Под Новым Арбатом пророют тоннели, а улица станет пешеходной. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
Газеты продолжают подводить итоги развития рынка недвижимости в Москве за 2006 г. и сообщают о дальнейших планах столичных властей в этом сегменте экономики. "Правительство Москвы в целом одобрило среднесрочную жилищную программу "Москвичам - доступное жилье" на 2007-2009 годы. В то же время мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что программа требует доработки", - пишет "м2 = Квадратный метр" в выпуске №49 (309) (от 4-10 декабря). "На заседании правительства руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы Петр Сапрыкин сообщил, что индекс доступности жилья (количество лет, за которые средняя семья способна накопить на квартиру в столице), вырос за последние годы с семи до десяти лет. По его данным, в настоящее время до 60% объектов недвижимости в Москве приобретают иногородние, а также частные инвесторы для спекулятивной перепродажи, что влияет на увеличение стоимости квартир. Стабилизации ситуации, считает П. Сапрыкин, будет способствовать введение ряда протекционных мер для москвичей, желающих приобрести жилье. По словам чиновника, основная цель программы - снизить индекс доступности жилья до семи лет к 2010 году, а также сократить к этому сроку в два раза очереди на улучшение жилищных условий", отмечает газета.
Сам мэр не раз отмечал, что единственный надежный способ снять остроту квартирного вопроса в Москве - значительно увеличить предложение, а значит - повысить объемы строительства. При той нехватке площадей, которая существует в столице, вывод промзон - чуть ли не единственный способ осуществлять масштабное строительство. "Необходимость вывода экологически вредных производств за пределы столицы стала темой активного обсуждения с самого начала перестройки. Программу развития и реорганизации промышленных территорий приняли в 1995 году, но и это событие не имело практического значения. Смысл по-настоящему взяться за промзоны появился несколько лет спустя, когда на смену "сталинкам" с евроремонтом пришло новое понимание комфортного жилья", отмечает в том же выпуске "М2". В 1990-х гг. был реорганизован ряд наиболее удобно расположенных промзон, отмечает газета; "По разным подсчетам, в конце 1990-х - начале 2000-х годов так "реорганизовали" от 3 тыс. до 5 тыс. га промышленных зон центра и запада столицы. <...> Промзоны все еще занимают около 20,5 тыс. га из примерно 107 тыс. га московской земли. По Генплану развития столицы до 2020 года площадь предприятий должна сократиться до 15 тыс. (с учетом перевода части из них в другие московские районы). Но поскольку генплан - это не догма, а руководство к творчеству, московские чиновники легко определяют будущую площадь остающихся промзон и в 12 тыс., и в 10 тыс. га. Таким образом, речь идет об освобождении территорий в 5-10 тыс. га. Перевести их в квадратные метры жилья затруднительно, поскольку при средней градостроительной норме 12 тыс. кв. м на 1 га, на конкретном гектаре в зависимости от условий застройки и класса объекта может быть возведено и 5 тыс., и 15 тыс. кв. м". Перебазирование предприятий в последние годы сталкивается с целым рядом проблем. Отмечает "М2"; прежде всего это трудности с подключением к энергомощностям и другим коммуникациям. "То, что было легко сделать в 1995-м и относительно легко даже в 2002-м - купить для выводимого предприятия десяток гектаров в ближнем Подмосковье - сегодня нечто немыслимое", констатирует газета, но отмечает, что "даже в центре города пока остается около 300 га производственных территорий. Близится к концу эпопея с "Красным Октябрем". Касаясь судьбы кондитерской фабрики, Ю. Лужков в ходе одного из субботних объездов города сказал: "Думаю, до конца этого года "Красный Октябрь" уйдет с "Золотого острова" (Болотного острова. - М2) в построенное для него здание в районе [Малой] Красносельской улицы". <...> Да, городу, его жителям будет лучше, если вместо десятка предприятий вроде заводов бытовой техники, давно превратившихся в склады той же техники, но импортной, будут созданы два: большой современный склад того же профиля и высокотехнологичное предприятие по производству... ну, хотя бы простейших комплектующих к этой технике. И много-много жилья".
В частности, продолжает "М2", одним из перспективных мест жилой застройки, в том числе и благодаря выводу промзон, остается Южный округ. "Речь идет в первую очередь о планах по масштабной застройке территорий вокруг Царицынского парка и Борисовских прудов. <...> Наиболее понятными и любимыми большинством покупателей параметрами являются водоемы и парки у дома. И в Царицыне, и в районе Борисовских прудов этого дефицитного для Москвы добра навалом. А это означает, что будущие проекты в этих районах легко реализовать по интересным ценам... Специалисты рынка заранее предрекают большой успех заявленным проектам. От покупателей отбоя не будет, если только удастся выбрать правильную ценовую политику, особенно в условиях стабилизации и даже некоторого снижения цен на объекты эконом-класса". Как отмечает газета, "риэлторы и девелоперы наконец-то разглядели перспективы ЮАО и готовы попытаться улучшить его имидж, чтобы не позиционировать его как "пролетарский" район, а повысить хотя бы на ступеньку в негласной иерархии московских округов. Вероятно, эта попытка увенчается успехом, поскольку по наличию зеленых зон, воды и больших свободных площадок под строительство этот округ предоставляет девелоперам великолепные возможности. Тут несложно практически с нуля создать целые новые микрорайоны нижнего сегмента бизнес-класса, т. е. в пределах $4500 за 1 кв. м. <...> Поскольку при среднем прогнозируемом росте стоимости новостроек на 15-20% в 2007 году дома в южных районах Москвы способны продемонстрировать рост на уровне 30%. То есть в тех же пределах, что и наиболее удачные элитные объекты, которые всегда являлись ориентиром доходности. Подобные прогнозы, основанные на тенденциях развития столичного рынка, вполне способны сделать из новостроек ЮАО хит 2007 года". Эксперты, мнение которых приводится в материале, также сходятся на том, что ЮАО является перспективным с точки зрения массовой застройки.
Сохраняется активность инвесторов и в сегменте нежилых помещений. Например, как сообщают "Ведомости" (№240 от 20 декабря), "Группа компаний "Ташир" хочет построить до 2010 г. около 700 000 кв. м торговых и офисных площадей в Москве и регионах. Она также собирается развивать собственную сеть отелей и кинотеатров Cinema Star. На это все "Ташир" планирует потратить около $1 млрд. <...> Компания уже построила 47 объектов недвижимости общей площадью 380 000 кв. м, рассказал вице-президент ГК "Ташир" Виталий Ефимкин. По его словам, до 2010 г. портфель группы планируется увеличить еще на 700 000 кв. м в основном торговых и офисных площадей, из которых половина будет построена в Москве, половина - в регионах. Более $600 млн будет инвестировано в торговую недвижимость, около $300 млн - в офисную".
Строятся бизнес-центры и "в нагрузку" к другим проектам - вплоть до реставрации памятников архитектуры. На Чистых прудах будет восстановлена церковь Святых Великомучеников Фрола и Лавра, сообщает "Московский комсомолец" от 15 декабря. "Обитель Фрола и Лавра будет выглядеть точно так же, как в 1657 году, - пятиглавой, с "кокошниками" и трехчастным алтарем. С запада к храму "приклеятся" трапезная и шатровая колокольня. Придел Петра и Павла, как и прежде, разместится у северной стены трапезной. Цветовая гамма нового старого храма будет красно-белой. Зеленую кровлю увенчают позолоченные сусальным золотом главы и кресты. Под стать церкви будет и дом причта", сообщает газета. "Разумеется, одним храмом дело не ограничится - все-таки XXI век на дворе. Рядом появится еще и культурно-просветительский центр, стилизованный опять-таки под XVII столетие. В нем предполагается разместить выставочный зал, деловые и офисные помещения, учебные классы православной гимназии. В подземелье предусмотрена "автоконюшня", где одновременно смогут припарковаться до сорока "железных коней". А цокольный этаж и полуподвальные помещения будут отданы на откуп различным хозяйственным и бытовым службам". Правда, делает оговорку "МК", "мэр Москвы Юрий Лужков и главный архитектор города Александр Кузьмин пока безоговорочно поддержали лишь идею воссоздания храма".
Существует и проект "наоборот": возведение храма в рамках офисной застройки, о чем сообщает "МК" в следующем номере, от 16 декабря. "В тени растущих словно грибы после дождя гигантских зеркальных башен московского Сити в скором времени появится своеобразный привет аж из XII века. По соседству с небоскребами построят православный белокаменный храм во имя Преподобного Серафима Саровского, выполненный в строгой архитектуре домонгольской Руси. Необыкновенное соседство далекого прошлого и очень близкого будущего можно будет наблюдать прямо у южного входа. <...> Над западной стеной притвора расположится арочная звонница с площадкой звона, а с востока, как и полагается, к храму примкнет алтарная апсида. Восьмискатную фигурную крышу накроет темно-серое "покрывало" из патинированного цинк-титана, а единственная шлемовидная глава облачится листовой медью, покрытой сусальным золотом. В позолоту обрядится и ажурный кованый крест. Золотом на солнце засверкают и подзоры четверика. <...> Первоочередные работы по возведению церкви уже начались. Само строительство займет не более полугода, и уже будущей осенью храм сможет впустить в свое святое лоно первых прихожан".
Сам проект "Москва-Сити" на неделе привлек к себе внимание в связи с репликой депутата Александра Лебедева, отметившего на слушаниях в Госдуме, что по некоторым сведениям, "башня "Федерация" уже дала трещину в фундаменте". Как сообщают "Известия" лот 15 декабря, "заявление Лебедева произвело сильнейшее впечатление на застройщика - президента "Миракс-Групп" Сергея Полонского, а главное, на покупателей офисов в высотке, которые, по признанию Полонского, оборвали ему телефон. Он объявил о награде в миллион рублей всякому, кто найдет и покажет ему трещину в фундаменте. И принял решение потребовать сатисфакции в суде. <...> Застройщики используют высокопрочный бетон и другие материалы, по надежности уникальные для нашего строительства, - сообщил заведующий лабораторией НИИ бетона и железобетона Владимир Соломонов. - Здание строят на искусственной скале. Теоретически могут появляться поверхностные трещины, которые не представляют ни малейшей опасности, но способны произвести впечатление на некомпетентного человека". По словам же Полонского, "Огнестойкость нашего бетона 4 часа... толщина защитного слоя до арматуры - 75 мм, обычно - 20 мм. Толщина межэтажных перекрытий 280 мм. Два здания и стрела с панорамными лифтами соединены между собой горизонтальными коридорами, которые могут использоваться при эвакуации. А возникновение пожара в двух башнях и стреле одновременно невозможно себе представить. Мы делали расчет последствий воздействия самолета - памятуя о событиях в Нью-Йорке, - и теперь я могу утверждать, что каждая несущая колонна разрежет самолет, как масло. Кроме того, мы изначально отказались от размещения в основании башен паркинга. Чтобы не было соблазна загнать туда грузовик с тротилом".
В свою очередь, "Ведомости" в номере от 15 декабря публикуют отчет об экскурсии группы журналистов и специалистов на стройку башни "Федерация". "Это единственная в Москве стройка, на которую организуются регулярные экскурсии для всех желающих (причем бесплатные)", отмечает газета. "Комплекс "Федерация", который будет состоять из двух башен с прозрачным шпилем посередине, попал в Книгу рекордов Гиннесса еще при закладке фундамента, в феврале 2006 года: сверхпрочный бетон, разработанный специально для этой стройки двумя строительными НИИ и изготовленный одновременно на пяти столичных заводах, непрерывно заливали в котлован на берегу Москвы-реки более трех суток. Все остальное на стройплощадке выглядит не менее внушительно: и почти достроенная 62-этажная "малая" башня (ростом с высотку МГУ), и "времянка" администрации (четыре этажа с лифтом). <...> Что касается безопасности, то для "Федерации" вообще разработаны специальные стандарты. Огнестойкость конструкции вдвое выше существующей двухчасовой нормы. В межэтажных перекрытиях предусмотрены специальные резервуары с водой. Лифты в случае пожара будут двигаться по специальному графику, рассчитанному компьютером".
Помимо высотных зданий в Москва-Сити, в столице реализуется проект возведения нескольких высотных зданий "Новое кольцо Москвы", о котором на этой неделе несколько раз упоминали газеты. "В Москву пришла эпоха высотного домостроения. Почти полвека город совсем не строил зданий в 30 этажей. Появление проектов Нового центра, или Сити, переломило горизонтальные тенденции в городской застройке", констатирует "Вечерняя Москва" в номере от 19 декабря. "От отдельных высотных сооружений и ансамблей город перешел к грандиозной программе строительства высоток, которой дали имя "Новое кольцо Москвы". "НКМ" - это 60 зафиксированных участков строительства, где до 2015 года должны подняться около 200 высотных зданий в 30-50 этажей. Пока по программе построен один жилой дом с офисными помещениями - 43-этажный "Эдельвейс" на Давыдковской улице (Западный округ). Но уже растут этажи сразу нескольких высоток в разных местах столицы". Генеральный директор ОАО "Новое кольцо Москвы" Валерий Жилов прокомментировал "Вечерке" планы и ход реализации программы: по его словам, "программа "Новое кольцо" утверждена Москомархитектурой и правительством Москвы. Это исключает то, что вы назвали "стихией роста". Адресный перечень всех зон, где будут размещаться высотные объекты, определен постановлением правительства 840 от 25 октября 2005 года.. Мало того, в Москве невозможно построить ни одной высотки без одобрения проекта на Общественном градостроительном совете при мэре столицы". По словам Жилова, комплексы должны быть многофункциональными и представлять собой "группы зданий разных уровней этажности и многопрофильного назначения. Они могут включать в себя жилые квартиры, офисы, гостиницы, апартаменты, магазины, рестораны, спортивно-развлекательные центры и обязательно - паркинги". "На аукционах определены инвесторы по пяти объектам программы. Это - Алтуфьевское шоссе, 54, на пересечении с Бибиревской улицей (Северо-Восточный округ), Семеновская, 21, Краснобогатырская 28, Преображенская, 8 (все Восточный округ) и Новоясеневский проспект, 5-13, рядом со станцией метро "Ясенево" (Юго-Западный округ). Это 830 тысяч квадратных метров площади с объемом инвестиций около 17 миллиардов рублей. По этим пяти инвестиционным контрактам перечисления в городской бюджет составят более 3 миллиардов рублей", уточнил Жилов. Корреспондент Вечерки" задал специалисту закономерный вопрос: почему высотки строят и в тех районах, где есть зоны карстовых явлений, например в районе Хорошевки? "В Японии, на Тайване, в других местах не боятся строить небоскребы в сейсмически опасных зонах. У нас сильных землетрясений не бывает, а когда говорят о карстовой опасности, о возможных провалах - здесь угрозы меньше и она преодолима. Просто нужно строить качественно. <...> Идет непрерывный съем информации, которая поступает на станцию мониторинга. Мониторинг сооружения - основа его эксплуатационной безопасности. Будут расти этажи, и дом будет продолжать "обрастать" датчиками. Они закладываются во все сложные конструкции. <...> Поэтому в смысле безопасности высотки на порядок выше типовых домов средней этажности. Они вообще отличаются от обычных домов, как, скажем, элитный компьютеризованный "Мерседес" последней модели от старенького "Запорожца"", подчеркнул Жилов, по словам которого "Со временем 30-е и 40-е этажи станут для москвичей такими же привычными, как сейчас 12-е и 15-е". Также в материале цитируются слова видных соличных чиновников в сфере строительства - Владимира Ресина, Александра Косована, Александра Кузьмина.
Не обходится программа "НКМ" и без определенных сбоев. "Очередная попытка столичных властей найти желающих достроить высотку "Вертикаль" на Ленинском проспекте закончилась провалом. На участие в аукционе не было подано ни одной заявки, торги пришлось переносить на неопределенный срок. И этот прецедент серьезно дискредитирует имидж амбициозной городской программы строительства небоскребов "Новое кольцо Москвы"", отмечает "Московский комсомолец" в номере от 19 декабря. "Строительство башни активно поддерживалось и пропагандировалось столичным правительством, поэтому люди безбоязненно вкладывали деньги в новостройку. Значительная часть жилья была раскуплена еще на стадии котлована. Но, как оказалось, и на высотку бывает проруха. Когда дольщики уже паковали чемоданы, чтобы переезжать в новые квартиры, выяснилось, что гендиректор компании-застройщика "Спецвысотстрой" Константин Золотухин объявлен в федеральный розыск по обвинению в использовании незаконных схем обналичивания денег. Контракт с инвестором по инициативе города был расторгнут, а строительство башни заморожено на уровне 14-го этажа. В середине 2006 года Москомархитектура согласовала новый вариант проекта "Вертикали"... Но в глазах потенциальных инвесторов данные условия торгов не выглядят привлекательными. Они уже дважды, 30 ноября и 14 декабря, проигнорировали аукцион и, судя по всему, намерены делать это и впредь. "Никто не хочет разбираться с дольщиками. При корректировке проекта площадь квартир увеличилась, гражданам придется доплачивать за излишки, а это чревато новыми скандалами", - сказал "МК" представитель одной крупной строительной компании. Кроме того, у "Вертикали" сильно подмочена репутация", считают участники рынка. "Правда, есть еще надежда на решение суда по делу "Спецвысотстроя". Возможно, у компании остались активы, которые можно вложить в завершение строительства небоскреба, снизив тем самым финансовую нагрузку на нового застройщика. Затраты на доведение долгостроя "до ума" ориентировочно составят $150-160 млн.", - отмечает "МК".
Пока высотные дома в столице строятся, не такие уж высотные - всего в 5 этажей - продолжают исчезать, согласно городской программе сноса ветхого и пятиэтажного жилья. "Сегодня процесс расселения "классических" хрущевских пятиэтажек в городском центре практически завершен. Последняя пятиэтажка-"хрущевка" классических серий была торжественно снесена в Центральном округе еще ранней весной нынешнего года в торжественной обстановке и в присутствии высшего городского руководства. Теперь здесь взялись за массовую реновацию просто старого жилья. Учитывая специфику городского центра, расселить всех жителей реконструируемого жилого фонда рядом со старым домом не представляется возможным. В этих условиях часть квартир выделяется в районах старой московской застройки, расположенных в непосредственном приближении к классическим центральным районам города", пишет "Московская правда" в номере от 18 декабря. По данным газеты, "очередь на реконструкцию дошла до 40 домов Таганского района и 13 зданий Замоскворечья. Не всем их жителям суждено остаться на своей улице. В частности, половина жителей Новорогожской улицы (дома 8, 10, 12, 12-а) получили новые квартиры непосредственно на своем старом месте жительства, остальные в Замоскворечье и Красносельском районе. Но протестовать тут никто из них не собирается - жильцов устраивает не только новый район, но и площадь квартир, которая, как правило, больше сдаваемой". Кроме того, ""волна" расселения ветхого, отслужившего свое жилья докатилась до северо-восточного района Алексеевский, вернее, до его окраинной части, непосредственно примыкающей к Ярославской железной дороге. Здесь начата масштабная реконструкция жилых районов 44, 45 и 46. Изменения тут будут действительно масштабными и комплексными". В материале также сообщается об обнаруженных в процессе расселения любопытных примерах многоквартирных домов различного времени постройки, таких, например, как пятиэтажка времен НЭПа.
Как сообщают "Новые Известия" в номере от 21 декабря, "мэр Москвы Юрий Лужков распорядился проверить состояние всех зданий с большепролетной конструкцией, принадлежащих городу. Это необходимо, чтобы предотвратить новые трагедии трансваалей и басманных рынков. Список объектов, куда отправятся эксперты, пока не утвержден. Но, по предварительным данным, в нем будут находиться более трехсот сооружений - здания кинотеатров, театров, бассейнов, школ, рынков. Проверка начнется в первом квартале 2007 года". По сведениям газеты, "специалисты сначала визуально обследуют большепролетные строения. И если недостатки будут видны на глаз, будет проведен более детальный анализ на безопасность их эксплуатации. По результатам проверки руководители организаций или предприятий, находящихся в опасных зданиях, получат рекомендации и предписания. Правда, санкции для них еще не предусмотрены. Сейчас только рассматриваются соответствующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях. А после проведения мониторинга будет составлен банк данных об этих сооружениях. <...> Предварительные списки "подозрительных" домов составила экспертная комиссия, которая проводила внеплановую проверку большепролетных зданий после обрушения крыш "Трансвааль-парка" и Басманного рынка. Сразу туда вошли 688 зданий, включая и только строящиеся, складские и промышленные помещения. Однако из общего количества будут отобраны лишь гражданские сооружения, которых насчитывается около трехсот". В материале также приводится перечень наиболее масштабных обрушений крыш зданий в Москве и регионах России.
В связи с тем, что 18 декабря Юрий Лужков подписал распоряжение о крупной реконструкции Нового Арбата, газеты на этой неделе публикуют ряд материалов на эту тему. "Автор проекта - руководитель "Моспроекта-2" Михаил Посохин - рассказал вчера, как он видит будущее "вставных челюстей" Москвы. И оказалось, что видит он его довольно туманно", иронизирует "МК" в номере от 21 декабря. Согласно проекту, "Поверхность земли от площади Арбатских Ворот до самой Москвы-реки (то есть фактически весь Новый Арбат) становится полностью пешеходной и переименовывается в Арбатский бульвар. На ней появляются крытый торговый пассаж (длиной около километра), углубленный в землю, дискотеки, рестораны, бары, а также деревья и кустарники. На втором подземном уровне организуются автостоянки на 2000 машино-мест. Движение транспорта будет сосредоточено в глубоких тоннелях - автомобили поедут под проспектом (точнее, бульваром) транзитом (спуск под землю начнется на развилке Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта - с одной стороны и в районе ст. метро "Арбатская" - с другой), а кому захочется выйти на поверхность, смогут сделать это, оставив "железных коней" на парковке. Дома-"книжки" сносить не станут (только отреставрируют фасады)". "По словам экспертов "МК", 1,5-километровые тоннели в центре города могут сильно застопорить движение. Тем более что многие автомобилисты устремятся в новые магазины и кафе, а 2000 машино-мест - капля в море. Сомнительно и еще одно обстоятельство: как ФСО посмотрит на то, что президентский кортеж станет ездить в тоннеле?", - задает вопрос "Московский Комсомолец". Тем не менее, сам Посохин уверен в обратном: "Уход же машин под землю, по мнению архитектора, единственное спасение для города от пробок. Путь Токио, строящего эстакады, для российской столицы заказан, так как это загубит историческую часть Москвы. А вот если взять за образец город Брюссель, где на транспорте в любую часть города можно проехать по подземным тоннелям, в то время как наверху люди ездят на велосипедах, можно положить начало, по сути, новой транспортной политике", пишет "Российская газета" в номере от 21 декабря.
"Интересно, что главным инвестором грандиозной перестройки может стать федеральное правительство", отмечают "Известия" в номере от 20 декабря. "Собственно, за 10 лет существования проекта подробностей в нем не прибавилось - прорабатывать детали не имело смысла, поскольку найти инвесторов на идею такого фантастического размаха представлялось почти невозможным. Появление постановления и реанимация проекта объясняются просто - появились финансовые перспективы под названием "Инвестфонд". Инвестиционный фонд - прошлогоднее детище российского правительства, созданное для того, чтобы с умом пристроить неожиданно свалившиеся на государство доходы от запредельно высоких цен на нефть. Он складывается из средств Стабилизационного фонда, а также денег, сэкономленных на процентах по внешнему долгу (за счет его досрочного погашения). В 2006 году федеральный Инвестиционный фонд составил 60,7 млрд рублей (более 2 млрд долларов). Тратить его можно на инновации, стратегические реформы, а также на "инфраструктуру, имеющую общегосударственное значение". При этом с мелкими проектами в фонд обращаться не велено - минимальная стоимость воплощения идеи должна составлять 5 млрд рублей (порядка 175 млн долларов). По всем пунктам условий Арбатский бульвар явно проходит - трудно придумать что-нибудь менее "общегосударственное", чем освобождение от пробок трассы, ведущей к Кремлю, а стоить реконструкция будет минимум 1 млрд долларов", - констатирует газета.
Пока неизвестно, кто будет осуществлять проект, но, сообщает "Коммерсантъ" в номере от 19 декабря, "представители архитектурных кругов полагают, что победителем конкурса, скорее всего, станет Михаил Посохин, который давно лоббирует идею реконструкции Нового Арбата. "У 'Моспроекта-2' есть хорошие шансы,- считает директор Государственного института искусствознания Минкульта Алексей Комеч.- Единственным настоящим конкурентом в конкурсе для 'Моспроекта-2' может стать 'Интеко', если оно решит участвовать в конкурсе". В "Моспроекте-2" вчера отказались комментировать свою готовность участвовать в проекте. Между тем на сайте этой организации есть подтверждение того, что "Моспроект-2" уже разработал проект реконструкции Нового Арбата". При этом, добавляет Ъ, "Разработать проект - это еще не значит его реализовать,- выразил сомнение замдиректора НИИ автомобильного транспорта Вадим Донченко.- В результате может выясниться, что проект неокупаем". "Стройка в Москве - золотое дно, поэтому Посохин сделает все, чтобы получить этот проект",- настаивает господин Комеч. По его мнению, стоимость проекта будет составлять несколько сотен миллионов долларов. "Манеж обошелся в $300 млн, а здесь работы будет больше",- добавил господин Комеч".
"Предположительно четырехполосную магистраль, движение по которой сегодня часто затруднено из-за стихийных автостоянок, заменят три подземных тоннеля: один для основного потока движения и два других для въезда в подземные паркинги, рассчитанные на 2 тыс. автомобилей. Три стоянки разместятся между Садовым кольцом и Арбатской площадью, одна -- за Садовым кольцом", пишет "Время новостей" в номере от 19 декабря. "Однако, по мнению председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Московской городской думы Михаила Москвина-Тарханова, эти меры не помогут кардинально изменить транспортную ситуацию, поскольку являющийся продолжением Нового Арбата Кутузовский проспект "сильно сдавлен в районе Бородинского моста и под Триумфальной аркой". "Для движения это небольшой плюс, -- сказал депутат "Времени новостей", -- а вот зеленая зона, которую здесь собираются восстановить, -- это легкие Москвы, таких в центре раз два и обчелся. Ради решения транспортных вопросов до сих пор зачастую приходится жертвовать бульварами, поэтому, когда появляется возможность создания зеленой зоны в центре города, надо ее использовать". "При этом г-н Москвин-Тарханов считает, что проект создания пешеходной зоны на Новом Арбате имеет больше шансов на реализацию, нежели, например, планы глобальной реконструкции Пушкинской площади и обсуждаемого превращения в пешеходную зону Тверской улицы", добавляет "Время новостей". Тему развивает "Газета", также цитируя в номере от 19 декабря Москвина-Тарханова. "Точная стоимость всего проекта пока не определена. "В зависимости от того, что именно войдет в проект, цена вопроса может различаться в два-три раза", - говорит Москвин-Тарханов. Часть средств выделят инвесторы, которые заинтересованы в создании торгово-развлекательных комплексов. Кроме того, в мэрии намерены представить инвестпроект в Минэкономразвития - чтобы получить господдержку за счет инвестиционного фонда РФ. "Новый Арбат - часть федеральной трассы, поэтому было бы неплохо делать именно совместный проект", - считает Москвин-Тарханов. По его мнению, столичным властям есть чем заинтересовать федералов: предполагается, что в тоннеле из семи полос одну зарезервируют для правительственных кортежей. "Можно снабдить трассу системами видеонаблюдения и другими приспособлениями, повышающими безопасность членов правительства", - предлагает депутат".
Что касается сроков проекта, то, как отмечают "Московские новости" в номере от 22 декабря, "в лучшем случае проект удастся осуществить через три года. Вложить в переделку улицы придется никак не меньше 1 млрд. долларов США. Основное финансовое бремя возьмут на себя инвесторы, которым будут принадлежать новые торговые площади в пешеходной зоне. Часть средств выделит столичный бюджет. А поскольку Новый Арбат - часть федеральной трассы, возможно, властям Москвы удастся привлечь средства и из бюджета федерального. "Хорошо, что машины уберут в туннель, по земле должны ходить люди, - заявил "МН" депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. - Центр рано или поздно станет пешеходным. Это судьба всех больших городов. Но вложить большие деньги недостаточно. Надо так организовать пешеходную зону, чтобы людям хотелось по ней гулять..."
Вероника Шарова
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин поговорил с семиклассницей Таисией из Подмосковья
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Глава Якутии Николаев назвал тяжёлой историей пожар в военном изоляторе