2 сентября в Приднестровье отметили 17-летие образования республики. Министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики Валерий Лицкай в интервью корреспонденту ИА REGNUM подвел некоторые итоги 17 лет существования ПМР и поделился своим мнением о перспективах международного признания государства.

ИА REGNUM: Недавно Приднестровье отметило очередную годовщину со дня образования. Все эти годы республика отстаивала свою независимость и право на признание. Какие перспективы в решении данного вопроса могут открыться в текущем году?

Приднестровье, равно как Абхазия и Южная Осетия - республики, которые были созданы в одно время, и процессы развития и становления у нас очень похожи. Новое молодое поколение, которое является ровесником своей республики, строит свою историю вместе со своим государством. Они знают, что они выросли не в Тбилиси и не в Кишиневе, они выросли в независимой республике, при этом другой республики не знают и знать не хотят. Поэтому, когда говорят, что создание Приднестровья, Абхазии или Южной Осетии - это авантюра и что если убрать одного или двух людей, то все распадется, - это ошибочное суждение. Сейчас уже выросло то поколение, для которого эти непризнанные республики являются Родиной, и другой они не знают. И вот это поколение сейчас является самой лучшей гарантией, что наши республики останутся и будут развиваться дальше. При этом этих молодых переделать уже нельзя. И страна, которая сумела вырастить такое поколение, гарантированно будет существовать дальше. А формы признания - это уже дипломатическая техника. У самолета есть такое понятие, как точка невозврата. Например, Приднестровье, к счастью, к 17 году своего существования прошло свою так называемую точку невозврата. Потому что самой реальной гарантией нашей независимости являются те молодые люди, которые полностью и всецело ассоциируют себя со своим государством. Можно сказать, что эту гарантию мы получаем прямо сейчас, отмечая 17-летнюю годовщину со дня образования республики. А политически и дипломатически переломать это поколение нельзя, потому что независимое Приднестровье - это неотъемлемая часть их жизни.

ИА REGNUM: Какой может быть реакция международного сообщества на подобные аргументы с приднестровской стороны?

Международное сообщество, в целом, признает только серьезные факты. Скажем, создать государство - это еще не серьезный факт, а воспитать и вырастить поколение и сделать так, чтобы оно эту страну другой не воспринимало, - это действительно уже выполнена важнейшая задача. Дело в том, что в Молдавии также выросло поколение, которое нас вообще не воспринимает. И эти два поколения в единую Молдавию соединить уже нельзя. А международное сообщество может соединять государства, когда видит на это шансы, а если шансов нет, то они признают расход. Поэтому в Европе практически во всех случаях, даже если и поздно, но расхождения признаны. Так же, как получилось у косоваров, так как выросло поколение албанцев, которые никогда не жили в Югославии и жить не хотят. Так и сербы тоже не хотят возвращаться, ни за какие деньги, ни под какую защиту.

ИА REGNUM: Если международное сообщество действительно придет к осознанию того, что Приднестровье с Молдавией соединить не возможно, как вы считаете, руководство молдавской стороны примет это или будет продолжать настаивать на присоединении ПМР к своей территории?

Еще раз повторю, что у Воронина (президент Молдавии. - прим. ИА REGNUM) за спиной стоит поколение, которому мы не нужны. И вот это поколение прагматично и к решению подобных проблем подходит совершенно иначе. Сейчас они говорят о цене компенсации. Молдавская рука - она длинная, в Кишиневе за независимость Приднестровья просят 3-4 млрд долларов. Там идет реальный рассказ о том, что на момент 1990 года Приднестровье стоило около 5 млрд долларов. Мы их потеряли, поэтому компенсируйте нам. И это уже не борьба, это уже торговля. Совершенно другая плоскость жизни. Международное сообщество на это отвечает, что они круто загибают, но молдаван это не смущает, и они говорят, что согласны торговаться. Таким образом, они просят откупную за Приднестровье. Приднестровье же никому платить не будет, это точно. Мы войну не проигрывали и политику тоже не проигрывали. Но мировое сообщество признает такой вопрос, как плата за стабилизацию. И вот они платят в Косово, там сумма компенсации достигла порядка 10-12 млрд долларов. Платят также в Палестине, платили и в Боснии. Таким образом, за стабильность мировое сообщество готово рассчитываться суммами подобного калибра. Ведь легче заплатить, чем воевать. Вот в этих деталях и складывается цивилизационная разница, и подобная разница в мировой практике признана абсолютно точно непреодолимой. Политику можно соединить, экономику можно соединить, но если достигается цивилизационная разница, то здесь уже необходимо признавать, закреплять, стабилизировать и не вмешиваться. Молдаване сейчас уже стали румыно-европейцами. Это не хорошо и не плохо. Они просто такие. Мы же не евросоюзные люди. И вот эта цивилизационная разница с каждым годом будет только увеличиваться.

Справка ИА REGNUM: 2 сентября 1990 года в Тирасполе II чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья, руководствуясь результатами всенародного референдума, провозгласил создание Приднестровской Молдавской Республики. Согласно общим данным голосования на референдуме, из 370 тысяч избирателей (79% от внесенных в списки) 335 тысяч (95%) высказались за создание независимого Приднестровья.

Исторической основой создания Приднестровья стало существование на этой территории с 1924-го по 1940 год Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР). В июне 1990 года официальные власти Кишинева объявили незаконным и не имеющим юридической силы пакт Молотова-Риббентропа и Акт Верховного Совета СССР о создании Молдавской ССР в 1940 году на территории Бессарабии и МАССР, тем самым юридически признав правомерным восстановление независимой от Молдавии республики на левом берегу Днестра.

Границы Приднестровской Молдавской Республики контролируются силами таможенно-пограничных структур ПМР, а на всей территории действует законодательство ПМР. В ПМР созданы все институты власти. Всенародно избран президент, высший законодательный орган - Верховный Совет, сформировано правительство, имеются собственные вооруженные силы, суд, правоохранительные органы, собственные средства массовой информации - республиканские радио, телевидение и газеты. В 1996 году на всенародном референдуме был принят основной закон государства - Конституция ПМР, в которой записано, что "Приднестровская Молдавская Республика - суверенное, независимое, демократическое, правовое государство". Утверждена символика государства - герб, гимн, флаг.