"Все помнят старую шутку: у Юрия Лужкова будет конфликт с подмосковными властями, даже если область возглавит Елена Батурина, - отметил руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков, комментируя корреспонденту ИА REGNUM Новости встречу мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Московской области Бориса Громова 11 ноября. - Считалось, что конфликт руководства двух регионов настолько обусловлен объективно, что не зависит от персоналий. Действительно, недавняя встреча Собянина и Громова - пока скорее символический шаг. Еще одна попытка продемонстрировать, что "эпоха Лужкова закончилась". Тем не менее, при новом столичном мэре вероятность конфликтов с руководством Московской области действительно будет ниже, чем при старом. Прежде всего, из публичных заявлений Сергея Собянина следует, что приоритеты новой мэрии лежат в сфере развития инфраструктуры, в то время, как прежнее руководство города уделяло особое внимание вопросам офисного и жилищного строительства. А именно интересы строительных инвесторов и застройщиков влияли на многие конфликты между руководством двух регионов. Обратим внимание, что в начале 2008 года, во время эскалации конфликта администраций Москвы и Подмосковья вокруг Щербинки, представители подмосковного правительства особо подчеркивали, что реализация строительных проектов в поселке должна быть возложена именно на областные строительные компании. Конечно, это противоречило интересам прежней столичной мэрии и близких к ней бизнес-кругов. Поэтому можно повториться: иные приоритеты нового руководства города могут сгладить это основание для конфликтов".

Кроме того, у Бориса Громова есть свои мотивы для поиска компромисса с новым московским мэром, считает аналитик. "В конфликтах с Лужковым подмосковный губернатор мог надеяться на поддержку влиятельных федеральных кругов, рассчитывавших на замену Юрия Михайловича. Громов мог их интересовать как своеобразный региональный противовес столичному мэру. Теперь же руководителем Москвы стал человек с мощной федеральной поддержкой и значительным "авансом доверия" руководства страны. Собянин и сам остается влиятельной фигурой, - пояснил он. - Об косвенно свидетельствует и тот факт, что, несмотря на уход из правительства, он снова был назначен членом Совета безопасности РФ. Поэтому с новым столичным мэром сейчас разумнее договариваться, чем конфликтовать".

"Отдельно стоит остановиться на новом всплеске слухов об объединении Москвы и Подмосковья, - добавил Нейжмаков. - Не менее двух лет такие разговоры связаны именно с фигурой Сергея Собянина, который, по мнению сторонников данной версии, должен был реализовать эти планы на практике. Однако такой процесс связан с целым рядом трудностей. Например, в России нет примеров, чтобы областной центр управлялся непосредственно региональным правительством. Для этого нет правовых оснований. Значит, Москва должна была бы превратиться в муниципальное образование, глава которого избирался бы либо Мосгордумой, либо гражданами напрямую. Федеральному центру в этом случае стоило бы немалых усилий взять под контроль еще и новое городское руководство. К тому же, Московская область серьезно обременена долгами, но и Москве потребуются новые средства, хотя бы на завершение старых строительных проектов. То есть, получилось бы "умножение" не сил, а долгов. Областное руководство - естественный противовес московскому, а это удобно федеральному центру для соблюдения баланса сил. Наконец, сам всероссийский процесс укрупнения регионов пока остановился. Так что объединение Москвы и Подмосковья подразумевает слишком много вопросов и издержек", - констатировал эксперт.