К специфике транспортной милиции, как и милиции территориальной, относится служебная обязанность раскрывать экономические преступления. Совершая мошеннические действия, часто с использованием подложных документов - от фальшивой школьной справки до создания фальшивой строительной фирмы - эти правонарушители наносят значительный экономический вред, как транспортным предприятиям, так и обществу в целом. О том, какие виды экономических преступлений имеют место в транспортной сфере, в том числе на железнодорожном, воздушном и водном транспорте Западно-Сибирского региона, какая борьба ведется с ними, корреспонденту ИА REGNUM 30 июля рассказал начальник Западно-Сибирского УВД на транспорте генерал-майор милиции Юрий Ларионов.

ИА REGNUM: Юрий Николаевич, какое место в оперативно-служебной деятельности Ваших сотрудников занимает "экономическое" направление? Каковы итоги работы ОБЭП в первом полугодии 2007 года?

В нашей работе борьба с экономическими преступлениями является приоритетным направлением, наряду с такими, как антитеррористическая защищенность транспортных объектов, обеспечение безопасности пассажиров и сохранности имущества транспортных предприятий, предупреждение детской преступности, безнадзорности и беспризорности, и ряда других. Это понятно. Если государство без экономики существовать не может, то защита государственных интересов в транспортной сфере, в одной из важнейших производственных составляющих российской экономики, является нашей приоритетной задачей. В этом плане в первом полугодии 2007 года сотрудники транспортной милиции региона выявили и поставили на учет 727 экономических преступлений, из них 560 раскрыто. Эти данные примерно соответствуют аналогичному периоду прошлого года. Нанесенный злоумышленниками материальный ущерб исчисляется 18 миллионами 777 тысячами рублей, 95,6 процентов ущерба возмещено.

ИА REGNUM: Стихия мелкого мошенничества, конечно, наносит ущерб, а нет ли среди уголовных дел экономической направленности крупных "рыб", пытающихся, образно говоря, урвать кусок покрупнее?

Расскажу о некоторых таких делах. Связаны они с недвижимыми объектами авиатранспортных предприятий. Так, в следственном отделе при нашем Управлении возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ по факту мошенничества, совершенного в крупном размере в отношении недвижимого имущества, принадлежащего федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП) "Новосибирское авиапредприятие". Дело в том, что около 6 лет назад в отношении обанкротившегося ФГУПа начато взыскание долгов по исполнительным листам в пользу ряда предприятий-кредиторов, которые имеют финансовые претензии к авиаторам за поставленное топливо, по вексельным обязательствам, выполненные и неоплаченные работы. Значительные суммы ФГУП задолжало и в госбюджет. В результате судебных решений регулярно накладывались аресты на имущество банкрота - от клавиатуры офисного компьютера до стоящих на балансе строений. В частности, манипуляции со зданием, расположенным по новосибирскому адресу ул.Аэропорт, 2/3, вызывает у сотрудников транспортной милиции законное беспокойство.

В целом складывается впечатление, что это строение - здание командно-диспетчерского пункта (КДП) группа лиц, в том числе предприимчивые коммерсанты-кредиторы, пытается получить по бросовым ценам. Для этих целей объединены интересы нескольких сторон. Это и бывшие хозяева, обремененные отчуждением имущества. И оценщики здания, заниженно оценившие первый и второй этажи здания в 700 тысяч и 900 тысяч рублей соответственно. И группа лиц - перекупщиков долговых обязательств. Эта-то группа выступила в роли участников аукциона по приобретению КДП, выставленного на торги в августе 2003 года. Хоть аукцион, с афишированием торгов и внесением залоговой стоимости, проведен по всем правилам, но с точки зрения здравого смысла распродажа недвижимости явилась заранее спланированным спектаклем. Суть такова. По окончании торгов стоимость продаваемых этажей хоть и возросла до 4 и 5 миллионов рублей соответственно, однако победители аукциона отказались выкупать недвижимость по достигнутым на торгах ценам. Потому что, отказавшись выкупать выигранное имущество и потеряв немного залоговых денег, они после двух месяцев ожидания и по правилам торгов получили бы КДП по стартовой аукционной цене в рамках исполнительного производства в счет погашения долга ФГУП. Между тем, в результате новой оценки здания установлена реальная стоимость КДП. Это не 700 тысяч плюс 900 тысяч рублей, а несколько миллионов рублей. Вот эту разницу между надуманной и реальной стоимостью недвижимости заинтересованные в незаконном обогащении лица могли присвоить в результате заранее срежиссированной, как по нотам, аукционной игры и заниженных оценок.

ИА REGNUM: Эта история напоминает буржуазные кабальные отношения, описанные в 19-ом веке Оноре де Бальзаком. Всевозможные "гобсеки", "папаши Горио" делили чужое имущество как будто на законных основаниях, при этом незаконно и сказочно обогащаясь. Вышеописанный подобный пример - единственный?

Не единственный. В настоящее время в одном нашем следственном подразделении находится в производстве не менее запутанное уголовное дело, возбужденное по части 2 статьи 171 УК РФ ввиду незаконного предпринимательства с извлечением доходов. Одним из фигурантов дела является одноногий инвалид, зачастую пребывающий в нетрезвом состоянии. Выяснилось, что фигурант утерял свой паспорт. Однако по утерянному документу была учреждена строительная фирма, которая освоила миллионы рублей по возведению в одном из аэропортов в Западной Сибири зала прилета. Фирмачи-строители выделенные средства освоили, но объект в эксплуатацию не сдали. Вырученные деньги поделили и исчезли, оставив вместо себя инвалида на роли "зиц-председателя". Как видите, классические экономические параллели до сих пор имеют современные аналогии. Один из вопросов, стоящий перед данным расследованием, звучит так: кто заплатит налоги из освоенных миллионов?

ИА REGNUM: Если мы поговорили об экономических преступлениях, имеющих место в железнодорожном и авиатранспорте, то нельзя пройти мимо сферы водного транспорта.

В сфере водных перевозок и на территории водного хозяйства присутствуют все те виды транспортных преступлений, о которых мы ранее говорили. Но экономические преступления здесь могут отличаться речным "колоритом". Допустим, одной из фирм поручили углубить дно для обустройства грузовой пристани. До некоторого времени работники фирмы исправно доставали со дна речной песок, исправно складировали его на берегу - на законных основаниях. А затем стали незаконно его продавать. Фактически - стали незаконно пользоваться недрами, не имея на то ни лицензии и не платя, разумеется, никаких налогов. Незаконный пескооборот ведет начало с 2004 года. Дело осложнено тем обстоятельством, что фирме, помимо углубления дна, поручили засыпать трещину в земле - радоновую аномалию. Трещину благополучно засыпали, добавили сверху еще песка наподобие саркофага, а затем стали продавать этот сомнительный песок тоже. Экономический ущерб, нанесенный государству, еще предстоит подсчитать. Одно ясно, что он составит кругленькую сумму.

Тем не менее, виновные будут установлены и привлечены к ответственности. Те "белые воротнички", которые направили свой ум и свою совесть на незаконное извлечение сверхприбылей, необлагаемых налогами, ответят перед законом за содеянное. Российский транспорт должен быть очищен от криминала, в какие бы одежды он ни рядился и какими бы аргументы не приводил. В этом направлении роль сотрудников специализированных служб, известных по аббревиатурам ОБЭП, ОРЧ (оперативно-розыскная часть - ИА REGNUM), ОБППРИАЗ (отделение по борьбе с преступлениями на потребительском рынке и исполнения административного законодательства - ИА REGNUM) недооценить трудно.