По просьбе ИА REGNUM о новых тенденциях, касающихся зарубежного исламского образования северокавказской молодежи, рассказал эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев (Махачкала).

Евроислам - это понятие, на которое все чаще ориентируются мусульмане Северного Кавказа, желающие получить религиозное образование за границей. Причины этого понятны. Во-первых, ситуация в арабских странах, где выходцы с Кавказа ранее предпочитали учиться, становится все менее стабильной. Во-вторых, те, кто возвращается на Кавказ после учебы в арабском мире, у себя дома сразу становятся пополнителями всевозможных "списков", "диссидентами" и т.д. Это вещи, которые нельзя отрицать в силу их очевидности. Поэтому молодежь все больше предпочитает образование в исламских центрах за пределами арабского мира, в том числе в Европе.

И на этом пути востребованным оказывается Косово, где сейчас заметно оживлены исламские процессы. Точное количество студентов северокавказских республик, обучающихся в духовных центрах Косово и других частей Европы, пока определить невозможно, потому что отсутствует учет выезжающих для получения исламского образования. Но такая работа нами ведется и довольно скоро мы получим первые статистические ориентиры, основанные на данных диаспоральных организаций, а также посредством взаимодействия с общественными и религиозными объединениями и, конечно же, через самих обучающихся студентов.

Отмечу, что из выезжающих на учебы в исламские центры Европы возвращаются на родину далеко не все. Приведу всего лишь один пример. Дагестанец Физули после окончания светского вуза в Дагестане выехал в Албанию и, получив там исламское образование, переехал во Франкфурт-на-Майне (Германия), где успешно реализовал свой потенциал среди турецкой общины города. Разумеется, о возвращении и не думает. И подобных примеров много.

Что касается Косово, то обучение идет там по самым разным направлениям ислама: и в рамках салафизма, и в рамках суфизма и даже шиизма. Так, группа северокавказских студентов, обучающихся в Исламском центре в косовском городе Пуджева, являются последователями традиционного ислама и учения местного суфийского шейха Мухаммада Ходжи. Этот известный проповедник первым на постюгославском пространстве начал работу, направленную на рост среди жителей Косова влияния суфийских тарикатов (направлений) шазалийа и кадирийа, которые также весьма популярны на северо-восточном Кавказе.

А в другом косовском городе, Призрен, который известен как "город минаретов" из-за большого количества мечетей, функционируют несколько образовательных учреждений салафитского толка, в которых также представлены студенты из числа северокавказской молодежи. Позиции салафизма здесь стали укреплятся в основном после начала масштабных столкновений косовских албанцев с сербскими вооруженными силами. Отмечу, что именно после того, как албанские беженцы из Косово направились в Албанию, Македонию и Черногорию, в этих странах укоренились и по сей день присутствуют довольно мощные салафитские общины.

Интерес исламской молодежи Северного Кавказа, особенно Дагестана, к Косово может быть объяснен и определенными сходствами между этими двумя регионами. У нас в Дагестане после военных событий 1999 года начались серьезные процессы, ориентированные на рост религиозного самосознания и религиозной идентичности местного населения. Для Косово 1999 год, в котором Сербию вынудили вывести оттуда свои войска, тоже ознаменован началом масштабных религиозных перемен. Как и Дагестан, Косово - один из самых бедных регионов в Европе: более половины его населения живут за чертой бедности. Несмотря на то, что край богат минеральными ресурсами, основной отраслью экономики, как и в Дагестане, является сельское хозяйство. Так же, как и здесь у нас, там очень высокий показатель безработицы.

Разумеется, есть на Балканах и ощутимое влияние арабского мира, растут и радикальные религиозные взгляды, особенно среди молодежи на тех территориях, где очень активизирована деятельность ваххабитских братств. Такие братства влияют на ситуацию в мусульманских общинах Санджака (юго-западная Сербия), Черногории, Боснии и Герцеговины, Косово. Они проповедуют идеи балканской исламской революции, нацеленной на подготовку плацдарма для масштабного наступления вглубь Европы, где постепенно увеличивается влияние мусульман.

Свою обеспокоенность выездом российской молодежи в зарубежные исламские образовательные центры не раз высказывали российские чиновники. Генпрокурор России недавно заявил, что в 2011 году только из Дагестана в зарубежные религиозные центры выехало учиться 100 человек, а за последнее десятилетие их число превысило 1,5 тысяч. Здесь необходимо сделать поправку о том, что речь идет только об установленных, учтенных фактах, на самом же деле цифры гораздо выше. Нет законодательства, регламентирующего эти процессы, сегодня молодые люди могут в качестве туристов выехать в любую страну и остаться там. С другой же стороны, в России нет того сегмента образования, который сегодня востребован мусульманской молодежью, что, собственно, и подталкивает ее к выезду.