Каждый год Россия теряет 110-115 объектов национального достояния: интервью Александра Днепровского
24 января в Калужском Доме музыки состоялась презентация иллюстрированного каталога "Калужские усадьбы", изданного некоммерческим партнёрством "Русская усадьба". Каталог включает в себя сведения о 210 сохранившихся полностью или частично усадьбах Калужской области, карту, историческую справку по каждому объекту, подробное описание их современного состояния. Одним из гостей презентации каталога был почетный архитектор России, член центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, действительный член Российского географического общества Александр Днепровский, который в интервью ИА REGNUM рассказал о сборнике, о проблеме сохранения исторического центра Калуги.
ИА REGNUM: Александр Сергеевич, каковы ваши впечатления о вышедшем сборнике?
Это, конечно, многолетний и нелегкий труд. Ведь над каталогом работали немало людей, в том числе из районов области, большой вклад, на мой взгляд, внесли также сотрудники областного краеведческого музея. Каталог вобрал в себя информацию о 210 объектах усадебного наследия нашего края. Работая над сборником, авторы осмотрели более 300 усадеб. Все это, конечно, замечательно, но, внимательно познакомившись с этим сборником, мне показалось, что его издатели все же, чересчур преувеличивают свои успехи. Дело в том, что я бы не стал на их месте так настойчиво утверждать, что это - полный каталог всех сохранившихся на сегодняшний день калужских усадеб. Кстати, именно так значилось в письменном приглашении, которое рассылалось гостям презентации. На самом же деле, калужских усадеб гораздо больше, чем об этом пишут авторы сборника, кстати, на мой взгляд, усадьбы в этой небольшой тоненькой книжице в 200 страниц, описаны скороговоркой. Я имею основание утверждать, что настоящее количество существующих в области усадеб, которыми надо заниматься гораздо больше, и причем на два порядка. Их надо не только описывать, но и внимательно исследовать. Кстати, недооценена титаническая работа сотрудников калужских архивов. Да, и к слову сказать, на презентации об их огромной роли в работе над сборником, к моему великому сожалению, не говорили. И, честно говоря, мне было за них обидно.
ИА REGNUM: Каково ваше отношение к тому, что сегодня в Калуге из-за широкомасштабного строительства различных торгово-развлекательных центров и офисных зданий нередко разрушаются постройки, составляющие исторический облик города?
Все это весьма прискорбно. Согласитесь, что сегодня уже трудно найти в нашей стране города, а тем более областного центра, где не происходит такое варварство. Впрочем, что говорить о губернских городах? Ситуация в современном зодчестве, а тем более в таком тонком деле, как градостроительство в той же Москве или в Питере, тоже далеко не идеальна.
ИА REGNUM: Как, на ваш взгляд, калужским архитекторам и строителям следует сегодня сочетать старое и новое?
Даже в Калуге, в наши дни есть хорошие примеры, когда реально наряду с новостройками вполне мирно соседствуют и уживаются памятники старины. Конечно, центр города надо по возможности не трогать. К примеру, местные власти, удачно сохранили знаменитый калужский Дом Аксакова, постройки начала XIX века что находится на улице Гагарина. Он двухэтажный с фронтоном. Отрадно, что Обществу охраны памятников удалось убедить архитекторов и строителей включить его в ансамбль будущей новостройки современного дома XXI века. Другое здание на площади Старый Торг, где расположены здания администрации области, постройки конца XVIII века. Его не только сохранили, но и, на мой взгляд, удачно реставрировали.
ИА REGNUM: В одной из ваших многочисленных статей вы как-то писали о том, что неплохо бы возродить в крае архитектурную полицию, чтобы она отслеживала и наказывала нерадивых хозяев зданий, которые по их вине и недосмотру ветшают, дряхлеют и портят облик современного города. Нельзя ли рассказать об этом подробнее.
Недавно у меня вышла книга, которая называется "Зодчество Калужского края с древности до наших дней". Работая над этой книгой, изучая архивные документы, случайно натолкнулся на информацию о том, что в Калужской губернии в XVIII-XIX веках существовало что-то подобное архитектурной полиции. Называлась эта структура управой благочиния, включала в себя архитектурную и строительную службу. В ее состав входило полицейское управление. Управа благочиния следила за порядком, за благоустройством, за юридической правильностью оформления всевозможных разрешительных документов. Известны случаи, когда после вмешательства служащих этой управы сносили дома, построенные самовольно или по проекту, не согласованному заранее. Кроме этого, строго наказывались неряхи, выплёскивавшие помои на улицу, те, кто содержал скотину не там, где положено, кто захватывал землю в корыстных целях. При этом с нарушителями не церемонились. В жандармских отчетах описаны самые суровые наказания. А виновным отправлялись предписания с формулировкой: "Не делать безобразий городу". Сегодня архитектурная полиция или что-то вроде нее - это мечты. В Калуге недостаточно сильные архитектурные кадры. Нет притока молодежи. Правда, было время, когда областные власти вместе с Калужским государственный педагогическим университетом им Циолковского вознамерились создать архитектурный институт. Была даже подготовлена программа. Но она, увы, была свернута.
ИА REGNUM: В Калуге, как, впрочем, и в других старинных городах центра России, от времени разрушаются памятники истории и культуры, а денег на реставрацию, или хотя бы на приличный косметический ремонт у государства нет. Бюджетных средств из областной казны явно не хватает, и они выделяется по минимуму. Как вы считаете: не эффективнее было бы приватизировать исторические объекты, отдать их в частные руки?
Действительно, я считаю, что необходимо ввести аренду таких объектов лет до 99. Вместе с тем, многие бизнесмены в аренду мало верят: "Мол, мы все эту рухлядь восстановим, а потом ее у нас отберут". Предприниматели вполне логично требуют приватизации. Однако это, на мой взгляд, весьма чревато для исторических объектов: так, я был свидетелем того, как один калужский предприниматель купил первый этаж в старинном доме для своего магазина и выломал свод середины XVIII века. Спрашиваю у юриста: какие есть способы его наказать? В ответ слышу: "Нет оснований. Теперь это помещение - его собственность!" Вот почему обязательно должен быть разработан механизм передачи исторических объектов в частные руки и определена степень ответственности владельца за них. Дому, о котором я говорил, 250 лет. Он расположен в центре Калуги. На мой взгляд, только в аренде и есть единственный выход из сложившегося положения. Оказывается, точного числа памятников в России не знает никто. Зато хорошо известно, что каждый год страна теряет 110-115 объектов национального достояния. Это официально. Сами же эксперты полагают, что цифры занижены как минимум вдвое. Мировой опыт показывает, что ни одно государство не в состоянии на должном уровне содержать все памятники культуры. Даже в советские времена на их содержание отпускалось в 10-20 раз меньше средств, чем требовалось. Сейчас же эти показатели упали на порядок. В Министерстве культуры РФ говорят, что денег на реставрацию памятников и особенно в провинции не хватает. Поэтому в ведомстве культуры уверены, что единственный выход - обеспечить каждому памятнику достойного хозяина. Естественно, при действенном контроле за собственником. Кстати, и у нас в городе есть положительные примеры решения этого вопроса. Так, в старой части Калуги, на улице Воскресенской двадцать лет разрушался прекрасный Дом Чистоклетовых. Дело дошло до того, что в заброшенном доме на крыше росли березы, а вода от дождя, с крыши стекала сквозь прохудившиеся потолки на первый этаж. Но вот, наконец, у многострадального дома появился хозяин. За то, что получил в собственность вместе с домом территорию большого двора в центре города, власти обязали заняться реставрацией. Хотя я по жизни и консерватор, но отлично сознаю, что время неумолимо движется вперед, и мы уже никогда не вернемся к двухэтажной Калуге, но в городе есть старина, и ее надо обязательно беречь и сохранять.
ИА REGNUM: У старинных калужских усадеб есть будущее?
Возрождение старинных усадеб уже началось. В семи усадьбах Калужской области ведутся реставрационные работы. Кстати, возрождение русской усадьбы, на мой взгляд, это не только восстановление зданий и воссоздание исторических ландшафтов. Не менее существенной частью этого процесса это изучение и распространение в обществе ценностей усадебной культуры и всего уклада жизни, сложившегося на протяжении нескольких столетий. В прошлом году было решено восстановить усадьбу Ахлебино на Оке, которая находится рядом с Калугой. Там, в свое время жила замечательная и очень талантливая женщина Ирина Яковлевна Коншина, последняя владелица усадьбы: певица, педагог и меценат. Осенью 2007 года в Ахлебинино прошли большие праздничные торжества по случаю 140-летия со дня рождения Ирины Коншиной, которые были призваны привлечь внимание к личности этой замечательной женщины, совершившей много добрых и памятных дел на благо Калужского края. При всех своих плюсах и минусах, новый каталог "Калужские усадьбы - это первый, обобщенный научный труд, посвященный истории и состоянию усадеб губернии и хочется верить, что он принесет пользу не одному поколению меценатов.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- ФСБ сорвала серию покушений Киева на высокопоставленных военных в Москве
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Борт МЧС РФ забрал из Актау девять пострадавших в авиакатастрофе россиян