Расим Мусабеков: Больших объемов экспорта газа из Ирана в Турцию ждать не следует
Интервью с независимым азербайджанским политологом Расимом Мусабековым.
ИА REGNUM Новости: Какими вам, бывшему советнику по межнациональным отношениям в аппаратах президента и парламента Азербайджана, видятся ближайшие перспективы развития Закавказья, в пассиве у которого три межнациональных конфликта, закрытые азербайджано-армянская, турецко-армянская и российско-грузинская границы и разделительные линии прекращения огня возле многолетних "вулканических точек"?
Ситуацию вы обрисовали точно, и она, с точки зрения каких-либо военных действий или переформатирования региональной геополитики, в ближайшее время вряд ли радикально изменится. Что же касается закрытых границ, то здесь возможны позитивные перемены. Ожидается открытие пропускного пункта Ларс на грузино-российской границе. В случае прогресса в урегулировании карабахского конфликта, можно ожидать открытия не только армяно-турецкой, но и армяно-азербайджанской границы. Восстановление транспортных коммуникаций, соединяющих не только три южнокавказские страны, но и Россию, Турцию и Иран, хорошо для экономики, да и политическую ситуацию может существенно оздоровить.
ИА REGNUM Новости: Есть мнение, что правительство Турции, поднявшее на новый уровень отношения с Россией, выдвинувшее "платформу стабильности на Кавказе", налаживающее новые связи с Арменией и Ираном и, напротив, обрывающее часть их с Израилем и Азербайджаном, преследует целью заставить США пересмотреть прежние правила игры. Утверждается также, что Анкара начала позиционировать себя как надрегионального игрока. Согласны ли вы с этими оценками?
Говорить о том, что Анкара обрывает связи с Азербайджаном или Израилем - это большое преувеличение. Турция и без того является надрегиональным игроком в силу своего имперского прошлого и географических масштабов. В этом смысле Анкаре есть дело и до Ближнего Востока, и до Южного Средиземноморья, и до Балкан, и до Южного Кавказа и даже Центральной Азии. В одном Вы правы, что изменившаяся ситуация в мире после краха СССР и Варшавского Пакта, демографический и экономический рост Турции придал уверенность лидерам этого государства. Анкара более не довольствуется ролью, которую Турции ранее определяли в рамках стратегии США, НАТО, а громко заявляет о собственных интересах и понимании того, как должны решаться сложные проблемы по всему периметру ее протяженных границ.
ИА REGNUM Новости: Разделяете ли вы позицию ряда аналитиков, полагающих, что формирующаяся на основе общих энергетических, транспортных и прочих интересов ось Анкара - Тегеран, кроме всего прочего, преследует цель уменьшить роль Баку в регионе, заставить его соизмерять политические намерения с экономическими возможностями?
Утверждение о наличии оси Анкара - Тегеран можно назвать гиперболизацией имеющихся связей между двумя странами. Иран поставляет Турции газ в ограниченном объеме. Добыча и внутреннее потребление в ИРИ примерно одинаковы и нарастить поставки в Турцию Тегеран не в состоянии. Действительно, запасы иранского газа колоссальны. Но эмбарго на высокотехнологическое оборудование и запрет США на инвестиции, превышающие 20 миллионов долларов, не позволяют ИРИ начать разработку перспективных месторождений. Мне непонятно ваше предположение о том, что Анкара, развивая отношения с Ираном, думает о снижении роли своего естественного стратегического союзника, каковым является Азербайджан. Тем более, что амбиции Баку преследуют простую цель - восстановить территориальную целостность, и не только не вступают в противоречие со стратегическими целями Турции в регионе, но напротив составляют опору для них.
ИА REGNUM Новости: В Анкаре полагают, что в ближайшем будущем достаточно большие объемы добываемого в Иране газа будут транспортироваться в Турцию, а оттуда в Европу. Допустят ли, по-вашему, - Москва ненужную ей конкуренцию "Газпрому", а Вашингтон - попрание Тегераном американских интересов?
Никаких больших объемов экспорта иранского газа в скором времени ждать не следует. О причинах я сказал выше. Премьер-министр Эрдоган в ходе своего последнего визита в Иран подписал с президентом Ахмединеджадом соглашение по газовому месторождению "Южный Парс", но его будет трудно реализовать. Дело в том, что это действительно огромное месторождение расположено в Персидском заливе, а у турецких кампаний нет ни опыта, ни технологий для работы на морских глубинах. Не говоря о том, что западные санкции не позволят привлечь банковские кредиты (предварительно это 4 миллиарда долларов), без которых за дело никто не возьмется. Поэтому Москва и Вашингтон довольно спокойно отреагировали на соглашение по "Южному Парсу". Пока что Иран и Турция повышают свой вес в глазах других игроков на газовом рынке, но в расчетах на ближайшие 5 и даже 10 лет большие объемы иранского газа на рынок Турции и Европы вряд ли попадут.
ИА REGNUM Новости: Глава Министерства промышленности Турции Нихат Эргун заявил о планах своей страны и Ирана создать оффшорную зону на общей границе близ турецкого города Игдыр, граничащего также с Арменией и Нахичеванской автономией Азербайджана. Кроме того, министр отметил, что в указанном проекте могут участвовать Сирия и Армения. Не кажется ли вам, что в таком случае вопрос открытия турецко-армянской границы станет второстепенным?
Сказать легче, чем сделать, в особенности с такими непростыми партнерами, как Иран, Сирия и Армения. Как говорится, Бог в помощь. Вопрос об открытии армяно-турецкой границы не связан с этим проектом и скорей зависит от перспектив в продвижении карабахского урегулирования.
ИА REGNUM Новости: Насколько реальна ратификация Великим национальным собранием Турции цюрихских протоколов непосредственно перед 24 апреля будущего года, датой, которую в России признают Днем геноцида армян в Османской империи? И ратифицирует ли, по-вашему, эти протоколы до будущей весны армянский парламент?
Судя по всему, стороны избрали тактику затягивания ратификации, причем Ереван в этом вопросе не отстает от Анкары. Возможно, к апрелю один из протоколов (об установлении дипломатических отношений) все же ратифицируют. По второму протоколу оговорки будут не только у Турции, но и у Армении. Остаются в силе обещания турецких лидеров о том, что без прогресса в карабахском урегулировании границы с Арменией открыты не будут. Думаю, что нет оснований не верить их слову.
- Родные рассказали о состоянии сломавшего ногу Юрия Николаева
- В России пересмотрят сроки давности по делам о деприватизации
- ЕС задумался о санкциях против российского СПГ и алюминия
- Синоптики спрогнозировали сильные морозы в трёх российских округах
- В Энгельсе введён режим ЧС межмуниципального уровня — 1056-й день СВО