Увеличение платы за транзит российской электроэнергии в Калининградскую область через белорусскую территорию не покроет расходы Минска от ухудшения условий поставок нефти и не принесёт ощутимого ущерба российской экономике. Такую точку зрения высказал 12 января корреспонденту ИА REGNUM Новости старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

"Между "ИнтерРАО ЕЭС" и "Белэнерго" существуют долгосрочные соглашения. Сложность вопроса заключается в том, что Белоруссия сама является энергодефицитным регионом и закупает электроэнергию для покрытия своего дефицита у нас. Традиционно считается, что вопросы оплаты стоимости транзита и собственно поставок должны разделяться, но в данном случае они увязывались, поскольку стоимость покупки Белоруссией электроэнергии у России была ниже, чем стоимость её покупки, к примеру, у Литвы. Дешевле чем у нас Минск мог получить электроэнергию только на Украине, но там тоже существовали свои проблемы, связанные с транзитом и оплатой", - сообщил Кондратьев.

"Что касается повышения цен на транзит в Калининградскую область, как заявлялось изначально, в 2,5 раза, и, как заявляется теперь, в 5,5 раз, то какое-то нормальное экономическое обоснование здесь увидеть сложно. Основная плата - это плата за содержание сетей, по которым осуществляется переток, и год от года она принципиально не меняется. Разговор может идти о какой-то индексации с учётом инфляции и прочих факторов, но это максимум 10-20%", - отметил эксперт. "Налицо попытка каким-то образом увеличить экспортные доходы. Также можно говорить о возможности оказания дополнительного давления на ситуацию с поставками нефти. Фактор нефти является ключевым для экономики Белоруссии. Вопрос увеличения стоимости транзита электроэнергии в Калининград и его объёмов для транспортировки в Литву, которая нуждается в электричестве после закрытия Игналинской АЭС, по размеру средств несопоставим с ценами на нефть. Я не могу назвать точную цифру, но речь идёт о нескольких миллионах долларов. Это нельзя сравнивать с теми деньгами, которые обсуждаются на переговорах по нефти. То есть, мы имеем дело с попыткой как-то надавить на Москву с этой стороны", - считает Кондратьев. "Сейчас в прибалтийском регионе в части предложения электроэнергии сложилась действительно тяжёлая ситуация. В Литве после закрытия Игналинской АЭС образовался дефицит, в Калининградской области такой дефицит был всегда, традиционно является дефицитной Латвия. Профицит есть только у Эстонии. Однако, если будет поставлен вопрос об увеличении платы за транзит в несколько раз, возникнет вопрос об экономической целесообразности этого транзита", - полагает эксперт.

"Обеспечение энергоснабжения Калининградской области является политической проблемой, равно как и обеспечение надёжного транспортного сообщения с ней. Поэтому с одной стороны, скорее всего, может быть продолжена оплата даже по высокому тарифу, но при этом будет форсировано достроен второй энергоблок Калининградской ТЭЦ, при вводе в эксплуатацию которого дефицит должен быть закрыт. Или же, в случае какого-то очень серьёзного ухудшения отношений с Белоруссией, возможна организация перетока электричества из энергосистемы Латвии через энергосистему Литвы и далее в Калининградскую область", - сообщил аналитик.

"Но, скорее всего, это невозможный вариант развития событий, поскольку речь идёт об очень небольших объёмах денежных средств даже в рамках белорусской экономики. Для Белоруссии эти деньги не критичны, они не смогут покрыть ухудшение условий поставок нефти, и они также не смогут причинить серьёзного ущерба российской экономике. Да, это создаёт дополнительную нервозность в переговорах, но на самом деле Белоруссия вряд ли пойдёт на этот шаг. Все изменения в действующем российско-белорусском контракте должны быть согласованы с российской стороной. Вряд ли белорусская сторона решит физически прекратить транзит, поскольку это является крайне враждебным шагом по отношению к России. Она также не может до согласования новых условий поставок выставлять счёт по предложенным ей ценам. Оплата должна будет проводиться по старой цене, после чего, в случае заключения нового соглашения или пересмотра условий поставок, нужно будет произвести перерасчёт", - подвёл итог Сергей Кондратьев.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 12 января в Минске проходят переговоры между российской компанией ИнтерРАО ЕЭС" и белорусской "Белэнерго" об условиях поставок российской электроэнергии в Белоруссию и её транзита в Калининградскую область через белорусскую территорию. Белорусская сторона требует повысить плату за транзит более чем в 5,5 раз. "ИнтерРАО", в свою очередь, утверждает, что это не соответствует долгосрочной схеме сотрудничества двух компаний. 6 января в Москве начались российско-белорусские переговоры по поставкам нефти. Минск не согласился на предложение России, заявившей о готовности беспошлинно поставить Белоруссии в 2010 году 6 млн тонн нефти для внутреннего потребления (при том, что остальные объёмы российской нефти для Белоруссии - более 20 млн тонн - должны облагаться стопроцентной пошлиной). Переговоры не дали результата.