Юрий Баранчик: Предложения Лукашенко России - победа сторонников реальной интеграции
Сделанные вчера президентом республики Александром Лукашенко в Могилеве предложения российской стороне относительно продажи контрольного пакета "Белтрансгаза" и двух белорусских НПЗ являются, без сомнений, шагом в верном направлении. Можно сказать, что впервые за последние годы официальный Минск демонстрирует готовность сделать реальный шаг по объединению производственных активов двух стран. Несомненно, данный политический жест белорусского руководства можно назвать шагом к позитивной повестке двусторонних отношений. Вместе с тем, конечно, данное предложение, пока высказанное в самом общем виде, нуждается в детальной проработке как на уровне министерств и ведомств, так и хозяйствующих субъектов двух стран.
Рассмотрим сделанное вчера Александром Лукашенко предложение российской стороне более подробно.
Во-первых, интересен вопрос контекста появления данного предложения - почему оно прозвучало именно вчера, а не ранее, например, два или три года назад?
Одной из возможных причин данного решения, по мнению белорусского экономиста Сергея Чалого, является стремление упредить очередной газовый конфликт между Беларусью и Россией: "в сущности, у нас в этом году намечается очередная газовая война, так как закончится трехлетнее соглашение с "Газпромом" по ценам на газ, и должны состояться новые переговоры по данному вопросу. И, может быть, со стороны Александра Лукашенко такие намерения - это попытка упредить возможный газовый конфликт".
Как нам представляется, это, несомненно, верная мысль с экономической точки зрения - подготовку к переговорам по данной проблеме необходимо начинать заранее, чтобы осенью этого года, когда будет самый разгар избирательной кампании, принимать решения осознанно, без авралов и эмоций. Вместе с тем, эксперт упускает следующую очень важную деталь: экономическая составляющая этого вопроса будет важна для Александра Лукашенко как для президента республики только в том случае, если он останется главой белорусского государства на следующий срок.
Соответственно, особенно с учетом стартовавшей в республике кампании по выборам президента, высказанные вчера предложения Александра Лукашенко, несомненно, становятся важной составной частью его предвыборной кампании. Следовательно, они должны рассматриваться в более широком, чем только экономический интерес, контексте - политическом. И этот контекст задается планкой начала избирательной кампании по выборам президента страны.
Если мы вводим политическую составляющую в рассмотрение данной темы, то тут мы неизбежно возвращаемся к вопросу о легитимизации итогов белорусских выборов, в которых решающая роль принадлежит Москве. Соответственно, сделанный вчера шаг белорусского лидера следует рассматривать, прежде всего, в этом контексте.
В связи с этим, можно сказать, что цель вчерашних предложений Александра Лукашенко состоит в том, чтобы, во-первых, обозначить предварительно свою позицию по данным вопросам, во-вторых, посмотреть на реакцию Москвы; в-третьих, начать создавать позитивный фон для решения очень важного, можно сказать ключевого для него на данном этапе вопроса - встречи с президентом России Дмитрием Медведевым, которая российской стороной откладывается по вполне понятным причинам. Без решения этого вопроса все остальное - "Белтрансгаз", НПЗ, четвертое Всебелорусское собрание и т.д. - являются ничего не значащими величинами.
Две недели назад в материале "Встреча Лукашенко и Медведева: возможная повестка дня. Часть первая" я писал как раз об этой ситуации: "по всем наиболее актуальным вопросам двустороннего торгово-экономического сотрудничества - нефть, газ, строительство АЭС, доступ белорусской товарной массы на российский рынок - предложения должна вносить именно белорусская сторона... И конечно, главное. Эти предложения должны быть сделаны и к обоюдовыгодному согласию решены до президентских выборов в Беларуси. Почему это необходимо сделать именно до выборов? Чтобы российская сторона четко понимала, с какой в экономическом плане Беларусью ей придется иметь дело после выборов".
Как видно из приведенной выше фразы, с учетом сделанных вчера белорусским лидером предложений, она достаточно корректно описала экономический контекст предложений официального Минска Москве. Поэтому данный шаг белорусской стороны можно только приветствовать. Т.е. с политическим контекстом сделанных вчера президентом республики Александром Лукашенко предложений, в принципе, всё ясно. Следовательно, теперь, во-вторых, можно перейти к рассмотрению экономической составляющей белорусской инициативы.
Более простым является вопрос цены на белорусские НПЗ. Как известно, стоимость нового НПЗ мощностью в 10 млн тонн (аналогичной белорусским НПЗ) и с учетом выхода светлых нефтепродуктов (70-75%) составляет около 2-3 млрд долларов - эту цифру подтверждает оценка стоимости НПЗ, которое планирует построить нефтетрейдер Gunvor в Усть-Луге. Соответственно, стоимость белорусского НПЗ не может превышать данную цифру, а будет ниже ее с учетом необходимости инвестиций в доведение выхода светлых нефтепродуктов до 90-92%. Ориентировочно, сумма, необходимая для этого, составляет около 500-700 млн. долларов. Следовательно, базовая стоимость 100% пакета акций одного белорусского НПЗ составляет около 1,2-1,5 млрд долларов.
Следует обратить внимание на то, что продажу белорусских НПЗ белорусский лидер обставил одним условием - чтобы цена на поставляемую в республику нефть соответствовала российским ценам. Т.е., по сути, Лукашенко предлагает вернуться к той ситуации, которая была до февраля текущего года, когда вся поставляемая из России нефть не облагалась таможенными платежами. Какова цена данного вопроса для России? По оценкам МВФ, сделанным еще в феврале-марте месяце текущего года, это около 2 млрд долларов в год.
Т.е. получается, что кроме того, что Россия по рыночной стоимости (1,2-1,5 млрд долларов каждый) покупает белорусские НПЗ (что она могла бы сделать и так, в случае проведения прозрачной процедуры продажи белорусских НПЗ со стороны властей), она еще дополнительно каждый год будет платить официальному Минску минимум около 2 млрд долларов, чтобы иметь право приватизировать белорусские НПЗ. Это отличное бизнес-предложение со стороны официального Минска. Только то, что оно вызовет интерес в Москве, вызывает большие вопросы. Совершенно непонятно, с какой стати Россия должна платить каждый год по 2 млрд долларов в виде поставок беспошлинной нефти и за что. Это то, что касается нефти.
Теперь по "Белтрансгазу". Как уже отметил министр энергетики России Сергей Шматко, в ходе этой сделки необходимо гарантировать права российских инвесторов в части получения прибыли и отсутствия вмешательства белорусского государства в хозяйственную деятельность предприятия. Соответственно, белорусской стороне необходимо готовить межправительственное соглашение, о чем мы писали две недели назад. Кроме того, возникает и вопрос цены. И здесь, к сожалению, возникает аналогичная ситуация.
Если облечь предложение белорусского президента в цифры, то получается, что кроме того, что Россия должна заплатить рыночную цену за, скажем, 25% + 1 акцию "Белтрансгаза", что составит около 1,25 млрд долл, она еще и не получит прибыль, возникающую в результате значительной разбежки между среднеевропейской ценой на газ и той ценой, по которой он поставляется в Беларусь. А эта разница, по предварительным подсчетам (23 млн кубов умножить на 70 долларов - разницу между белорусской (165 долл за тысячу кубов) и украинской ценой (235 долл за тысячу кубов), составит в таком случае не менее 1,6 млрд долларов в год. И не один раз России надо будет так платить, а каждый год.
Честно говоря, это даже на взимание своеобразной "дани" как-то походит: за право купить по рыночной цене белорусскую собственность еще каждый год и сверху платить. Скорее, России будет выгоднее не покупать белорусские НПЗ и пакет акций "Белтрансгаза", а просто поставлять в республику нефть и газ на общих для всех стран рыночных условиях. Пора отходить от имперской политики дотирования, раз она не устраивает страны, которым эти дотации оказываются.
Т.е. в этих предложениях белорусской стороны нет обоюдовыгодного интереса, следовательно, и не подходят они как формальный повод для встречи с российским президентом. Тем более, что как уже писалось ранее, складывается такая ситуация, что проведение встречи возможно только в том случае, если в ее ходе будут подписаны стратегические соглашения. Не обсуждены в тысячный раз, а подписаны. Разница, как говорится, огромная.
В связи с этим, очевидно, что единственной причиной готовности официального Минска наконец-то перейти к формированию позитивной повестки двусторонних отношений является твердая позиция российского руководства, которому надоело тянуть резину и которое поставило Минск перед фактом - либо реальная интеграция, либо Россия полностью снимает белорусскую экономику с российских дотаций.
Таким образом, можно сказать, что поставлена точка в споре между сторонниками союза в рамках концепции "нефть в обмен на обещания" и сторонниками подведения под политический Союз двух государств надежного и, главное, взаимовыгодного для обеих стран экономического фундамента.
Позитивный жест Александра Лукашенко, сделанный вчера - шаг в верном направлении. Теперь необходимо только просчитать экономику этих предложений так, чтобы это снова не была игра в одни ворота.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Рогов рассказал о мощном взрыве в оккупированном ВСУ городе Запорожье
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Телеканал «Матч ТВ» купил на три года права на эксклюзивный показ UFC в РФ
- Над Тульской областью уничтожили несколько беспилотников ВСУ