Джамиль Гасанлы: Подписание Карсского договора 13 октября 1921 года
ИА REGNUM завершает публикацию серии статей доктора исторических наук, профессора университета "Хазар" (Баку) Джамиля Гасанлы "Карсский договор и завершение оформления границ между Турцией и советскими республиками Южного Кавказа", предыдущая часть которой "Открытие Карсской конференции 26 сентября 1921 года" была размещена на нашем сайте 12 января 2012 года (http://regnum.ru/news/polit/1487130.html)
Несмотря на целый ряд расхождений во мнениях и споры, основы взаимоотношений между Турцией и республиками Южного Кавказа нашли свое отражение в Карсском договоре, который и был подписан 13 октября 1921 года в 14.00 час. Договор, состоящий из 20 статей и трех приложений был при участии Советской России был заключен между Турцией и советскими республиками Азербайджаном, Грузией и Арменией. В его преамбуле указывалось: "Правительства Социалистической Советской Республики Армении, Азербайджанской Социалистической Советской Республики и Социалистической Советской Республики Грузии, с одной стороны, и Правительство Великого Национального Собрания Турции - с другой, разделяя принципы братства наций и право народов на самоопределение, воодушевляемые желанием установить между ними постоянные сердечные взаимоотношения и непрерывную искреннюю дружбу, основанную на взаимных интересах обеих сторон, решили приступить к переговорам при участии Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в целях заключения Договора о дружбе" (Полный текст Договора опубликован: Документы внешней политики СССР. Т. IV, М., 1960, С.420-429).
В первый же статье договора обе стороны признали "отмененными и не имеющими силы договоры, заключенные между государствами, ранее осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории Договаривающихся сторон, и касающиеся вышеупомянутых территорий, а равно и договоры, заключенные с третьими державами и касающиеся Закавказских Республик". Тут же была сделана оговорка о том, что настоящая статья не применяется в отношении Московского договора, заключенного между кемалистской Турцией и большевистской Россией 16 марта 1921 года.
Во второй статье договора отмечалось, что под понятием Турция подразумеваются территории, включенные в Национальный Пакт (Misak-ı Milli) от 28 января 1920 года, провозглашенный Оттоманской Палатой депутатов в Константинополе, доведенный до всех государств и опубликованный в печати. Договаривающиеся стороны согласились "не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою одна из них". В силу этого Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербайджана и Грузии согласились "не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленной ныне ее Великим Национальным Собранием". Эта статья означала непризнание всеми тремя южно-кавказскими республиками Севрского договора от 10 августа 1920 года, а Армения в свою очередь соглашалась на суверенитет Турции в границах, предусмотренных Национальным Пактом (Misak-ı Milli). По мнению турецкого историка-дипломата Джандана Азера, это означало отказ от претензий на мифическую "Великую Армению", которую армяне лелеяли, памятуя Севрский договор (Candan Azer. Babadan Oğula Güney Kafkasya. Türkiye - Güney Kafkasiya İlişkileri. İstanbul, 2011, S.304-305).
В третьей статье все три закавказские республики, "признавая режим капитуляций несовместимым со свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считали потерявшими силу и отмененными всякого рода функции и права, имеющие какое-либо отношение к этому режиму".
В четвертой статье определялась пограничная линия между Турцией и южно-кавказскими республиками: "Северо-Восточная граница Турции (согласно карте Русского Генерального Штаба масштабов 1/21000-5 верст в дюйме) определяется линией, которая начинается у деревни Сарп, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедис-Мта, линию водораздела горы Шавшет гору Канин Даг, она следует затем по старым северным административным границам Арданского и Карского санжаков по тальвегу рек Чай и Арак устья Нижнего Карса-Су". Подробное описание границ нашло свое отражение в приложениях І и ІІ и прилагаемой карте, подписанной обоими договаривающимися сторонами. При этом в договоре отмечалось, что "в случае разногласия между текстом договора и картой, решающее значение придается тексту".
Пятая статья договора вслед за Московским договором подтверждала особый статус Нахичевани в составе Азербайджана: "Правительство Турции и Правительства Советских Армении и Азербайджана согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении III настоящего Договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана". Исходя из этой статьи, Армения признавала протекторат Азербайджана над Нахичеванью, а Азербайджан, в свою очередь, принимал на себя эту ответственность. Вместе с тем, условие "не передавать этот протекторат никакому третьему государству", закрепленное в третьей статье Московского договора, не было включено в Карсский договор. В приложении ІІІ договора, озаглавленном "Территория Нахичевани", границы области определены следующим образом: "Деревня Урмия - отсюда по прямой линии - станция Араздаян (оставляя ее за Социалистической Советской Республикой Армении - затем по прямой линии к горе Даш-бурун западной (3142) - линия водораздела горы Даш-бурун восточной (4108) - проходит через реку Джаанам-дараси к югу надписи "Родн." (Булак) (юж.) - следует по линии водоразделов горы Багарсых (6607 или 6587) и отсюда следует по административной границе прежнего Эриванского округа и уезда Шаруро-Даралагез через высоту 6629 к горе Кемурлю-даг (6839 или 6930) и отсюда к высотам 3080 - Саят-даг (7868) - деревня Курт-Кулаг (Кьюрт-Кулаг) - гора Гамесур-даг (8160) - высота 8022 - Кюки-даг (10282) и восточная административная граница прежнего Нахичеванского округа".
Шестая, седьмая и восьмая статьи Карсского договора касались территориально- пограничных вопросов между Турцией и Грузинской ССР. Согласно шестой статье, Турция согласилась "уступить Грузии сюзеренитет над городом и портом Батума и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. 4 настоящего договора, и составляющей часть Батумского округа, при условии, что 1) население местностей, указанных в настоящей статье, будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении, обеспечивающей каждой общине ее культурные и религиозные права, и что населению будет предоставлена возможность установить в указанных местностях земельный закон, соответствующий его пожеланиям и 2) Турции будет предоставлен свободный транзит всех товаров, отправляемых в Турцию или из нее, через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких либо задержек и без обложения их какими бы то ни было сборами, с предоставлением Турции права пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов". В связи с этим было принято решение, что для реализации этой статьи немедленно после подписания настоящего договора будет образована специальная комиссия из представителей договаривающихся сторон. В седьмой статье Турция и Грузия обязались облегчить жителям пограничной зоны переход границы, с условием соблюдения таможенных, полицейских и санитарных правил, которые будут установлены по этому поводу Смешанной Комиссией. В восьмой статье правительства Грузии и Турции принимали во внимание необходимость для жителей пограничных областей обеих стран пользоваться летними и зимними пастбищами, находящимися по другую сторону границы.
Девятая статья определяла международный статус Черного моря и Проливов. Дабы обеспечить открытие Проливов и свободное прохождение через них для торговых сношений всех народов, Турция и Грузия согласились передать окончательную выработку международного статуса Черного моря и Проливов особой Конференции из делегатов прибрежных стран, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как ее безопасности, включая бывшую столицу Оттоманской империи - Стамбул.
В статье десятой договаривающиеся стороны согласились не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны, или часть ее территории, равно как и пребывание групп, имеющих целью борьбу с другим государством. Аналогичная статья содержалась также в Московском договоре. Каждая сторона была заинтересована в закреплении в договоре такой статьи, так как на территории России в это время находились ряд руководителей правительства Оттоманской империи во главе с военным министром Энвер-пашой, который претендовал на власть в Турции, а на территории Турции - низложенные лидеры Азербайджанской Демократической Республики во главе с М.Э.Расулзаде.
Одиннадцатая и двенадцатая статьи договора предусматривали, распространение всех прав и обязанностей на граждан договаривающихся сторон, находящихся на территории другой стороны, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены; применение режима наибольшего благоприятствования к гражданам каждой из договаривающихся сторон. Тринадцатая статья давала возможность всякому жителю территорий, составлявших до 1918 года часть России и над которыми признан суверенитет Турции, выйти из турецкого гражданства, свободно покинуть Турцию и взять с собою свои вещи и свое имущество или их стоимость. Такое же право предоставлялось жителям территорий, суверенитет над которыми Турция уступала Грузии. Статьи четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая предписывали: заключить в шестимесячный срок специальное соглашение о беженцах войн 1918-1920 годов, объявить немедленно полную амнистию гражданам другой стороны за преступления и проступки, совершенные вследствие войны на Кавказском фронте, в двухмесячный срок осуществить водворение на родину бывших военных и гражданских пленных. Статьи семнадцатая, восемнадцатая и девятнадцатая касались вопросов восстановления железных дорог, телеграфных и других средств сообщения, торговых, экономических и финансовых вопросов, обязательства в трехмесячный срок заключить консульские конвенции. Статья двадцатая устанавливала, что правительства Турции, Армении, Азербайджана и Грузии должны ратифицировать Карсский договор и обмен ратификационными грамотами должен состояться в Эривани в возможно короткие сроки. Договор от имени правительства Армении подписали Асканаз Мравян и Погос Макинциан, от имени правительства Азербайджана - комиссар Рабоче-Крестьянской Инспекции Бехбуд Шахтахтинский, от имени правительства Грузии - Шалва Элиава и Александр Сванидзе, от имени правительства РСФСР - Яков Ганецкий, от имени правительства Турции - Кязым Карабекир-паша, Вели-бей, Мемдух Шевкет-бей и Мухтар-бей. В ряде случаев Карсский договор повторял статьи Московского договора. Однако, несмотря на это, Московский и Карсский договоры знаменовали собой начало новой эры в турецко-российских отношениях. Этот благополучный период, с короткими перерывами, длился до окончания Второй мировой войны.
Карсский договор рассматривался в Анкаре как важная победа турецкой дипломатии. Открывая в 1922 году третье заседание ВНСТ, Мустафа Кемаль-паша сказал: "13 октября мы подписали договор в Карсе с Азербайджаном, Грузией и Арменией, основываясь на Московском договоре. Этот договор юридически закрепил наше нынешнее положение на Востоке и стал реальностью, указывающей на невозможность реализации Севрского договора" (Atatürk'ün Söylev ve Demeçleri. I-III, Ankara, 1989, S.247). Вместе с Московскими российско-турецкими соглашениями, Карсский договор лишил претензии на образование "Великой Армении" дипломатической и правовой, навечно превратив эту идею в несбыточные мечты. 1 марта 1922 года Мустафа Кемаль-паша, выступая в Великом Национальном Собрании, сказал: "То, что называли армянским вопросом и что, находясь за пределами истинных интересов армянского народа, должно было служить экономическим интересам мирового капитализма, нашло самое правильное решение в Карсском договоре" (Atatürk'ün Söylev ve Demeçleri. I-III, Ankara, 1989, S.248).
Нахичеванский край, длительное время становившийся мишенью политики дашнаков и большевиков, приобрел международный статус, оставаясь частью территории Азербайджана. Карсский договор раз и навсегда положил конец всяким инсинуациям и кризисам, возникавшим в отношении Нахичевани после советизации Армении. Статус Нахичевани становился непоколебимым с какой-либо стороны, будь то Армения или даже Советский Азербайджан. Карский договор стал в судьбе Нахичевани самым надежным международно-правовым гарантом. Комментируя положения договора, касающиеся Нахичевани, турецкая газета "Tevhid-i Efkar" писала, что "наконец по Карскому договору передача Нахичеванского района под протекторат Азербайджана обеспечила налаживание связей Турции с этой братской и дружественной республикой" (Пресса о Карсской конференции. Ноябрь, 1921 // Коллекция документов ГААР). Печать армянской диаспоры в Европе выражала обеспокоенность по поводу передачи Нахичевани Азербайджану. Армянские комментаторы считали, что этим договором Турция, присовокупив Карс, Ардаган и Сурмали, завоевала Армению и весь Южный Кавказ. Армянская газета "Жоговорти дзайны" в связи с Карсским договором писала: "Захват Карса и Ардагана, образование Нахичеванской автономии, отделение армянских областей Карабах и Зангезур от Армении поощрили новые претензии Азербайджана к Армении. Армения была лишена всех экономических средств и политического развития, у нее отняли уголь Олты и леса Сарыкамыша" (Пресса о Карсской конференции. Ноябрь, 1921 // Коллекция документов ГААР).
После заключения Карсского договора были осуществлены некоторые изменения в системе административного управления Нахичеванским краем и проведен ряд организационных мероприятий. Еще за два дня до подписания договора, 11 октября на заседании Организационного и Политического Бюро Нахичеванского краевого комитета АКП (б) был образован Совет Народных Комиссаров, в составе которого была предусмотрена должность комиссара иностранных дел. На этот пост был назначен заместитель председателя СНК Аббас Гадимов (Протокол №49 заседания Оргбюро и Политбюро Нахч. Крайкома АКП(б). 11.10.1921 // Коллекция документов РГАСПИ). После его поездки в Тифлис в декабре 1921 года должность комиссара иностранных дел в составе Нахичеванского СНК уже была упразднена. На заседании Нахичеванского СНК 18 декабря состав Совнаркома был заново пересмотрен и некоторые комиссариаты были объединены по причине ограниченности территории края. 21 декабря 1921 года, вернувшийся из командировки в Кавбюро ЦК РКП(б) А.Гадимов доложил на заседании Президиума Нахичеванского Крайкома, что председатель Кавбюро Г.Орджоникидзе и секретарь Фигатнер серьезно обеспокоены "фактической оторванностью Нахичевани от Центра". Они рекомендовали Нахичевани поддерживать тесные связи с Центром, т.е. с Кавбюро. С учетом этих пожеланий А.Гадимов предложил усилить связи с Кавбюро путем направления туда докладов и отчетов, подняв, таким образом, авторитет Нахичеванской республики. Что же касается идеи создания федерации южно-кавказских республик, то А.Гадимов сообщил что, этот вопрос приостановлен до созыва съезда Советов (Протокол № 61 заседания Оргбюро и Политбюро Нахичеванского Крайкома АКП(б). 21.12.1921 // Коллекция документов РГАСПИ).
Состоявшийся в декабре 1922 года I Закавказский съезд Советов принял решение об образовании Нахичеванской автономии в составе Азербайджанской ССР. Исходя из этого, Кавказский краевой комитет РКП(б) в январе 1923 года обсудил Нахичеванский вопрос и принял следующее решение: "Предложить ЦК АКП(б) на основании решений Закавказского съезда Советов превратить Нахичевань в автономную область". 27 февраля 1923 года III Нахичеванский съезд Советов принял решение о вхождении Нахичеванской ССР в состав Азербайджана на правах автономии. С учетом этого решения состоялось обширное обсуждение Нахичеванского вопроса на V съезде АКП(б), открывшемся в марте 1923 года. Там же было отмечено, что нахождение до последнего времени такой большой территории как Нахичеванская республика под протекторатом Азербайджана не соответствовало целому ряду требований, и поэтому было бы правильно признать Нахичевань составной частью Азербайджана в качестве автономной единицы. Состоявшаяся в июне 1923 года III сессия пленума ЦИК второго созыва отреагировала на обращение съезда Советов Нахичевани и подготовила Положение о Нахичеванской автономной республике, в котором было записано, что ЦИК Азербайджанской ССР, признавая тюрков коренным населением Нахичевани, объявляет эту территорию автономной частью Азербайджанской ССР и решает именовать ее, как Нахичеванская АССР Азербайджанской ССР.
Столь радикальные перемены в статусе Нахичевани сильно обеспокоили Турцию. Анкара опасалась, что в советской политической системе такие изменения могут вывести Нахичевань из-под Азербайджанского протектората, чему Турция противилась на протяжении Московской и Карсской конференций. Поэтому, правительство Турции выступило с протестом против нарушения Азербайджаном статьи, касающейся Нахичевани. 17 августа 1923 года коллегия НКИД СССР обсудила сложившееся положение и составила инструкции для своего представителя на Южном Кавказе. Следуя этой инструкции, республики Южного Кавказа в международных договорах и вопросах внешней политики союзных стран должны были придерживаться директив НКИД СССР (Протокол заседания коллегии НКИД. 17.08.1923 // Коллекция документов РГАСПИ).
Инструкции НКИД с небольшими изменениями были утверждены на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 23 августа. Можно сказать, что все пункты инструкции были связаны с противоречивыми моментами, всплывшими в отношениях между Турцией и республиками Южного Кавказа. В ряду этих противоречий отмечается Нахичеванский вопрос и после протестов со стороны Турции Г.Чичерин писал И.Сталину и другим членам Политбюро: "По Московскому и Карсскому договорам Нахичевань является автономной территорией под покровительством Азербайджана. Турецкое правительство узнало, что решением ЦИК Азербайджанской Республики Нахичевань превращена в часть Азербайджанской территории, что противоречит договорам с Турцией. Все наши письма и телеграммы, отправленные по этому поводу в Тифлис, остались без ответа, Когда в Москву приехал тов. Орджоникидзе, я ему по этому поводу написал и теперь из Берлина я получил от него ответ, что съезд Нахичеванского края объявил себя нераздельною частью Азербайджана и что он в данное время на правах уезда. Тов. Орджоникидзе прибавляет, что против этого не возражал, полагая, что Нахичевань имеет на это право. Это, к сожалению, неправильно. Если по договору какая-либо территория имеет известный статус, ее статус не может быть изменен без соглашения между договаривающимися сторонами. Люксембург, например, не мог быть аннексирован ни Германией, ни Францией, ни Бельгией каково бы ни было желание самого Люксембурга. Итак, в данном случае действительно произошло нарушение наших договоров с Турцией. Я не вижу, почему нельзя объявить Нахичевань автономной областью, что в сущности фактически будет не особенно сильно отличаться от ее положения, как уезда" (Письмо Г.Чичерина И.Сталину. 21.08.1923 // Коллекция документов РГАСПИ). После этого письма, по представлению Г.Чичерина и Н.Нариманова вопрос "О Нахичевани" был вынесен на обсуждение Политбюро ЦК РКП(б) 23 августа 1923 года. В принятом решении предложения Г.Чичерина были учтены и секретариату ЦК было поручено "урегулировать Нахичеванский вопрос с Закавказским Крайкомом" (Протокол № 27 заседания Политбюро ЦК РКП(б). 23.08.1923 // Коллекция документов РГАСПИ). После этого ЦИК Азербайджана вновь вернулся к Нахичеванскому вопросу и принял решение образовать в составе Азербайджанской ССР Автономную Советскую Социалистическую Республику. 8 января 1924 года Закавказский Центральный Исполнительный Комитет одобрил решение ЦИК Азербайджана об образовании Нахичеванской АССР и 9 февраля того же года ЦИК Азербайджана издал соответствующий Декрет. Таким образом, все споры вокруг Нахичеванского вопроса были улажены.
Итак, с точки зрения послевоенных международных отношений и отказа Турции от выполнения условий Севрского договора, подписание Карсского договора вслед за Московским договором явилось важным шагом в направлении ослабления позиции стран Антанты в отношении кемалистской Турции, подтвердило продолжение кризиса Версальской системы, открыло путь к признанию новой - кемалистской Турции другими странами мира, в первую очередь победителями Первой мировой войны. Подписание при участии РСФСР договора с южно-кавказскими республиками имело для Турции важное значение и ознаменовало большой успех ее восточной политики. Признание четырьмя соседними странами ее границ, отмеченных в Национальном Пакте (Misak-ı Milli), укрепило внутреннее и международное положение Турции. Для Советской России участие в Карсской конференции означало не только укрепление ее роли в международных отношениях, но и закрепляло позиции Москвы на Южном Кавказе. Карсский договор стал первым международным документом, который подписали вновь образованные советские республики Южного Кавказа. Для Баку, Еревана и Тбилиси было престижно значиться стороной межгосударственного договора с Турцией при участии Советской России, которые набирали политический вес в мире.