Ануш Левонян: Встреча Путин-Саргсян на фоне "конструктивного хаоса" на Ближнем Востоке
8 августа президент Армении Серж Саргсян прервет свой краткосрочный отпуск, который он, по данным армянских СМИ, проводит в Германии, и, по приглашению президента России Владимира Путина, направится в Москву.
Независимо от официальной повестки встречи, местные наблюдатели однозначно связывают этот визит со стремлением российской стороны прояснить позицию Еревана относительно возможного членства республики в будущем Евразийском союзе. При этом некоторые аналитики полагают, что согласие Армении имеет для Кремля настолько принципиальное значение, что Владимир Путин может на встрече оказать определенное давление, подняв такие вопросы, как тарифы на российский газ для Армении и возможность предоставления кредита до миллиарда долларов. Это очень актуально для Армении, социально-экономическая ситуация в которой остаётся незавидной и способной сильно сказаться на ходе начинающейся осенью президентской предвыборной кампании. Тем более, что в затылок власти дышит партия "Процветающая Армения", руководимая экс-президентом Робертом Кочаряном и постоянно подчеркивающая свою евразийскую ориентацию. С другой стороны, согласие на вступление в Евразийский союз, как считается, может затормозить процесс евроинтеграции Армении, негативно скажется на переговорах о Соглашении по зоне свободной торговли с ЕС и облегчению визового режима.
Несомненно, интеграционная проблематика займет на переговорах значительное место. Однако необходимо уточнить, в каком именно контексте она будет обсуждаться. Любопытно в этой связи отметить заявление армянского совета Международного европейского движения (European Movement International), штаб-квартира которого находится в Брюсселе. Отмечая безальтернативный характер евроинтеграци для Армении, EMI указывает, что происходить она может и при посредстве Евразийского союза, поскольку не менее важна также "интеграция с постсоветскими странами, имеющими схожую с Арменией систему ценностей". Смысл документа сводится к тому, что обещанная российским президентом "зона свободной торговли от Лиссабона до Владивостока" автоматически поможет и дальнейшему сближению Армении с ЕС.
Это - весьма интересный поворот темы. Создается впечатление, что на уровне экспертных кругов в ЕС начинают задумываться, стоит ли в обозримой перспективе слишком уж тесно интегрироваться с проблемными постсоветскими регионами (к которым, без всякого сомнения, относится сегодня и Закавказье), и не лучше ли попытаться переложить ответственность за ситуацию здесь на Москву. С каждым днем становится всё очевиднее, что очень скоро Закавказью может понадобиться гарант сохранения стабильности. Очевидно, что Россия может выступить в качестве такого гаранта, куда успешнее переживающего совсем не лучшие времена Евросоюза. При этом стабильное Закавказье, по территории которого идут на Запад всё возрастающие энергопоставки, пусть даже с сохранением здесь широкого российского влияния, для ЕС крайне важно, если учесть, какая судьба уготована в ближайшее время Ближнему и Среднему Востоку.
На днях в Турции сопредседатель курдской Партии демократического строя Ахмед Тюрк, комментируя события в Сирии и стремление сирийских курдов к суверенизации, заявил: "Пусть каждый знает, что все четыре части Курдистана объединятся. У нас есть возможность иметь свободное будущее". Напомним, что "четыре части Курдистана" - это населенные курдами регионы Турции, Сирии, Ирака и Ирана. В случае их объединения возникнет государство с более чем 30-миллионным населением, сопоставимое по территории с Францией. Также напомним, что карта такого государства уже существует, являясь частью небезызвестного американского проекта "Большого Ближнего Востока".
В ноябре 2006 года канадская газета Global Research произвела сенсацию, приоткрыв завесу тайны над планами ближневосточной переформатировки. По данным издания, автором термина "Большой Ближний Восток" была госсекретарь США Кондолиза Райс, которая и презентовала идею летом того же года в Тель-Авиве. "Проект, на разработку которого ушло несколько лет, сводится к созданию дуги нестабильности, хаоса и насилия, которая должна протянуться от Ливана, Палестины, до Сирии, Ирака, Персидского Залива, Ирана вплоть до границ Афганистана, где расположены натовские гарнизоны", указывала канадская газета. Для этого необходимо состояние "конструктивного хаоса", который подразумевает "сохранение состояния насилия и вооруженного конфликта на территории всего региона", что будет использовано США, Великобританией и Израилем для перекраивания карты Ближнего Востока в соответствие с их геостратегическими нуждами и задачами". И весьма симптоматично, что данный проект начал постепенно реализовываться именно после того, как летом того же 2006 года вступил в строй нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (Турция), то есть Закавказье стало превращаться в "регион-дублер", призванный со временем взять на себя часть транспортно-энергетических функций Ближнего Востока. Как известно, с того времени транспортно-энергетическая инфраструктура Закавказья еще более развилась и расширилась, её геополитическое значение заметно возросло, особенно с учётом многочисленных новых проектов, находящихся в стадии реализации.
Возможно, не без учета этого обстоятельства авторы идеи "конструктивного хаоса" пришли к выводу, что настало время осуществить свою задумку. Во всяком случае, развитие событий именно об этом и свидетельствует: "арабская весна"; война в Сирии, чреватая не только расчленением самой Сирии, но и сулящая огромные проблемы для Турции; обострение обстановки вокруг иранской ядерной программы; рост нестабильности в Ираке, на Аравийском полуострове и в Афганистане, что уже начинает воздействовать на положение в сопредельных среднеазиатских странах...
Непонятно, почему Евросоюз в подобной ситуации должен стремиться взять на себя ответственность за положение в Закавказье, которое расположено впритык к охваченным фрустрацией огромным территориям. Это потребует огромных ресурсов и усилий - при том, что конечный результат недостаточно очевиден. Между тем, Россия ни при каких обстоятельствах не может избежать ноши такой ответственности - излишне говорить, какими последствиями для Северного Кавказа чревато распространение ближневосточной нестабильности на постсоветские страны региона. Поэтому нельзя исключить, что Европа, на самом деле, была бы даже рада вхождению той же Армении в Евразийский союз. Это позволит и лицо сохранить (мы вас к себе звали, но вы предпочли русских), и минимизировать собственные затраты и усилия.
Не исключено, что этот аспект будет в той или иной мере затрагиваться в ходе переговоров российского и армянского президентов. И одновременно несомненно, что основное внимание будет уделено обоими лидерами вопросам безопасности и расширения армяно-российского военно-политического сотрудничества. Связанная с этим многосторонняя проблематика (включая, в частности, проведение в сентябре в Армении масштабных учений Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ) очень быстро актуализируется. Быстро настолько, что на её фоне разговор о сроках и формах привлечения Армении к Евразийскому союзу, не теряя своего общеполитического значения, в какой-то мере отодвигается на периферию всего комплекса двусторонних отношений.
Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Выживший в авиакатастрофе под Актау рассказал о храбрости бортпроводницы
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- В России объяснили попытки Франции начать переговоры с Москвой по Украине