Генерал Фролов: "В Белоруссии получил убежище целый президент Бакиев - не какой-то там солдат"
"В этой истории следует серьёзно разобраться - было ли по факту что-либо из того, о чём рассказал Захарченко. Пока же решение властей Литвы выглядит весьма неоднозначно и неожиданно", - заявил 15 марта корреспонденту ИА REGNUM координатор белорусской общественной инициативы "Союз офицеров и солдат" генерал запаса Валерий Фролов, комментируя предоставление властями Литвы политического убежища белорусскому дезертиру Степану Захарченко.
Напомним, 15 марта Захарченко сообщил литовскому порталу 15min о том, что Департамент миграции Литвы выдал ему официальное подтверждение на политическое убежище и все разрешения на пребывание в любой стране Евросоюза на протяжении пяти лет. Захарченко дезертировал летом 2011 года, в том же году Генеральная прокуратура Литвы получила запросы официального Минска об оказании правовой помощи и выдаче сбежавшего белорусского военнослужащего. Первоначально власти Литвы намеревались выдать белорусского дезертира, не найдя подтверждения правдивости его заявлений. Однако за Захарченко вступилась белорусская прозападная оппозиция, которой покровительствует официальный Вильнюс, а также литовские оппозиционеры, критикующие президента Далю Грибаускайте за излишне мягкое отношение к "режиму Александра Лукашенко". В итоге процесс белорусского беглеца затормозился.
По мнению Фролова, решение властей Литвы о невыдаче белорусского дезертира властям Белоруссии требует серьёзного анализа на основе более подробной информации, однако по факту укрывательство дезертира без весомых оснований может ухудшить отношения между властями соседних республик. Обоснованность решения официального Вильнюса по "делу Захарченко" пока вызывает много вопросов, публикации в литовских и белорусских СМИ не дают ответов на ключевые вопросы в этой истории, отметил Фролов.
"Повлияет ли предоставление белорусскому дезертиру убежища властями Литвы на настроения в белорусской армии? Едва ли. Может быть, единицы будут серьёзно размышлять над этим инцидентом, но на белорусскую армию в целом эта история не произведёт впечатления, - сказал Фролов. - В армии всегда были индивидуумы, которые творили различные странные деяния".
"Литовцы как европейские ребята проявляют себя как большие гуманисты. Но давайте придерживаться международного права, двусторонних договоров, а не руководствоваться чьими-то словами в конкретной ситуации", - заявил Фролов.
Белорусский генерал считает, что предоставление властями Литвы убежища белорусскому дезертиру не осложнит отношения между оборонными ведомствами соседних республик, т.к. данные ведомства не принимают политических решений, но лишь выполняют приказы и указания политического руководства своих стран. "Право литовской стороны принимать решение в сложившейся ситуации, - отметил Фролов. - Можно сказать, что улучшению отношений с Минобороны Белоруссии эта история не способствовала".
По словам Фролова, официальный Минск может предпринять что-либо в ответ и рассмотреть, например, вариант с предоставлением политического убежища какому-нибудь литовскому оппозиционеру, который пожалуется на преследования его властями Литвы. Он напомнил, что по приказу Александра Лукашенко политическое убежище в Белоруссии нашел бывший президент Киргизии Курманбек Бакиев вместе с родственниками. Поэтому соответствующий опыт у официального Минска есть, но едва ли его следует умножать в процессе двусторонних отношений двух соседствующих постсоветских республик.
"Белорусская сторона с удовольствием приняла бы подобное решение, - заявил Фролов, указав на не лучшее состояние отношений между Минском и Вильнюсом. - Да что там дезертира приютить! В Белоруссии получил убежище целый президент Бакиев - не какой-то там солдат. Но строить на таких основаниях внешнюю политику - бесперспективно".
Как сообщало ИА REGNUM, Степан Захарченко проходил службу в роте глубинной разведки минской 120-й отдельной мобильной бригады белорусской армии и, по его словам, в результате побоев он попал в госпиталь - ему отбили почку. В 2011 году - в разгар акций "молчаливого протеста", напугавших Александра Лукашенко, власти потребовали от Минобороны проявления особой лояльности: как сообщил Захарченко, от сержантского состава потребовали подписать обязательство открыть огонь по гражданам в случае, если МВД не будет справляться, должен участвовать в разгоне демонстрантов с применением боевого оружие. По словам Захарченко, он отказался подписывать обязательство расстреливать собственных граждан, за что его якобы сильно избили. После этого, 27 июля 2011 года он с ещё одним сержантом, отказавшимся подписывать обязательства в выполнении любого приказа, дезертировал. Товарищ направился домой и получил 2 года тюрьмы, а Захарченко легко "буквально в километре от КПП" нелегально перешел белорусско-литовскую границу и добрался до Вильнюса, где сдался полиции.
Власти Литвы, не найдя никаких доказательств слов юноши, решили его выслать. Тогда история Захарченко появилась в белорусских оппозиционных и литовских СМИ, а литовские власти подверглись давлению с разных сторон и были вынуждены отложить высылку белорусского дезертира. Так, в сентябре 2012 года некоторые депутаты Сейма Литвы, указывая на казус Захарченко, открыто обвиняли власти Литвы в том, что они "всесторонне поддерживают режим диктатора Лукашенко, а доказательств этому стало слишком много". В частности, об этом тогда заявлял руководитель (староста) парламентской фракции Христианской партии Литвы Видмантас Жемялис.
- Покинувший Россию сын и молящаяся о мире дочь: что стало с актерской династией Маргариты Тереховой
- Чемпион мира по биатлону Шипулин разочаровался в работе в Госдуме
- После падения БПЛА пожар начался в населённом пункте в Калужской области
- Нацпроект увеличил прибыль 5,5 тыс. предприятий
- Платформа «Мой экспорт» оказала более 1,1 млн услуг