Евросоюз и Южный Кавказ

Итоги второго раунда женевских дискуссий и роль Европейского союза в решении проблем безопасности на Южном Кавказе в эфире Абаза-ТВ обсуждали секретарь Совета Безопасности Абхазии Станислав Лакоба и политический обозреватель, сотрудник Фонда независимой экспертизы Ираклий Хинтба.

Абаза-ТВ: Может ли Абхазия отказаться от участия в переговорном процессе, пока в Грузии сохраняются реваншистские настроения и такое правительство?

Станислав Лакоба: Такой вопрос рассматривался: мы могли отказаться, конечно, от ведения переговоров. Но ведь все упирается не только в Грузию, но и в международное сообщество. После признания нам необходимо, чтобы у Абхазии был определенный статус и в международном плане. Не последнюю роль в связи с этим будет играть имидж государства, которое мы стремимся построить - независимого и демократического. Реваншистская риторика в Грузии существует, но она больше для внутригрузинского пользования. Та катастрофа и тот крах, которые понесли в Тбилиси и руководство Грузии говорят о том, что это государство несостоявшееся. Грузия на сегодняшний день фактически изолирована от других средств информации, слушают только грузинские СМИ и не владеют полной информацией.

Ираклий Хинтба: Переговоры - это своего рода проверка Европейского союза на влияние, которое он пытается осуществить на Южном Кавказе. Евросоюзу удается посадить за стол переговоров и представителей Грузии, Абхазии и даже Южной Осетии, после того, что произошло. Для Европейского союза переговоры играют очень большую роль. То же самое и для России, потому что это своего рода завершение выполнения плана Медведева-Саркози - точка, которую необходимо было поставить. Статус же, в котором были представлены наши делегаты, мне не совсем понятен. Фактически они были представлены как частные лица. Когда речь зайдет о подписании юридически обязывающих договоров в рамках Женевского процесса, конечно, возникнут некоторые проблемы. Тем не менее, тот факт, что абхазская делегация приняла в них участие, практически в равном статусе с остальными вела переговоры - это позитивный показатель.

Абаза -ТВ: Чем вызвана активизация Евросоюза на Южном Кавказе?

Станислав Лакоба: Это не сегодня произошло, не после событий в Южной Осетии, это было и раньше. Имели место неоднократные визиты в Абхазию спецпредставителя Евросоюза Питера Семнеби. Он регулярно посещал Абхазию, были различного рода предложения. Они хотели, чтобы роль Евросоюза была более выпуклой, более заметной. Но вместе с тем они ничего не предложили - повели себя очень вяло. Есть области, в которых можно сотрудничать.

Ираклий Хинтба: В 2003 года Хавьер Солана подготовил доклад "Безопасность Европы в улучшающемся мире", в котором прямо говорилось, что Европа - это важнейший мировой политический актор, что у Европы есть геополитические интересы, которые в том числе простираются и на территорию Южного Кавказа, часть постсоветских республик. С 2004 года Евросоюз пытается создать вокруг себя "пояс безопасности", буферную зону из дружественных демократических миролюбивых государств, которые не были бы противниками идей Европейского союза. В связи с этим Евросоюз начал осуществлять "политику соседства". Это стало очевидно, когда в Европейское сообщество влились 10 государств Центральной и Восточной Европы. Тогда же в европейскую "политику соседства" были включены Грузия, Армения, Азербайджан. Грузия в 2006 году приняла "План действий европейской политики соседства", в котором были изложены принципы, которым Грузия должна была соответствовать, для того чтобы приблизить свое вхождение в европейские структуры. Таким образом, ЕС с помощью различных инструментов пытается расширить свое влияние по периферии Европейского союза. Что касается перспектив евроинтеграции для Грузии, они, конечно, не оптимистичны.

Станислав Лакоба: Причина заключается и в энергоресурсах. Россия хочет остаться монополистом энергоносителей. А Евросоюз пытается каким-то образом на Южном Кавказе играть определенную роль, чтобы иметь определенную долю с той же самой России. Со своей стороны, Россия также больше предпочитает Евросоюз, нежели США. Обращает на себя внимание и довольно ревнивое отношение ЕС, особенно в последнее время, к взаимодействиям между Россией и Турцией. Евросоюз ставит барьеры на пути принятия Турции, последняя стремительно сближается с Россией по многим вопросам - в энергетическом плане она очень зависима от России. Есть и курдский вопрос и другие вопросы, которые не устраивают Турцию с позиции Евросоюза. Россия и Турция - традиционные игроки на Кавказе. Нельзя забывать, что есть еще и Иран. Больше всего опасаются все (Евросоюз, Турция), что подключится Иран. Иран самый древний игрок, с этим надо считаться. (с сокращ.)

Изменят ли конституционные поправки политическую жизнь республики?

14 лет назад, 26 ноября 1994 года, парламент РА принял Конституцию Республики Абхазия, одобренную на всенародном референдуме. "Республика Абхазия (Апсны), - гласит ст.1 Основного Закона - суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение". В нынешнем году Абхазия отметила День Конституции в особой обстановке - в условиях признания государственности Республики Абхазия. Признание стало возможным прежде всего потому, что Абхазия доказала свою состоятельность, четкую приверженность принципам демократического развития, заложенным в ее Конституции, пишет "Республика Абхазия".

В то же время, как отметил в интервью газете депутат парламента Абхазии Владимир Начач, Конституция недостаточно проработана ни с теоретической, ни с практической сторон, "в ней есть ряд пробелов и противоречий, которые необходимо устранить". "Незадолго до последних президентских выборов парламент принял Закон "О механизме внесения поправок в Конституцию Республики Абхазия"- отметил В. Начач, добавив, что уже 2006 году приступили к прямому применению данного закона. По словам В. Начач, была создана Комиссия по конституционной реформе, было предложено внести поправки в главы: 3-ю (законодательная власть), 4 -ю (исполнительная власть), 5 - ю(судебная власть) и главу 7 - ю (конституционные поправки и порядок внесения поправок). "В настоящее время все внесенные поправки откорректированы, и на днях поступят в Парламент, где будут обсуждаться в комитетах и комиссиях. На обсуждение заседания сессии парламента они будут внесены после Нового года".

По мнению депутата, данные поправки укрепят устои государства, расширят функции парламента - усилят его контроль над деятельностью исполнительной власти, предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий парламента при большинстве голосов депутатов парламента за это; правом роспуска парламента будет пользоваться и президент страны.

Как полагает сотрудник Фонда независимой экспертизы Спартак Жидков, поправки к Конституции могут серьезно изменить политическую жизнь республики. Поправки предусматривают: 1) утверждение премьер-министра парламентом; 2) право роспуска парламента президентом в случае трехкратного отклонения парламентом кандидатуры премьера; 3) выражение парламентом вотума недоверия премьеру; 4) создание Конституционного суда с правом толкования законов; 5) учреждение Счетной палаты; 6) учреждение должности Народного правозащитника; 7) лишение Генерального прокурора права законодательной инициативы; 8) ввод 5-летнего ценза оседлости для кандидатов в депутаты парламента и вице-президента; 9) новый порядок внесения поправок в Конституцию: правом внести в законопроект об изменениях или пересмотре Конституции наделяются: а) президент; б) не менее 1/3 депутатов; в) не менее 10 тыс. граждан Абхазии, обладающих избирательным правом.

Как полагает Спартак Жидков, многое будет зависеть от того, будут ли эти поправки предлагаться на референдуме единым списком или по отдельности. По мнению Жидкова, некоторые вопросы, в частности три первых неизбежно объединяются по блокам - "вторая поправка без первой резко усиливает полномочия президента. "Если предлагать на рассмотрение населения сразу весь пакет поправок, есть опасность, что полезные инициативы будут приняты параллельно с негативными, и вторые сведут на нет положительный эффект от первых".

"Абхазские партии уже сегодня заявляют претензии на более ярко выраженное участие в политике. В частности, все чаще слышатся требования о переходе от мажоритарной к партийной системе выборов. А предложенная схема реформирования парламента ( с правом парламента утверждать премьера и особенно с правом президента распускать парламент) имеет смысл именно в этом случае. Иначе президент просто может до бесконечности распускать парламент, пока не соберет его из послушных людей, способных голосовать "за"., - считает сотрудник Фонда независимой экспертизы. Кроме того, как отмечает Спартак Жидков, смещение главы кабинета министров в случае кризиса имеет смысл в том случае, если действующий премьер выражает интересы какой-либо партии и если его смена будет автоматически означать смену курса - " в противном случае президенту или парламенту будет достаточно указать премьеру на его ошибки и оставить его на прежнем месте".

Жидков, считает, что авторы данных поправок стремились к тому, чтобы республика больше не попадала в ситуацию, подобную той, что имела место в 2002 г, когда парламент, оказавшийся в оппозиции президенту и правительству, не имел возможности повлиять на ситуацию. "Оппозиция была вынуждена дожидаться выборов, а затем предпринимать разнообразные действия, вплоть до самых радикальных. В 2003 году оппозиция добилась даже смены главы кабинета, но не правительственного курса. Лишь избрание нового президента в 2004 - 2005 гг. разрешило конфликт, хотя отнюдь не устранило поляризации общества".

Создание Конституционного суда, по словам Жидков, необходимо, однако в то же время, он полагает, что вряд ли существование этого учреждения сможет избавить республику от противостояния в случае нового обострения политической и социальной напряженности, как в 2004 году. "Во главе Конституционного суда должен стоять человек, который будет для всех сторон авторитетным и безусловным арбитром. Найти такого человека и возложить на него всю ответственность будет очень непростой задачей".

Как полагает Жидков, создание Счетной палаты было бы правильным шагом, но при условии прозрачности ее работы. Пятилетний ценз для кандидатов в президенты, пишет автор, не был предусмотрен конституцией и введен в 1999 году в процессе предвыборной борьбы. "Особо важных аргументов для введения 5-летнего ценза названо не было, кроме идеалистического и не очень убедительного довода: будущий президент должен несколько лет накануне избрания находиться в республике, чтобы знать о нуждах и проблемах своего народа. Возражений можно привести немало: прежде всего, при современном уровне социального расслоения можно прожить в республике гораздо более долгий срок и ничего не знать о проблемах простого народа (и, соответственно, неверно оценить настроение электората); кандидат, находящийся вне республики, но активно помогающий расширению ее внешних связей, может быть гораздо лучше осведомлен и лучше подготовлен для роли члена руководства, чем ее житель, не участвующий в политике.

Еще более опасным, по мнению Жидкова, может стать предоставление права на произвольную перекройку конституции парламентом, без выноса новых поправок на всенародный референдум. "Если право предлагать законопроект получает президент, треть депутатов или 10 тыс. граждан, то и в первом, и во втором, и в третьем случаях речь идет о меньшинстве, чья инициатива, пройдя через парламент, сможет стать частью Основного закона. Конституция 1994 года была одобрена на всенародном референдуме; в случае принятия соответствующей поправки ее статьи будут подвергаться изменениям лишь на основе решений парламентского большинства. Это может породить серьезные противоречия в обществе: если меньшинство при каких-либо обстоятельствах навяжет волю большинству, последнее может оспорить данное решение как нелегитимное. Даже если "поправка о поправках" будет внесена путем референдума, этот факт не сможет компенсировать "ущербность" поправок, пропущенных через парламент",- заключил Жидков. ("Эхо Абхазии").

На состоявшейся 21 ноября сессии Народного Собрания - парламента Абхазии, проходившей под председательством спикера Нугзара Ашуба, депутаты рассмотрели более 20 законопроектов. Об этом пишет "Республика Абхазия".

В первом чтении был принят законопроект "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в таможенных органах, и их семей". Во втором чтении парламентарии приняли законопроект "Об обеспечении равных прав и возможностей для мужчин женщин в Республике Абхазия". При этом, как отмечает газета, представлявший законопроект председатель Комитета по правам человека и соблюдению законности Батал Кобахия подчеркнул, что, "хотя у нас, в общем-то, права женщин не ущемляются, тем не менее, закон этот нужен, так как он будет обеспечивать гендерное равенство путем устранения всех форм дискриминации по половой принадлежности.

Во втором чтении были приняты законопроекты о внесении изменений: в закон Абхазии "О статусе военнослужащих", которые регламентируют назначение и выплату пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами, и их семьям в случае потери кормильца, и в Закон " О резерве Вооруженных сил Республики Абхазия", принятие которого обеспечит надлежащую социальную защиту и пенсионное обеспечение резервистов, ставших инвалидами, и их семей в случае потери кормильца.

Как пишет "Республика Абхазия", много вопросов вызвали предложенные Генпрокурором Сафарбеем Миканба в порядке законодательной инициативы изменения и дополнения в закон Абхазии "О средствах массовой информации". В частности, Генпрокурор предложил: включить в ч.1 статьи 4 Закона дополнение о недопустимости использования СМИ для посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; запретить распространении информации от имени партий, профессиональных союзов или общественных объединений, не прошедших государственную регистрацию; не разрешать публиковать либо обнародовать незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения надзирающего прокурора или судьи, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. Подобная поправка в Закон, как считает Миканба, максимально оградит правоохранительные и судебные органы от давления на них со стороны заинтересованных лиц и организаций.

В числе дополнений, предлагаемых Генпрокурором, значится прекращение и приостановление деятельности СМИ по иску не только регистрирующего органа, но и прокурора. Миканба также предлагает обязать редакции называть источник информации, предоставивший сведения не только по требованию суда, но и лица, осуществляющего предварительное следствие. По мнению Генпрокурора, "это позволит следственным органам расширить доказательственную базу по расследуемым ими уголовным делам". Миканба также выступил за введение в Закон о СМИ статьи "Эротические издания", согласно которой на территории Абхазии должен быть запрещен выпуск радио и телепрограмм эротического характера, а розничная продажа журналов и газет с материалами эротического содержания допускаться только в непрозрачных упаковках и в специальных местах; распространение же и изготовление такой продукции должны осуществляться по специальному разрешению.

Депутат Даур Аршба назвал такие поправки "поползновением на СМИ". Депутат Батал Кобахия также считает, что предлагаемые дополнения ущемляют права СМИ. Представитель президента в Народном Собрании Дмитрий Шамба также выступил против ряда поправок, тем не менее, законопроект был принят в первом чтении. Первое чтение прошел и законопроект о внесении изменений в Закон "Об актах гражданского состояния", согласно которым для граждан РА или людей, постоянно проживающих на территории Абхазии, упрощается процедура и устраняются ограничения на свободный выбор национальной принадлежности на основании осознанного решения. В первом чтении принят законопроект о внесении поправок в Закон "О милиции". Депутат Рита Лолуа предложила исключить из Закона часть 5 статьи 30, по которой 20% от сумм штрафов и возмещения ущерба оставались в УБЭП. "Материально-техническое обеспечение органов внутренних дел является прерогативой госбюджета, поэтому не имеет смысла стимулировать сотрудников УБЭП за счет внебюджетных средств", - считает Лолуа. ("Республика Абхазия".)

Представители Общественной Палаты не проявляют инициативу

Последнее заседание Общественной палаты прошло три месяца назад. Регламент это позволяет, хотя уже по одному этому факту можно судить об эффективности ее работы, считает "Нужная газета". Как отмечает газета, 19 ноября состоялось очередное заседание. Секретарь ОП Натела Акаба не стала скрывать, что ощущает "глубокое неудовлетворение от работы Общественной палаты". Ведь "до сих пор в обществе, и даже у самих членов Палаты, нет должного представления о том, как должна работать Палата". Заместитель секретаря ОП Даниил Убирия с Нателой Акаба согласен. Причины несостоятельности Палаты он видит в том, что не работают восемь комиссий. "Если бы восемь комиссий за все время занимались хотя бы одним вопросом - было бы уже хорошо. Наш хлеб и наше фирменное блюдо - общественный контроль". Сократ Джинджолия указал несколько "горящих вопросов" - это "распродажа на корню наших земель", "продажа паспортов граждан Абхазии", "беспредел руководителей некоторых районов". Натела Акаба, как пишет газета, пыталась добиться ответа от отца Виссариона: "Почему русская православная церковь после признания независимости Абхазии продолжает нас считать частью грузинской православной церкви?". По словам отца Виссариона, разговор о статусе и будущем Абхазской церкви пока в Москве не обсуждался. "Мы не собираемся никуда входить. Сейчас готовим справки о том, что Абхазская церковь была самостоятельной. Она будет самоуправляемой", - пообещал глава абхазской церкви и предложил написать письмо совместно с ОП в московский патриархат и в синод. Как пишет "Нужная газета", члены Совета ОП видят проблему деятельности палаты в том, что ее представители не проявляют инициативы. По мнению же Руслана Хашиг, именно Совет должен определять стратегию, результат работы "упирается в принцип формирования Общественной палаты". (Палату формировал частично парламент, частично президент, а частично уже сами члены Палаты. В ней есть представители районов, известные общественные деятели, представители общественных организаций, но нет представителей политических организаций, а также ни одного открытого сторонника оппозиции). ("Нужная газета").

ЭРА набирает обороты

Партия Экономического развития Абхазии (ЭРА) - реальная политическая партия, которая проявляет активность, расширяет свои ряды, приобретает авторитет и популярность среди разных слоев населения, пишет "Эхо Абхазия", напоминая, что 20 ноября состоялась конференция Сухумского отделения партии ЭРА. Заместитель председателя партии ЭРА Илья Гамисония в интервью газете отметил, что с первых дней существования партии был сделан акцент на гуманитарные проекты для детей и социально незащищенных граждан. "Одной из первых была проведена акция помощи школам: для восьми районных школ были приобретены наглядные пособия, спортивный инвентарь и классные доски". Как отмечает Гамисония, партия готова финансово поддержать создание различных клубов по интересам, чтобы способствовать возрождению городской среды обитания. "Развитая городская культура абхазского побережья в немалой степени способствовали привлекательности наших курортов, и ЭРА ищет свежие идеи для оживления этой сферы". В связи с тем, что в Абхазии очень остро стоит демографическая проблема, уже несколько месяцев реализуется проект, цель которого - поддержка молодых семей членов партии; при рождении ребенка им выделяется единовременное пособие в размере 10 тысяч рублей. Среди главных приоритетов в экономике, актив партии выделяет - сельское хозяйство и туризм. Сферой приложения усилий партии является и программа развитая малого бизнеса. "Мы почувствовали доверие людей, у партии сложился хороший актив, мы поддерживаем хорошие отношения с другими партиями и общественно-политическими движениями, стремимся наладить конструктивный диалог с представителями власти, мы открыты и готовы к совместной работе и не намерены останавливаться в развитии", - подчеркнул Илья Гамисония. В свою очередь, однопартиец Ильи Гамисония, экономист Беслан Барателия на страницах все той же газеты "Эхо Абхазии" выделил те угрозы, с которыми сталкивается или будет сталкиваться в ближайшие годы республика. Как полагает Беслан Барателия, видимые успехи экономики Абхазии, способные возникнуть в результате колоссальной финансовой помощи из России, могут привести к ослаблению мобилизационной функции экономики и усилению зависимости экономического роста от "финансовой иглы". Это может привести к заметному снижению эффективности экономической системы и падению конкурентоспособности. "Признание страны не может отменить законы конкуренции, в которой выживают только сильнейшие. Поэтому задача повышения конкурентоспособности нашей экономики - это первостепенная задача. Однако она невозможна без повышения качества рабочей силы, без современного образования, без современного государства".

Еще одной проблемой, которая, по мнению Барателия, может возникнуть в ближайшие годы, является растущее давление на природные ресурсы Абхазии. "Наша страна обладает колоссальным рекреационным потенциалом, способным обеспечивать устойчивое развитие экономики, гарантирующее благосостояние нам и нашим детям. Но все проекты, связанные с добычей полезных ископаемых, требуют серьезной экологической экспертизы. Очень беспокоит информация, появляющаяся в последнее время в СМИ, о возможных проектах по разработке месторождений нефти и других полезных ископаемых, а также транзиту газа по нашей территории. Нельзя допустить того, чтобы в нашей стране реализовывались проекты, способные нанести непоправимый ущерб нашей экологии. Мы должны сознавать, наше главное богатство - это целебный воздух, чистое морское побережье и богатый растительный покров, все то, что будет представлять самую большую ценность для развития международного туризма в Абхазии", - считает Беслан Барателия. ("Эхо Абхазии".)