Интервью ИА REGNUM Новости с председателем Демократической партии Азербайджана Сардаром Джалалоглу.

ИА REGNUM Новости: Может ли, по-вашему, Азербайджан предотвратить или минимизировать возможные негативные для себя последствия ратификации парламентами Турции и Армении соглашений, восстанавливающих добрососедские отношения между этими двумя странами с последующим открытием их общей границы?

Конечно, если турецко-армянская граница будет открыта до хотя бы первых реальных результатов переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, то есть возвращения Арменией Азербайджану как минимум 5 оккупированных районов, то можно говорить о том, что нашей стране будет нанесен определенный ущерб, хотя и не стоит преувеличивать его размеры. С целью предотвращения или минимизации возможных потерь Азербайджан должен поднять отношения с Турцией на новый, еще более высокий, чем прежний, уровень. Баку и Анкара должны подписать ряд принципиальных документов и в первую очередь Договор о коллективной безопасности.

ИА REGNUM Новости: То есть в Азербайджане к турецко-армянскому сближению должны относиться прагматично, без эмоций?

Думаю, да. Блокада агрессора не может быть самоцелью и длиться вечно. Это всего лишь инструмент для принуждения Армении к выстраиванию с соседними странами нормальных цивильных отношений, основанных на признании норм международного права. Если сегодня начинается сближение турецкого и армянского народов, это говорит о том, что в Армении начал изживаться 100-летний стереотип "турки - враги". Следом неминуема нормализация отношений и с азербайджанским народом.

В принципе, агрессивность армянского общества, постоянные претензии на чужие земли, в значительной мере обусловлена его опасениями... потерять государственность в случае, если оно останется без защиты могущественного союзника, окажется наедине с Турцией и Азербайджаном. Именно подобные опасения ослабляют Армению, превращая её в объект манипуляции для других стран. Когда произойдет открытие границ, в Армении увидят, что многолетние страхи не имели под собой никакой почвы, в стране начнет нормализовываться жизнь, прекратится имеющий место 20 лет отток населения за рубеж. Соответственно, правительство перестанет быть игрушкой в руках внешних сил. Оно начнет проводить самостоятельную политику, выстраивать добрососедские отношения, поощрять естественные интеграционные процессы в экономической и других сферах.

ИА REGNUM Новости: Тем не менее, в азербайджанском обществе сильны опасения возможного ужесточения позиции Армении на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта...

Думаю, что на самом деле оснований для таких опасений нет. С открытием турецко-армянской границы значительно возрастет экономическое значение Турции в жизнедеятельности армянского общества, усилится влияние официальной Анкары на Ереван. Уверен, что с учетом открывающихся перед Арменией заманчивых перспектив её позиция на переговорах с Азербайджаном будет пересмотрена. И конечно, не в сторону ужесточения, а смягчения! Властям Турции и никак не меньше - Азербайджана, Грузии и Армении нужны увеличение товарооборота, развитие экономики, повышение благосостояния населения. И первое условие для этого - открытые границы, взаимные интересы и взаимное доверие. Границы должны быть и будут открыты, на это сделали ставку ведущие силы в мире. К этому нужно быть готовыми.

ИА REGNUM Новости: Непонятно только, как может возрасти экономическое значение Турции в Армении, если большинство ключевых объектов последней уже принадлежат российским компаниям?

Я не думаю, что турецкие предприниматели будут довольствоваться в Армении вторыми ролями. Напротив, в ближнесрочной перспективе следует ожидать больших турецких инвестиций в армянскую экономику. Да и армянские деловые люди наладят экономические связи с соседними регионами Турции. Возникнет множество связей, причем их число будет расти не по дням, а часам. Может, и будут отдельные проволочки, отдельные шаги назад, но давайте всё же видеть лес за тремя соснами. В Армении неизбежно появятся значительные сначала экономические, а затем и политические силы, которые будут заинтересованы в независимом внешнем курсе страны и не только в добрососедстве, но даже, как это сегодня фантастично ни звучит, дружбе с Турцией и Азербайджаном.

ИА REGNUM Новости: Некоторые политические силы в Азербайджане среди возможных рисков после ратификации цюрихских протоколов видят отнятие у Турции права защитить Нахичеванскую Автономную Республику. Не превращается ли, по-вашему, Карсский договор, фактически дававший Анкаре это право, в документ, интересующий лишь отдельных историков?

На самом деле, предстоящая ратификация протоколов парламентами Турции и Армении подтверждает Карсский договор 1921 и Московский - 1923 годов. Установление дипломатических отношений между этими странами невозможно без взаимного признания территориальной целостности. Открытие существующих границ невозможно, если линия их прохождения оспаривается одной из двух стран. Что касается Нахчыванской автономии, то, во-первых, Азербайджан способен защитить ее сам. А во-вторых, как я говорил ранее, открытие границ повлечет коренную ломку многих стереотипов. То есть сама возможность каких-либо военных действий в регионе пропадет раз и навсегда!

ИА REGNUM Новости: Не соображениями ли установления в регионе прочного мира руководствовались США, Россия и Франция, всячески способствовавшие подписанию цюрихских протоколов?

Конечно, мотивация в указанном вами случае слаженных действий Вашингтона, Москвы и Парижа у каждой из этих столиц разная, но в настоящее время мир в регионе одинаково нужен как США и России, так и Евросоюзу, интересами которого руководствуется Париж. Могу, конечно ошибиться, но, возможно, американская цена намечающейся интеграции Армении в круг интересов Запада, новой формулы стабильности на Южном Кавказе и отказа Вашингтона от размещения комплексов ПРО в Восточной Европе - это его "невидение" проблем де-факто отобранных Россией у Грузии Абхазии и Южной Осетии. Это первое, что бросается в глаза, хотя наверняка Москва получает и какие-то другие дивиденды.

Для Евросоюза Южный Кавказ - беспокойный сосед с кучей проблем, порожденных отголосками "горячих" и "холодных" войн, разного рода блокад... ЕС, как родившееся и существующее из прагматических соображений образование, хочет мира и процветания своих соседей.

Сейчас еще отчетливее, чем прежде видно, что Запад проводит важную часть своей региональной политики руками Турции, важного члена НАТО.

ИА REGNUM Новости: С другой стороны, Турция углубляет отношения с Ираном, дает добро на геологические исследования у своих берегов России, демонстративно сокращает связи с Израилем. Не говорят ли эти шаги турецкого руководства, что в последнее время Анкара пытается играть свою, мало зависимую от тех же США игру?

Вашингтону нужен иранский газ, а не противостояние с ИРИ. У власти в США не Буш младший, а Обама, который просчитывает каждый свой шаг. Америка посредством Турции пытается "тихой сапой" наладить отношения с Ираном. Кстати, не исключено, что одним из условий прекращения блокады Армении со стороны Турции было снятие Западом "морально-экономической блокады" Ирана. В случае с Израилем тоже не следует все шаги Анкары истолковывать буквально. В Вашингтоне заинтересованы, что в глазах арабов вырисовался образ нового регионального лидера - Турции, которая не дает в обиду своих единоверцев. Словом, перед нами новые реалии, к которым, нравятся они или нет, нужно приспосабливаться, не поддаваться провокациям деструктивных сил и ни при каких обстоятельствах не размежевываться с Турцией.