Станислав Тарасов: Почему Европа предала Турцию?
Как сообщает турецкая газета Cumhuriyyet, в Турции Управление по делам религии ( УДР) выступило с инициативой, позволяющей имамам мечетей заниматься не только религиозными проблемами, но и светскими делами. Причем этот проект уже стал осуществляться в так называемых "пилотных районах": провинциях Текирдаг, Карабюк, Амасья и Элязыг. Теперь имамы получили возможность открыто посещать дома прихожан, кафе, мастерские и фабрики, организовывать конференции и открытые обсуждения любых насущных проблем. Они также получили право участвовать в заседаниях муниципалитетов и выступать от имени своих прихожан для решения их проблем. Кроме того, в их обязанности будет входить решение вопросов водоснабжения, уборки территории, они будут следить за процессом образования детей своих прихожан, в сельской местности - на их плечи ложится забота и о здравоохранении населения.
Такое происходит впервые после того, как основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк запретил допускать представителей духовенства к государственному управлению. Причем выход на национальную сцену турецкого духовенства стал возможен сразу после победы - но не убедительной (58 процентов к 42 процентам) - на состоявшемся референдуме правящей Партии справедливости и развития. То есть произошло именно то, о чем ранее предупреждало ИА REGNUM Новости.
Конечно, речь не идет о возвращении Турции к былым истокам Халифата. Но фактом становится то, что реформы, утвержденные на референдуме, помимо всего другого, все же ослабляют не только основы светской системы Турции, но и ведут к смене расстановки сил на политической арене страны. В ближайшее время следует ожидать появления в Турции новой политической партии религиозного типа, которая на данном этапе будет ориентирована на выдавливание с политической сцены оппозиционных сил. Объективные препятствия на этом пути устранены. Учитывая, что скоро будет изменен конституционный суд - его состав доведен с 11 до 17 членов - которые назначаются парламентом и президентом страны, можно говорить, что теперь на турецком семафоре будет гореть "зеленый фонарь", создающий многоцветную политическую палитру страны. Похоже, что правящая партия видит в этом единственный вариант победить на предстоящих парламентских выборах и провести в жизнь новую, 17-ю по счету Конституцию. Работа над этим документом, как заявил глава правительства Эрдоган, "начнется сразу же".
Турецкое общество бурлит. Многие турецкие аналитики задаются вопросом: одержал ли Эрдоган действительно победу над генералами, или он только открыл ворота для появления в стране иных политических ветров? В этой связи турецкий аналитик Ченгиз Актар предполагает, что следующим шагом правительства Эрдогана будет новая Конституция, которая "децентрализует исторически сильное турецкое государство". В свою очередь, агентство Рейтер, анализируя итоги референдума по вилайетам, констатирует: Турция оказалась разделенной на три зоны. Первая: так называемые светские турки, живущие в основном вдоль побережья Эгейского и Средиземного морей, которые голосовали против изменения конституции. Вторая: внутренняя Анатолия, население которой поддержало реформу. И третья зона: восток и юго-восток страны, где проживают курды, которые фактически бойкотировали референдум - там явка избирателей составила всего 35 процентов. "Турция де-факто поделена на три части", - констатирует и аналитик Орэй Эгин в еженедельнике Aksam.
В то же время защитники идеалов светской Турции, которые не имеют никакого отношения к клану военных, начинают осознавать себя покинутыми Европой, ведь Брюссель преподносит нынешних лидеров Турции в обличии реформаторов общеевропейского толка. В то же время сторонники усиления ислама в жизни общества, как отмечает британская The Guardian, почувствовали, что их идеология упакована всего лишь в проблемы прав человека. Поэтому, когда СМИ Европы утверждают, что Турция приближается к Европе, шагая на восток, в стране начинают циркулировать слухи об осуществлении Эрдоганом его "тайного плана".
Что дальше? Оппозиционные силы, которые набрали 42%, не будут просто так сдавать свои позиции. При этом необходимо учитывать, что прокурдская Партия мира и демократии ориентирована на достижение главных потребностей миллионов курдов в Турции. Поэтому тут возможны самые невероятные альянсы, которые могут строиться на основе фактора идеологического разрыва в стране между сторонниками религиозного и светского государства. "Мы наблюдаем растущую поляризацию взглядов в Турции относительно образа жизни и ценностей, и такое разделение проходит по региональным границам", - констатировал директор стамбульского Центра экономических и внешнеполитических исследований Синан Ульген. При этом нельзя исключать, что часть курдского населения не примет набора предлагаемых Анкарой "исламских ценностей". Не случайно аналитики уже предупреждают, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган должен предпринять на этом направлении новые и быстрые шаги, поскольку 20 сентября истекает срок одностороннего прекращения огня, объявленного Рабочей партией Курдистана. Речь идет о продолжении правительством так называемой курдской инициативы, которая воспринимается оппозицией как путь к развалу страны.
Таким образом, все существующие в Турции политические силы и после референдума сохраняют в рукаве "козырный туз", который будет разыгрываться уже в ходе предстоящих парламентских выборов. Поэтому в ближайшие полгода в стране следует ожидать ужесточения политической борьбы. Что же касается армии, то Эрдоган дал понять, что ей уже никогда не бывать столь защищенной, какой она была до референдума, и что армия, свергнувшая за полвека четыре правительства, потеряла свой прежний неприкасаемый статус. Но она не утеряла силы.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Датская наёмница, воевавшая под Курском, оказалась профессиональным военным
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Путин на вопрос о победе России ответил словами о вере в Бога
- Бывшего генсека НАТО Столтенберга избрали главой Бильдербергского клуба