Казалось бы, что общего между электронным голосованием на выборах и очередной пропагандой нацистской свастики в эстонском городе Тарту? Но в политической жизни Эстонии все больше сходств с происходившим перед Второй мировой войной.

Тарту - второй по величине город Эстонии, здесь расположен университет, а потому этот город ассоциируется еще и с таким понятием как "тартуский дух" (Tartu vaim), то есть с духовностью и культурой. Сто лет назад Тарту был инкубатором национально-освободительных идей. Но еще до Второй мировой войны этот "дух" породил евгенику с явно расистским "привкусом", а в последние годы - интеллектуальный национализм.

В последние дни мая в Тарту, в районе Таммелинна на балконе двухэтажного особняка вывесили "инсталляцию" - флаг-ковер с изображением черной свастики на белом фоне в красной окантовке. Табличка на воротах дома гласит, что это - искусство и приглашает любопытствующих высказать свое мнение. Автор композиции - некто Калев Коду (Маа). "Выставка" открыта по адресу: ул. Пеэду, 13 и работает с 10.00 до 18.30.

Не успели СМИ отреагировать на эту национальную забаву, как журналисты рассказали о том, что в Тарту нападению подвергся молодой человек из Камеруна, учившийся в докторантуре Тартуского университета. Союз студенческих представительств Эстонии заявил в социальной сети Facebook, что студент и ранее становился жертвой нападений. В итоге чернокожий докторант решил завершить учебу в другом европейском городе.

Но полиция и власти в который раз поспешили заявить, что не стоит говорить о расизме. Прикрывшись этим, ни эстонский президент, ни даже ректор университета, не посчитали нужным выступить с заявлением. А помнится, как среагировал президент Франции Миттеран на поджог синагоги в его стране: это - не выпад против евреев Франции, это выпад против самой Франции! Эстония до такого политеса не доросла.

Неонацистский душок "Тартуского духа"

Давнее противостояние этого города со столицей - прагматичным Таллином, иначе говоря, духа и власти, известный эстонский писатель Юхан Смуул обозначил так: "Таллин - город-голова, а Тарту - город с головой". Тут игра слов - на эстонском столица переводится как "главный, головной город" (pealinn).

С восстановлением в 1991 году независимости Эстонии носители этого "духа" сумели занять ведущие позиции в государственной власти как раз в Таллине. Правительство многие годы возглавляет выпускник Тартуского университета Андрус Ансип, который вместе с экс-ректором этого университета и в бытность его министром обороны Яаком Аавиксоо привели страну к серьезному межэтническому противостоянию. Оба - главные режиссеры политического действа в 2007 году: осквернения захоронений советских воинов и переноса Бронзового солдата из центра Таллина на Воинское кладбище.

В столице, во властных структурах сегодня преобладают чиновники с дипломами этого же университета. А идеологическое обеспечение моноэтнической политики, ее иезуитски умелое в представлении самих эстонцев оправдание моноэтнизма, его циничное приспособление к демократии взяла на себя один из лидеров движения за восстановление независимости Эстонии - профессор Тартуского университета Марью Лауристин.

Кстати, ее заслуга и в том, что она подготовила новое, по форме - европейское, по сути - зараженное национализмом поколение журналистов Эстонии.

Так что прославившийся в XIX веке на всю Европу научными достижениями Дерптский (Юрьевский, ныне - Тартуский) университет теперь стал рассадником не только "вечного и разумного", но и общественно-политической автаркии, реваншизма, радикал-национализма, этнического превосходства.

И не приходится удивляться, что Тарту стал скандально известным из-за деятельности доморощенных скинхедов, время от времени терроризирующих "не той расы" студентов и преподавателей местного университета. А еще тут много лет жил и "работал" финский неонацист Ристо Микаэл Тейнонен, удостоенный даже государственной награды Эстонии.

В Тарту привязанность к нацистской символике демонстрировал несколько лет назад экс-министр юстиции, ныне министр культуры Рейн Ланг, кстати, однопартиец Андруса Ансипа. Свой день рождения он отметил в популярном тартуском пивном баре "Пюссироху", где стену украшал громадный красный стяг с черной свастикой в белом круге. Виновник торжества потом объяснял, что речь - о декорации к театральному спектаклю о гитлеризме, разыгранному в баре в его честь.

Нацистская символика в Эстонии манит многих. Тут издаются и мемуары эстонцев, воевавших под флагами нацистской Германии за... свободу и независимость своей Родины. Выпускаются календари с нацистской символикой. В Интернете распространяются поздравительные открытки, на которых Дед Мороз застыл, как бравый эсэсовец, с вытянутой в нацистском приветствии рукой.

На портале Postimees Online по поводу визита осенью 2007 года в Эстонию специального репортера ООН Дуду Дьена (тот родом из Африки), сделавшего немало критических замечаний в связи с отношением Эстонии к русскому и русскоязычному населению, обозреватель Мартин Кала пишет: "Недавно слушал по радио передачу, в которой ведущий задался вопросом: этот пришедший из леса черный человек вообще знает, о чем говорит?" И еще: "А когда в Таллин прибыл американский президент, то госсекретаря США Кондоли́зу Райс назвали "женщиной-негром" (neegrinaine)". Да и финнов одно время брезгливо звали "лосями", мол, дикие они, нецивилизованные...

Предназначение ультра-патриотических "сил"

В Эстонии власти и СМИ снисходительно относятся к этим отвратительным явлениям, одновременно критикуя антифашистов за преднамеренное преувеличение опасности, которую представляют эти маргиналы. Мол, речь идет об отдельных фактах, а за происходящим внимательно следят власти.

Однако в Эстонии под пристальным контролем спецслужб находятся как раз местные антифашистские организации, а также международное движение "Мир без нацизма". Они признаются опасными для государства, разумеется, "рукой Москвы", их представители занесены в списки лиц, которым запрещено пребывание на территории стран Прибалтики.

А вот что касается внимания властей к поклонникам гитлеровского нацизма, к скинхедам и неонацистским маргиналам, то они вполне "въездные". Министр внутренних дел Эстонии Юри Пихл досрочно отменил запрет на въезд в Эстонию упомянутого финского неонациста Тейвонена, а президент Эстонии, собравшийся было лишить этого неонациста эстонского ордена, не нашел для этого законного основания.

Властям известно, что в Прибалтике, без лишнего шума действуют спортивные лагеря, в которых проходят подготовку хорошо экипированные "спортивного" вида парни. В Эстонии их можно увидеть в полной красе на поддерживаемых и вдохновляемых властями публичных ультра-патриотических мероприятиях, например, в Синимяэ, на встречах ветеранов эстонской 20-й дивизии СС.

Но хорошо известно, сколь безобидны были поначалу и штурмовые отряды в нацистской Германии, как беспечно отнеслось к ним общество. Исторический опыт показывает, что благодушное отношение властей к существованию и деятельности таких патриотических групп при официально зарегистрированных общественных организациях, характерно для стран имеющих склонность к тоталитарному управлению.

"Такие", неправительственные молодежные объединения нужны власти в качестве цербера, которого выпускают для подавления выступлений недовольных участников (не)санкционированных митингов, демонстраций, тем более массовых беспорядков.

Впрочем, и сама власть для профилактики показывает зубы. Подтверждение тому - недавний жестокий разгон молодежного палаточного лагеря в Испании.

Кстати, репетицию таких разгонов провели с непристойного одобрения Запада несколько лет назад в Париже и Афинах, а также в Таллине - в 26-28 апреля 2007 года, когда в ходе расправы над жителями Таллина были замечены добровольные "молодые бойцы". Их только задним числом (вспомнив о законе) стали для проформы оформлять помощниками полицейских. Диктатура предпочтительнее демократии?

Было бы странно, если власть не готовилась к подавлению массового недовольства населения, так как обуздать бунт собственного народа никакая демократия неспособна. Но странно то, что власти в Эстонии не очень волнуют причины потенциальных общественно-политических потрясений, чтобы предотвращать их в интересах народа.

Впрочем, ее внутренняя политика стала столь антинародной, что власть видит спасение лишь в том, чтобы держать население в страхе и повиновении.

Еще бы, даже в хваленой Эстонии, где перешли на евро и с этого года наметился рост экономики, жизнь простых людей продолжает ухудшаться. Снижение официально регистрируемой безработицы во многом объясняется отъездом людей за рубеж в поисках работы. Страну покинуло около сто тысяч человек (7% всего населения или 1/6 трудоспособного).

И даже в такой ситуации Центральный союз работодателей категорически выступает против какого-либо повышения зарплаты, требует изменения статуса Больничной кассы, чтобы "разгрузить" работодателей при выплатах компенсаций при несчастных случаях на производстве. Дошло до того, что бизнес указывает уже и на необходимость резко сократить число гимназий в стране ради экономии расходов государства на образование.

Неудержимо растут цены, особенно на товары и услуги первой необходимости.

Все это приводит к раздражению и недовольству людей. Им уже трудно что-то объяснить. Чтобы проводить политику, устраивающую только возомнившую себя непогрешимой элиту и ее заокеанских покровителей, властям Эстонии проще держать народ в узде. То есть власть стремятся сохранить любой ценой. М все больше признаков диктатуры.

Оценивая ход событий, оппозиционные политики и независимые комментаторы говорят о "стагнации эстонского общества". Еще определеннее выразился авторитетный политолог Тоомас Алаталу. Он считает, что создавшееся сегодня в Эстонии положение напоминает ситуацию 1938 года, когда путем закулисных комбинаций президентом ЭР избрали диктатора Константина Пятса. Тот несколькими годами раньше совершил государственный переворот и установил в стране диктатуру, как считала советская историография, даже полуфашистскую.

Вот и сегодня власть имитирует демократию, усиливает полицию, все силовые структуры.

Делать такое сегодня открыто, в цивилизованном мире не принято. Поэтому этой неприглядной цели добиваются демократическими приемами, применяя оригинальные политтехнологи, многие из которых впервые отрабатываются Западом в Эстонии.

Это и оскандалившееся непрозрачностью электронное голосование, и разыгрываемое, а также, контролируемое властью межэтническое противостояние, целенаправленное иезуитское очернительство оппозиции, сталкивание лбами их лидеров и прочие ноу-хау нечестной политической игры.

Первую скрипку в этой вакханалии играют СМИ, большая часть которых в Эстонии давно заслужила эпитет "придворная". Только что уволившийся из общественно-правовой радио-телевизионной корпорации известный обозреватель, обладатель титула "Лучший журналист 2009 года" Март Уммелас, заявил в муниципальной газете "Столица", что "В Эстонии наблюдается явный кризис демократии, и помогли этому, как ни странно, средства массовой информации".

Государственный переворот по-эстонски

По сути, это же проделали и в Эстонии. По мнению экспертов, предстоящие в конце лета президентские выборы станут фарсом. И не только потому, что у нынешнего президента, пожелавшего стать таковым на второй срок, не предвидится альтернативного кандидата.

По закону, если хотя бы одному из претендентов не удается получить квалифицированное большинство (2/3 голосов) в первом туре - в парламенте, то предусмотрен второй этап, когда подключаются выборщики - представители местных выборных органов власти.

А тут больше шансов у оппозиции: в муниципалитетах их влияние сильнее, чем партий, которые только что снова образовали либерал-националистское правительство Андруса Ансипа - автора апрельского кризиса 2007 года под названием "Бронзовый солдат".

О том, чтобы не допустить второго тура, а сделать все для переизбрания нынешнего президента еще в парламенте, президент страны Тоомас Хендрик Ильвес и правящая ныне либерально-националистическая правительственная коалиция позаботились заранее.

Главная задача заключалась в недопущении победы на парламентских выборах главной оппозиционной силы - Центристской партии во главе с мэром Таллина Эдгаром Сависааром. Иначе те получили бы право сформировать свою правительственную коалицию, а значит, и соотношение сил, которое не позволило бы либерал-националистам переизбрать на первом этапе (в парламенте) нынешнего проамериканского президента.

Как известно, правящая элита вкупе с президентом страны переиграла центристов. Как? Был организован громкий скандал - разоблачение центристов и их лидера Сависаара в намерении получить деньги из России на проведение избирательной кампании и строительство в Таллине православного храма. В итоге избиратели-эстонцы отвернулись от центристов. И партия, в чем-то сама подставившаяся, заняв второе место, проиграла. Но этого было недостаточно. Голосов запланированных победителей - партий правительства Ансипа, было заведомо недостаточно для получения квалифицированного большинства при избрании президента еще в первом туре - в парламенте.

Чтобы добрать недостающие голоса, ставку сделали на Социал-демократическую партию Эстонии. Правящая политэлита вместе со СМИ, а также Прокуратурой и Полицией безопасности организовали дискредитацию двух небольших парламентских партий - Народной партии Эстонии и Партии зеленых Эстонии. В итоге электорат этих двух партий голосовал за социал-демократов, которым, кстати, за полгода до выборов всячески благоволила та же "придворная" пресса.

В новом составе парламента соцдемы удвоили свое представительство! Более того, им было обещано той же правящей элитой, что в ближайшем будущем они займут место сильной оппозиционной Центристской партии, которую за "русофильство" решено элиминировать в маргинальную партию.

И потому, хотя соцдемов не пригласили в правительственную коалицию, в благодарность за предвыборную поддержку их президентом Ильвесом, те уже заявили, что исполнят данное ранее слово - голосовать в парламенте за действующего президента, кстати, выходца из этой же социал-демократической партии.

В итоге голоса депутатов-соцдемов вместе с голосами парламентариев правящих партий - национал-либеральной Реформистской партии и радикал-националистической IRL превышают квалифицированное большинство - 2/3 голосов членов парламента, что и позволяет утверждать: Тоомас Хендик Ильвес останется и дальше президентом Эстонии.

То есть "демократическими" методами совершен ползучий государственный переворот.

Эстония - форпост США у границ с Россией?

Совсем недавно состоялась встреча глав государств Центральной Европы и президента США Барака Обамы. Приглашены были и прибалты. Никаких сомнений не вызывала позиция Эстонии, президент которой давно и верноподданно обслуживает в прибалтийском регионе интересы США. Их союз с Таллином укрепило новое наступательное оружие, лицемерно названное "киберзащитой".

Как известно, одноименный натовский Центр создан в Таллине и сюда часто наносят визиты американские генералы. Важность сверхнадежных союзнических отношений США и Эстонии подчёркивает сообщение агентства "Росбалт" о намерениях Пентагона приравнять любые кибератаки из-за рубежа (даже хакеров) к "акту войны" против США.

Чем не повод бомбить любую страну по своему усмотрению?

То есть смысл российско-американской пере(за)грузки становится все очевиднее - в пропаганде: дружба дружбой, а в реале: табачок врозь.

Оценивая итоги встречи в Варшаве и саммита "большой восьмерки" во Франции приходится констатировать две позиции. Ясную и твердую позицию США, умеющих отстаивать свои интересы даже вдалеке от самих Штатов. И унизительную роль России, которую попросили стать посредником ("мальчиком на побегушках") в урегулировании ливийского конфликта. Причем не Москва его создавала, скорее предотвращала.

Американцы не гнушаются ради экспансии своих интересов на восток от Балтийского моря стимулировать создание диктаторских режимов с "карманными" парламентами в государствах Прибалтики, и считают, что ради этого можно не только закрыть глаза на тамошние доморощенные неонацистские организации и настроения, но и иметь их в "загашнике". Это позволяет американцам контролировать с помощью местных полудиктаторских режимов нестабильность в обществе, параллельно традиционно демагогически вещая о "демократии".

А вот Россия, которую купили за красивую риторику о российско-американской перезагрузке, одностороннюю нормализацию отношений со странами Прибалтики, теряет свои позиции на этом направлении. Разве Россия (и который уже раз!) не продешевила, сделав в одностороннем порядке уступки своим прибалтийским соседям и Польше. Это - забытые "Бронзовый солдат" и соотечественное движение в Прибалтике, неоднозначно воспринятые в самой России извинения за Катынь...

Разве президент РФ Дмитрий Медведев не делает хорошую мину при плохой игре, когда Россию не стесняются обводить вокруг пальца уже не только "друг" Обама, но даже небольшие прибалтийские государства, обвиняющие Россию в шовинизме и дикости, и обращающиеся с ней, как уличные "напёрсточники".

Только что в Варшаве после встречи сателлитов США с президентом Бараком Обамой состоялся Шестой Форум "Евросоюз-Россия". Выступившая на нем спикер эстонского парламента Эне Эргма, коснувшись двусторонних отношений между Россией и Эстонией, не постеснялась ставить условия соседу, высокомерно поучать его.

Оказывается, целью Эстонии являются такие отношения с Россией, которые основаны на общих интересах и единых (?!) ценностях, причем Россия должна быть предсказуема (?!) и выполнять (?!) международные обязательства. Спикер напомнила также, что 31 мая в России прошла акция сторонников гражданского общества, чтобы обратить внимание на статью 31 Конституции РФ, гарантирующую свободу собраний. Не преминула она напомнить России о независимости СМИ и свободе слова.

P.S. Спрашивается, существует ли предел неуважительного, да уже и хамского, отношения к России? Но ясно без сомнения - прежде всего оно определяется степенью уважения России к самой себе и умением добиваться этого. А то сегодня есть основания считать, что некогда всеми раскритикованный бывший (при Борисе Ельцине) министр иностранных дел Андрей Козырев стал ныне примером того, как надо осуществлять внешнюю политику России. Уже очевидно, что нынешняя ситуация в Эстонии, все больше схожая с предвоенной в 1930-х годах прошлого века, имеет одно четко различие: тогда Запад отступил от западных рубежей России (СССР), теперь - наоборот.