Станислав Тарасов: Петербургский саммит Алиев-Саргсян: вновь с чистого листа
Президенты Армении и Азербайджана работают над документом об основных принципах урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом сообщила директор Кавказского проекта Международной кризисной группы (ICG) Сабина Фрейзер. "Оба президента должны пойти на компромиссы и сказать своему населению об уступках, на которые они пойдут, и это будет непросто. Я думаю, что первый шаг будет трудным для президентов - объяснение населению Армении и Азербайджана основных принципов и о том, на какие компромиссы стороны должны пойти", - заявила Фрейзер. Говоря о предстоящей встречe президентов в Санкт-Петербурге, Фрейзер затруднилась прогнозировать ее итог. "Я не могу предсказать, что будет на встрече президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге", - сказала Фрейзер. Потому, что, по ее мнению, Турция потеряла или же рискует потерять возможность влиять на исход Нагорно-Карабахского конфликта. "Если бы граница между Турцией и Арменией открылась, это дало бы возможность Турции играть более конструктивную роль в поддержании решения конфликта", - уточнила Фрейзер.
Действительно, многолетняя карабахская проблема была актуализирована в большой политике только благодаря процессам нормализации армяно-турецких отношений и сообщениям о том, что стороны в ходе переговоров подписали "Дорожную карту". В широком смысле это, безусловно, создавало благоприятные условия для выработки более эффективных подходов к урегулированию проблемы: выявлялся определенный набор вариантов промежуточных решений. Однако сейчас, судя по всему, Анкара решила притормозить процесс разводки конфликта на две составляющие части: карабахское урегулирование и отношения с Армений. Во всяком случае, именно так сейчас считают в Баку после состоявшего визита в Азербайджан министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу. Комментируя итоги этих переговоров, директор Департамента конфликтологии Института мира и демократии Ариф Юнусов считает, что позиция Турции в вопросе открытия границ с Арменией и налаживания турецко-армянских взаимоотношений претерпела изменения. Однако бакинский политолог почему-то связывает это с тем, что "Турция не смогла улучшить свои отношения с Евросоюзом, в двери которого она так долго стучится и ради членства в котором она и актуализировала вопрос налаживания взаимоотношений с Арменией".
Но истина как раз в том, что Брюссель никогда не обуславливал прием Турции в ЕС проблемой нормализации ее отношений с Арменией. Буквально до самого последнего времени Анкара сама муссировала эту проблему в связи с попытками ЕС во что бы то ни стало продвинуть проект NABUCCO. Однако после того, как президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель заявили о нежелательности видеть Анкару членом ЕС, Турция, похоже, стала прямо на ходу менять принципы и отказываться от позиции, при которой ей в проекте NABUCCO отводилась роль "таскателя каштанов из огня" для чужого стола. На наш взгляд, именно это обстоятельство могло сыграть определенную роль в том, что российская и азербайджанская стороны договорились о закупках на долгосрочной основе минимум 75% объема газодобычи на азербайджанском центрально-каспийском месторождении Шах-Дениз (азербайджанском месторождении на Каспии с запасами свыше 360 млрд кубометров и ежегодной добычей - более 13 млрд кубометров). Таким образом и без того виртуальный NABUCCO становится наполненным только максимум на треть. Россия же решает не только проблему газоснабжения Северного Кавказа, но и повышает конкурентоспособность своего проекта "Южный поток" (РФ - Черное море - Балканы - Италия).
Получается, что в итоге часть международной интриги, закрученной подписанием "Дорожной карты" между Арменией и Турцией завершилась самым неожиданным сюжетом: укреплением позиции проекта "Южный поток". Другая же часть интриги, похоже, начинает раскручиваться уже прямо на глазах. На днях директор института истории НАН Армении Ашот Мелконян подтвердил, что "Дорожная карта" имеет "одно предусловие, которое осталось в тени - признание территориальной целостности Турции со стороны Армении". По его словам, в конце соглашения было добавлено предусловие о повторной ратификации Карсcкого договора. "Если раньше предусловиями считались вопросы Нагорного Карабаха и отказ Армении от признания Геноцида армян, то сейчас на первом плане стоит вопрос признания территориальной целостности Турции".
То есть речь уже идет о политико-дипломатической реанимации проблемы Восточной Турции, где, по некоторым сведениям, в большинстве проживают курды. Говоря иначе, "армянский вопрос" может быть интегрирован не только в складывающуюся новую геополитическую панораму на Ближнем Востоке, но и в новую систему международного права, поскольку одним из подписантов Карсского договора, была, как известно, несуществующая сегодня Советская Россия. Вот почему трудно не согласиться с мнением Фрейзер, которая пока не представляет, о чем будут договариваться или что подписывать на предстоящей встрече в Санкт-Петербурге президенты Ильхам Алиев и Серж Саргсян. Не исключено, что многoе им придется начинать вновь "с чистого листа".
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Рогов рассказал о мощном взрыве в оккупированном ВСУ городе Запорожье
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Норвежское судно отказалось спасать экипаж тонущего сухогруза Ursa Major
- Над Тульской областью уничтожили несколько беспилотников ВСУ