунтовая дорога, а это больше сорока километров от Енисея, по которой возили стекло, шифер, гипсокартон, столярку, не подвела.

Принимать новые дома приехала представительная делегация в составе заместителя губернатора края Юрия Олейникова, руководителя Красноярского союза промышленников и предпринимателей Николая Ашлапова, главы Енисейского района Василия Сидоркина. Если интересы Олейникова и Сидоркина понятны - исполнительная власть, то Николаю Ашлапову было интересно послушать об участии в восстановлении поселка компании "Континенталь менеджмент" (так красиво теперь звучит название бывшего Ярцевского леспромхоза). Это именно ее директор в первые дни после пожара предложил помощь районным властям в размере 500 тысяч рублей. Это позволило оплатить все срочные траты на приобретение материалов, их транспортировку до Нового Городка.

- Из бюджета района, - говорит Василий Сидоркин, - мы выделяли средства на оказание материальной помощи пострадавшим, приобретение продуктов питания, одежды, постельного белья, предметов первой необходимости. Ну и, конечно, помощь в восстановлении утраченных документов, как личных, так и на жилье, приобретении квартир в Енисейске для тех, кто изъявил желание переехать из поселка. Многие местные жители откликнулись на беду, активно помогая погорельцам как из Казачинского, так и из Нового Городка.

"Люди ждут конкретных решений".

("Красноярский рабочий", 21.10.03)

Председатель Законодательного Собрания края Александр Усс вернулся из Москвы, где принимал участие в работе президиума Совета законодателей.

- Прошедшее заседание было посвящено традиционному для нас вопросу, - рассказывает спикер краевого парламента, - пересмотру бюджетных отношений между Федерацией и регионами в надежде на то, что следующий год действительно станет годом регионов с точки зрения перераспределения и расходных полномочий, и объемов финансирования.

Региональные законодатели были солидарны с представителями исполнительной власти, когда приняли конкретное обращение к правительству и другим компетентным органам об увеличении региональной составляющей налога на добычу полезных ископаемых. Это очень актуально для Красноярского края и еще по меньшей мере для десяти регионов, где сырьевое направление является важной составляющей бюджета. В этом документе говорится о том, что минимум 20 процентов налога на добавленную стоимость как достаточно хорошо собираемого должно оставаться в регионах.

Необходимо восстановить транспортный налог на уровне регионов, так как нынешний год показал, что в Красноярском крае, где дорожная отрасль находилась в неплохом состоянии, мы начинаем испытывать серьезные трудности. Если положение не изменится, мы похороним то, что сделано нашими предшественниками, - я имею в виду транспортную сеть.

На заседании президиума шла речь и об исполнении наших решений. Людям уже надоели слова "проблема", "задача", "вопрос" - им нужны осязаемые решения. В этой связи весьма симптоматично обращение председателя Алтайского Законодательного Собрания А. Г. Назарчука с официальной телеграммой в адрес всех законодателей Совета Федерации. В ней отмечается, что весенние решения Совета законодателей о положении дел на селе совершенно не нашли отражения в проекте федерального бюджета на 2004 год. Такое впечатление, что действует известный принцип "а Васька слушает да ест".

Еще один вопрос, актуальный для нашего края, - это состояние миграционной политики в России. С одной стороны, государство не в силах оказывать необходимую помощь беженцам из стран ближнего зарубежья, в том числе представителям русскоязычного населения. А с другой стороны, у нас резко увеличивается число нелегальных иммигрантов, в частности, из стран Юго-Восточной Азии. То, что на улицах наших городов все больше гостей из Китая и Вьетнама, для которых мы создаем условия наибольшего благоприятствования и излишней терпимости к правонарушениям с их стороны, является следствием абсолютно недальновидной политики и местных властей, и Федерации.

Мы предложили целый ряд конкретных законодательных решений административно-контрольного плана, которые должны ее ужесточить. В то же время я понимаю, что мерами только такого плана Россию и Сибирь от этой угрозы не спасти. В миграционной политике должна быть важная экономическая составляющая. Мы любим свой край, любим Сибирь, но при этом сознаем, что это не самое лучшее место для жизни. И увеличение численности населения здесь в недавнем прошлом было связано прежде всего с тем, что государство применяло экономические стимулы. Они способствовали тому, чтобы люди сюда приезжали. Сейчас, когда этого нет, Сибирь пустеет, а пустота заполняется опасным для России содержанием.