Чингиз Велиев: Нужны ли Госнефтекомпании Азербайджана грузинские "Кинцмараули" и "Боржоми"?
Подписанием премьер-министром России Владимиром Путиным ряда документов в отношениях Турции и Азербайджана был сделан прорыв, который ожидался сторонами три года. Связаны ли эти мероприятия между собой, неизвестно, но состоялись они приблизительно в одно время.
Официальный Баку, наконец, решил задачу, над которой он бился целых три года. По предварительным сведениям, Турция решила оплатить Азербайджану весь законтрактованный газ с месторождения "Шахдениз" (стадия 1) по цене 220 долларов за 1000 кубометров. Такая относительно дешевая цена может быть "оплатой" Баку замораживания цюрихских соглашений или уступкой за транзит азербайджанского газа по территории Турции. Что именно в данном случае имело место, покажет будущее. Присутствие на этом мероприятии операционного директора компании Nabucco Pipelinegas International Рейхарда Митчека говорит о том, что церемония была устроена с целью поторопить Евросоюз с реализацией проекта NABUCCO. Кроме того, им были сделаны определенные выкладки по трассе и затратам по проекту. Митчек также заявил, что Азербайджан готов дать NABUCCO природный газ со Стадии 2 месторождения "Шах Дениз". Тем самым создается достаточно щекотливая ситуация, поскольку азербайджанская общественность не имеет понятия, сколько природного газа будет требоваться в перспективе самой республике.
Как тут забыть, что в балансе выработки электроэнергии природный газ в Азербайджане занимает первое место, причем его доля доходит до 90%?! Поэтому остается тайной, как видит Азербайджан будущее своей промышленности и сколько понадобится электроэнергии для его обеспечения.
По идее, бакинские решения должны были подвигнуть для участия в проекте NABUCCO и Туркмению. Но президент этой республики Гурбангулы Бердымухаммедов предпочитает хранить молчание и не активизировать деятельность вокруг этой остающейся виртуальной трубы. Но даже если предположить, что он захочет подключить свою страну к этому проекту, то по-прежнему неизвестно, как это осуществится - с помощью трубы, проложенной по дну Каспийского моря, или через территорию Ирана? Не стоит забывать, что сегодня перед Туркменией стоят две важные задачи: заполнение природным газом трубопровода в Китай и обещанное увеличение его подачи в Иран. Россия, как всегда, остается постоянным потребителем туркменского газа, и, судя по последним договоренностям президентов России и Украины, отбираемый у Туркмении объем "голубого топлива" в будущем может только увеличиваться.
Кроме того, на пороге стоит перспектива введения в строй газопровода "Южный поток", в который пойдет и часть центральноазиатского природного газа, в том числе, и туркменского. Таким образом, маршруты транспортировки природного газа Туркмении достаточно диверсифицированы. Тем более, что сегодня никто не знает точных запасов туркменского газа, которые до открытия месторождения "Южный и Олотань" составляли три триллиона тонн. Напомню, 1,8 триллиона кубометров из этого количества закуплено российским Газпромом на двадцать пять лет вперед, причем соглашение, которое будет действовать до 2028 года, подписано на межправительственном уровне.
Остальную ресурсную базу Митчек указывать не стал, равно как и тарифы на транзит газа между европейскими странами, готовность ими заключить долгосрочные контракты, и объемы закупаемого газа. И самое главное, отчего уже пострадал Азербайджан, в настоящее время неизвестна формула цены, по которой члены NABUCCO готовы покупать природный газ.
Вышеуказанное решение Азербайджана было продиктовано желанием дальнейшей диверсификации маршрутов вывода газа на европейский рынок, хотя трудно не заметить, что положение в самой республике и даже в её столице как с газом, так и с электроэнергией, оставляет желать много лучшего. Известно, что, несмотря на эти "мелочи", Азербайджан продает газ не только Грузии и Турции, но и России и Ирану, причем последние готовы расширить объемы закупок. Однако, продав им "излишки" газа, Азербайджан может не суметь заполнить Южнокавказский газопровод, который до сих пор работает лишь на 60% своей мощности.
Нравится это или нет, но едва ли не главное из того, что Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) пока сумела завоевать, - грузинский газовый рынок. Пока трудно судить, насколько ценно это приобретение, какова сегодня и какой станет завтра частота оплаты за потребленный грузинской стороной газ. Ведь она, в особенности рядовые потребители Грузии, до сих пор аккуратностью в оплате газа не отличалась. Впрочем, как и население Азербайджана, где, как известно, президент Ильхам Алиев, принял решение списать потребителям за неуплату газа 321 миллион долларов.
Другой момент. Три года SOCAR продавала Турции газ по неизвестной до последних дней цене. Ведь только сейчас стало ясно, что турецкая сторона доплатит Азербайджану за поставленный ей с апреля 2008 года газ по 100 за каждые тысячу кубометров. Трудно исключить, что и Грузия попытается оплачивать азербайджанский газ спустя годы, по примеру нового "старшего брата". Наверное, вряд ли кого-то удивит, если часть оплаты будет произведена натурой, то есть вином (хорошо бы, "Кинцмараули") и "Боржоми".
Кроме того, допустим, что Азербайджан каким-то образом задействует проект AGR (Азербайджан-Грузия-Румыния) по транспортировке сжиженного газа в румынский порт Констанца, найдя предусмотренные для реализации этого проекта 7-8 миллиардов кубометров газа. Но тогда возникает вопрос: откуда в таком случае Азербайджан, ранее успевший подписаться под проектом NABUCCO, наберет необходимые для того 12-13 млрд. куб. м. Неудивительно, что планируемые шаги более походят на блеф. А ведь с возможным распадом ГУАМ могут оказаться под вопросом такие энергетические проекты, как "Одесса-Броды" с продлением до города Гданьска, а также "Каспийско-Черноморско-Балтийский транзитный транспортный коридор".
В таком случае весьма вероятно, что терминал в Кулеви, за владение которым Азербайджан выложил, по самым скромным подсчетам, не менее миллиарда долларов, будет работать далеко не в полную мощь.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Рогов рассказал о мощном взрыве в оккупированном ВСУ городе Запорожье
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Норвежское судно отказалось спасать экипаж тонущего сухогруза Ursa Major
- Над Тульской областью уничтожили несколько беспилотников ВСУ