Конфликты и скандалы в петербургской экономике глазами СМИ. 26 января - 2 февраля 2009 года.

Петербуржцы станут меньше читать

По расчетам "Коммерсантъ", городским книжным сетям придется сокращать количество своих магазинов. Продажи печатной продукции падают, компенсировать потери прибыли не поможет даже снижение арендных ставок. Торговцы книжками пострадали во вторую очередь, после магазинов одежды. Крупнейшие книжные сети ожидают, что после подведения итогов января окажется - их оборот упал на 15%. Снижение интереса к печатной продукции отмечалось и в предыдущие месяцы. Поэтому "Снарк", "Буква" и "Буквоед" пытаются договориться с арендодателями о сокращении стоимости аренды на 20-30%.

ДОСЬЕ ИА REGNUM

Сеть книжных магазинов "Снарк" (ООО "Литера", принадлежит издательству "Азбука") состоит из 19 магазинов, в том числе по одному магазину в Великом Новгороде, Кронштадте, Всеволожске и два в Колпино. Сеть "Буква" принадлежит Издательской группе "АСТ". Шесть из 17 магазинов "Буквы" находятся в собственности компании, остальные - в аренде. "Буквоед" снимает помещения для половины из своих 33 магазинов, причем большую часть - в центре города. По данным Knight Frank Санкт-Петербург, в среднем за помещение 100-200 кв. м на Невском проспекте просят $2,5-3,5 тыс. за кв. м в год, ставки на помещения данного метража в торговых центрах составляют $1-1,8 тыс. за кв. м в год.

По данным СМИ.

"Как сообщил директор по маркетингу и рекламе сети "Снарк" Алексей Бочков, руководство компании предложило арендодателям помещений примерно по 60% адресов своих магазинов снизить арендную плату. "Арендная ставка с осени не увеличилась, но продажи книг упали, - поясняет господин Бочков. - Если обычно в декабре наблюдается пик продаж - например, в прошлом году объем продаж в декабре вырос в три раза, - то в минувшем декабре - лишь в два раза. Это снижает выручку с квадратного метра, что делает аренду дорогостоящей". По словам господина Бочкова, в случае, если арендодатели не согласятся снизить ставки, то компания будет вынуждена закрыть примерно 40% магазинов в Санкт-Петербурге", - сообщает "Коммерсантъ" (28.01).

Издание цитирует генерального директора издательства "Азбука" и владельца сети "Снарк" Максима Крютченко: "Цены на книги мы снижать не можем, при этом оптовые цены, по нашим прогнозам, могут вырасти весной на 15-17% в связи с ростом цен на бумагу в январе-феврале. В минувшем декабре 2008 года рост продаж в сети по сравнению с декабрем 2007 года составит 6%, в январе наблюдается спад" (28.01).

То же самое предложение сделали своим арендодателям в петербургских магазинах сети "Буква". По словам финансового директора группы "АСТ" Олега Бартенева, "администрация сети ведет переговоры со всеми арендодателями помещений в Санкт-Петербурге о возможности снижения арендных ставок... "Если ставка снизится на 20%, то это компенсирует падение доходности магазинов, если на 15%, то они будут работать без прибыли" ("Коммерсантъ", 28.01).

У "Буквоеда" пока не столь критичное положение. Генеральный директор сети Денис Котов сообщил, что "со всеми арендодателями недавно были заключены договоры о фиксированной ставке на долгосрочный период, по наименее эффективным экономически объектам ведутся переговоры о снижении ставок. "Серьезно говорить о снижении ставок мы будем, когда ощутим существенное падение продаж - более 10% от плана" ("Коммерсантъ", 28.01).

Торговцы книгами - не первая категория пострадавших от кризиса арендаторов. По подсчетам собеседников RBC Daily, с начала кризиса только Невский проспект покинули 20% съемщиков площадей. "Среди них такие сети, как Dixis, "Ультра стар", OGGI, Womansecret, Adidas (два объекта), "Адамас", "Евросеть" (три объекта), "585", дом Лаверна, "Рив Гош", салон мебели РИМ, Jennifer, "Титаник", ресторан "Елки-палки", "Вулкан", Home Credit bank. Но в то же время появились и новые арендаторы: Zara в доме Мертенса, магазин "Мантия" на Невском, 63 и "Палома" на Невском, 184" (RBC Daily, 02.02).

"Коммерсантъ" ссылается на Николая Пашкова, директора по профессиональной деятельности Knight Frank Санкт-Петербург: "В первых трех кварталах 2008 года арендные ставки росли, однако в четвертом квартале кризис скорректировал ставки в сторону их стабилизации и даже некоторого уменьшения. В среднем, в 2008 году ставки выросли на 10%, достигнув диапазона 550-2.750 долларов за квадратный метр в год для торговой галереи в торговом центре". Но, по словам заместителя директора департамента торговой недвижимости Colliers International Романа Евстратова, "уже сейчас некоторые собственники помещений на Невском проспекте готовы значительно двигаться. "Есть пример помещения по ставке 250 евро за кв. м в месяц, хотя до кризиса она взлетела до 550 евро за кв. метр в месяц"" ("Комменсантъ", 28.01).

КСТАТИ

"Меховой салон "Лена", проработавший на Невском, 50 почти 20 лет и переживший арест владельцев и кризис 1998 года, теперь может закрыться. Собственники помещения уже ищут новых арендаторов. Договор с "Леной" истекает в марте, и пока компания, несмотря на снижение арендных ставок с нового года, его не продлила", - сообщает RBC Daily (02.02). Издание вспоминает, что компания "Лена" была основана в 1988 году предпринимателем Ильей Смирновым, назвавшим компанию в честь своей жены. Став одной из первых частных меховых компаний, она включала шесть магазинов и производственных площадок (пять в Санкт-Петербурге и одну в Риге). В 1993 году Илье и Елене Смирновым было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов, после чего из-за их ареста компания временно прекратила деятельность. В 1995 году деятельность "Лены" была восстановлена, но из шести магазинов открылся только один - на Невском, 50.

О том, что "Лена" может покинуть Невский, РБК daily сообщили несколько консультантов по недвижимости. Собственник помещения площадью 311,8 кв. м на Невском, 50 - группа компаний "Здоровье" - подтвердил эту информацию: "У "Лены" сейчас есть определенные проблемы с бизнесом. В прошлом году она платила 6,5 тыс. рублей за 1 кв. м, а в этом ее не устроили условия в 5 тыс. рублей за 1 кв. м. Срок дополнительного соглашения аренды, заключенного с "Леной", истекает в марте, и если мы найдем нового арендатора, компании придется съехать". В "Лене" информацию о том, что меховой салон покинет Невский, отрицают. По мнению экспертов RBC Daily у "Лены" - две беды. Это кризис и теплые зимы последних лет, не способствующие хорошим продажам.

Салонное пересыщение

К закрытию своих салонов приступил еще один сотовый ритейлер. Сеть "Беталинк", еще недавно насчитывающая около 60 магазинов, практически свернула свой бизнес в Северной столице. По подсчетам аналитиков, с учетом закрытых салонов "Диксиса" петербургский рынок сотового ритейла сократился на 24%. "На днях практически все петербургские салоны "Беталинка" оказались закрыты. В компании затрудняются прокомментировать ситуацию, а участники рынка не удивлены неприятностями ритейлера. Они говорят, что ассортимент товара у "Беталинка" в последнее время был весьма скудный, а у сети были проблемы с арендной платой за занимаемые торговые площади. Что ритейлеру из-за финансового кризиса стало сложно вести свой бизнес, стало понятно еще в конце прошлого года. В ноябре 2008 года "Беталинк" заключил соглашение с ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) о начале торговли под брендом сотового оператора и отказе от продаж контрактов его конкурентов. За счет такого партнерства ритейлер планировал поправить свои дела, задолженность компании составляла на тот момент несколько сотен миллионов долларов".

СПРАВКА ИА REGNUM

"Беталинк" стал уже вторым игроком, который практически свернул свой бизнес в Санкт-Петербурге. Из 93 петербургских магазинов сети "Диксис" сейчас работает чуть более десяти. Около 50 салонов "Диксис" закрыл самостоятельно в конце ноября прошлого года под предлогом инвентаризации, заявив об их открытии с 1 декабря, однако "переучет" в итоге затянулся - магазины до сих пор не работают. Остальные салоны были принудительно закрыты собственниками арендуемых "Диксисом" помещений из-за накопленной (за три и более месяцев) задолженности по арендной плате: помещения опечатаны, поэтому "Диксис" не может даже вывезти оттуда товар и оборудование.

Ранее основным юрлицом для "Диксиса" было ООО "Диксис Трейдинг", которое было решено обанкротить, переведя предварительно все активы на вновь созданное ООО "Диксис Дистрибьюшен", оставив кредиторам лишь невзыскиваемые долги на сумму $285 млн, из которых $247 млн причитается банкам (преимущественно "Альфа-Банку"), а $38 млн - поставщикам. Поставщикам было предложено списать 50% долга, а остальные 50% получить долями в течение 2009 года, продолжив сотрудничество с "Диксисом", однако ни один из вендоров на это предложение не согласился, в результате чего поставки товара в "Диксис" сейчас не осуществляются. Сотрудики "Диксиса" в настоящий момент массово покидают компанию.

По данным СМИ.

"Гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что у массового закрытия салонов есть несколько причин. Во-первых, это общерыночная ситуация: насыщение рынка сотовых телефонов привело к переизбытку салонов связи, многие из которых стали неэффективными: к закрытию неэффективных точек прибегают сегодня все дилеры. Во-вторых, эхо лопнувшего из-за кризиса пузыря на рынке недвижимости: арендные ставки на многих объектах остаются завышенными, поскольку арендодатели заплатили слишком высокие цены за приобретение в собственность этих помещений, и снижение арендных ставок будет означать увеличение сроков окупаемости вложений. По подсчетам директора ИАА "Неделя сотовых технологий" Дениса Кускова, после фактического закрытия сетей "Диксиса" и "Беталинка" число салонов связи в Санкт-Петербурге снизилось на 150 торговых точек, а сам рынок сотового ритейла на 24%" ("Коммерсантъ", 30.01).

"Нелепо затевать новые проекты, когда денег не хватает на поддержку инфраструктуры"

Накануне официального объявления Смольного о том, как именно будет секвестирован на 110 млрд рублей городской бюджет, "Ведомости" подсчитали, сколько крупных строительных и инфраструктурных проектов уже заморожены. По данным издания, отложено возведение объектов на сумму в несколько миллиардов долларов. Без особых комментариев издание сухо ведет хронику кризиса: "Строймонтаж" отложил строительство дома на наб. Робеспьера... Директор по инвестициям и консалтингу Colliers Int Николай Казанский оценивает участок, за который компания осенью 2007 года заплатила на торгах 1,07 млрд рублей, в $10 млн. Компания Becar отказалась от редевелопмента под бизнес-парк промплощадей в Рыбацком, которые приобрела в конце 2007 года. "Главстрой-СПб" на год отложил работы по строительству делового квартала на ул. Шкапина..." ("Ведомости", 28.01). Кроме того, по два "отложенных" строительных проекта имеются у "Адаманта" и ЛенспецСМУ, по одному - у ВТБ девелопмент и "Теоремы". Инвестиции в стройки оцениваются в суммы от 100 до 450 млн долларов.

Так называемые "стратегические проекты" тоже попали под заморозку. Компания "Авиелен А.Г." из-за кризиса отказалась от идеи построить вторую очередь комплекса Airportcity рядом с международным аэропортом "Пулково-2". "Не хватает денег и инфраструктурным проектам. Из-за неустойчивости финансовых рынков с конца прошлого года на май 2009 года перенесены сроки подачи заявок на концессионные конкурсы на строительство Орловского тоннеля, Надземного экспресса и реконструкцию аэропорта "Пулково". В конце декабря правительственная комиссия по инвестпроектам перенесла финансирование Орловского тоннеля с 2009 на 2011 годы. Инвестфонд скорее всего выделит средства только на уже запущенные проекты, сообщил представитель Минрегионразвития. Пока не понятно, как привлечь деньги на проекты тоннеля и экспресса, говорит сотрудник компании, которая участвует в двух конкурсах. ЕБРР пока не определил условия кредитования победителей конкурса, говорит представитель банка Ричард Уоллис. Выбранный летом прошлого года концессионер ЗСД так и не подписал договор с городом, говорит зампред Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Роман Старовойт. Директор направления проектного финансирования Grant Thornton Павел Бруссер полагает, что схема финансирования ЗСД может быть трансформирована в государственную целевую программу, а строительство Орловского тоннеля и Надземного экспресса - отложено на несколько лет. Нелепо затевать новые проекты, когда средств хватает только на поддержание существующей инфраструктуры, констатирует эксперт" ("Ведомости", 28.01).

Напомним, на минувшей неделе об отсрочке в реализации крупных проектов говорил и "финансовый" вице-губернатор Михаил Осеевский, который разъяснил, как именно будет секвестирован в условиях кризиса городской бюджет - многие стройки "завязаны" на него. Санкт-Петербург потеряет 110 млрд рублей доходов, то есть треть от их объема - в итоге прибыль казны составит примерно 267 млрд рублей. Расходы Санкт-Петербурга при этом сокращаются не так фатально, как заработки. Они уменьшаются на 90,5 млрд рублей, с 397 до 306,5 млрд рублей. В первую очередь "похудеет" адресная инвестиционная программа - на 43 млрд рублей. "Осеевский констатировал, что доходы Северной столицы падают по сравнению с предыдущим периодом впервые за многие годы - такого не наблюдалось с конца 90-х. С бюджетной точки зрения город возвращается в 2007 год" (Газета.ru, 29.01).

Городская земля пошла в ущерб

Крупнейший застройщик Санкт-Петербурга - компания "ЛенспецСМУ" - за три месяца до оферты начала переговоры о реструктуризации кредитных нот (CLN) на $100 млн. Инвесторам предложено отказаться от исполнения оферты на досрочное погашение CLN "ЛенспецСМУ" в апреле 2009 года в обмен на некоторое увеличение купонных выплат, перенос срока погашения с 2012 на 2010 год и квартальные выплаты основной суммы долга. Одновременно компания объявила тендер на досрочный выкуп этих бумаг по 30-35% от номинала.

ДОСЬЕ ИА REGNUM

"ЛенспецСМУ"

Группа строительных компаний

Создана в 1987 году.

В 2008 году построила 415.000 кв. м жилой и коммерческой недвижимости.

Акционеры - председатель совета директоров Вячеслав Заренков (56%), фонд Baring Vostok (15%).

Выручка - 4,6 млрд руб. (1-е полугодие 2008 г., МСФО).

Чистая прибыль - 995 млн руб.

По данным СМИ.

"Пятилетние кредитные ноты (CLN) на $100 млн "ЛенспецСМУ" разместила в апреле 2007 года под 9,75% годовых. В апреле этого года она должна погасить $4,9 млн по купону и исполнить обязательство по оферте в $100 млн. Организатор выпуска - Росбанк. Общая долговая нагрузка "ЛенспецСМУ" - $220 млн, из которых $120 млн - кредиты банков, сообщил представитель компании.

У "ЛенспецСМУ" достаточно ликвидности для выплаты по оферте, если держатели нот не согласятся на реструктуризацию, говорит кредитный аналитик S&P Елена Ананькина. Нельзя сказать, что у держателей нет выбора, добавляет она. Аналитик "Тройки диалог" Алексей Булгаков считает предложение "ЛенспецСМУ" привлекательным для инвесторов. У них появляется возможность получить доход по практически неликвидной бумаге, согласен аналитик "Ренессанс капитала" Петр Гришин. Из-за падения продаж у девелоперов сократились денежные потоки, компания заранее предупреждает инвесторов о возникших трудностях, добавляет он. В сложившейся ситуации инвесторы могут пойти навстречу компании, если будут четко понимать источники погашения задолженности, говорит инвестиционный управляющий УК "Тройка диалог" Владимир Потапов. В сентябре компания почти за 2 млрд рублей приобрела на торгах Фонда имущества 6 га земли. В кризис компании стараются аккумулировать наличность для обслуживания долгов, решение потратить крупную сумму на актив, который не приносит прибыли, было неправильным, полагает Булгаков" ("Ведомости", 30.01).

Замороженный полет

"Государственная транспортная компания "Россия" подает в арбитражный суд Санкт-Петербурга на одного из крупнейших чартерных партнеров - турфирму "Трансбизнеслайн" - и приостанавливает с ним договорные отношения по оформлению перевозки пассажиров на всех своих рейсах. В том числе и по таким популярным маршрутам, как Санкт-Петербург - Шарм-эль-Шейх и Хургада - Санкт-Петербург. Как указано в сообщении пресс-службы авиакомпании, долг "Трансбизнеслайна" перед ГТК "Россия" по состоянию на 14 января 2009 года достиг 194 млн 654 тыс. рублей" ("РБК Дэйли", 27.01)

ДОСЬЕ ИА REGNUM

"Трансбизнеслайн"

Туроператор

Создан в 1995 году.

Владельцы - Виталий Халиков (40%), Наталия Румянцева (40%), Леонид Агошин (10%), Елена Соколова (10%).

Оборот в 2008 году, по собственным данным, - 2 млрд рублей.

По данным СМИ.

""Трансбизнеслайн" - крупнейший должник "России", говорит представитель пресс-службы авиакомпании. Он занимал около 30% кресел в чартерных рейсах компании на Египет. По его словам, переговоры с "Трансбизнеслайном" не привели к успеху и авиакомпания готовит иск в арбитражный суд о взыскании долга. Долг перед "Россией" у "Трансбизнеслайна" есть, но он меньше, чем считает авиакомпания, утверждает гендиректор компании Наталья Румянцева. Она отказалась раскрыть подробности до проведения сверки расчетов. По ее оценке, рейсы ГТК "Россия" занимали до 50% в обороте ее компании. "Вся отрасль находится в тяжелом положении, продажи путевок резко падают. В таких условиях отдать крупный долг очень сложно", - объясняет Румянцева. В декабре 2008 году продажи у "Трансбизнеслайна" сократились на 15% по сравнению с декабрем 2007 годом, а в январе падение достигло 50%, констатирует она. По ее словам, вместо "России" компания использует чартеры "Трансаэро". Представитель "Трансаэро" Сергей Быхал подтвердил, что авиакомпания работает с "Трансбизнеслайном", но отказался комментировать взаимоотношения с партнером.

По объему перевозок туристов "Трансбизнеслайн" занимает третье место в Санкт-Петербурге после "Невы" и "Ривьеры", говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. Он полагает, что у компании есть шанс выплатить долг - для нее это небольшая сумма.

В последнее время "Трансбизнеслайн" вел агрессивную и рискованную политику, компания покупала больше мест в самолетах, чем могла реализовать, рассказывает сотрудник одного из федеральных туристических холдингов. Долг в 195 млн рублей руководитель петербургского представительства одного из московских туроператоров считает очень значительным для компании. Он сомневается, что "Трансбизнеслайн" сможет погасить его в течение года.

Заплатить такой большой долг за счет текущей деятельности нельзя, говорит гендиректор одной из петербургских турфирм. На рынке не только кризис, но и несезон, напоминает он. "Трансбизнеслайн" мог реализовывать билеты "России" в долг, такая возможность есть мало у кого из операторов, рассказывает он, а при резком падении спроса осенью этот долг стало нечем покрывать. Предложение в турбизнесе уже намного превышает спрос, так что уход "Трансбизнеслайна" с египетского направления вряд ли позволит его конкурентам увеличить обороты, полагает он. По его словам, ГТК "Россия" перераспределит оставшиеся билеты между другими оптовиками. Перевозки туристов в декабре 2008 г. снизились по сравнению декабрем 2007 до 15%, констатирует Корнеев из РСТ" ("Ведомости", 27.01).