Эксперты о дороге Абхазия-Северный Кавказ: вы увидите, что такое "весь Дагестан"
В абхазском обществе назвали "стопроцентной сенсацией" заявление президента Абхазии Александра Анкваба об отказе его страны от проекта прокладки автодороги "Черкесск-Сухум" через Главный Кавказский хребет. Отметим, что дорога была призвана связать напрямую Абхазию и Северный Кавказ. На пресс-конференции 19 июля в Сухуме абхазский лидер объяснил данное решение задачей сохранения в первозданном виде уникальной природы Кодорского ущелья.
Как пишет журналист Виталий Шария в статье на сайте "Эхо Кавказа", абхазские эксперты исключали, что у этого проекта в Абхазии могут быть противники, поскольку о нем "не менее двух десятилетий в абхазских СМИ заходила речь исключительно как о заветной мечте абхазского народа и братских народов Северного Кавказа, у которой нет и не может быть противников". Поэтому, отмечает Шария, критика данного проекта со стороны президента Александра Анкваба "произвела в абхазском обществе эффект разорвавшейся бомбы".
"Причем, когда многие послевоенные годы верхняя часть Кодорского ущелья вместе с Клухорским перевалом находились вне юрисдикции властей Республики Абхазия, в абхазском обществе обсуждалась даже возможность гораздо более трудоемкого и затратного варианта - прокладки дороги через расположенный примерно на сорок километров западнее Марухский перевал. В последние же годы, после признания Россией Абхазии, в абхазской прессе не раз перепечатывались публикации из российских СМИ с обсуждением будущего проекта, которое происходило на самом высоком уровне в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии...", - объясняет журналист Виталий Шария.
Сразу же после пресс-конференции, в эфире "Эхо Кавказа" прозвучало мнение абхазского эксперта, редактора газеты "Чегемская правда" Инала Хашиг о том, что "отрицательное отношение Анкваба к транскавказской дороге сформировалась из-за обиды на то, что его никак не привлекали к обсуждению этого проекта". Но, на взгляд Виталия Шария, если уж говорить о каких-то привходящих факторах, повлиявших на мнение президента Абхазии, гораздо более правдоподобной и серьезной выглядит версия, что "он учел опасения российского руководства о возможности распространения на Абхазию благодаря этой дороге радикального исламизма и терроризма, получивших развитие на Северном Кавказе, особенно в восточной его части, и озвучил их, поскольку российскому руководству это делать не с руки. Что, впрочем, никак не противоречит, вероятно, и его собственному мнению".
Абхазский журналист Виталий Шария считает, что было совершенно предсказуемо, что на Северном Кавказе воспримут точку зрения президента Абхазии негативно, что же касается абхазского общества, то тут мнения, в частности, в блогосфере разделились. Шария пишет, что как сторонники, так и противники дороги часто сходятся в том, что президент Абхазии, отвечая на этот вопрос, явно не договаривал, и экология тут далеко не самое главное.
Известный абхазский блогер Ахра Смыр целиком и полностью за транспортный выход Абхазии на Северный Кавказ напрямую, но он видит и риски. Он считает "что сочинская транспортная артерия - она пока одна, она весьма закупорена, и цены за транзит там будут расти. Транскавказская дорога нам нужна, чтоб дотянуть грузопоток с Северного Кавказа до Очамчыры, например. Было бы замечательно, кто ж спорит? Но дальше начинаются риски. Их уже сейчас все называют. С точки зрения безопасности, в том числе не только экономической, но и просто элементарной человеческой безопасности, - это черная дыра. Черная дыра, которая коллапсирует, вбирает в себя все новые и новые регионы, все новых и новых людей. Кто-то начинает стрелять, кто-то воровать, кто-то заниматься непонятно чем. И с точки зрения коррупционности - это один из самых худших регионов Российской Федерации. Точно знаю, что если эта дорога будет открыта, завтра весь Дагестан будет здесь. Что такое "весь Дагестан"? Откройте в интернете новости по запросу "Дагестан" - и вы увидите... Я не говорю о черкесском мире, нет. Черкесский мир сегодня - один из самых бедных регионов Северного Кавказа. Наиболее дотируемые, наиболее как бы экономически состоявшиеся - в кавказском понятии, то есть не в понятии развития экономики, а в понятии распила бабла - это Дагестан и вайнахские республики. Следовательно, их представители, их финансовые интересы, их коммерческие интересы будут превалировать здесь, если завтра эта дорога откроется. Завтра их бандиты будут тут находиться, то есть они будут очень сильно с нашим криминальным миром конкурировать. И нам надо ожидать большого потока салафитов всех мастей. Мы сегодня готовы с этим справиться? Я сильно в этом сомневаюсь".
А вот директор мини-типографии "Вся печать" в Сухуме София Харчилава всецело за скорейшее строительство дороги. По ее мнению, политика самоизоляции будет неизбежно тормозить развитие Абхазии, а проникновению по ней нежелательных элементов есть противодействие: "У нас целая служба создана миграционная, и там много подготовленных людей работает. Жизнь - это движение, стоять на одном месте нельзя. Мы должны развиваться, мир на много шагов впереди нас".
Представителя русского населения Абхазии - писатель из Гагры Константин Гердов и сухумский фотограф Александр Токарев - настроены против строительства дороги, во всяком случае в обозримом будущем. Первый из них сказал: "Я считаю, что эту дорогу делать не надо. Абхазия - это совсем не то, что Северный Кавказ. Потому что Россия воевала с османами давным-давно, и на Северный Кавказ оружие шло из Турции. И хотя Турция потерпела поражение, там до сих пор на картах окрашивают в зеленый цвет не только свою территорию, но и территорию Северного Кавказа и Крыма. И Россия все это прекрасно знает и понимает". Второй считает: "Магистраль, конечно, нужна, но вопрос, кто ее будет обслуживать зимой и на какие деньги? Есть еще проблема безопасности от лавин и террористов. Можно вложиться по полной программе, а потерять в один миг. По дороге хлынет поток народа не на отдых к морю, а для того, чтобы осесть, так сказать, пустить корни. Есть опасность, что Абхазия постепенно станет мусульманской страной. На мой взгляд, чревато "размывать" страну и ее народ. Надо думать и об экологии. Мы хорошо помним то время, когда в Абхазии вырубались леса, вывозился металл. А рыбу турецкие сейнеры практически всю выловили. Если магистраль все-таки будут строить, то хочется верить, что к тому времени, как ее построят, менталитет людей поменяется, и они научатся беречь и приумножать то, что есть".
По мнению независимого журналиста Ибрагима Чкадуа, "такой проект нарушит демографический баланс в стране, так как масштабы строительства будут очень большими - и соответственно количество обслуживающих его потребности гастарбайтеров". "Кроме этого, еще есть военно-политический аспект, экономический и т.д. Если дорога будет строиться по такой же схеме, по какой нам "ремонтировали" железную дорогу, и к строительству будет привязан кредит, который в свою очередь будет привязан к конкретному подрядчику, то мы не будем иметь к ней никакого отношения. И коммерческая выгода от ее эксплуатации для меня туманна: пока никто не озвучил никаких цифр, ни тех, что потратят на строительство, ни сроки погашения этих затрат. Меня возможность такой ситуации как минимум настораживает. Мне кажется, что реальной потребности в этой дороги у Абхазии сегодня нет, скорее всего, кто-то хочет после сочинской Олимпиады задействовать существующую строительную махину, они и придумали этот новый "распилочный" проект. И еще. Сегодня движение по Кодорскому ущелью затруднено из-за плохого состояния дороги, для нас это означает, что внезапно напасть со стороны Грузии моторизированными частями военных будет невозможно. Если же там будет построена хорошая дорога с оживленным движением, то по ней нас можно массировано атаковать, не стоит забывать, что на эту дорогу выходит грунтовая дорога из Сванетии. Мы могли бы позволить себе такой "геополитический сквозняк", если бы численность абхазов была хотя бы миллион. Существуют несколько логистических схем, по которым к нам можно попасть морем, воздухом, автомобилем и по железной дороге, они более актуальны, не так затратны по времени и по финансам. Другое дело, что воздух и море полузакрыты. Это тема для очень серьезного обсуждения. У меня, во всяком случае, больше аргументов против такого проекта, чем за. У нас полно способов куда меньшими усилиями и рисками зарабатывать деньги".
А вот пенсионер Николай Авидзба считает, что это дорога рано или поздно будет построена. "Сейчас мы напуганы северокавказским терроризмом, салафизмом, но ведь понятно, что если дорога будет построена (по сути мы рассуждаем сейчас о шкуре неубитого медведя), то это произойдет очень нескоро, а за это время многое может поменяться. Конечно, издержки есть всегда. Например, возникнет проблема серьезной охраны этой трассы от разбойных нападений, ибо она проляжет в значительной своей части по безлюдной местности", - считает он.
- Покинувший Россию сын и молящаяся о мире дочь: что стало с актерской династией Маргариты Тереховой
- Пенсионер на BMW намеренно сбил многодетную мать в Волгограде
- Медведев: Зеленский позавидует судьбе Януковича в случае нового майдана
- Член палаты представителей США призвала к всеобщей мобилизации на Украине
- Россия продолжает наращивать эффективность проверок бизнеса