В Баку готовятся к предстоящему визиту президента Турции Абдуллы Гюля. Как сообщил посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыч, одной из основных тем повестки предстоящих переговоров будет обсуждение нагорно-карабахского конфликта. "Это общая региональная проблема, в том числе и для Турции. Все должны понять и принять, что Турция рассматривает нагорно-карабахский конфликт как свой национальный вопрос", - так процитировали слова Хулуси Кылыча многие азербайджанские информационные агентства.

Это - странное заявление со стороны представителя страны, которая до сих пор оказывается не в состоянии урегулировать кипрский конфликт, имеет проблемы с Грецией, и которая сорвала цюрихский процесс, предусматривающий нормализацию отношений с Арменией. Но дело не только в этом. Декларируя "братский союз" с Баку, Анкара по сути интегрирует его в свои конфликтогенные зоны, вплоть до Израиля, лишая возможности азербайджанскую дипломатию проводить самостоятельную внешнюю политику. Более того, как заявил глава турецкой провинции Ардага Мустафа Текмен, Турция готовит предложение о создании некоего союза стран, по территории которых протекает река Кура, а именно - Турции, Грузии и Азербайджана: "И мы надеемся, что проекты, которые связывают Азербайджан и Турцию, в том числе и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, еще больше объединят наши страны".

Отметим в этой связи любопытное заявление президента Турции Абдуллы Гюля, который в конце мая в ходе своего визита в Казахстан заявил, что "после осуществления с помощью Казахстана проекта железной дороги Баку - Тбилиси - Карс будет завершен важный шаг к нашей цели - возрождению исторического Шелкового пути". То есть, выходит, что Казахстан активно выступает за участие в проекте, который предусматривает транспортный обход - "на пути в Индию" - таких стран, как Иран и Армения. Тогда это - уже не "Шелковый путь", а "Тюркский проспект". Неслучайно бакинский политолог Зардушт Ализаде пытается уверить, что "Иран даже чисто географически не является Европой и не состоит в данной организации" и поэтому не может "принять участие в процессе карабахского урегулирования". Но ведь и Турция не имеет ни мандата ООН, ни является членом Минской группы ОБСЕ, хотя открыто претендует на участие в процессе карабахского урегулирования. В то же время, как пишет Зардушт Ализаде, якобы "мировые державы - Россия и США - не хотят посредничества Ирана в карабахском конфликте". Это не совсем так. Официальный представитель МИД РФ уже заявил, что Россия не имеет ничего против предложения Ирана провести трехстороннюю встречу министров иностранных дел Азербайджана, Армении и Ирана по нагорно-карабахскому урегулированию. К тому же на сентябрь намечен визит в Тегеран главы МИД Армении Эдварда Налбандяна. По мнению главы армянской парламентской фракции "Наследие" Степана Сафаряна, "для подключения Ирана в процесс карабахского урегулирования есть определенный стратегический момент, поскольку если Турция считает себя вправе диктовать требования армянской стороне, Ереван имеет все основания для привлечения Ирана".

Тегеран действительно не скрывал своих намерений стать посредником в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Его не может устраивать ситуация, когда на территориях, некогда входивших в состав Персидской империи, доминирующее положение пытается занять Турция. При этом Тегеран могла бы устроить схема, с которой выступила Турция вскоре после кавказской войны 2008 года в своей "Кавказской инициативе", предусматривающей создание системы безопасности с участием только стран региона. Иран поддержал эту инициативу, заявляя, что в регионе должны присутствовать лишь Армения, Азербайджан, Грузия, Россия, Иран и Турция.

Кстати, как уже сообщало ИА REGNUM Новости, Тегеран разработал предложения по разрешению карабахской проблемы. По словам министра иностранных дел Ирана Моттаки, "Баку уже дал положительный ответ на посредничество Ирана в карабахском урегулировании, а от Еревана пока ответа нет". По имеющимся сведениям, внутри армянского руководства ведется нешуточная борьба относительно признания независимости Карабаха. В случае начала военных действий со стороны Азербайджана возможное участие Армении на стороне карабахских соплеменников могло бы быть оформлено военно-политическим союзом двух армянских государств. Тем более, что такой шаг может быть мотивирован демонстрацией братской солидарности Турции и Азербайджана. Кстати, это могло бы устроить и Иран, поскольку часть пограничных с Ираном территорий Азербайджана, которая находятся под армянской оккупацией, могла бы быть передана Ереваном под "историческую юрисдикцию" Ирана. В таком случае участие Ирана в процессе карабахского урегулирования было бы фактически гарантировано. Более того, это вывело бы Тегеран на один политико-дипломатический уровень с другими международными посредниками - сопредседателями Минской группы ОБСЕ, по крайней мере, хотя бы с тремя из них - Францией, США и Россией. Неслучайно ратуя на словах за мусульманскую солидарность, Иран все эти годы оказывал поддержку Армении.

Возможно, именно сейчас наступил тот самый момент, когда Ереван действительно получил шанс ввести Тегеран в "главную игру".