Обзор СМИ за 3-9 ноября 2006 года.

Военный вестник. Перед встречей в Брюсселе. Взгляд извне. Президенты. Мнения. Шакуров прибыл в Баку на гастроли вместе с женой-армянкой. Азербайджано-армянское криминальное сотрудничество. Карабах готовится принять Конституцию.

Военный вестник

На линии огня

По сообщению агентства Day.Az, 2 ноября в 16:50 армянская сторона нарушила режим прекращения огня на Агдамском направлении, кроме того, в том же районе начали раздаваться взрывы. В течение 45 минут враг с территории бывшего совхоза Гюльчюлюк обстреливал расположенные напротив позиции наших войск, передает азербайджанское агентство. Начиная с 17:30 армяне начали совершать мощные взрывы в районе контролируемой ими военной базы Узундере и горы Шахбулаг. Согласно агентству, жители селений, расположенных вблизи линии соприкосновения сил, считают, что эти взрывы свидетельствуют о продолжающихся военных учениях армянской армии.

Как пишет бакинская "525-я газета", на дорогах сел Узундере, Гейтепе и Гарадашлы Агдамского района наблюдается передвижение армянских военных машин. По словам газеты, жители села Чеменли сообщили, что военные машины можно видеть и в дневное время.

3 ноября в 13:50 на участке дороги Айгепар-Мовсес житель села Айгепар Максим Погосян, 1978 года рождения, был ранен азербайджанским снайпером. Погосян доставлен в первый медотряд города Берд. По словам врачей, его состояние оценивается как среднетяжелое. ("Ноян Тапан").

По сообщению бакинского агентства "Тренд", подразделения армянских вооруженных сил "вновь нарушили" режим прекращения огня. Согласно сообщению, 6 ноября с 23:30 с позиций, находящихся в селе Гюллюдже Агдамского района, армянская сторона около 30 минут подвергала автоматно-пулеметному обстрелу расположенные напротив позиции азербайджанских вооруженных сил. "Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет".

Мониторинг

3 ноября, согласно ранее достигнутой с властями Нагорного Карабаха (НК) договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на Физулинском направлении, вблизи населенного пункта Горадиз. С позиций Армии обороны НК наблюдение вели координатор офиса ОБСЕ Имре Палатинус (Венгрия) и полевой помощник личного представителя действующего председателя ОБСЕ Гюнтер Фолк (Германия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, однако азербайджанская сторона вновь не вывела миссию ОБСЕ на заранее оговоренную точку на своих передовых рубежах, сообщает МИД НК. В ходе мониторинга нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. С карабахской стороны миссию ОБСЕ сопровождали представители министерств иностранных дел и обороны НК. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Оценка посла ОБСЕ

Обстановка на линии соприкосновения вооруженных сил Армении, Азербайджана и НК в течение последних нескольких месяцев более или менее спокойная. Об этом, сообщает "АрмИнфо", заявил в Ереване журналистам личный представитель действующего председателя ОБСЕ в зоне нагорно-карабахского конфликта, посол Анджей Каспшик. В то же время, отметил посол, есть явления, которые могут провоцировать обострение ситуации. По его словам, инициатива о проведении встречи министров обороны Армении и Азербайджана, Сержа Саркисяна и Сафара Абиева, была продиктована стремлением "удержать" обстановку и даже улучшить ее, предоставив министрам возможность обсудить вопросы, связанные с соблюдением режима прекращения огня. Отвечая на вопрос о возможности более частого проведения подобных встреч, посол отметил, что "какого-либо плана нет, просто они необходимы, когда есть возможность и ощущение, что это было бы полезным". Что касается встреч представителей оборонных ведомств на более низком уровне, то посол напомнил, что такие встречи проходят почти при каждом мониторинге линии соприкосновения. Отвечая на вопрос о том, есть ли необходимость в подписании документа о приверженности сторон поддерживанию мира и отказу от силового решения карабахского конфликта, посол подчеркнул, что режим прекращения огня опирается на политическую волю обеих сторон и в то же время связан с определенным равновесием сил. "Думаю, что на данный момент стороны будут говорить, что они настолько хорошо выполняют политические обязанности, что не будут нуждаться в дополнительном документе. Я могу также сказать, что проводимые мною мониторинги способствуют укреплению режима прекращения огня и всегда получают помощь и поддержку от сторон. Думаю, что это признак желания сохранить режим прекращения огня", - заявил Анджей Каспшик. Что касается нарушений в ходе мониторингов, и в частности обвинений в том, что та или иная сторона не вывела наблюдателей на передовые рубежи, Каспшик заметил, что передовые рубежи - вопрос не такой уж простой: "Потому что передовые рубежи могут быть разного порядка, могут быть постоянными, могут быть временными. Если они временные, то подход к этим рубежам может быть сложный. Я не могу утверждать, где находятся реальные передовые рубежи". В то же время он не исключил возможности того, что стороны в каких-то случаях по каким-то причинам преднамеренно не выводят наблюдателей на передовые рубежи. Отвечая на вопрос о том, известны ли действительные случаи, когда стороны нарушали договоренности о проведении мониторинга, Каспшик отметил, что мониторинг опирается на данные, предоставляемые местными командирами и министерствами обороны. "За 170 проведенных мной мониторингов случаи выстрелов регистрировались, может быть, пять раз. Раза три пришлось отменять мониторинг. Опираясь на предоставляемые мне данные, я просто определяю обстановку и пытаюсь снять напряженность, потому что у меня нет мандата на проведение отдельных расследований", - напомнил Каспшик, добавив, что для получения этого мандата необходимо не только согласие сторон, решение ОБСЕ, но и увеличение состава и финансирования группы. "Также необходимо было бы сотрудничество непосредственно между командирами с обеих сторон. Но на данный момент этого нет", - отметил Анджей Каспшик.

Чей бюджет лучше?

"Предусмотренные госбюджетом РА 2007 г. средства на сферу обороны вполне достаточны, чтобы обеспечить высокий уровень боеготовности нашей армии", - сказал министр обороны Армении Серж Саркисян после обсуждения в парламенте страны проекта бюджета в части, касающейся оборонной сферы. По его словам, конечно, нельзя сравнивать 1 млрд. долларов с 300 млн. (размеры бюджетов министерств обороны Азербайджана и Армении. - прим. ИА REGNUM), но если выделенные средства будут использованы по назначению и экономно, то все планируемые мероприятия можно реализовать. Министр также сообщил, что более 48% предусмотренных бюджетных ассигнований на эту сферу будет направлено на повышение зарплаты военнослужащих и другие расходы: в 2007 г. зарплата офицеров в среднем составит 165 тыс. драмов. По словам Саркисяна, в этом году Армения приобрела новые вооружения и военную технику, новые виды оружия планируется закупить и в будущем году. "Арменпресс" отмечает, что проектом госбюджета Республики Армения (РА) на 2007 г. из предусмотренных на оборону 100 млрд. 435 млн. 685 тыс. драмов 96 млрд. планируется направить на военные нужды, 3 млрд. - другие расходы оборонной сферы.

На вопросы агентства Day.Az ответил азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров:

"Как вы прокомментируете увеличение военного бюджета Армении до 300 миллионов долларов?

Этого стоило ожидать. Ведь руководство Азербайджана не раз уже заявляло, что в 2007 году военный бюджет Азербайджана превысит 1 миллиард долларов. Вот из Еревана и последовал своего рода ответ на эти заявления. За счет указанных средств руководство Минобороны Армении планирует повысить заработную плату своим офицерам. Если верить словам министра обороны Армении Сержа Саркисяна, то в следующем году средняя заработная плата армянских офицеров составит 453 доллара. Это намного больше, чем получает командир мотострелковой бригады азербайджанской армии. Кроме того, за счет увеличенного военного бюджета Армения будет закупать новые образцы военной техники из России. По имеющимся у нас данным, это будут ракеты "С-400", танки и артиллерийские установки. Все это говорит о том, что в ближайшее время в нашем регионе будет очень неспокойно.

А как вы прокомментируете слова главы оборонного ведомства Армении Сержа Саркисяна о том, что, "целенаправленно и экономно расходуя средства, можно достичь многого"?

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что этим своим заявлением Саркисян намекает на то, что не все средства из выделенного в азербайджанском военном бюджете на 2007 год миллиарда с лишним долларов дойдут до адреса и часть их уйдет на "нужды" отечественного генералитета. Для подобного рода ироничных высказываний есть основания. Ведь имеются факты того, что под видом нового военного оборудования и вооружения закупается военная техника второго и третьего сорта. Аналогичная картина царит и в вопросе закупок продовольствия и вещевого имущества для нашей армии. Для того чтобы избежать подобного рода негативных явлений, крайне необходимо обеспечить гражданский контроль и контроль со стороны парламента за расходованием этих огромных средств.

Это ваша версия смысла высказывания Сержа Саркисяна. Но, может быть, он имел в виду и то, что Армении удастся закупать российское военное оборудование по более низким ценам, чем Азербайджану?

В который уже раз приходится констатировать, что азербайджанская сторона под предлогом "военной тайны" скрывает от общественности информацию о том, какое вооружение она собирается закупать. Но наши умники из Минобороны забывают о том, что мы ныне живем в XXI веке, когда любая информация легко и быстро получается из альтернативных источников. К примеру, от наших украинских, белорусских и российских коллег мы спокойно узнаем о том, какого рода военную технику закупает Азербайджан. Увы, имеющаяся информация говорит о том, что факты коррупции в азербайджанской армии продолжают иметь место. К примеру, зачем Азербайджану нужно закупать БМП-1, если в мире уже вовсю используется БМП-3 и даже БМП-4?! Или зачем нам танки Т-72, если армянская сторона собирается закупать танки Т-90А?! Что же касается более низкой цены на российское оружие для армян, то нужно учитывать то, что Армения является подписантом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это дает им возможность покупать российское вооружение по льготной цене. Но тут дело стоит не в том, почем покупать, а в том, что покупать. Если мы будем покупать даже по сверхльготной цене, но уже морально устаревшее вооружение, то проку от него не будет никакого. А тем временем уже есть информация о том, что Азербайджан с большой охотой закупает российский "УАЗы", от которых российская армия почти полностью отказалась.

Кстати, почему так мало в последнее время уделяется вопросу передачи Россией вооружения на сумму более чем в 1 миллиард долларов?

Меня самого очень интересует ответ на этот вопрос. Были наказаны лишь "стрелочники", и на этом дело угасло. Хотя азербайджанская сторона регулярно должна поднимать данный вопрос. Ведь он идет вразрез с Договором об обычных вооружениях в Европе, устанавливающим определенные квоты разрешенного к наличию оружия в странах Южного Кавказа. В итоге не исключено, что у карабахских сепаратистов ныне имеется даже больше оружия, чем у азербайджанской армии. А ведь любой лишний автомат, любой патрон в руках наших врагов несет угрозу для наших солдат.

Очень часто военное и политическое руководство Армении высказывает следующую мысль: в годы первой карабахской войны Азербайджан также имел экономическое преимущество над Арменией, но это не помогло нам предотвратить поражение в войне, а, следовательно, и сейчас наше экономическое превосходство над противником и разница в военном бюджете не спасут Азербайджан от очередного военного фиаско. Как вы прокомментируете эти заявления?

Я не согласен с этой точкой зрения. Ныне армяне излишне героизируют то, что произошло в первой карабахской войне, забывая о том, что и у них были периоды поражений. К примеру, в конце 1993 - начале 1994 годов нашим войскам удалось освободить от захватчиков 22 села на Физулинском направлении. Но тогда чья-то невидимая рука предотвратила дальнейшее наступление нашей армии. Это успешное наступление пришлось на период, когда у нас тогда не было тех огромных средств, которые ныне выделяются на армию, не было и самой регулярной армии, системы единоначалия. Сегодня, даже при очень многих недостатках азербайджанской армии, у нас есть части, которые смогут за короткое время выполнить поставленную боевую задачу.

В таком случае возникает резонный и последний вопрос: насколько Азербайджан готов к военному пути возвращения оккупированных врагом территорий?

Ни для кого не секрет, что в ходе первой карабахской войны Россия активно помогала Армении. Достаточно вспомнить 366-й мотострелковый полк под командованием Юрия Зарвизорова, который превратил в руины Ходжалы, неоднократные факты помощи армянам в ходе боевых действий в ходе оккупации Кельбаджара и большое число плененных нашими бойцами российских солдат и офицеров. С момента первой карабахской войны прошло время. Проведена определенная, пусть и недостаточная, работа. Но в любом случае я уверен, что если не будет помощи Армении со стороны России, то максимум за неделю азербайджанская армия может освободить оккупированные территории". (Day.Az).

Перед встречей в Брюсселе

"Мы пока не получили ответа на предложения о проведении очередной встречи президентов". Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил агентству АПА российский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Юрий Мерзляков. Отвечая на вопрос о возможности достижения такой договоренности в ходе предстоящей 14 ноября в Брюсселе встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна, Мерзляков заявил, что они могут только рекомендовать президентам проведение встречи: "Мы надеемся на это". На вопрос: "Могут ли стороны внести коррективы в договоренность, достигнутую в сентябре по предложениям сопредседателей?" - российский дипломат ответил, что с тех пор было 2 раунда переговоров: "В ходе консультаций в Москве и Париже корректировки вносились". На вопрос: "Если президенты договорятся по основным принципам, начнут ли урегулирование и каковы будут их первые шаги?" - Мерзляков ответил, что пока речь идет о принципах. Если будут согласованы все принципы, то надо вырабатывать рамочное соглашение: "В этом документе идет перечисление принципов, их надо наполнять конкретными действиями, которые должны быть предусмотрены соглашением. Нельзя говорить, что принципы согласовали и сразу начинается конкретное их применение. Скажем, принцип вывода войск с оккупированных территорий: как принцип признается, но когда, откуда, куда, чего, как - это все надо зафиксировать в документе. Или, скажем, операция поддержания мира - то же самое: какая, кто, где, когда. На это нужно время". Коснувшись состоявшейся 20 октября встречи министров обороны Азербайджана и Армении, российский дипломат отметил, что сопредседатели ее приветствуют, она вписывается в рамки мер по установлению доверия между сторонами: "Она была нужна, мы давно предлагали, что министры должны поговорить о ситуации на линии соприкосновения, но конкретно они были один на один, Каспшик был в начале, потом оставил министров с глазу на глаз".

Окончательная дата очередного визита в регион нагорно-карабахского конфликта сопредседателей Минской группы ОБСЕ пока не согласована. Об этом бакинскому агентству "Тренд" сообщил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков, комментируя информацию о визите посредников в регион конфликта в самом начале третьей декады ноября. "Мы еще окончательно не согласовывали дату визита, поэтому точно сказать пока не могу. Дата визита, а также маршрут будут уточнены 14 ноября в Брюсселе, где сопредседатели МГ проведут консультации и с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, и между собой", - уточнил Мерзляков.

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян поедет в Брюссель на очередную встречу с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым "без каких-либо больших ожиданий", но "с некоторым интересом". "На столе переговоров лежат несколько подлежащих обсуждению вопросов, и я без больших ожиданий, но с некоторым интересом еду в Брюссель, всегда надеясь, что мы сможем сблизить позиции и на самом деле создать условия для встречи президентов двух стран в этом году", - заявил Осканян армянской службе радиостанции "Свобода".

Газета "Новое время" считает, что по вопросу карабахского урегулирования Азербайджан договаривается не с Арменией, а с международными посредниками в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Причина заключается, по мнению газеты, в том, что в Баку не воспринимают саму идею компромиссного урегулирования: "А раз так, то разговаривать с армянами бесполезно. Их надо просто заставить сдать Карабах. И сделать это надо чужими руками, так как самим воевать за возврат территорий не хочется: вдруг опять проигрыш. А вот пошантажировать угрозой возобновления военных действий сам Аллах велел. Недаром Всевышний наградил наших соседей нефтью и газом, в которых столь остро нуждается западное сообщество. Посему пусть это самое сообщество и возвращает Карабах, если оно намерено пользоваться азербайджанскими энергоресурсами". Слова президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что "если Армения не образумится, то Азербайджан пересмотрит свое отношение к переговорам", адресованы исключительно сопредседателям МГ, пишет газета: "Это они, международные посредники, должны "образумиться" и положить на стол переговоров такой план урегулирования, который означал бы полную капитуляцию Армении. И не просто разработать проазербайджанский план, но и заставить Ереван пойти на его реализацию, что неизбежно приведет к исчезновению армянского Карабаха". Если же сопредседатели будут упорствовать, продолжая настаивать на учете права народа Нагорного Карабаха на самоопределение, то, как считает "Новое время", Алиеву придется срывать переговоры. "Вариант, конечно, не идеальный, но приемлемый, поскольку, во-первых, действующий президент получит возможность постоянно демонстрировать азербайджанскому народу свою патриотичность; во-вторых, он сможет разного рода разговорами о подготовке к войне выиграть время (вплоть до конца предполагаемого второго срока его президентства, то бишь до 2013 года) для прикарманивания нефтедолларов и усиления Азербайджана в надежде, что за этот период в Армении появится лидер, который пойдет на попятную; в-третьих, Алиев сохранит надежду на то, что незаинтересованный в возобновлении военных действий Запад все же будет вынужден нажать на Армению с целью реанимирования переговорного процесса, но уже под диктовку Азербайджана; и, в-четвертых, ему представится шанс благополучно смотать удочки, если до 2013 года карабахский вопрос не решится по бакинскому сценарию, и возложить бремя по разрешению проблемы НК на следующего президента. По крайней мере из-за неуступчивости Баку этот город никто бомбить не будет, и экономическая блокада Азербайджану тоже не грозит".

Взгляд извне

Москва готова выступить гарантом нагорно-карабахского урегулирования в случае достижения компромисса между азербайджанской и армянской сторонами. Об этом, сообщает агентство "Новости-Армения", в интервью РИА Новости заявил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. "Исходим из того, что главная ответственность за окончательный выбор формулы урегулирования лежит на самих азербайджанцах и армянах. Россия была бы готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит вовлеченные в конфликт стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности - выступить гарантом урегулирования", - сказал Камынин. Он подчеркнул, что Россия намерена и в дальнейшем оказывать содействие сторонам конфликта в нахождении компромиссного решения.

Белоруссия готова создать условия для подписания итогового документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта именно в Минске. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил 8 ноября посол Республики Беларусь в Азербайджане Николай Пацкевич. Проблема Нагорного Карабаха, заявил он, рассматривается нами с большой озабоченностью. Нам понятны суть и последствия конфликта, отметил он. "Проблемы переселенцев понятны Беларуси на опыте Чернобыльской АЭС", - отметил посол. По его словам, это - многомиллиардные убытки для правительства, моральные и человеческие потери для государства. "Мы очень надеемся на то, что конфликт удастся разрешить на основе международных принципов, и готовы предоставить все условия для подписания мирного соглашения именно в Минске", - сказал Пацкевич.

Министр иностранных дел Сербии Вук Драшкович заявил о том, что Косово может послужить примером для Нагорного Карабаха. Он отметил, что признание независимости Косово может сыграть роль прецедента для Нагорного Карабаха и других непризнанных структур постсоветского пространства. По его словам, во время недавнего обсуждения вопроса о суверенитете и территориальной целостности Молдавии Сербия двумя руками проголосовала за принятие этой резолюции. Министр подчеркнул, что "не стоит и допускать мысли о возможности признания независимости Косово": "Мы не допустим вступления Косово в ООН или организации, открыто поддерживающие суверенитет государств. Мы будем защищать этот принцип, являющийся для нас важным, даже в самой жесткой дипломатической борьбе". Как отметил Драшкович, если ООН, основываясь на принципе самоопределения народов, признает независимость Косово, это сможет стать примером для Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Северного Кипра, Страны басков в Испании, даже для Шотландии: "Я подсчитал, что независимости могут добиться примерно 40 областей мира". (PanARMENIAN.Net).

Маршал Сената Польши Богдан Борусевич считает, что дальнейшее "замораживание" нагорно-карабахского конфликта, откладывание его решения на будущее служит только во вред Армении и Азербайджану. По его словам, сообщает ИА REGNUM, нередко высказывается мнение о том, что "замораживание" конфликта на руку и Армении, и Азербайджану: "Я считаю это заблуждением". "Также нередко проскальзывали заявления о возможности применения военной силы в разрешении нагорно-карабахского конфликта - и это я также не считаю возможным", - заявил он. По его мнению, мирные переговоры являются единственно возможным методом разрешения конфликта и роль Минской группы ОБСЕ в этом позитивна. Необходимо решать проблемы сегодняшнего дня, не забывая задумываться о будущем, сказал Борусевич, добавив: "А историю следует выяснять, постепенно оставляя историкам". Вместе с тем он заметил, что неразрешенность нагорно-карабахского конфликта только во вред Армении и Азербайджану. "Я считаю, что, конечно, надо помнить о прошлом, однако задача политиков - задумываться о будущем. Например, в период Второй мировой войны от рук немцев погибли 6 млн. поляков, однако на сегодняшний день отношения Польши и Германии находятся на очень высоком уровне. И то, что Армения изолирована со всех сторон, создает негативную для нее ситуацию, и политикам следует задуматься над тем, как выйти из нее. Очевидно, что Армения имеет свои интересы, Азербайджан - свои, и все-таки следует поступиться какой-то их частью, дабы выйти из этой ситуации", - заявил Борусевич. Борусевич не стал комментировать сделанное 12 июня в Баку заявление председателя комиссии Сейма Польши по ЕС Кароля Карски о том, что нагорно-карабахская проблема должна быть решена в рамках территориальной целостности Азербайджана, сказав, что этот вопрос находится вне его компетенции. Борусевич также заметил, что не вправе предлагать какие-либо пути решения конфликта, однако добавил, что при решении этого вопроса следует учитывать как интересы Азербайджана - принцип территориальной целостности, так и Армении - право наций на самоопределение. "Я и в Азербайджане буду об этом говорить", - заключил Борусевич.

8 ноября министр обороны Армении Серж Саркисян принял делегацию Великобритании во главе со специальным представителем Соединенного Королевства на Южном Кавказе Брайаном Фоллом. Приветствуя политику Армении по мирному урегулированию конфликтов, Фолл заявил о готовности Великобритании способствовать работе Минской группы ОБСЕ в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Указав на полезность встреч сторон в деле поддержания режима прекращения огня в зоне конфликта, собеседники также затронули вопрос недавней встречи министров обороны Армении и Азербайджана на участке армяно-азербайджанской границы Иджеван-Казах. (PanARMENIAN.Net).

В то же время, пишет газета "Айкакан жаманак", азербайджанское агентство "Тренд" распространило заявление британского министра по делам Европы Джефри Гуна о том, что Лондон признает территориальную целостность Азербайджана, включающую Нагорный Карабах. По словам газеты, это заявление примечательно тем, что до сих пор Британия открыто и официально не поддерживала ни одну из сторон карабахского конфликта. Вместе с тем, отмечает "АЖ", разъяснений по этому вопросу ей не удалось получить ни в посольстве Великобритании в Армении, ни в Министерстве иностранных дел РА. Газета обращает внимание на то, что в середине прошлого месяца Джефри Гун находился в Ереване и встречался с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном и, как отмечалось в пресс-релизе МИД РА, министры в числе других вопросов обсудили также карабахский конфликт и Осканян представил гостю позицию Армении по карабахскому вопросу. "И если выясниться, что в публичной политике Великобритании в данном вопросе произошли такие коренные изменения, то, конечно же, это восполнит список неудач, имевшихся в последнее время во внешней политике Армении".

"Решение нагорно-карабахского конфликта не зависит от других стран, а является собственным делом Азербайджана". Об этом, как передает ИА "Тренд", заявил 2 ноября замминистра иностранных дел Азербайджана, бывший посол в США Хафиз Пашаев. "Азербайджан, который уже зарекомендовал себя... как более сильное государство, сам разрешит конфликт", - заявил дипломат. Комментируя возможность создания "Кавказского дома", замминистра еще раз подтвердил позицию руководства страны, заявив о том, что в нынешних условиях Азербайджан не пойдет ни на какое сотрудничество с Арменией.

Президенты

Находящийся с визитом в Брюсселе президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с верховным комиссаром Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьером Соланой. Отметив, что в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта позиция Азербайджана остается неизменной, Алиев подчеркнул, что проблема должна решиться в рамках территориальной целостности Азербайджана. "Этот принцип нашел отражение в международных правовых нормах. За исключением Армении, все страны мира, международное сообщество признало территориальную целостность Азербайджана. Мы считаем, что проблема должна решиться после того, как будут освобождены оккупированные земли Азербайджана, беженцы будут возвращены на свои родные земли и восстановлена азербайджанская граница". ("525-я газета").

"Я не питаю особого оптимизма относительно процесса карабахского урегулирования". Об этом, согласно сообщению "Арменпресс", заявил президент Армении Роберт Кочарян на состоявшейся 7 ноября в Астане встрече с представителями армянской общины Казахстана. "Считаю, что 2006 был для нас годом возможностей: не было избирательных процессов ни в Армении, ни в Азербайджане, и мы пытались активно вести переговоры с президентом Азербайджана для урегулирования проблемы, но... не удалось", - сказал глава армянского государства. Он подчеркнул, что в последнее время министры иностранных дел двух стран снова встречаются и пытаются обсуждать возможные пути урегулирования. "Возможно, что в течение этого месяца состоится еще одна встреча, и если она вселит надежды, что можно продвигаться дальше, не исключается и моя встреча с президентом Азербайджана в конце ноября в Минске. Пока никакой определенности в этом вопросе нет", - сказал Кочарян. По его словам, последние встречи не вселяют особого оптимизма. "Впечатление такое, что в этом году не удалось добиться подвижек в этом вопросе", - заявил президент Армении.

Мнения

Бакинская газета "Эхо" обратилась к члену постоянной парламентской комиссии по международным отношениям и межпарламентским связям Азербайджана Айдыну Аббасову с просьбой прокомментировать слова президента Армении Роберта Кочаряна о том, что он "не питает особого оптимизма относительно процесса карабахского урегулирования", и слова министра иностранных дел РА Вардана Осканяна о том, что он едет в Брюссель "без больших ожиданий, но с некоторым интересом". "То, что говорят Кочарян и Осканян, это взгляд на происходящее, точка зрения только лишь армянской стороны. У нас же есть политическая воля, есть конкретные высказывания президента об уверенном решении нагорно-карабахского вопроса. И если у нас есть желание, если переговоры ведутся на высочайшем уровне - министров иностранных дел и президентов, я думаю, что этот процесс не находится в тупике. Он находится в движении. По его ходу должны быть выявлены точки соприкосновения сторон. Ведь если мы будем сейчас основываться, делать выводы на основании высказываний только официального Еревана, мы обязательно будем сталкиваться исключительно с односторонним подходом. А международное сообщество, и в том числе Азербайджан, имеет свое мнение по поводу решения конфликта. Все земли должны быть сначала возвращены, и вопрос о статусе Карабаха должен затем решаться в рамках территориальной целостности Азербайджана. А то, на что намекают Кочарян и Осканян, говорят, что переговоры якобы зашли в тупик, - это их иллюзии. Я думаю, что с Божьей помощью проблема будет урегулирована в пользу азербайджанского народа. И в первую очередь на это есть политическая воля. А если она есть, то есть и всевозможные ресурсы для ее воплощения - как материальные, так и технические. Азербайджанский народ к войне готов, он в силах отвоевать свои земли", - сказал Аббасов.

Говорят, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров доволен ролью России в карабахском урегулировании. Как сказал министр, Россия начала играть конструктивную роль в урегулировании карабахской проблемы. Какие новые инициативы может проявить Россия на фоне того, что под контроль российских компаний перешли уже практически все инфраструктуры и коммуникации Армении? Председатель карабахской партии "Движение 88" Эдуард Агабекян считает, что новые инициативы России вряд ли связаны с инфраструктурами. "По-моему, передача инфраструктур под контроль России была однозначно неправильной, поскольку не этим определяется отношение к потенциальному союзнику. Я думаю, в Армении существует нехватка внутренней легитимности, которая приводит к ослаблению государства. Совершенно неважно, слабы мы или сильны, большая мы страна или маленькая. Если мы хотим, чтобы с нами считались, необходимо построить государство, основанное на социальной справедливости", - сказал Агабекян. "Что касается заявления Мамедъярова, думаю, оно связано с известной пражской встречей, после которой, судя по всему, изменилась геополитическая ситуация, связанная с Ираном, с конфликтующими странами на Южном Кавказе, с предстоящими в 2007-м и в 2008 году выборами. А также с заявлением Freedom House о том, что, в отличие от Азербайджана и Турции, в Армении нет прогресса на пути демократии. Интересы меняются, и не в нашу пользу. Ничего хорошего я не ожидаю", - сказал Агабекян. По мнению председателя комиссии парламента Нагорного Карабаха по внешним сношениям Ваграма Атанесяна, Мамедъяров изъявляет свое восприятие или, возможно, стремление увидеть в переговорном процессе по карабахскому урегулированию определенные нюансы. "Это его проблемы. Не укладывается в логику то, что министр иностранных дел Азербайджана фактически обвиняет Москву в неконструктивной позиции в прошлом, на что МИД РФ пока никак не отреагировал. А вообще, у Азербайджана всегда был соблазн получить на блюдечке с золотой каемочкой от России или Запада - в зависимости от той или иной геополитической ситуации - свою "территориальную целостность и право на контроль над Нагорным Карабахом". Это означает, что Азербайджан не только не имеет собственной позиции по урегулированию конфликта, но и воли и достаточных ресурсов. Думаю, Мамедъярову хорошо известно, что страны-посредники - ни по отдельности, ни вместе, не имеют мандата на оказание давления на стороны. Они призваны создавать благоприятные условия для переговоров, сближать позиции и, в конце концов, взять на себя роль гарантов достигнутых соглашений. В этом контексте заявление Мамедъярова никак не умещается. Думаю, заявление следует оценивать как жест в сторону Москвы в контексте сближения позиций России и Азербайджана по Ирану, и только, но я не считаю, что Баку в этой игре будет откровенным до конца, и об этом знают, видимо, в России. Что касается армяно-российских отношений, то они носят стратегический характер, и я не думаю, что в карабахском вопросе Россия может инициировать нечто, что поставит под сомнение будущее стратегической оси Москва-Ереван". (KarabakhOpen.com).

По мнению экспертов американского исследовательского центра "Джейнс", вероятность урегулирования карабахского конфликта до 2009 года мизерна, сообщает газета "Айкакан жаманак". "Вопреки некоторым обнадеживающим признакам, руководители Армении и Азербайджана в ближайшее время вряд ли достигнут согласия - даже если еще раз встретятся в этом году. Ни одна из сторон не захочет накануне выборов идти на уступки в столь деликатном вопросе, считают эксперты "Джейнс", не исключающие, что пока еще незначительная вероятность возобновления армяно-азербайджанской войны со временем может возрасти.

Однако, по мнению российской газеты "Версия", финансовые вливания со стороны России в армянскую экономику стали результатом политической сделки, самым прямым образом затрагивающей интересы Азербайджана. Как указывает газета, Роберту Кочаряну было предложено поддержать российское давление на Грузию в обмен на поддержку в карабахском вопросе. Проще говоря, дружить с Россией против Грузии за счет Азербайджана. Приводит газета и слова депутата Госдумы Затулина: хватит, мол, Армении вставать в позу и делать вид, что она здесь ни при чем.... Немалую пищу для размышлений дает и недавнее заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна по итогам парижской встречи с Эльмаром Мамедъяровым. Напомним: Осканян в ходе своего выступления в парламенте Армении пообещал поставить на переговорах вопрос о судьбе "Мардакерта", "Мартуни" и "Шаумяна", то есть Агдеринского, Геранбойского и Физулинского районов. Вопрос этот в Армении поднимался постоянно, однако главным образом на "полуофициальном" уровне, вроде "конференций земляческих союзов", "общественных инициатив" и т.д. В то время как официальные лица от подобных заявлений воздерживались, и не исключено, что заявление Осканяна - это явный признак "конфиденциальной поддержки", источник которой логичнее всего искать в Москве. ("Эхо").

"Нынешний статус Азербайджана добыт незаконным путем с нарушением всех норм международного и советского права. Нагорно-Карабахская Республика, напротив, в процессе провозглашения независимости неукоснительно следовала всем международным и советским законам. Следовательно, путь урегулирования карабахской проблемы может быть найден лишь в рамках международного права, и процесс урегулирования должен быть перенесен в правовое поле". К подобному заключению в недавно опубликованной книге "Нагорно-Карабахская Республика в свете международного права" пришли политолог Левон Мелик-Шахназарян и правовед Ашот Хачатрян. По мнению авторов, в Азербайджане прекрасно понимают, что в правовом плане их позиции довольно уязвимы и посему делают все возможное, чтобы карабахский вопрос рассматривался в политической плоскости. ("Арменпресс").

На вопросы бакинской газеты "Эхо" ответила независимый азербайджанский политолог Лейла Алиева:

"24 октября в Париже более пяти с половиной часов продолжалась встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Очередная встреча Осканяна и Мамедъярова пройдет 14 ноября в Брюсселе. Думаете ли вы, что идущий последние годы переговорный процесс имеет какие-то реальные перспективы в смысле начала практического урегулирования конфликта?

На самом деле я глубоко убеждена в том, что разрешение конфликта в той плоскости, в которой оно идет, очень маловероятно. Поскольку речь здесь идет о совершенно противоположных позициях по поводу одного предмета. И, как правило, все эти так называемые продвижения, даже если они и есть, всегда упираются в одну проблему, в вопрос статуса Нагорного Карабаха. Совершенная противоположность, несближаемость позиций объясняется тем, что в конфликте достигнут какой-то эквилибриум, созданный как региональным, так и внерегиональным балансом сил. То есть на уровне стран, региона и международной ситуации. Все это держит конфликт в как бы подвешенном состоянии. С одной стороны, Азербайджан чувствует себя уверенным в собственной правоте, что совершенно естественно, поскольку и закон на его стороне, и есть сила экономическая с перспективами. Армения же чувствует себя уверенной в связи с ее политическим влиянием на Западе и в связи с военной поддержкой России. Если говорить о реальной политике, то две эти силы уравновешивают друг друга. Этим и объясняется столь незначительный прогресс в переговорах на протяжении уже стольких лет. Ведь речь идет только о каких-то маленьких тактических продвижениях. Чтобы этот конфликт разрешился, должны произойти какие-то очень серьезные изменения в балансе сил. Во внутрирегиональном смысле это могут быть какие-то политические изменения, выборы в разных странах, смена руководств. Во внешнеполитической сфере это какой-то серьезный сдвиг в позиции России или США, других важных игроков. На данном этапе я не вижу серьезных факторов, которые способствовали бы решению конфликта. Я вижу решение конфликта в совсем другой плоскости - надо перевести его на тот уровень, где границы будут иметь очень условное значение.

Накануне завершился визит президента Армении в Москву. Кремлевские источники заявляют СМИ, что Кочарян прибыл туда в том числе с целью прозондировать позицию руководства России относительно возможности признания самопровозглашенных государств - Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, - с тем чтобы рассмотреть возможность официального признания Ереваном независимости "НКР". Возможно ли какое-то развитие этой ситуации с учетом того, что большинство населения Сербии проголосовало за территориальную целостность своего государства?

Признание непризнанных государств всегда будет проблемой для России. Потому что она сама находится в противоречивой ситуации, поскольку у нее самой федеративное устройство и прецедент с отделением Косова мог бы создать большие проблемы для нее самой. С другой стороны, старая политика, которую РФ применяет на Кавказе, - "разделяй и властвуй", и неофициальное признание ею незаконных режимов создает напряжение в позиции России. Хотя понятно, что большим державам часто сходит с рук позиция двойных стандартов. Но дело в том, что Россия сейчас сама уже слабая страна. Поэтому для нее этот вопрос представляет опасность и потому в риторике России могут проскальзывать иногда нотки, из которых становится ясно, что она не совсем однозначно отстаивает тот или иной принцип. Хотя официально Москва говорит о территориальной целостности как об очень важном принципе, ее реальная политика по отношению к ближайшим соседям, в общем-то, прямо противоположна. Отделение Косова может сильно обеспокоить и Украину, и Азербайджан, и Грузию, и Молдову. То есть те страны, для которых характерен прозападный курс. Такое событие могут использовать как прецедент нацменьшинства на их территориях. Но Россия, я думаю, всегда будет вести двойную игру. Поэтому взамен на какие-то выгодные для нее уступки со стороны Армении Россия будет поддерживать и карабахский режим, и режим Кочаряна. Я не думаю, что РФ готова к полному признанию самоотделяющихся режимов, потому что это может бумерангом ударить по самой России". ("Эхо", с сокращениями).

Шакуров прибыл в Баку на гастроли вместе с женой-армянкой

Как сообщает Day.Az, 27 октября во дворце имени Гейдара Алиева в Баку состоялись выступления российских артистов Людмилы Гурченко и Сергея Шакурова. После гастролей в Баку артисты посетили Армению. Как сообщает АПА со ссылкой на "АрмИнфо", выступая на пресс-конференции, проведенной в рамках визита, Сергей Шакуров заявил, что уважает Армению и армян, и не скрыл, что его супруга по национальности армянка. По словам актера, его супруга - продюсер театра Екатерина Балова. На пресс-конференции Шакуров сообщил, что некоторое время назад организаторы не разрешили посетить Баку с гастролями из-за того, что его мастером по костюмам был армянин: "Моя супруга является гражданкой России, и фамилия ее имеет окончание такое же, как и русские фамилии, поэтому она спокойно прибыла со мной в Баку. Это меня очень удивляет, и, вообще, я не понимаю такого действия". Отвечая на вопрос АПА о прибытии армянки Баловой в Баку, организатор концерта, руководитель компании "Театрал" Азер Гулиев заявил, что не верит в то, что Шакуров мог так сказать: "Я не знаю, чего вы добиваетесь, однако заявляю, что его супруга не армянка". В пресс-службе Министерства культуры и туризма Азербайджана отказались комментировать данный вопрос...

Азербайджано-армянское криминальное сотрудничество

Как сообщает газета "Азг" со ссылкой на "Азери-Пресс", управление по борьбе с похищениями людей МВД Азербайджана арестовало азербайджанку, которая обвиняется в том, что она в сотрудничестве с армянкой отправляла женщин в Индию в сексуальное рабство. Согласно информации, бакинка Шалала Дадашова занималась "сексуальным бизнесом" вместе с армянкой с Украины некоей Асмик.

Карабах готовится принять Конституцию

3 ноября президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал указ "О проведении референдума по Конституции Нагорно-Карабахской Республики", согласно которому день проведения референдума назначен на 10 декабря 2006 г. Как сообщает карабахская газета "Азат Арцах", Аркадий Гукасян подписал два указа - "О внесении изменений в указ президента Нагорно-Карабахской Республики от 17 февраля 2005 г. УП 176" и "О назначении членов окружных избирательных комиссий", согласно которым досрочно прекращены полномочия члена избирательной комиссии округа № 16 Нанар Дадамян. Членом упомянутой избирательной комиссии назначена Рита Геворкян, сообщил исполняющий обязанности пресс-секретаря президента НК.

Принятый в Степанакерте 1 ноября во втором чтении проект Конституции Нагорного Карабаха будет вынесен 10 декабря 2006 года на всенародный референдум. Как передает агентство АРКА, документ был принят большинством голосов на состоявшемся в среду пленарном заседании Национального Собрания НК. В проекте Конституции, в частности, отмечается, что Нагорно-Карабахская Республика - суверенное, демократическое, правовое, социальное государство. Названия Нагорно-Карабахская Республика и Республика Арцах тождественны. Власть в НК принадлежит народу, свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией и законами государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц. В документе подчеркивается, что защиту основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права обеспечивает государство. Согласно проекту Конституции, до восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией НКР.

Как сообщает "Арминфо", председатель Национального Собрания НК Ашот Гулян подчеркнул, что, приняв проект Конституции, парламент не считает свою работу оконченной и вплоть до дня референдума, который будет назначен указом президента НК, не останется в стороне от процесса принятия Основного закона страны. В этой связи он обратился к депутатам, правительству, политическим силам республики, не представленным в парламенте, а также неправительственным организациям с призывом активно участвовать в разъяснении проекта в обществе, пропагандировать значение и роль документа. "Хочу подчеркнуть, что спустя 15 лет после провозглашения независимости и закрепления ее посредством референдума мы еще раз скажем наше полноценное и твердое слово о будущем страны", - отметил спикер карабахского парламента.

Конституция будет принята в случае, если за нее проголосуют не менее трети избирателей Нагорного Карабаха. Об этом информационному порталу "Кавказский узел" сообщил председатель Центральной избирательной комиссии НК Сергей Насибян. Согласно закону о референдуме, Конституция может быть принята, если за нее проголосует половина участвовавших в референдуме, но не менее трети от общего числа избирателей. По словам Насибяна, согласно уже готовым спискам, в Карабахе зарегистрировано 90 тысяч имеющих право голоса. Таким образом, за Конституцию должны проголосовать не менее 30 тысяч человек. Следовательно, в голосовании должны принять участие не менее 60 тысяч избирателей.

"Мы пока не согласовали свои позиции в связи с проведением референдума. Мы проведем консультации накануне предстоящей 14 ноября в Брюсселе встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении и определим нашу позицию по этому вопросу". Об этом в интервью азербайджанскому агентству АПА заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Говоря о назначении даты референдума, начальник управления печати и информационной политики Министерства иностранных дел Азербайджана Таир Тагизаде заявил АПА, что, как и раньше, мировое сообщество и сопредседатели МГ ОБСЕ должны дать четкую и совершенно однозначную правовую и политическую оценку этим действиям "марионеточного режима Нагорного Карабаха": "Для Азербайджана ситуация совершенно ясна - действия эти предпринимаются незаконным режимом, противоречат Конституции Азербайджанской Республики и нормам международного законодательства и в силу своего характера никакого влияния на мирный процесс оказать не могут, а сопредседатели должны дать оценку с точки зрения того, насколько конструктивно выглядит такого рода "вклад" в переговоры". По словам дипломата, "антиконституционные действия, предпринимаемые нелегитимным режимом", не могут иметь правовых последствий.

Делегация Нагорного Карабаха примет участие в выборах президента Южной Осетии и референдуме о сохранении суверенитета. В составе делегации - депутаты Национального Собрания НК Гарри Григорян и Овик Дживанян и заместитель председателя Центральной избирательной комиссии республики Сейран Айрапетян. Представители Нагорного Карабаха будут участвовать в указанных мероприятиях в качестве международных наблюдателей. 12 ноября 2006 года в Южной Осетии пройдут выборы президента республики и референдум о сохранении суверенитета, напоминает агентство "Новости-Армения".