Киргизский эксперт: "В зоне досягаемости авиации США запад Китая, Узбекистан, Таджикистан, юг Казахстана"
В Киргизии проходит международная конференция "Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений", передает корреспондент ИА REGNUM. В рамках конференции с докладом выступила эксперт Института стратегического анализа и прогноза при Киргизско-Российском Славянском университете Наргиза Мураталиева. Тема доклада: Военное присутствие США и России как фактор влияния в отношениях между Китаем и Киргизией.
ИА REGNUM приводит текст доклада полностью.
Присутствие военных баз на территории Киргизской Республики, несомненно, представляет предмет озабоченности для стран, имеющих собственные задачи в Центральной Азии, либо непосредственно граничащих с республикой. Учитывая географическую близость, а также ряд геополитических интересов Китая в регионе, можно сказать, что фактор американского военного присутствия будет оказывать определенное влияние на дальнейшее развитие международных отношений Киргизии с Китаем. В условиях сложившейся ситуации определенные державы будут вносить некоторые коррективы в расстановке сил региона, что может повлечь за собой кардинальные изменения и в будущей картине мира.
Для определения факторов влияния на двусторонние отношения необходимо рассмотреть условия создания военных баз, а также особенности взаимоотношений не только между Китаем и Киргизией, но и взаимоотношения в формате Китай - Киргизия - Россия - США. Все более возрастающее значение Центральной Азии и пересечение геополитических интересов ведущих держав в регионе определяет необходимость выхода за рамки двусторонних отношений.
Существуют принципиальные отличия в целях и условиях размещения на территории Киргизской Республики российской и американской авиационных баз, а также в том, как воспринимают эти базы другие государства региона.
Американская авиабаза в аэропорту "Манас", как известно, была создана для базирования военной авиации стран - участниц международной антитеррористической коалиции в рамках проводимой в Афганистане операции "Несокрушимая свобода". Ее основными задачами являются борьба с терроризмом и обеспечение стабильности в Афганистане.
Российская база создана в рамках Договора о коллективной безопасности и на основе двустороннего соглашения между Киргизией и Россией. Она является важным и долгосрочным элементом системы обеспечения региональной безопасности. Наряду с этим база предназначена и для совместного решения повседневных задач боевой подготовки. К примеру, на базе готовят военных летчиков для ВВС Киргизии, российские военные также содействуют строительству системы ПВО страны.
Бывший президент Киргизии неоднократно заявлял, что "база в "Манасе" носит временный характер, а база в Канте "открыта на постоянной основе" в рамках Коллективных сил быстрого развертывания Организации Договора о коллективной безопасности. По идее срок пребывания американской авиабазы связан со временем завершения операции в Афганистане. Но по факту получается, что этот вопрос остается открытым и по сей день.
В 2005 г. президент Киргизии поставил свою подпись под совместной декларацией стран-участниц ШОС с призывом к США определиться со сроками пребывания военно-воздушной базы в КР: "Учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане, государства-члены Шанхайской организации сотрудничества считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран-членов ШОС".
В результате длительных переговоров, руководство Киргизии так и не дало ответ на вопрос о сроке пребывания базы, а Вашингтон согласился на единовременную помощь Киргизии в размере 150 миллионов долларов и ежегодную арендную плату в размере 15 миллионов долларов. В итоге база в аэропорту "Манас" остается на месте, а Соединенные Штаты по-прежнему платят в киргизскую казну десятки миллионов долларов.
По мнению американской стороны, в доведенной до нищеты Киргизии американское присутствие - самый важный источник денежных доходов. Хотя для населения страны до сих пор не известны точные данные об оплате за использование базы, которые поступают в государственный бюджет. Соединенные Штаты организовали такую систему обеспечения нефтепродуктами авиабазы в "Манасе", что граждане Киргизии не осведомлены куда и в каком количестве направляются финансовые потоки.
Что касается российского военного присутствия, то оно не несет в себе угрозы для дальнейших взаимовыгодных отношений между Китаем и Киргизией, учитывая стратегическое партнерство между Китаем и Россией, которые активно сотрудничают в военной области. Как говорил генерал-майор Цзу Хежень, чтобы противостоять гегемонизму, Китай должен создать элитные и эффективные силы устрашения. Для этих целей была организована "утечка информации", в соответствии с которой Россия и Китай производят военное оборудование на основе российских технологий и материалов, также осуществляют совместные военные маневры и учения. Интенсивные военные продажи со стороны России не только укрепляют военную мощь Китая, но и помогают самой России модернизировать свои вооруженные силы.
Если говорить об американской военной базе, то она, естественно воспринимается Китаем как угроза своим национальным интересам. Ведь, по мнению китайской стороны, главной целью сдерживания американской политики гегемонизма и силы является Китай. Для достижения своих целей США оказывают финансовую помощь враждебным силам как внутри, так и вне страны, дожидаясь удобного момента для организации волнений. Особенно Китай опасается угрозы сепаратистских движений в СУАР. Поэтому для Китая весьма важным направлением внешней политики является сотрудничество с Киргизией с целью укрепления приграничных территорий. Для США Китай взаимно представляет угрозу как активный участник распространения баллистических ракет, оружия массового уничтожения и соответствующих технологий. США даже озвучивали свои опасения по поводу того, что Китай стремится получить доступ к секретным военным технологиям.
Как видно из всего вышеизложенного, в свете соперничества между Китаем и США Киргизия находится не в лучшей ситуации. Рано или поздно придет момент, когда Киргизии придется определиться с наиболее выгодным союзником для защиты своих национальных интересов. Проблема существования одновременно двух военных баз на территории суверенной Киргизии напрямую связана с выработкой концепции национального интереса, которая, по мнению специалиста в области международных отношений Дж. Розенау, используется и в политическом анализе, и в реальной политике как аналитический инструмент для описания, объяснения или оценки адекватности внешней политики страны. Любое государство на международной арене должно действовать, исходя из своих национальных интересов. Поэтому, Киргизии для дальнейшего развития сотрудничества с соседними странами, а особенно с Китаем, необходимо определиться с внешнеполитической стратегией и ориентирами государства.
А пока Киргизия должна сделать все, чтобы не ухудшить взаимовыгодное сотрудничество с Китаем. Ведь Китай - это единственный сосед Киргизии по ВТО, "окно" в Азиатско-Тихоокеанский регион, это страна, с которой Киргизия состоит в ШОС и имеет Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Особую обеспокоенность у Китая вызывает желание руководства Киргизии дать согласие на размещение разведывательной авиации на базе. В частности, подготовка политическим руководством Киргизии решения о размещении на авиабазе "Манас" американских разведывательных самолетов "АВАКС". В ноябре-декабре 2004 г. имели место закрытые киргизско-американские переговоры, в ходе которых один раз американская сторона уже намеревалась добиться согласия на размещение в аэропорту "Манас" самолетов Е-3А системы "АВАКС" и согласия на проведение ими регулярных разведывательных полетов вдоль границы с Китаем.
В зону досягаемости американской авиации, дислоцирующейся в Бишкеке, уже попали западные районы Китая, Узбекистан, Таджикистан и весь юг Казахстана. Под контролем радиотехнических и электронных средств ВВС США оказались космодром Байконур, центр космического слежения в районе Нурекской ГЭС, средства противовоздушной обороны, воинские части и соединения, военные полигоны государств-членов ШОС и ОДКБ.
Основным объектом воздействия США остаются Китай и Россия. Для нейтрализации Китая достаточно в первую очередь затормозить его экономический рост. Например, направлением на его территорию потока беженцев, активизацией уйгурского сепаратизма, что может привести к внутреннему взрыву.
КНР и другие дружественные страны не может не беспокоить тот факт, что деятельность американской базы и ее военнослужащих была и остается непрозрачной для руководства Киргизии, общественности и граждан соседней страны.
В настоящее время у партнеров Киргизской Республики вызывает недоумение и глубокое сожаление позиция официального руководства Киргизии в отношении пребывания американской базы в стране. Неуверенная, а порой и прямо непринципиальная позиция Киргизии по данному вопросу подвергает сомнению желание следовать духу тех обязательств, которые принял на себя Киргизия в рамках двусторонних соглашений и многосторонних договоренностей.
Затягивающееся присутствие иностранного воинского контингента на территории Киргизии грозит осложнением отношений со стратегическими партнерами по ШОС и ОДКБ. Пекин неоднократно указывал на то, что присутствие США в Центральной Азии направлено против Китая. Озабоченность Москвы вызывает постепенное окружение России американскими военными базами.
В сложившейся ситуации Киргизии необходимо соблюдать баланс сил, и обязательно учитывать мнения России и Китая по данному вопросу. Так, по мнению известного политолога А.А. Князева, военная авиабаза в "Манасе" является точкой опоры для Вооруженных сил США в случае конфронтации в отношениях с Россией и Китаем. Присутствие авиабазы связано не с ситуацией в Афганистане, а с геополитическими интересами США. Есть вероятность, что она может быть использована американцами для проведения военных операций в регионе. Военный эксперт Ю.Погребняк считает абсурдным, находясь в ОДКБ и ШОС, обсуждать вопрос не только о пребывании, но и о расширении американской авиабазы.
Отсутствие чёткой и ясной позиции по данному вопросу у президента Бакиева К.С. может негативно повлиять на внешнеполитическую деятельность. Двусмысленность ситуации делает политическую репутацию страны уязвимой, а сам Бишкек - предметом критики со стороны стран-членов ШОС. Факт присутствия авиабазы на территории Киргизии уже неоднократно обсуждался как местными политиками и общественными деятелями, так и представителями ряда стран. Свое отрицательное отношение к этому факту демонстрируют ближайшие соседи и партнеры Киргизии - Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан. Нахождение авиабазы "Ганси" создает и укрепляет образ Киргизии как ненадежного партнера и союзника для государств ШОС. Что же может предпринять Киргизия для упрочения своих позиций на мировой арене?
По мнению некоторых аналитиков, военное присутствие Китая могло бы снять настороженность Китая по отношению к Киргизии, а также сгладить соперничество США и России. Киргизия могла бы предложить свою территорию как полигон для отработки взаимодействия ведущих стран мира в борьбе с международным терроризмом. Китай осуществлял бы свою военную миссию на территории Киргизии в виде регулярных совместных антитеррористических учений, но не в целях конфронтации с США и Россией, а для сотрудничества с ними. Но, если этот вариант и возможно реализовать на практике, укрепит ли Киргизия свою безопасность, не испортив отношения с другими странами?
Присутствие российских войск не вызывает озабоченности общественности Киргизии. Но возможное военное присутствие Китая в Киргизии не вызовет энтузиазма. Ведь Китай в цивилизационном отношении стоит от Киргизии намного дальше, чем Россия или даже США, расположенные на другой стороне Земного шара. Культурное присутствие США и России в Киргизии несравнимо с китайским. Киргизстанцы лучше знают и понимают русских и американцев, чем китайцев. Кроме того, сказывается наследие напряженности советско-китайских отношений 60-70-х годов. Также сложившаяся обстановка может способствовать превращению Киргизии в "арену противостояния ведущих мировых держав". Поэтому военное присутствие Китая представляется нежелательным, учитывая национальные интересы Киргизии. Но стоит ли тогда сохранять военное присутствие американской и российской военных баз? Не противоречит ли наличие двух баз национальным интересам страны?
Сторонники сохранения американской авиабазы утверждают, что база необходима, потому что у Киргизии трудное геополитическое положение и стране нужна любая помощь. "Эта база нужна не только США, но и всей Центральной Азии и России, так как в Афганистане до сих пор происходят сложные процессы", - считает Мирослав Ниязов, бывший секретарь Совета безопасности Киргизии. Учитывая, что как Москва, так и Вашингтон имеют военные базы на территории Киргизии, было бы несправедливым вывести одну базу и оставить другую. Было бы ошибочно односторонне требовать вывода авиабазы "Манас" с территории страны, так как в международных отношениях нецелесообразно налаживать отношения с одной страной в ущерб другой.
По результатам опроса, проведенного аналитическим центром "Разумные решения", из 141 опрошенных 62,41% респондентов считают, что США посредством базы в Киргизии решают свои геополитические интересы; всего 14,89% воспринимают американскую базу как стабилизирующий элемент режима национальной безопасности; 12,77% рассматривают базу в качестве угрозы безопасности всего Центрально-азиатского региона. Таким образом, в соответствии с этим опросом можно сделать вывод, что в целом большинство респондентов негативно относятся к наличию американской базы на территории Киргизии.
В настоящее время для Киргизии существует риск того, что страна против своей воли может быть втянута в крупные глобальные конфликты. Для успешной реализации собственных национальных интересов идеальным для Киргизии был бы вариант отсутствия любой иностранной военной базы, которые все же представляют реальную угрозу безопасности государства. Из-за дислоцирующихся иностранных военных баз другие государства автоматически могут посчитать Киргизию врагом. Рано или поздно, если не вывести авиабазы, Киргизия может оказаться втянутой в сферу конфликтов между силами НАТО и восточными странами. Однако следует отметить, что предложение о закрытии американской базы вряд ли будет поддержано большинством членов парламента, в результате того, что государство получает значительный доход от ренты, которую платит правительство США. Присутствие военной базы США предопределено большой внешней задолженностью Киргизии, которая контролируется через международные финансовые институты главным образом США.
Таким образом, факт присутствия американской военной базы в Киргизии может привести к усложнению двусторонних отношений между Китаем и КР, что повлечет за собой ряд последствий. Одним из факторов влияния во взаимоотношениях двух стран может быть несоблюдение договоренностей и пересмотр взаимных обязательств между сторонами. Как заявлял председатель Ху Цзиньтао: "Китай уделяет серьезное внимание отношениям с Киргизией и предоставляет им твердую, искреннюю поддержку и помощь по двусторонней линии и в рамках ШОС".
В рамках данного обещания Китай пока по-прежнему поддерживает усилия Киргизии, направленные на защиту государственной безопасности, суверенитета, территориальной целостности и развитие национальной экономики. Однако позиция КР подвергает серьезному испытанию взятые Китаем на себя обязательства в отношении дружественной страны.
Другой фактор влияния заключается в том, что ситуация может привести к отказу Китая реализовывать выгодные для Киргизии экономические проекты. Как известно, КНР отказалась строить газопровод через Киргизию, несмотря на просьбу со стороны руководства страны. Китай решил прокладывать его через Казахстан, хотя Пекину это не выгодно со стратегической точки зрения. Тем не менее, Китай выбрал другие страны для реализации весьма выгодных проектов.
Следующий фактор влияния может проявиться в нежелании со стороны Китая содействовать развитию транспортно-коммуникационных сетей, что является одной из приоритетных задач для развития страны. Возможно, именно из-за позиции Киргизии относительно американской базы, Китай не особо заинтересован в строительстве железной дороги через Киргизскую Республику. Зато Китай активно вкладывает деньги в развитие автотрасс в Таджикистане.
Наконец, в-четвертых, все эти факторы в совокупности могут привести к снижению уровня сотрудничества в различных сферах общественной жизни в целом. А это было бы неблагоприятным для Киргизии.
Как видно из всего вышеизложенного в правящих верхах Киргизии нет единой позиции по поводу целесообразности сохранения американской базы, что, в свою очередь, подрывает позиции Киргизии во взаимоотношениях с Китаем. Для упрочения положения в международных отношениях Киргизия могла бы добиться от американской стороны подписания договора, в котором будут четко определены условия размещения, временные рамки пребывания базы, а также точные данные о финансовых потоках, направляемых американской стороной за военное пребывание в стране. По сути, этот договор, не способствовал бы ухудшению отношений между США и Киргизией, но улучшил бы имидж правительства не только в глазах общественности, но и соседних государств.
В таком случае, с позиции национальных интересов Киргизии какой вектор приоритетней для страны - китайский или российский? Что касается Китая, то здесь суть всех заявлений политического руководства КР сводится к использованию возможностей огромного китайского рынка. Но, укрепить свой рынок необходимо посредством умного использования потенциала китайского рынка. Китай добился исключительных успехов в создании нового российско-китайского альянса и установлении нормальных отношений с Киргизской Республикой. Вовлекая в этот процесс Россию, Китай тем самым снизил ее обеспокоенность относительно своего стремления занять доминирующие позиции в ЦА.
Многие политики выражают особую озабоченность растущей экономики Китая, чья продукция будет все больше вытеснять и заменять продукцию других стран. Рабочие других стран будут вынуждены конкурировать с китайской дешевой рабочей силой, что приведет к падению уровня жизни рабочих и крушению компаний других стран. Это, в свою очередь, угрожает экономическому развитию не только Киргизии, но и всего центральноазиатского региона.
Поэтому, Китай должен восприниматься КР, с одной стороны, как один из самых важных партнеров, а с другой - как источник наиболее серьезных рисков в деле обеспечения национальной и региональной безопасности. Угрозы обуславливаются растущими геополитическими амбициями Китая и его фактически неограниченными ресурсами по распространению своего влияния.
В свете вышеизложенного, отношения с Россией, безусловно, должны иметь приоритетное значение для Киргизии. Но под приоритетностью, ошибочно понимать безоглядное следование курсу этой страны в международных отношениях. Необходимо новое качество политики в отношениях с Россией, которое будет включать тщательный учёт видения преследуемых целей России относительно Центральной Азии и максимальную реализацию выгодных для КР достигнутых договоренностей, особенно в области торгово-экономических отношений.
Россия будет продолжать привлекать Киргизию в силу исторической и культурной взаимосвязи. Но вместе с тем, надо подчеркнуть, что в своём стремлении доминировать в регионе Россия ныне не располагает такими возможностями, какие имеются у США и Евросоюза. Заявления должны подкрепляться конкретными делами по укреплению современной инфраструктуры стран Центральной Азии.
Например, предложения "укрыться под крылом" России не учитывают ни сложности современных международных отношений, комплексности вызовов современного времени, ни положения самой России в мире и её истинных целей в ближайшие десятилетия. Ссылки на прошлое, когда была взята ориентация на Российскую империю, тоже не состоятельны, поскольку картина мира была совершенно иной.
Киргизии будет выгодна такая система отношений в регионе, которая позволяла бы решать вопросы получения выгоды от торговли и инвестиций и обеспечения региональной безопасности. В области международных отношений Киргизии необходимо выстраивать политику таким образом, чтобы защищать свои собственные национальные интересы. Поэтому следует продвигать взаимопонимание и сотрудничество между странами-участницами ШОС в таком направлении, чтобы способствовать: укреплению национального суверенитета и независимого развития; углублению взаимовыгодной приграничной торговли; привлечению инвестиций; участию в транспортных проектах, открывающих для КР выходы на новые рынки; проведению политики "тонкого баланса", при которой ни одна держава не будет иметь возможности лидировать в регионе.
Таким образом, для сохранения позиций добрососедства в отношении Китая, Киргизии необходимо четко действовать на мировой арене, исходя из собственных национальных интересов, иначе взаимовыгодное сотрудничество с Китаем может быть подорвано.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Датская наёмница, воевавшая под Курском, оказалась профессиональным военным
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Бывшего генсека НАТО Столтенберга избрали главой Бильдербергского клуба
- В ФРГ спасательная служба устроила соревнование по числу погибших за смену