Газетные лидеры общественного мнения интеллигенции призывают начать политические похороны уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина. Надо сказать, момент для этого выбран ими очень точно. Политическая активность Лукина давно уже сделала его новым патриархом правозащитной общественности и непререкаемым моральным авторитетом для непримиримой оппозиции, подобным Сергею Адамовичу Ковалёву.

Есть, однако, в процессе превращения Владимира Петровича Лукина в оппозиционного "анти-папу" простое биографическое обстоятельство: 13 июля 2010 года ему исполняется 73 года (как не вовремя всё-таки газетчики выбрали момент для атаки!) - и ему, конечно же естественнее сменить во главе неформального движения восьмидесятилетнего Сергея Адамовича.

Что же дальше? И если правы лидеры общественного мнения - Совет Федерации скоро забаллотирует уже очень немолодого борца за права человека. И таким образом упростит его переход из номенклатурного состояния высокопоставленного дипломата эпохи Горбачёва и Ельцина и официального правозащитника эпохи Путина в свободное состояние духовного вождя непримиримой оппозиции эпохи Медведева. И на смену всем этим очень компромиссным и одновременно очень конфликтным фигурам во главе радикальной оппозиции вроде Бориса Немцова, Гарри Каспарова и Эдуарда Лимонова потребуется фигура нашего отечественного Махатмы Ганди (с которым, как мы помним, очень хотел бы поговорить Владимир Путин). Этой духовно бескомпромиссной и одновременно бесконфликтной фигурой и должен стать во главе движения Владимир Лукин, по возрасту оставляющий свой номенклатурный пост.

Кто же должен, по нашему мнению, из числа лидеров следующего поколения общественных вождей возглавить государственный институт уполномоченного по правам человека? Смеем предположить, что идеальным продолжением начатой Лукиным традиции нонкомформистского служения политической борьбе за права человека - могла бы стать борьба Эллы Александровны Памфиловой (1953 года рождения), председателя Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, начавшей свой номенклатурный "исход" из чиновничества в общественную политику, в общем-то гораздо раньше, чем Владимир Лукин. Однако в интересах общества не обнажать фланги "номенклатурной оппозиции" и, пока существует такая возможность, занять освобождающееся место Лукина более свежим деятелем.

То есть выдвинуть на замену Лукину, вышедшему из номенклатурных покоев навстречу революционерам с Триумфальной площади, достойного правозащитного лидера, исходящего, в свою очередь, с Триумфальной площади в номенклатурные высоты официоза, - Эдуарда Вениаминовича Лимонова (1943 года рождения). Его принадлежность к новому поколению лидеров общественного мнения по сравнению с Лукиным, начавшем свою работу ещё в "шестидесятнических" структурах при ЦК КПСС, очень удачно и придаст необходимую динамику институту омбудсмена. Но один "недостаток" ослабляет эту кандидатуру - возраст. Если мы вспомним, что Лукин является омбудсменом уже более шести лет, то желательно, чтобы его преемник мог бы проработать не меньше, учитывая "номенклатурную" акклиматизацию и прочие трудности. С этой точки зрения, Эдуард Лимонов оказывается в "группе риска", поскольку к концу шестилетнего срока ему также исполнится 73 года, как сейчас исполняется Лукину. Это делает общественный запрос на стабильность института омбудсмена подверженным угрозе "новой пенсионности".

И тут на помощь общественности вновь приходит её женская половина: не секрет, что ещё одним, сопоставимым по репутационному капиталу и общественному признанию с Владимиром Лукиным давно уже стала - без преувеличения можно сказать - "бабушка российской демократической революции" Валерия Ильинична Новодворская (1950 года рождения), своим могучим публицистическим темпераментом и даром слова, пожалуй, не уступающая ни Лукину, ни Лимонову, ни Памфиловой. Вот её наша свободная общественность может искренно рекомендовать к назначению уполномоченной по правам человека в России, чтобы она смело продолжила на протяжении ближайших 10-13 лет дело, начатое Владимиром Петровичем Лукиным.

А он, как мы уже говорили, с чистой совестью сможет занять место духовного вождя непримиримой оппозиции, вступившей, к сожалению, в период дефицита и немощности тех, кто прежде вёл её на Триумфальную площадь. Можно быть уверенным: такой "пенсионный покой" человеку, очистившемуся от номенклатурной пыли, будет наилучшей наградой.