Ключевым направлением в отношениях РФ с Западом останется европейское, заявил главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Мурат Лаумулин, комментируя в рамках виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" некоторые аспекты международной политики с участием России, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его мнению, "некоторые вопросы, осложняющие сегодня российско-европейские отношения, могут стать менее значимыми или вообще исчезнуть. Хотя ряд разногласий, скорее всего, сохранится, а некоторые обострятся. Нынешняя озабоченность Европы по поводу недемократичности России просто исчезнет, вопросы защиты прав граждан и необходимости верховенства закона потеряют актуальность (хотя споры по поводу расхождения достижения этих целей останутся). Тем не менее никуда не денутся серьезные споры, касающиеся отношений России и Европейского союза (связи России и НАТО также могут оказаться источником проблем)". Как единодушно делают выводы обозреватели, - отмечает аналитик, - отношения между Москвой и Евросоюзом уже несколько лет пребывают в тупике. Россия лишь наблюдает за тем, как ЕС ищет выход из долгового и институционального кризиса. В последней из своих предвыборных статей Владимир Путин дал ясно понять, что его симпатии на стороне той версии антикризисных реформ и институциональной трансформации, которую отстаивают Берлин и Париж (ее реализация поможет закрепить германо-французское доминирование в единой Европе). Предполагается, что именно такая трансформация окажет благоприятное воздействие на отношения России и ЕС.

Но здесь возможны разные варианты. "Один из них состоит в том, что механизм принятия решений в ЕС достаточно быстро приведут в соответствие с новыми экономическими реалиями, а принцип "Европа разных скоростей" закрепится на институциональном уровне. Расслоение Евросоюза на несколько интеграционных эшелонов способствовало бы появлению дополнительных зон кооперации, служащих "мостиками" от Европейского союза (его основного ядра) к Евразийскому союзу. Реализация дифференцированной модели разноскоростной интеграции заложила бы основу нового мегапроекта с опорными точками в Париже, Берлине, Варшаве, Киеве и Москве". "Пока, впрочем, такой сценарий выглядит чисто гипотетическим. Другой вариант предполагает затягивание процесса переформатирования ЕС, при котором Берлину придется идти на уступки партнерам по второстепенным вопросам. Вероятно, одной из жертв окажется курс в отношении России и стран постсоветского пространства. Именно на восточном направлении симулякр единой внешней политики Евросоюза имеет шанс продлить свою жизнь. Тогда застой в отношениях между Москвой и претерпевающим внутреннюю трансформацию Европейским союзом затянется на годы", - отмечает эксперт.

Он уверен, что Европа будет заведомо неспособна всерьез обсуждать с Москвой вопросы стратегического партнерства. Кроме того, решительная активизация российской политики в АТР рано или поздно заставит страны ЕС по-новому взглянуть на перспективы взаимоотношений с крупнейшей страной Евразии. Вместе с тем, "третий вариант развития российско-европейских отношений может быть связан с резким обострением военно-политической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, а также с его долгосрочными геополитическими и геоэкономическими последствиями". "Они связаны с перспективой перекройки государственных границ на Ближнем и Среднем Востоке, потоками беженцев, борьбой Турции за реализацию амбиций регионального гегемона в Восточном Средиземноморье, в Закавказе и в Средней Азии, угрозой возрождения исламского халифата. Таким образом, осознание общности угроз Россией и Европой является одним из самых мощных стимулов сближения этих государств", - говорит Мурат Лаумулин.

Он отмечает, что как предполагают западные специалисты, в будущем неизбежно возникнет следующий вопрос: должна ли Россия присоединиться к Евросоюзу? Плюсы включают возможность для россиян свободно путешествовать, учиться и работать в странах ЕС. Минусы будут связаны с тем, что России придется не только разрешить европейским корпорациям свободу торговли и инвестиций на своей территории, но и обеспечивать защиту прав, несмотря на возражения их российских конкурентов и общественное мнение.

"Хотя приобретение европейскими фирмами с качественным менеджментом плохо управляемых российских компаний, замена их руководства и полная реорганизация отвечают долгосрочным интересам страны, это, несомненно, окажется очень болезненным для некоторых категорий россиян (особенно высокопоставленных управленцев)". "Но даже если Россия захочет присоединиться к ЕС, это не означает, что Европейский союз согласится. Латентный страх перед Москвой сохраняется в некоторых странах Восточной Европы, поэтому они будут стремиться блокировать интеграцию. Так, Евросоюз, вероятно, будет ожидать от России, стремящейся вступить в ЕС, поддержки демократических преобразований в Белоруссии; сокращения военного присутствия в Калининграде и вывода войск из Приднестровья; усилий, направленных на разрешение приднестровской проблемы и воссоединение региона с Молдавией; содействия признанию Сербией независимости Косово и нормализации отношений между ними; отказа от идеи особой зоны российского влияния, включающей бывшие западные советские республики (Прибалтика, Белоруссия, Украина и Молдавия)", - рассуждает специалист КИСИ.

Но при этом - отнюдь не факт, что Россия захочет принять условия участия в ЕС, которые, без сомнения, выдвинет Евросоюз. Однако совершенно очевидно, что ЕС не изменит существующие нормы, чтобы выполнить пожелания Москвы. Соперничество между Москвой и Брюсселем все больше сводится к вопросу о том, сумеет ли Россия закрепить свой стратегический статус главной добывающей державы олигополией в области распределительных сетей.