Экономическая причина и "жертва ценностями"

В последнее время в Литве остро критикуется проводимая президентом Далей Грибаускайте внешнеполитическая линия в отношении Белоруссии и ее лидера Александра Лукашенко. Грибаускайте критикуют за потерю ценностных ориентиров, когда она "делает реверансы" "последнему диктатору Европы". Как известно, не совсем "выездной" Лукашенко незадолго до президентских выборов в Белоруссии гостил с официальным визитом в Вильнюсе. Но больше всего литовскому руководителю досталось за ее официальный визит в Минск буквально накануне президентских выборов, которые, как известно, окончились репрессиями против других кандидатов и оппозиции в целом. Тем более, что свой визит в Минск президент Литвы сопровождала многих шокирующими словами, что Лукашенко - "гарант стабильности" в регионе. После этих слова и подавления белорусской оппозиции на Грибаускайте легло пятно человека, "поддержавшего диктатора", поправшего "демократические ценности".

Но даже после того, как Лукашенко ее "подвел", подавив оппозицию и пересажав соперников в борьбе за президентское кресло, Грибаускайте предпочитает оставаться в тени и не выступает ни с какими резкими заявлениями, не клеймит Лукашенко, лишь слегка, ради приличия, иногда пожурит. Неужели ей безразличны "демократические ценности"?

Что бы значили эти слова Грибаускайте о Лукашенко как "гаранте стабильности"? Кому это и каким образом он гарантирует стабильность? Не Литве ли? Не будет ли дело обстоять таким образом, что президент Литвы жертвует "ценностями" ради "эгоистического", "прагматического" интереса литовского государства и его граждан? А если так, то в чем этот интерес?

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся для сравнения к годам правления предшественника Грибаускайте - Валдаса Адамкуса, прослывшего именно борцом за "ценности", прежде всего "демократические", пусть и "во вред практическому интересу" (как высказался однажды он сам: не все можно "продать за колбасу"). Как известно, Адамкус постоянно поддерживал "демократию" в регионе, посещал с этой целью то Виктора Ющенко, то Михаила Саакашвили, приглашал их к себе (ездил "распространять демократию" и в Молдавию), при этом несмотря на последствия такого внешнеполитического курса для интересов своей страны. Это известная установка Адамкуса, который, ради "ценностей", "морального принципа", как он это понимал, отказал Владимиру Путину в визите в Москву во время празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. В результате резко ухудшились литовско-российские отношения, отменен планировавшийся визит президента Путина в Вильнюс, литовская экономика ощутила последствия такого охлаждения отношений в полной мере. К Лукашенко Адамкус тоже в основном относился "принципиально" - как к "диктатору", которому не место за столом, за которым сидят поборники "демократии".

В этом плане Грибаускайте заняла совсем другую позицию: не то что отказалась от "ценностей", а - подчинила их "прагматическому" интересу Литвы. Саакашвили перестал быть частым гостем в Вильнюсе и даже не был приглашен на одно важное мероприятие, на которое были приглашены главы других государств. Или Грибаускайте не очень верит, что Саакашвили на самом деле светоч демократии в регионе, или просто не видит практической пользы от прежней тесной дружбы с маленькой далекой страной (ее давняя установка "не дружить с бедняками"): тогда ради чего стараться?

Другое дело - страна, в разы больше Литвы, лежащая в пятидесяти километрах от Вильнюса. Белоруссия, использующая для выхода к морю Литву, с соответствующими огромными потоками транзита. Огромный искусительный рынок для литовского бизнеса. Когда Лукашенко был в Вильнюсе, то заявил даже о планах строительства терминала сжиженного газа для Белоруссии на литовском берегу, а также о поставках "не российской" нефти танкерами через литовские терминалы (даже предварительные договоренности имели место). Представляете объемы дохода для маленькой Литвы? Особенно на фоне отсутствия транзита газа и нефти с российской стороны (этот шанс Литва упустила, когда-то проявив враждебное отношение к такой идее, чем, по словам члена Сейма Юлиуса Веселки, лишила себя возможности иметь курицу, несущую в бюджет "золотые яйца").

Страной правит Лукашенко и для литовского бизнеса - как на литовской, так и на белорусской - территории будет лучше, если президент Литвы будет "другом" президенту Белоруссии, лишь изредка и достаточно мягко журя его за слишком жесткие подавления "демократических свобод". Подло? Цинично? А мир вообще циничен. Про дружбу США, светоча демократии в мире, с диктаторскими режимами стран, обладающих нефтью, слышали? Только вместо слова "цинизм" придумали "прагматизм": чтобы благородно звучало.

Политическая составная: Лукашенко - щит Литвы против России

Тем не менее, вряд ли мы можем считать единственной причиной "лояльного" отношения Грибаускайте к Лукашенко - один лишь экономический интерес Литвы. Имеется и более глубокая политическая, если не сказать геополитическая причина такой "дружбы".

В Литве об этом уже начинают открыто говорить: только такой самовлюбленный и, значит, не желающий быть ни от кого полностью зависимым диктатор, как Лукашенко, - способен удерживать Белоруссию от того, чтобы она стала - юридически или по факту - Россией. Эта мысль витает за кулисами литовской политической элиты, которая ведет как бы двойную игру: для вида поддерживает "борьбу белорусской оппозиции за демократию", то есть с Лукашенко (уровень пресс-конференций оппозиционеров в Сейме, предоставление им трибуны в литовских СМИ, типографской базы для печатания их программ, предоставление места для белорусского Европейского института, изгнанного Лукашенко из Минска, и т.п.), а на самом деле исключает из своего лексикона антилукашенковскую лексику. В последнее время популярный на Западе ярлык "последний диктатор Европы" в речах литовских политиков не встретишь - в то время, как во времена Адамкуса его употребление было в ходу.

Более того, литовские СМИ то и дело начинают разоблачать "антилукашенковскую пропаганду" врагов белорусского президента, опровергая, скажем, утверждения о крахе белорусской экономики в результате девальвации белорусской валюты. В частности центральная газета Respublika постоянно печатает статьи с разоблачением якобы катастрофического положения в Белоруссии. В одном из репортажей разоблачены "мифы" о якобы пустых полках в белорусских магазинах. В другой статье высказывается мнение, что состояние литовской экономики, несмотря на финансовый кризис, гораздо хуже, чем белорусской, о чем свидетельствует сравнение международных рейтингов Литвы и Белоруссии: например, в то время как Литва, согласно последнему рейтингу Business Insider, включена в двадцатку самых неблагополучных стран мира, которым угрожает банкротство (14 позиция), Белоруссии там нет. "Почему нет Белоруссии?" - спрашивает газета и приводит мнение финансового аналитика Стасиса Якялюнаса: "Все кричат, что в Белоруссии все разваливается, что государс­тво обанкротилось. Я заглянул в отчет Международного валютного фонда и увидел, что в соседней стране макроэкономические пока­затели гораздо лучше, чем в Лит­ве. Самое важное, что долг Бело­руссии составляет только 22% внутреннего валового продукта, тогда как у нас этот показатель близок уже к 40%". "По его словам, не вполне ясно, за счет каких ресурсов экономика нашей страны будет развиваться в дальнейшем", констатирует Respublika. "Не из чего ей рас­ти. В Белоруссии хотя бы числен­ность населения остается стабиль­ной, тогда как у нас постоянно со­кращается, а значит, и налогов бу­дет поступать меньше. Придется брать в долг еще больше", цитируется мнение эксперта, почти не сомневающегося, что Литва обанкротится. Чем не "пролукашенковская" статья?

Уж не говорим о протестах той же Дали Грибаускайте, а также и других литовских руководителей против намерений Евросоюза ввести экономические санкции против Минска. Уж не говорим о прямо-таки прорыве в сближении Литвы и Белоруссии, после того, как были подписаны договоренности о безвизовом режиме между жителями обеих стран в 50-километровой пограничной зоне (в которую входит и Вильнюс). А уже звучат голоса политиков (один из лидеров литовских соцдемов парламентарий Витянис Андрюкайтис) в пользу безвизового режима для всех жителей Белоруссии и Литвы. Россиянам, чтобы вступить на землю Литвы, нужны визы, другое дело - братья-белорусы. Благо было общее Великое Княжество Литовское: премьер Андрюс Кубилюс как только лето - отправляется в Белоруссию на велосипеде посещать эти места "общей истории" (даже Лукашенко пригласил к нему присоединиться).

Так что же происходит? Почему такая дружба с Лукашенко и его режимом? Ведь пока он удостаивается такой поддержки, у оппозиционеров нет шансов. А нужно Литве, чтобы у них эти реальные (а не мифические) шансы были? У литовских политиков нет уверенности, что победа белорусской оппозиции не приведет к сдаче Белоруссии России. В то время, как пребывание Лукашенко у власти - гарантирует независимость Белоруссии как отдельного государства. Парадоксально? Отнюдь.

В пользу такой теории говорят, по мнению некоторых местных аналитиков, многие факты. Да, Лукашенко диктатор, но он не боится периодов "враждебности" с Россией: враждебность с Россией для него не только не страшна, а в каком-то смысле это условие его самоидентификации. Время от времени он будет делать антироссийские заявления, чтобы чувствовать свое значение и накачивать свое "я". А разве это плохо для Литвы? Это хорошо, иметь такого соседа, в качестве "щита" на Востоке.

Во-вторых, вспомним, как поступили в период враждебных России заявлений пресловутые белорусские оппозиционеры? Может, они наступили на горло собственной песне и, понимая "угрозу со стороны России" для их страны, поддержали Лукашенко в этом принципиальном вопросе? Ничего подобного. Как-то особой угрозы они не чувствуют и никогда о ней так, как говорит Александр Григорьевич, не говорили. Они радостно откликнулись на предложения России получить трибуну в российских СМИ, включая доступные для просмотра в Белоруссии российские телеканалы. И оттуда они "поливали Лукашенко грязью". Другое дело, что многие из них вскоре оказались у Лукашенко в застенках. Но о чем говорит такое их поведение. Не подозрительна ли дружба белорусских оппозиционеров с "путинской Россией"? Что будет, если они придут к власти?

Мы здесь лишь пытаемся изложить ход мысли - не всегда декларируемый - части литовской политической элиты, которая почему-то странным образом предпочитает не вступать в конфронтацию с "последним диктатором Европы" и даже называет его, устами президента Литвы, "гарантом стабильности в регионе". Теперь понятно, почему?

Есть в этой логике и другой аспект: демократия ведет к либерализму, а Лукашенко превратил Белоруссию в огромный, управляемый государством, колхоз во главе с председателем. Какую силу имеют в Белоруссии крупные международные корпорации? Пока что не они, а Лукашенко правит страной.

Но как только демократы придут к власти, они начнут делать то, что сделали в Литве - распродавать государственную собственность ("приватизировать"). И кто же будет первым, кто начнет "скупать Белоруссию"? Далекие тайванские компании? Первым будет русский - вот он, рядом - капитал (литовский капитал не сможет с ним тягаться) - он начнет править страной. Белоруссия если не номинально, то по факту станет Россией, с каким-нибудь ничего уже не значащим "демократически избранным" президентом-марионеткой из нынешних оппозиционеров, который не будет иметь никакой фактической - сравнимой хотя бы частично с лукашенковской - власти. Потому что погоду, под аплодисменты поздравляющего Белоруссию "с победой демократии" Евросоюза, будут диктовать российские корпорации, которые, имея нефтедоллары, скупят и захватят белорусскую экономику.

В то время как сегодня Лукашенко, а не какие-то корпорации - реальная власть: да, благодаря его диктаторским склонностям. Но это-то для Литвы и хорошо. Пока он при власти - до тех пор Литва может "спать спокойно" и не опасаться, что Россия возьмет ее "в клещи": подступит к ней вплотную и с другой стороны, а не только со стороны Калининградской области. При Лукашенко Литва имеет дело со своенравным, но независимым от Москвы правителем и белорусскими предприятиями, а при демократах она может иметь дело с "управляемыми из Кремля" российскими корпорациями и должна будет договариваться с Россией. Нужно ли дальше разворачивать скрытую логику, наблюдаемую в литовских политических кругах?

Конечно, трения между Вильнюсом и Минском будут - то же строительство АЭС в Белоруссии, очередная "посадка" очередного оппозиционера, на которую надо для приличия как-то отреагировать хотя бы на уровне второстепенного чиновника МИДа. Будут и колебания в отношениях. Но, не случайно названный "гарантом стабильности в регионе" (подкорректируем - стабильности Литвы на восточной границе), Лукашенко таковым для Вильнюса и останется. Амбиции "последнего диктатора Европы" - гарантия того, что Москве никогда не удастся "подмять" под себя главу государства, сделать из него "марионетку Кремля", он снова и снова будет лавировать между Москвой и Западом, тем самым оставаясь независимым игроком, а это нам и нужно - думают (не говоря вслух) в Вильнюсе. И продолжают тайно любить Александра Григорьевича.

Правда, последние новости в связи с девальвацией белорусского рубля и валютным кризисом несколько разрушают четко выстроенную желаемую схему: похоже, что зажатый в угол президент Белоруссии начинает сдаваться. Впрочем, многое еще зависит от России - в Литве считают (надеются), что ей не удастся отнять у Лукашенко в обмен на спасительную финансовую помощь главные его предприятия. Слова президента Белоруссии о том, что никаких "бандитских" приватизаций (со стороны России, кого же еще) он не допустит - не могут не ласкать литовское ухо и лишний раз подтверждают, что Лукашенко является "гарантом стабильности в регионе". А слухи о намерениях международных валютных фондов выделить - несмотря на все "репрессии диктатора" - Лукашенко помощь вызвали большую поддержку в Вильнюсе: литовские руководители призывают Запад спасать Лукашенко, то есть его экономику. Потому что - для уха Брюсселя - пострадают простые граждане, Белоруссия возьмет курс на Москву, и ЕС потеряет страну, занимавшую до сих пор независимую от России позицию (вот только насколько это, будучи актуальным для Вильнюса, актуально для Брюсселя).

Потому что - для собственного уха - в случае полного краха белорусской экономики и, как следствие, социального взрыва, "гарант" может слететь со своего трона, придет ставленник неизвестно кого из "оппозиционеров" (уж не из тех ли, кто рассыпался в комплиментах "путиновской" России и выступал по российскому телевидению?) и тогда уже "стабильности" для Литвы не жди. Так, нам кажется, думают в Вильнюсе. Какой сценарий будет осуществлен и на самом ли деле правильно рассчитывают литовские стратеги - покажет ближайшее время.