Финансовый кризис приостановил развитие многих инвестиционных проектов во всех странах мира. Но эксперты уже начинают говорить, что кризис - не навсегда. И, перетряхнув мировую экономику, кризис уступит место новому развитию. Среди отраслей, которым неминуемо придется возвращаться к инвестиционным проектам, - рынок грузовых перевозок.

Основными видами перевозки грузов на Северо-Западе России и в странах Прибалтики сегодня являются железнодорожные, морские и (в меньшей степени) автомобильные перевозки, а также перевалка сырья по трубопроводам. Авиационные грузоперевозки используются меньше - необходимых мощностей в регионе практически нет. Однако в последнее время сразу в нескольких городах региона начали разрабатываться проекты развития этого вида перевозок. Инициаторы этих проектов рассчитывают, что преимущества авиаперевозок - прежде всего, скорость доставки и потенциальное удобство логистики - помогут им заинтересовать частные компании.

Петербургские перспективы.

Наиболее крупный и амбициозный проект по созданию грузового перевалочного аэропорта планируется осуществить в Санкт-Петербурге на базе аэропорта Пулково. Сейчас в Пулково работает грузовой терминал мощностью 30 тыс. тонн в год, но городские власти рассчитывают на серьезное увеличение объема перевозок. По мнению руководителей проекта, заинтересованность бизнеса в грузовых авиаперевозках через Санкт-Петербург есть, и только отсутствие необходимой удобной инфраструктуры останавливает потенциальных инвесторов.

Для реализации нового проекта городские власти планируют выделить 110 гектар свободной территории (сейчас грузовой терминал располагается на площади в 5 гектар) и в настоящее время разрабатывают проект создания на этой территории комплексной инфраструктуры. Для создания специальной авиа-логистической зоны (то есть зоны перевозки, хранения и распределения грузов) координаторы проекта рассчитывают привлечь к участию крупные логистические компании. Согласно проекту, создание нового грузового комплекса с улучшенной инфраструктурой должно привести к увеличению потенциального объема перевозки через Пулково до 750 тыс. тонн в год.

Эксперты считают привлечение логистических компаний к участию в проекте разумным и необходимым шагом. По мнению Светланы Воронцовой, первого заместителя генерального директора научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры, участие государства в таких проектах должно выражаться в подготовке площадки для строительства. Заниматься же строительством складских помещений должны логисты, чьи компании впоследствии будут там работать, поскольку им виднее, как обустроить территорию для удобства собственной работы. Кроме того, это участие сделает их заинтересованными в реализации проекта.

Как сообщили ИА REGNUM в комитете по транспортно-транзитной политике правительства Санкт-Петербурга, который курирует проект развития Пулково, в городе найдется необходимое количество заинтересованных в этом виде перевозок компаний. Представители городской администрации обращают внимание на развитие в Санкт-Петербурге электронной, фармацевтической и автомобильной промышленности - будущие грузы должны быть так или иначе связаны с этими видами производства.

Кроме того, по мнению экспертов, сохранится и перевозка тех видов товаров, которая осуществляется сейчас - радиоизотопов, ремонтных комплектов и запчастей, цветов, а также продуктов для северных регионов России. Может быть востребованной и перевозка почты, основные объемы которой для Северо-Запада России сейчас идут через Хельсинки.

Сейчас через грузовой терминал в Пулково перевозятся только грузы в Санкт-Петербург (или из него), но новый комплекс должен будет стать межрегиональным "хабом", и грузы, как ожидается, будут идти не только в Санкт-Петербург, но и через него в другие города.

При этом оператор действующего грузового терминала аэропорта - ЗАО "Грузовой терминал "Пулково" предполагаемые городской концепцией потенциальные объемы грузов считает завышенными. "Мы сейчас вполне справляемся с тем спросом на мощности, который есть. Рассматривается возможность увеличения объема нашего терминала до 100 тыс. тонн в год, это может произойти в 2010 году. Больше объективно не нужно", - сообщили ИА REGNUM в компании. По данным представителей компании, проект развития Пулково уже пересматривается, и предполагаемый объем грузов скорее всего будет уменьшен.

Латвийский вариант.

Еще один проект создания грузового аэропорта-хаба начали разрабатывать в латвийском городе Даугавпилсе. Ранее там существовал небольшой аэропорт, однако в последние 20 лет он по ряду причин перестал функционировать и даже практически перестал существовать. В 2006 году местные власти приняли решение о возрождении, а по сути создании нового аэропорта. Поскольку Латвия входит в Европейский Союз, то часть средств для реализации проекта его руководители планируют получить из специальных "развивающих" фондов ЕС. В то же время координаторы проекта ищут потенциальных инвесторов среди частных компаний для софинансирования проекта.

Руководитель проекта Виктор Пузан рассказал ИА REGNUM, что через новый аэропорт будут перевозиться те виды грузов, которые требуют максимально быстрой и бережной доставки - овощи, фрукты, другие быстропортящиеся продукты, медикаменты, цветы и т.д.

Этот аэропорт тоже должен стать не только конечным пунктом назначения грузов, но прежде всего логистическим и перевалочным пунктом. По мнению руководителей проекта, Даугавпилс, как город, расположенный в Латвии и при этом в непосредственной близости от Литвы, России и Белоруссии, может использовать это географическое преимущество в экономических целях. Другими потенциальными преимуществами нового аэропорта могут стать большой участок земли, выделенный под его строительство (более 200 гектар), что позволит не экономить на пространстве и сделать комплекс максимально удобным, а также наличие в непосредственной близости от будущего аэропорта необходимой транспортной инфраструктуры - автомобильной и железной дорог. Через Даугавпилс проходят железнодорожные ветки в Литву, Белоруссию, Россию и ко всем портам Латвии.

Согласно проекту, относительно большие партии товаров будут доставляться грузовыми самолетами в Даугавпилс и оттуда "распределяться" по ближайшей территории четырех стран - с помощью воздушного, автомобильного или железнодорожного сообщения. Инициаторов проекта - чиновников мэрии - не смущает, что на данной стадии его реализации конкретных крупных инвесторов еще нет. По информации ИА REGNUM, интерес к этому проекту проявляли несколько крупных российских фирм. Но их инвестиционные предложения были отвергнуты властями Латвии по "политическим причинам". Тем не менее по мнению представителей мэрии Даугавпилса, когда аэропорт будет построен, появятся и инвесторы. При этом руководители проекта заранее исходят из того, что объем грузов будет не слишком большим (не более полумиллиона тонн в год, а возможно, и значительно меньше).

Эксперты также согласны с тем, что такой проект изначально должен рассчитывать на не слишком большие объемы перевозок. По мнению Светланы Воронцовой, успешным такой проект может стать в том случае, если и при небольших объемах его функционирование будет экономически оправданным.

Псковские амбиции.

Проект создания грузовой логистической зоны в аэропорту был и у псковских властей. Грузоперевозки (в небольшом объеме) осуществляются там и сейчас. При этом средства на создание логистического комплекса местные власти планировали получить от инвесторов, заинтересованных в развитии проекта, однако до настоящего времени таковых не нашлось. Как сообщили ИА REGNUM в областной администрации, сейчас проект на время "отложен в сторону" - в связи, в том числе, с экономическим кризисом власти перестали рассчитывать на его быстрое осуществление. Тем не менее, намерение в перспективе создать логистический центр и значительно увеличить объем грузоперевозок сохраняется. Как и в Пулково, в псковском аэропорту, который не так давно был модернизирован, есть пункт пограничного пропуска, что позволяет осуществлять международные перевозки.

Итого.

Общими для всех этих проектов являются, прежде всего, ставка на скорость как основное преимущество авиаперевозок, а также намерение создать удобную логистическую систему, не экономя на территории. Еще одна общая черта - отсутствие непосредственных крупных заказчиков, которые заранее выразили бы конкретную заинтересованность в этом виде перевозок. Кроме того, все три проекта так или иначе разрабатываются с установкой на "хаб" - ввиду того, что ни одному конкретному городу (даже Санкт-Петербургу) не требуется такого большого объема авиагрузоперевозок, но если потенциальный комплекс сможет быть перевалочным пунктом и обеспечивать доставку и в другие регионы, то заинтересованность в нем, по расчетам руководителей проекта, будет.

Тем не менее, эксперты относятся к данным проектам достаточно скептически. По мнению ректора Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александра Ходачека, недостатки этого вида перевозок - а именно, их сложность и дороговизна - будут перевешивать достоинства. В интервью ИА REGNUM Ходачек заявил, что лишь такой способ перевозки может быть выгоден лишь в отношении некоторых видов грузов. (Кстати, это как раз те виды грузов, о которых думают в Пулково и Даугавпилсе - продукты, медикаменты, электронная техника и пр.). По мнению эксперта, объективной заинтересованности в больших объемах перевозки таких грузов (даже если речь идет о создании "хабов"), скорее всего, нет.

По мнению Светланы Воронцовой, препятствием на пути развития грузовых авиаперевозок послужит также и отсутствие у российских аэропортов специальных грузовых самолетов. Сейчас грузы перевозятся в багажных отделениях пассажирских самолетов. Ни о каком увеличении объемов перевозки в разы, как это предполагается, например, в Пулково, в отсутствие грузовых самолетов не будет и речи. При этом закупка и обслуживание таких самолетов требует значительных средств, а сейчас авиакомпании испытывают целый ряд проблем, связанных с экономическим кризисом, и вряд ли будут в ближайшее время вкладывать средства в такие проекты.

При этом, как считают эксперты, в перспективе проекты развития грузовых авиаперевозок и "хабов" могут быть реализованы, если их операторы смогут использовать основные преимущества этого вида перевозок и устранить основные недостатки. К числу последних относятся, помимо вышеназванных, медленная работа таможенных служб и отсутствие возможности электронного и предварительного декларирования грузов. Российские власти в последнее время начали предпринимать определенные действия для решения этих проблем. Кроме того, абсолютно необходимо участие в таких проектах логистических компаний, поскольку все грузоперевозчики выстраивают свои маршруты, ориентируясь на операторов логистики.

Участники рынка также считают ситуацию в сфере грузовых авиаперевозок неоднозначной. Вице-президент авиакомпании Air Baltic Янис Ванагс рассказал корреспонденту ИА REGNUM, что основным недостатком действующего грузового терминала в Пулково являются высокие цены. Сейчас Air Baltic (для которой грузоперевозка - побочный вид деятельности) перевозит через Пулково лишь небольшие объемы грузов, и о серьезном росте объемов речь сможет идти только после снижения цен на услуги. В Air Baltic также отметили, что Пулково необходимо развивать инфраструктуру.

По мнению участников рынка, грузовые аэропорты в регионе могут быть эффективными, если сумеют совместить географические преимущества (которые у них есть) с преимуществами ценовыми и логистическими. Кроме того, новые аэропорты должны быть "хабами" не только в том смысле, что будут нацелены на обслуживание нескольких регионов, но и в смысле связности разных путей доставки грузов (авиа-, морские, автомобильные и железнодорожные перевозки), чтобы грузоперевозчик имел возможность выбрать максимально удобный способ доставки.

Представители ЗАО "Грузовой терминал "Пулково" сообщили ИА REGNUM, что аэропорты, если их в регионе будет два или больше, вряд ли будут конкурировать и отбирать друг у друга грузы - скорее они будут дополнять друг друга, как это происходит, например, в Москве, где есть несколько грузовых аэропортов. Более того, эта конкуренция будет только к лучшему, поскольку будет заставлять оба потенциальных аэропорта постоянно развиваться.

При этом, экономический кризис в ближайшее время может сильно повлиять на ситуацию в сфере авиагрузоперевозок: по мнению экспертов, объемы грузов значительно сократятся. Некоторое сокращение, хотя пока не очень значительное, уже произошло. Кроме того, ожидается ужесточение международной конкуренции на этом рынке и российские перевозчики могут эту конкуренцию проиграть. Самолеты, используемые ими, потребляют едва ли не в два раза больше топлива, чем более современные лайнеры их конкурентов, что ставит российские компании в заведомо проигрышную ситуацию. Конкуренцию могут выиграть китайские и корейские компании, у которых, кроме новизны самолетов, есть и другие преимущества. Известно, что российское государство намеревается объединить авиаперевозчиков в альянс, который "коллективными усилиями" теоретические может остаться конкурентоспособным. Насколько это коснется "грузовой" составляющей этих компаний, покажет время.