Станислав Тарасов: Кавказский груз Анкары или за что в Баку невзлюбили турецкого аналитика
У бакинской официальной пропаганды, традиционно поделившей журналистский мир только на две части - проармянскую и прозербайджанскую - появился еще один "информационный враг" - известный в Турции и далеко за ее пределами высококвалифицированный аналитик, главный редактор CNNTurk Мехмет Али Биранд. Депутат азербайджанского парламента, главный редактор газеты "Азербайджан" Бахтияр Садыхов заявил, что "не считает Мехмета Али Биранта настоящим турком, похоже, у него смешанная кровь". По словам расиста, действия турецкого аналитика "свидетельствуют о том, что этот человек спонсируется армянами и при поддержке своих покровителей добивается признания "армянского геноцида". Поэтому, как считает депутат Садыхов, "его деятельность представляет угрозу для всей Турции".
Против Биранда выступил и заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов. Он обвинил его в "неверных представлениях" и призвал "испытать по крайней мере такое же огорчение, какое испытывают азербайджанцы из-за потери Нагорного Карабаха". Отметился на этом поприще и председатель Партии Демократических Реформ Азербайджана Асим Моллазаде. На заседании Милли Меджлиса он заявил, что "некоторые журналисты, в том числе, автор колонки газеты Hurriyet, глава службы новостей телеканала KanalD и главный редактор CNN-türk Мехмет Али Биранд, недавно вернувшийся из Армении, пишут о том, что якобы Азербайджан не поддерживает Турцию в деятельности против кампании по геноциду армян". Кроме того, по словам Моллазаде, "они, распространяя армянскую ложь против Азербайджана, бросают тень на правду, сеют недоверие между братскими Турцией и Азербайджаном".
Так в чем же конкретно провинился перед азербайджанскими политиками Мехмед Али Биранд? Дело в том, что еще 15 апреля в газете Hurriyet он выступил с интересным комментарием. "Анкара пыталась показать Баку, что они не одиноки. Вместо того чтобы избавиться от своих проблем, Турция продвигает карабахский вопрос, - писал турецкий аналитик.- Если бы Турция думала только о своих интересах, то она поступила бы иначе. Анкара бы осознала, что Азербайджан нуждается в Турции больше, чем Турция в Азербайджане. Таким образом, Турция могла бы оказать давление на Азербайджан, однако не сделала этого". В этой связи Мехмет Али Биранд задается вопросом: что же Баку делает взамен? По Биранду, "в то время как Турция суетится, азербайджанские братья просто наблюдают со стороны и смеются". И еще: "Ведь азербайджанцев действительно не видно, когда мы "воюем" в Конгрессе США или в Европарламенте... Нет необходимости, чтобы они объединялись с Турцией, но, по крайней мере, они могли бы тоже лоббировать, тратить деньги, заказывать статьи или писать книги... Не делая ничего из перечисленного, они лишь бунтуют и вопят, позволяя Турции следовать найденной формуле избавления от тяжелого груза... Насколько это справедливо?" Под "формулой избавления от груза" Биранд имеет в виду, в первую очередь, конечно, процесс нормализации турецко-армянских отношений. Но не только это. Не случайно предостерегающе звучат слова из его комментария: "Давайте не забывать: отношения или официальные контакты между руководителями еще не все. Отныне Азербайджан должен уделять самое пристальное внимание развитию двусторонних отношений. Азербайджанским чиновникам следует делать паузу перед тем, как что-то говорить, и понимать, что они говорят. Они должны прекратить выступать с жесткими заявлениями".
Мехмед Али Биранд - фигура в международной журналистике достаточно известная. Еще во времена СССР он часто выступал в роли политического шерпа, хорошо информированного специалиста по внешней политике Турции. Поэтому к его мнению стоит всегда прислушиваться, а не атаковать с позиции "регионального плацдарма".
Начнем с того, что раздражение Биранда в отношении Баку понять можно: именно оттуда громче слышны слова о "величии Турции", о том, как она должна действовать в тех или иных международных ситуациях, нежели из самой Анкары. Более того, действительно у многих турецких аналитиков складывается устойчивое впечатление, что "Азербайджан заставляет Турцию таскать каштаны из огня", не проявляя при этом дипломатической инициативы, полагаясь только на то, что кто-то третий обязан решать за него все внешнеполитические проблемы, включая и карабахское урегулирование. Но наибольшую негативную реакцию в Азербайджане вызывают рассуждения Мехмета Али Биранда относительно перспектив турецко-армянских отношений. На эту тему турецкий аналитик выступает достаточно часто и надо признать, что высказанные им прогнозы в основном сбываются. Кстати, он предполагал, что "если Анкара не выступит с заявлением, то Ереван заморозит ратификацию цюрихских протоколов". "Эти документы считаю очень важными. По-моему, это выход, освобождающий нас из петли геноцида,- отмечал Биранд в одном из своих комментариев. - Однако кто-то испортил эту игру. Либо кто-то нас обманул, либо мы совершили ошибку".
Биранд прав в том, что Турция вместо политических дивидендов, которые ожидались в связи с ее подключением к проблемам так называемого общекавказского урегулирования, в конечном счете, оказалась у разбитого корыта: испорчены отношения с США, Израилем, застопорился процесс вступления в ЕС, отношения с Арменией стали хуже, нежели до начала цюрихского процесса. Кавказский груз для Анкары оказался настолько тяжелым, что она лишилась свободы для дипломатического маневра на западном направлении. Поэтому, когда сейчас Баку предлагает Турции принять участие "во втором тайме футбольной дипломатии" - занять место одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ - турецкие аналитики уровня Мехмета Али Биранда задаются вопросом: "А не идет ли речь о завершении этого матча, только с более тяжелыми последствиями для Турции?"
Так что позиция известного турецкого аналитика сопряжена, в первую очередь, с защитой турецких национальных интересов. Тем более, что недавно глава МИД Армении Эдвард Налбандян заявил о том, что цюрихские протоколы "еще рано хоронить". В этой связи не случайно Мехмет Али Биранд отмечает, что многое во внутренней и внешней политике Турции сейчас обуславливается предстоящими парламентскими выборами. Когда, например, президент США Барак Обама в своей речи 24 апреля отказался использовать термин "геноцид" - что прогнозировал Биранд - стало ясно, что Белый Дом не желает провала процесса ратификации цюрихских протоколов, "убийства выношенного им же детища". Так что не исключено, что в скором времени турецко-армянский протокольный процесс возродится. Именно в этом ключе и стоит воспринимать откровения Биранда, а не выставлять его в роли "провокатора от информации", как это делает Баку.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- В ФРГ спасательная служба устроила соревнование по числу погибших за смену
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- В Финляндии задержали нефтяной танкер, подозреваемый в обрыве электрокабеля
- У хоккеиста Кузнецова диагностировали закрытую черепно-мозговую травму