Можно ли ждать возобновления войны?: Нагорный Карабах за неделю
Обзор СМИ Нагорного Карабаха с 22.09 по 28.09
Обстрелы и мониторинг. Можно ли ждать возобновления войны? 61-я сессия Генассамблеи ООН. Переговорный процесс. Окно возможностей зашторено? Кочарян готовится принять "непопулярное решение"? Наги в поход собрался. Приемы в Степанакерте
Обстрелы и мониторинг
Азербайджанское информагентство "АПА" сообщает, что "в последнее время ежедневно нарушающие режим прекращения огня Вооруженные силы Армении сильно активизировались на Агдамском фронте". Согласно "АПА", в ночь с 20 на 21 сентября с короткими перерывами до утра армяне обстреляли позиции азербайджанских войск с территории сел Гюльчюлюк и Баш Гервенд Агдамского района, а 22 сентября днем - со стороны села Юсифджанлы Агдамского района. "Отражая натиск врага, погиб призванный на действительную военную службу из Хачмазского района Сеидалиев Вюсал", - пишет бакинское агентство.
Пресс-секретарь Армии обороны Нагорного Карабаха Сенор Асратян опроверг сообщение азербайджанского агентства "АПА" о нарушении армянской стороной режима прекращения огня. В беседе с радио "Свобода" Асратян назвал это сообщение "очередной дезинформацией, распространяемой оборонным ведомством Азербайджана". Он заявил, что карабахская сторона продолжает оставаться верной сохранению режима прекращения огня, в то время как азербайджанская сторона регулярно его нарушает. "Настолько регулярно, что считаем уже излишним говорить об этом", - добавил Асратян.
Как сообщает газета "Азг" со ссылкой на веб-сайт Министерства обороны Армении, 23 сентября в районе 13:30 часов с азербайджанской стороны было зарегистрировано нарушение режима перемирия. В результате прицельного выстрела в сторону боевых позиций воинской части Иджевана был смертельно ранен контрактный военнослужащий прапорщик Гарник Навикович Мелян 1964 года рождения.
По сообщению азербайджанского информагентства "АПА", 28 сентября "армяне с позиций, расположенных в селе Баш Гервенд и совхозе Гюльчюлюк, до утра с короткими перерывами обстреливали из стрелкового оружия расположенные напротив позиции азербайджанских войск и село Чыраглы". Вместе с тем, агентство отмечает, что в Министерстве обороны Азербайджана уточнить эту информацию не удалось.
28 сентября, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана восточнее населенного пункта Талыш Мартакертского района НК. Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, с позиций Армии обороны НК наблюдение осуществляли полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Петер Кии (Великобритания) и Мирослав Выметал (Чехия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не было зафиксировано. Группу наблюдения ОБСЕ с карабахской стороны сопровождали представители Министерства иностранных дел и Министерства обороны НК.
Можно ли ждать возобновления войны?
Азербайджанское информагентство "АПА" провело опрос среди депутатов Милли Меджлиса Азербайджана в связи с мирным или военным путем разрешения проблемы Нагорного Карабаха. Большая часть азербайджанских парламентариев выступает за военное решение нагорно-карабахского конфликта, обосновывая свою позицию "исчерпанными возможностями переговорного процесса", "истечением лимита мирного решения проблемы". Ряд депутатов ММ Азербайджана выступает за мирное решение проблемы, но не исключает и возможность начала войны. И лишь малый процент членов азербайджанского парламента считает, что карабахскую проблему необходимо решить мирным путем посредством переговоров.
По сообщению "АПА", 21 сентября министр обороны Азербайджана Сафар Абиев принял делегацию, возглавляемую заместителем командующего Европейского командования вооруженных сил США Уильямом Уордом. "Несмотря на то, что урегулированием конфликта заняты сопредседатели Минской группы ОБСЕ и Советом безопасности ООН приняты 4 резолюции о безусловном выводе Вооруженных сил Армении с азербайджанских земель, Армения не выполняет их требования. На территориях Азербайджана, оккупированных Арменией, все еще содержатся в большом количестве нигде не зарегистрированные оружие и боеприпасы. А это означает откровенное нарушение Арменией договора об Обычных вооруженных силах в Европе", - пожаловался Абиев.
В Министерстве обороны Армении опровергли обвинение министра обороны Азербайджана Сафара Абиева в том, что Армения "содержит на подконтрольных НКР территориях незарегистрированное оружие и боеприпасы". Пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян напомнил, что указанные территории неоднократно посещали сотни представителей международных организаций, и никаких фактов, подтверждающих заявление азербайджанского министра, ими не обнаружено. Со своей стороны заявление Абиева опроверг также пресс-секретарь министра обороны НК Сенор Асратян. ("АрмИнфо").
Азербайджан сам нарушает квоты, предусмотренные по Договору об обычных вооружениях в Европе. Так по просьбе журналистов прокомментировал заявления Азербайджана о подобных нарушения со стороны Армении начальник Генштаба ВС РА генерал-полковник Микаэл Арутюнян. По его словам, по некоторым видам вооружений Азербайджан превышает свои квоты более чем в 2,5 раза. Так, на вооружении ВС Азербайджана находится 500 танков вместо положенных 220, 700 единиц артиллерии калибра более 100 мм вместо 285, более 500 БМП вместо 220 и т.д. Начальник генштаба отметил, что Министерство иностранных дел Армения неоднократно обращалось к компетентным международным структурам с предложением проверить наличие обычного вооружения в ВС Азербайджана. Что же касается Армении, то инспекции по проверке наличия техники вооружения ВС Армении ни разу не отметили нарушение того количества, которое республика должна иметь. "По обычному вооружению мы находимся в тех пределах, которые нам положено иметь", - заявил Арутюнян. ("Ноян Тапан").
Вдохновение офицеров и солдат Внутренних войск Азербайджана позволяют им каждую минуту вступить в войну. Об этом в интервью агентству "АПА" заявил командующий внутренними войсками (ВВ) Азербайджана генерал-лейтенант Закир Гасанов. Отвечая на вопрос о степени готовности ВВ к операциям "против сепаратистских сил в Карабахе", Гасанов сказал: "В Нагорном Карабахе наряду с сепаратистским режимом сосредоточены и Вооруженные силы Армении. Если бы речь шла о сепаратистских силах, вопрос Нагорного Карабаха решился бы очень быстро. Нетрудно уничтожить небольшую банду разбойников. Нам противостоят большие силы Армении и их покровителей. Они снабжены тяжелой техникой, поэтому против них должны проводиться крупномасштабные военные операции. Несмотря на это, Внутренние войска в любую минуту готовы вступить в эту войну. Это позволяет наша подготовка, наше оружие, и самое главное - вдохновение наших офицеров и солдат. В этой войне и на нас возлагаются определенные обязанности. Например, уничтожение и разоружение оставшихся банд разбойников на освободившихся территориях, несение патрульной службы или организация диверсий за спиной врагов. Спецподразделения ВВ Азербайджана проходят военную подготовку в условиях, соответствующих условиям Карабаха".
Можно ли ждать возобновления войны? - задается вопросом аналитический сайт Mitq.org. По мнению автора статьи, началу любой войны в современном мире должны соответствовать заинтересованность держав-кукловодов, столкновение этнических, конфессиональных или государственных интересов и экономические проблемы. "Однако все эти условия могут сыграть лишь побуждающую роль,... ибо нация, чувствующая психологический дискомфорт, способна начать военные действия и без отмеченных остальных условий". В первые годы после заключения перемирия, отмечает автор, психологический дискомфорт ощущался среди населения как Армении и НКР, так и Азербайджана. В Армении и Арцахе этому способствовал миф об упущенной возможности освободить от тюркского элемента все правобережье Куры. Психологический дискомфорт в Азербайджане зижделся на мифе о потерянных азербайджанских землях. "За истекшее после заключения перемирия время этнопсихологические акценты в обоих лагерях сместились. В армянской среде родился новый миф: впервые за столько-то лет (веков, тысячелетий) армянский народ сумел освободить часть своих земель от захватчиков. На самом деле это не соответствует истине. Достаточно указать, что провозглашенная в мае 1918 года Республика Армения имела всего лишь десять тысяч квадратных километров территории. А уже через полтора года площадь Армении увеличилась в шесть(!) раз. В Азербайджане к мифу о потерянных землях и предательстве высокопоставленных военных наложился миф о предательстве или нежелании воевать ради тюркских интересов национальных меньшинств: талышей, лезгин, аварцев и т.д. Миф этот также не имеет под собой оснований, во всяком случае только талышей на фронтах Карабаха погибли свыше тысячи человек. Таким образом, среди армян зародилась эйфория народа-победителя, сумевшего победить векового врага и заслужившего право почивать на лаврах. На этом фоне в Армении стал активно проповедоваться пацифизм, что в условиях незавершенности конфликта может оказать плохую услугу. В Азербайджане чрезмерно воинственная риторика представителей как оппозиции, так и властных структур возымели обратный эффект: страх населения перед возможным возобновлением войны. Страх, нагнетаемый государственной пропагандой, рассказывающей о "массовых убийствах армянами мирного населения", или "20% потерянных территорий Азербайджана". Рассматривая еще несколько факторов, автор статьи приходит к выводу, что на нынешнем отрезке истории война практически невозможна. "Ситуация, однако, может измениться: наиболее нежелательный вариант - агрессия США против Ирана. Именно по причине неустойчивости сложившегося равновесия Армения должна предпринять все возможные меры для укрепления своих позиций. Наиболее приоритетными нам представляются демографическое освоение контролируемых армией территорий, укрепление военно-политического партнерства с Россией и ОДКБ, техническое переоснащение и реформа вооруженных сил республики", - заключает Mitq.org.
В ходе недавно состоявшегося в Ереване форума Армения-Диаспора министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян озвучил новое направление карабахской дипломатии. Он заявил, что процесс должен идти в рамках сохранения мира, безопасности и стабильности. "Народы не должны воевать. Необходимо отложить в сторону все условия, кроме одного - добиться окончательного подтверждения не возобновления военных действий. Тот глава государства, который подталкивает народ к войне, несет полную ответственность за свои слова и поступки", - подчеркнул глава МИД НК. Комментируя это заявление KarabakhOpen, депутат карабахского парламента от партии "Свободная Родина" Гагик Петросян заявил, что ни в коей мере не согласен, что мир любой ценой - это приоритет. "У армянской дипломатии, думаю, есть дела поважнее. Это и пиар об оккупированных территориях НКР (Шаумян, часть Мартунинского и Мартакертского районов), и проблема сотен тысяч беженцев-армян, и перевод переговоров в правовую плоскость и т.д", - сказал депутат. Депутат от оппозиционного блока "АРФД-Движение 88" Гегам Багдасарян также не согласен с тем, что главной задачей армянской дипломатиии должно стать подписание договора о невозобновлении военных действий. "Убежден, что есть задачи поважнее. К сожалению, НКР на сегодняшний день не принимает участия в урегулировании и, в частности, в переговорном процессе. Причина - теневая зависимость властей НКР от властей Армении. Карабахским властям выгодна такая теневая зависимость, поскольку она оставляет время для решения личных вопросов и, главное, позволяет избежать ответственности. Я глубоко убежден, что НКР не только может сыграть очень серьезную роль в процессе урегулирования, но и стать самостоятельным стратегическим фактором в регионе", - отметил депутат.
61-я сессия Генассамблеи ООН
В эти дни в Нью-Йорке проходит очередная, 61-я, сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой уже выступили министры иностранных дел Азербайджана и Армении.
Прорыва в карабахском урегулировании достичь очень сложно в условиях, когда Армения уклоняется от прямых переговоров с Азербайджаном и занимает деструктивный подход в решении конфликта. Об этом, сообщает Day.Az, заявил в своем выступлении глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Мамедъяров также выразил озабоченность по поводу того, что Армения, якобы "основываясь на намеренно искаженные исторических данных, пропагандирует любыми доступными путями сепаратистский режим Нагорного Карабаха, созданный на исконных азербайджанских землях". Министр призвал Армению выполнить резолюции Совбеза ООН и ОБСЕ по конфликту, требующие безоговорочного вывода армянских сил с оккупированных земель и возвращения туда азербайджанских беженцев, и такой, общепризнанный поэтапный подход создал бы предпосылки для определения в последующем с участием обеих общин статуса самоуправления Нагорного Карабаха в рамках Азербайджана. В этом случае, считает Мамедъяров, допустимо присоединение Армении к региональным экономическим проектам, что позитивно сказалось бы на развитии всего региона и привело бы к укреплению взаимного доверия.
Азербайджан потерял моральное право опекать народ Нагорного Карабаха, заявил в своем выступлении министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Оспаривая позицию Азербайджана об исключительности права на территориальную целостность, Осканян напомнил, что Хельсинкский заключительный акт признает право самоопределения наравне с другими правами, и заявил: "В международных отношениях, как и в человеческих, нет исключительных прав. Есть также обязанности. Государство должно заслужить право лидерства и управления. Государства несут ответственность за защиту своих народов. Народ выбирает власть, которая представляет его. Народ Нагорного Карабаха давно сделал свой выбор - не быть представленным правительством Азербайджана". "Правительство Азербайджана потеряло даже моральное право представлять предложения по безопасности и обеспечению будущего, не говоря уже об опеке над народом Нагорного Карабаха", - заявил Осканян. "Азербайджан не вел себя морально или ответственно с армянами Нагорного Карабаха, которые считались гражданами этого государства. Они допустили в городах, очень далеких от Нагорного Карабаха, погромы, они подвергли бомбардировке и выселению более 300 тысяч армян, разнуздали военных, а когда потерпели поражение в войне и заключили перемирие, начали уничтожать на своей территории все следы присутствия армян", - подчеркнул Осканян. Никто не может обвинять армянскую сторону в убежденности, что Азербайджан не готов или не заинтересован в переговорном процессе. "Так или иначе, отвергнув два предыдущих представленных в течение последних 8 лет компромиссных предложения по урегулированию, они не хотят принять на себя обвинение в отказе от программы установления мира. Именно по этой причине Азербайджан использует все возможные средства, от государственного насилия и до политических маневров на международной арене, пытаясь вынудить армян также отклонить последние предложения. Однако Армения четко высказалась - мы согласны с каждым основополагающим принципом представленного документа. Тем не менее для реализации того или иного документа Азербайджан не может думать или делать вид, что думает, что он все еще в состоянии прибегнуть к военному варианту решения", - отметил Осканян. Подчеркнув, что единственными реальными вариантами являются только компромисс и прагматизм, Вардан Осканян заявил: "Путь, который избрал для себя Нагорный Карабах в течение этих двух десятилетий, необратим. Тем самым удалось обеспечить его самозащиту, создать механизмы его самоуправления и контролировать его границы и экономику. Придание этому процессу официального характера является необходимым условием достижения стабильности в регионе". ("Голос Армении")
В случае если инициированная странами ГУАМ резолюция "о замороженных конфликтах" будет принята в ООН, то участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе по урегулированию конфликта станет обязательным условием, заявил на встрече с журналистами в Ереване министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Как передает ИА REGNUM, по его словам, "тогда Армения снимет с плеч этот груз, однако сохранит свою вовлеченность в переговорном процессе - все зависит от резолюции".
Вопрос "Влияние на международный мир и безопасность продолжающихся конфликтов на территории ГУАМ" включен в повестку дня 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Как сообщает "АПА", данный вопрос зарегистрирован в повестке 27 пунктом и будет обсуждаться 6 ноября. Руководители управлений внешней политики стран - участников последнего заседания Совета министров иностранных дел ГУАМ провели обмен мнениями по поводу того, в каком направлении пройдет это обсуждение.
ИА "Де-Факто" назвало ООН "агонизирующей организацией". "Кризис в ООН налицо. И название ему - несостоятельность. Дело в том, что сегодня членами ООН являются 192 официально признанные страны, и каждая из них лоббирует в стенах этой организации исключительно собственные интересы. От США и России, Франции и Китая, Японии и Великобритании до неизвестных для подавляющего большинства населения мира Антигуа и Барбуда, Вануану, Карибати, Малави, Палау, Сент-Китс и Неви. Все они государства - члены ООН. Но будем откровенны: много ли говорят их названия жителям, к примеру, Закавказья? И много ли знают жители этих стран о происходящих в Закавказском регионе событиях? А ведь именно они, по замыслу Азербайджана, должны выносить решения по наиболее судьбоносным для региона вопросам. Вряд ли можно надеяться, что дипломаты из затерянных на планете экзотичных государств примутся штудировать книги по истории неизвестных им стран. Можно с абсолютной уверенностью сказать, что представители этих стран в ООН голосуют или по указке своих патронов, или, если указаний не было, из чувства человеческих симпатий к освещающим проблему лицам. Не говоря уже о других, более весомых аргументах и чувствах. Так что если на решение ООН может повлиять хорошая (или, наоборот, плохая) дикция оратора, а то и просто неудачная прическа дипломата из той или иной страны - это наименьшее из зол. Конечно что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН имеют исключительно рекомендательный характер. Но с другой стороны существует и моральная нагрузка этих документов. Так вот, в силу этой самой морали, любое решение ООН, ставящее под угрозу безопасность населения НКР, должно быть Арменией проигнорировано. Не говоря уже о самой Нагорно-Карабахской Республике, судьбу которой собираются решать без ее присутствия, иначе говоря, игнорировав ее интересы. Между тем, интересы Арцаха, равно как и интересы всего армянского народа для нас неизмеримо важнее, чем настроение сидящего в зале заседаний Генассамблеи ООН в Нью-Йорке представителя Сент-Китс и Неви".
Переговорный процесс
По мере завершения 2006 года, на который международные посредники возлагали большие надежды в связи с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, их заявления сторонам переходят в более интенсивную форму. Наряду с этим, пока все попытки международных посредников вывести стороны на арену компромиссов оказываются безрезультатными. Именно так оценивает бакинская "525-я газета" недавнюю встречу глав МИД Азербайджана и Армении с сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Нью-Йорке. Поскольку, пишет газета, Вардан Осканян отказался от встречи с Эльмаром Мамедъяровым в рамках 61-й сессии Генассамблеи ООН, 26 сентября американский (Метью Брайза), российский (Юрий Мерзляков) и французский (Бернар Фасье), сопредседатели Минской группы ОБСЕ были вынуждены в отдельности встретиться с министрами иностранных дел двух стран. На встречах также участвовал личный представитель председателя ОБСЕ Анжей Каспршик. Кроме того, глава МИД Азербайджана провел отдельную встречу с американским сопредседателем Метью Брайзой. Как сообщает газета, сопредседатели заявили о намерении провести в ближайшее время встречу между глава МИД двух стран, а затем и на уровне президентов. Однако в этом вопросе не было достигнуто какое-либо согласие. Время визита в регион сопредседателей не уточнено.
Отказываясь от прямых переговоров с Азербайджаном, армянская сторона совершает серьезную тактическую ошибку, пишет бакинская "Зеркало", по мнению которой, после принятия резолюции Генассамблеи ООН по "затянувшимся конфликтам" на пространстве ГУАМ, притом, в любом варианте, Армении рано или поздно придется вернуться за стол переговоров. Однако время будет упущено, которое сегодня торопит не Азербайджан, а Армению. Уже к весне будущего года официальный Ереван не сможет подписать даже самый выгодный для себя вариант мирного договора, не говоря о том, которое на самом деле требует серьезных компромиссов, на чем настаивает Азербайджан, так как начнется парламентская предвыборная кампания, напоминает "Зеркало", и добавляет: "Серьезные переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вряд ли удастся возобновить до 2010 года, то есть до завершения парламентских выборов в Азербайджане. Только тогда откроется "новое окно". Не думаю, что проявление "твердости духа", причем для внутреннего потребления, стоит этого упущенного времени".
Последние раздельные консультации сопредседателей Минской группы ОБСЕ с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана фактически не привели к каким-либо результатам. Об этом, пишет газета "Голос Армении", можно судить по заявлениям сторон. Так, пресс-секретарь МИД Азербайджана Таир Тагизаде констатировал, что консультации Мамедьярова с сопредседателями не привели к каким-либо подвижкам. К подвижкам - в азербайджанской трактовке. То есть, пишет газета, Мамедьярову не удалось добиться от сопредседателей, чтобы они внесли изменения в последний пакет предложений по Карабаху, предусматривающий проведение референдума о статусе Карабаха и особый статус для Кельбаджарского и Лачинского районов. Также можно констатировать, что и сопредседателям Минской группы в свою очередь не удалось добиться занятия Азербайджаном более конструктивной позиции по этим вопросам.
Как сообщает бакинская газета "Эхо", на днях российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил, что посредники надеются организовать очередной раунд переговоров президентов Азербайджана и Армении в Минске. По словам азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, безусловно, на предстоящий юбилейный саммит СНГ отправятся оба лидера противоборствующих сторон: Азербайджана и Армении. "А если они туда поедут, то встреча, конечно же, состоится", - полагает политолог. Встреча Алиева и Кочаряна, по его словам, может пройти как в режиме тет-а-тет, так и при участии президента РФ Владимира Путина. Что касается результатов возможных переговоров, то, на взгляд политолога, они по большей части зависят от желания российского лидера что-то изменить в карабахском вопросе и в целом в формате Южно-Кавказского региона. "До сих пор Кремль не добился больших успехов, контролируя регионы посредством управляемых конфликтов, будь то в Молдавии, Грузии или Азербайджане", - отметил политолог. Вместе с тем, по его словам, Запад сегодня все активнее вмешивается в эти конфликты, пытаясь перехватить инициативу, "поэтому замораживание этих конфликтов не принесет какую-либо пользу России". В сложившейся ситуации, по его мнению, РФ должна или создать ситуацию, когда на долгое время никто извне не сможет вмешиваться в ход конфликта, или же на самом деле предпринять шаги для разрешения этого конфликта: "В любом случае лидеры Армении и Азербайджана согласятся с выводами Путина". "Неважно, состоится эта встреча или нет, так как общая ситуация сильно изменилась", - считает другой бакинский политолог Рашад Рзакулиев. По его словам, президенту Армении приходится считаться с лидером государства, которое становится сильнее и сильнее изо дня в день. "Мир признает армянскую агрессию, о чем свидетельствует, к примеру, резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы, а все это приводит к резюмирующим желудочным коликам господина Кочаряна, что мы наблюдали во время одной из последних встреч президентов Азербайджана и Армении", - заявил Рзакулиев. Он полагает, что если президентам не о чем говорить, то и встреча, "видимо, не состоится", хотя лидеры очередной раунд переговоров может пройти в Минске "по просьбе" президента РФ Владимира Путина.
Газета "Айоц Ашхар", отмечая, что в переговорном процессе на самом деле объявлен очередной "тайм-аут", пишет: "Дальнейшая судьба переговорного процесса станет ясной после того, как троица Минской группы ОБСЕ выяснит возникшие внутри нее серьезные противоречия, в основе которых лежит не столько "зеленый свет", который дали странам ГУАМ США, сколько вопрос включения этих стран в НАТО. Таким образом, считает газета, тупиковая ситуация, возникшая в переговорах по урегулированию, в действительности обусловлена не упрямым нежеланием Азербайджана, а возникшими в отношениях стран-посредников серьезными разногласиями, при наличии которых можно говорить обо всем, но ничего не делать. "Что сегодня и происходит". Президент Армении Роберт Кочарян в интервью катарскому телеканалу "Аль-Джазира" заявил о том, что отношения между Арменией и Карабахом будут носить федеративный характер. В ходе пресс-конференции в Ереване журналисты попросили министра иностранных дел Вардана Осканяна прокомментировать, что означают федеративные отношения между Арменией и Карабахом. "Вы знаете, президент не впервые заявляет об этом. В конце концов, Армения не может сидеть сложа руки в то время как Азербайджан отказывается от переговоров и в уме, в качестве альтернативного варианта, держит военный путь решения конфликта. Для нас безопасность народа Карабаха является приоритетом, и в случае, если Армения убедится, что Азербайджан пришел к окончательному решению о военном решении, Ереван ни перед чем не остановится. Армения предпримет шаги, которые смогут обеспечить безопасность народа Нагорного Карабаха", - сказал Осканян, отметив, что слова президента следует рассматривать именно в этом контексте. ("KarabakhOpen")
Окно возможностей зашторено?
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт призвал политических лидеров проявить дальновидность и взять на себя ответственность для решения "замороженных конфликтов", которые в любой момент могут вылиться в новый конфликт, сообщает агентство "А1 плюс". Выступая на сессии Постоянного совета, министр сказал, что нужно вернуть доверие к ОБСЕ как организации, служащей эффективным инструментом для восстановления мира и безопасности во всей Европе. "Замороженные конфликты" напоминают нам о том, что мир непостоянен, и что это то, чему нужно уделять внимание каждый день", - сказал Карел де Гухт. Он отметил, что Бельгия, которая председательствует в ОБСЕ в этом году, попыталась решить неразрешенные конфликты на территории ОБСЕ. "Нужно признать, что, к сожалению, результаты не было достигнуты - по крайней мере до сих пор. В некотором смысле надежды на решительный прогресс в Нагорном Карабахе не оправдались. На Южном Кавказе положение остается очень напряженным. Переговоры о Приднестровье зашли в тупик", - заявил министр.
Президент Франции Жак Ширак в своем интервью, данном накануне визита в Армению газете "Айастани Анрапетутюн", обратившись к перспективам урегулирования карабахского конфликта, сказал: "Армянская сообразительность, динамика экономики, геополитическое положение Армении полностью смогут использовать свой потенциал лишь в условиях открытых границ и урегулированных отношений с соседями. Я неоднократно - в Париже, Ки-Уэсте, Рамбуйе - очень близко видел мир. Теперь я об этом сказал президенту Кочаряну и президенту Алиеву: предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ мне кажутся честными, уравновешанными и здравыми. А потому желаю, чтобы и в Ереване, и в Баку было бы проявлено мужество достижения мира". "Сегодня державы Большой восьмерки, мировая общественность готовы гарантировать соглашение о мире. Что будет завтра? Нельзя упускать такой удобный момент", - добавил президент Ширак.
Руководитель парламентской фракции Республиканской партии Галуст Саакян, заявил, что 2006 год не тот год, когда будет возможно увидеть окончательное решение нагорно-карабахского конфликта, его решение следует искать в 2012 году. По его мнению, это объясняется тем, что решение нагорно-карабахского конфликта "не зависит от Армении, Азербайджана и самого Нагорного Карабаха". "Мир имеет политические проблемы, этот вопрос также входит туда, и, по сути, мы стали предметом игры сверхдержав, - считает Саакян. - США, Россия, Франция желают укрепить свои позиции в регионе, однако их позиции противоречивы. Нагорно-карабахский вопрос они рассматривают в контексте своих интересов". Газета "Голос Армении" отмечает, что мнение о противоречивости позиций стран - сопредседателей Минской группы сегодня разделяют многие. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в отличие от России и Франции США проголосовали за включение в повестку сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложенного блоком ГУАМ вопроса о замороженных конфликтах. В связи с этим все чаще раздается критика и в адрес армянского МИД, не сумевшего предотвратить подобное развитие событие. МИД РА также обвиняется в пассивности, в частности, в том, что он не инициировал включение в повестку ООН вопроса о разрушении армянских хачкаров в Нахичеване, на кладбище в Старой Джуге.
Многие эксперты считают, что решение карабахского конфликта невозможно на уровне взаимоотношений Армении и Азербайджана, пишет газета "KarabakhOpen". Предмет спора слишком дорог той и другой стороне, и необходимо так называемое надконфликтное решение. Иными словами, необходимо сделать так, чтобы право на территорию Карабаха не оспаривалось. Это может быть возможно, если между Арменией и Азербайджаном не будет границ. "Неожиданно или попутно решится и нагорно-карабахский конфликт. Нужно ждать, чтобы конфликтующие стороны вошли в ЕС и НАТО. И перед ними станет мир без границ, как для физических лиц, так и для духовных ценностей", приводит газета слова президента Балканского политического клуба, экс-президента Болгарии Желю Желева. По мнению первого секретаря ЦК компартии Карабаха Гранта Мелкумяна, евроинтеграция не может быть методом урегулирования карабахской проблемы, поскольку позиции Европы в этом вопросы слабее позиций России и других сопредседательствующих в Минской группе стран. "Россия не желает урегулирования карабахской проблемы. По ходу всей своей истории она ни разу не помогала армянам, причем, делала это сознательно. Если и помогала, то неосознанно, зато специально мешала. Россия не хочет отпускать от себя ни Армению, ни Азербайджан, поэтому сегодняшняя ситуация Москву устраивает", - сказал лидер карабахских коммунистов. Политолог Давид Бабаян, отвечая на вопрос "KarabakhOpen", принимает ли он евроинтеграцию как способ урегулирования карабахского вопроса, подчеркнул: "К сожалению, евроитеграция мало что даст урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Евроинтеграция в первую очередь предполагает наличие общей философии не только строительства государства, но и отношения к человеку, к чужому мнению. С Азербайджаном мы уже один раз были в рамках государства, где у нас была общая философия - коммунизм и социализм. Все знают, что случилось в результате этого. В Азербайджане не завершен процесс формирования азербайджанской нации. Именно поэтому они воспринимают всякое проявление самостоятельности как угрозу существованию азербайджанского государства. И здесь, к сожалению, евроинтеграция не поможет. Другое дело, что после урегулирования конфликта евроинтеграция может стать весьма сильной и, может быть, непреодолимой преградой на пути возобновления силовых акций и дискриминационной политики по отношению к соседям".
На вопросы агентства "Медиамакс" отвечает спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Питер Семнеби:
Когда предполагается принять Программу действий (ПД) Армении в рамках Политики европейского соседства (ПЕС)?
Тройка ЕС и Комиссар по внешним связям предполагают посетить страны Южного Кавказа в начале октября. Предполагается, что Програмы действий всех трех стран будут готовы именно к этому времени.
Баку требует включить в свою ПД пункт о том, что НК конфликт должен быть разрешен в рамках территориальной целостности Азербайджана. Этот вопрос решен или пока находится в стадии обсуждения?
В проекте ПД Азербайджана признается территориальная целостность этой страны. Она была признана также в подписанном между Азербайджаном и ЕС Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. В программах действий Армении и Азербайджана есть отдельные главы, посвященные НК конфликту. Они очень похожи друг на друга и построены на основании одного проекта. Небольшие отличия показывают различные стремления и опасения двух стран. Однако в программах действий не делается попытки предугадать конечное решение конфликта.
Весной Вы сказали, что Вашим главным приоритетом будет поддержка урегулированию конфликтов. Сегодня, спустя полгода, Вы, по всей вероятности, приобрели большой опыт. Как Вы думаете, "окно возможностей" решения НК конфликта все еще открыто?
Если бы мне пришлось говорить о моем самом большом разочаровании за первые полгода работы в качестве специального представителя ЕС на Южном Кавказе, я бы упомянул неспособность Армении и Азербайджана достичь решения нагорно-карабахского конфликта. Думаю, что была упущена очень важная возможность. В настоящее время я не испытываю особого оптимизма. Не хочу винить ни одну из сторон, однако Армения и Азербайджан должны задуматься об опасностях и потерях, которые таит в себе неразрешенный конфликт. В случае с Арменией - огромные потери очевидны. Относительная изолированность Армении является прямым следствием неурегулированности карабахского конфликта. В Азербайджане могут не очень думать о потерях, однако и там неопределенность конфликта содержит в себе огромные риски. Я наблюдаю рост жесткой риторики во внутренних спорах Азербайджана, а это может привести к тому, что любой инцидент на линии соприкосновения сторон может превратиться в серьезное столкновение.
Не думаете ли Вы, что относительная изолированность Армении вызывает дополнительное раздражение в Ереване и ужесточает его позицию? Не считаете ли, что вовлечение Армении в крупные транспортные и региональные программы может увеличить готовность Еревана пойти на такие компромиссы, которые считаются сегодня невозможными?
Я не говорю о том, какой должна быть идеальная ситуация, я просто констатирую факт. Это реалии, с которыми Армения вынуждена считаться, и это та цена, которую Армения должна учесть, положив на чаши весов все плюсы и минусы сохранения нынешней ситуации. Конечно, свою цену будет иметь и урегулирование, которое предполагает болезненные компромиссы, и их необходимо сравнить с рисками продолжения изоляции. Я очень надеюсь, что наконец руководители Армении и народ придут к выводу, что выгоднее урегулировать конфликт, несмотря на цену, которую надо будет за это заплатить. ("Медиамакс" специально для газеты "Аравот". С сокращениями.)
Кочарян готовится принять "непопулярное решение"
?Хотим мы того или нет, сам факт внесения в повестку дня сессии Генассамблеи ООН вопроса о неразрешенности конфликтов на гуамовском пространстве уже создал новую ситуацию в карабахском урегулировании, отмечает газета "Новое Время". И не следует быть семи пядей во лбу, чтобы не понять, что страны ГУАМ ожидают от ООН принятия такой резолюции, которая продекларировала бы необходимость урегулирования конфликтов на основе принципа территориальной целостности международно признанных государств. Теперь представим, пишет газета, что в будущей резолюции ООН найдут отражение выдвинутые гуамовцами принципы, в том числе по части нагорно-карабахского конфликта. Это означает, что ООН заведомо предопределит статус НК в пользу Азербайджана. Стоит ли после этого Еревану продолжать переговоры с Баку в рамках посредничества сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ? Думается, нет, поскольку азербайджанская сторона, опираясь на резолюцию ООН, пусть даже имеющую рекомендательный характер, будет требовать исключения из последних предложений международных посредников пункта о референдуме в НК по определению окончательного правового статуса Нагорного Карабаха, заменив его референдумом на территории всего Азербайджана. Иными словами, статус НК будет определяться азербайджанским народом без учета мнения карабахских армян, что, в свою очередь, обернется ни чем иным, как концом армянского Нагорного Карабаха. При этом газета утверждает, что действующего президента Армении Роберта Кочаряна "очень сложно будет обвинить в предательстве национальных интересов в случае принятия им непопулярного решения по Нагорному Карабаху".
Газета "Чоррорд Ишханутюн", комментируя заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна о том, что решение о следующей встрече со своим азербайджанским коллегой после того, как "посмотрят, какой оборот примет обсуждение вынесенных в Генассамблею ООН вопросов", пишет: "Смотреть надо было тогда, когда каждое утро, начиная с 98-го года, Кочарян бегал в Ки-Уест изучать тет-а-тет с Алиевым карту, когда он в Рамбуйе, на "оккупированной" территории, уединялся с Мерзляковым (намек на распространившиеся тогда слухи об их приватной консультации в туалете, после которой Кочарян покинул Рамбуйе, - А.Дж.). Тогда, когда в 98-м Кочарян, утверждая, что он - "воин и единственный мужчина" - представляет интересы и Армении, и Карабаха, убрал Карабах из переговорного процесса. А сейчас позволяет себе заявлять: раз Азербайджан довел вопрос до ООН, то пусть разговаривает с Карабахом. Что же получается? Исключили Карабах из переговорного процесса, а сейчас, под занавес своего бесславного правления, "пытаются вернуть все на круги своя", доведя при этом Армению до последней стадии состояния изгоя и оставляя за собой на ней клеймо "оккупанта".
Газета "Айк" сообщает, что арабская телекомпания "Аль-Джазира", "получившая широкую известность, в частности, благодаря ее эксклюзивным интервью с Усамой бин Ладеном и другими террористами", недавно провела беседу также с президентом Армении Робертом Кочаряном. Согласно радио "Свобода", пишет газета, Кочарян сказал "Аль-Джазире" буквально следующее: "Мы неоднократно заявляли, что готовы вести переговоры об условиях возвращения Азербайджану территорий - кроме соединяющего Карабах с Арменией узкого Лачинского коридора". Вот итог бесславной "победительской" политики в вопросе Нагорного Карабаха, подчеркивает "Айк". "Фактически Кочарян своим таким бесхребетным заявлением признает, что освобожденные территории принадлежат Азербайджану. Азербайджанским он считает также "узкий Лачинский коридор", вокруг которого, однако, он собирается поторговаться". И это, добавляет газета, еще не все: "Если бы Азербайджан действительно был озабочен вопросом своих беженцев и состоянием территорий, находящихся вне его административных границ, то он давно мог бы их восстановить, если бы президент Азербайджана подписал в Минске разработанное Минской группой ОБСЕ соглашение". Фактически, отмечает газета, Кочарян больше озабочен состоянием азербайджанских беженцев и территорий, находящихся за административными границами Азербайджана, чем сам Азербайджан.
Наги в поход собрался
Азербайджанская Организация освобождения Карабаха (ООК) подготовила документ под названием "Национальная платформа по урегулированию карабахского вопроса, возникшего в результате агрессии Армении против Азербайджана". Как сообщает бакинская "525-я газета", председатель ООК Акиф Наги отметил, что азербайджанская общественность должна выразить единую позицию по карабахскому вопросу и поддержать эту концепцию. Отмечая, что документ подготовлен в резком духе, Наги отметил, что ООК считает, что оккупированные земли Азербайджана можно освободить только военным путем. "Мы представим национальную программу всем общественно-политическим организациям и будем наблюдать, кто присоединится к нам. Каждый уже должен сделать выбор, где ему находиться - с патриотическим силами или изменниками", - подчеркнул Наги.
Судя по всему, приемные экзамены в политехе прошли для лидера ООК Акифа Наги успешно. Платежеспособность родителей абитуриентов оказалась на должном уровне, вуз вследствие нефтяного бума - востребованным. Наги обеспечил семью на ближайшее десятилетие необходимым количеством зеленых и... вспомнил о Карабахе. Теперь ООК готовит "Национальную платформу по урегулированию Карабахской проблемы". Нация, словно студенты первокурсники, обязана отсалютовать и, задрав штаны, вспрыгнуть на нагиевскую платформу. Тем более, что платформа проходит внушительный путь утверждения: будучи одобрена советом старейшин ООК, она теперь представлена на утверждение Верховного меджлиса опять же ООК. Презентация платформы состоится 25 сентября, пригласительные раздаются на втором этаже главного корпуса политеха, палата 6. Спешите, не пожалеете. Когда еще Наги обманывал зрителей в их ожидании лицезреть клоунаду? ("Де-Факто").
Приемы в Степанакерте
26 сентября президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял вице-спикера Палаты Лордов парламента Великобритании баронессу Керолайн Кокс и членов возглавляемой ею делегации британских и американских благотворителей, поддерживающих реализацию в НК различных гуманитарных программ. Леди Кокс поздравила власти и народ Нагорного Карабаха с 15-летием провозглашения республики, отметив, что с каждый визитом в НКР она переполняется оптимизмом и воодушевляется трудолюбием жителей Карабаха. Аркадий Гукасян поблагодарил присутствующих за постоянное внимание к Нагорному Карабаху, выразив уверенность, что традиции сотрудничества будут продолжены и в дальнейшем.В тот же день Аркадий Гукасян принял депутата Государственной думы Российской Федерации, директора Института стран СНГ Константина Затулина. Собеседники обменялись мнениями относительно нынешнего этапа и перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ. Гукасян и Затулин подчеркнули необходимость мирного разрешения проблемы и недопустимость пропаганды ненависти и нетерпимости.
27 сентября президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял членов армянского парусника "Киликия". Поздравив с успешным завершением плавания, Гукасян отметил волевые качества экипажа парусника. Президент с благодарностью отметил, что на борту парусника, олицетворявшего собой в европейских портах историко-культурное наследие армянской нации, постоянно реял государственный флаг НКР. Капитан парусника Карен Балаян в торжественной обстановке передал Аркадию Гукасяну государственный флаг НКР, сопровождавший экипаж во время плавания. Моряки подарили президенту более 20 фотографий, на которых рядом с развевающимся государственным флагом НКР запечатлены флаги тех стран, по водам которых проплыл армянский парусник.
28 Аркадий Гукасян принял попечителя отделения Всеармянского фонда "Армения" г. Торонто Мкртича Мкртчяна. Гость проинформировал главу карабахского государства о предварительном открытии с участием группы армянских благотворителей Канады нового здания школы в селе Мадагис Мартакертского района НК, построенного на средства армянской общины Торонто, а также о дальнейших программах общины. Собеседники затронули также вопросы, касающиеся развития отношений между Арцахом и армянской общиной Канады.
В парламенте Нагорного Карабаха продолжаются обсуждения проекта Конституции НК. Как сообщает ИА REGNUM, в очередных обсуждениях принимали участие представители неправительственного сектора республики. До начала обмена мнениями председатель постоянной комиссии Национального Собрания НК по вопросам обороны, безопасности и законности Рудольф Мартиросян представил присутствующим методику разработки проекта Конституции, принципиальные подходы, предложения парламентских групп и фракций, график предстоящих обсуждений проекта на парламентском и общественном уровнях. Участники обсуждений выступили с рядом замечаний и предложений, которые, в частности, касались развития системы государственного управления, разделения ветвей власти, формирования взаимоотношений между судебно-правовыми, государственными и общественными организациями, защиты основополагающих прав человека и др. На обсуждениях присутствовали спикер парламента НК Ашот Гулян и вице-премьер республики Арарат Даниелян. (Информационный портал МИД НК)
Шестой год в Нагорном Карабахе действует совместное карабахско-испанское деревообрабатывающее предприятие "Макс Вуд", учредителем которого является гражданин Испании Энрике Вивер Камин, проживающий ныне в Армении. Как сообщает ИА REGNUM, продукция предприятия - в основном приклады и цевье для охотничьих, спортивных и коллекционных ружей, экспортируется в Испанию, Италию и Россию. Управление производством компьютерное. Налажены поточные линии, имеются сушилка, различное подсобное оборудование. В качестве сырья в основном используются местный орешник, бук и др. Сырье добывается путем санитарной вырубки деревьев. Взамен срубленных деревьев предприятие предоставляет сельским общинам саженцы. На данный момент на предприятии задействованы около 30 человек.
Как сообщает степанакертская газета "Азат Арцах", за прошедшие послевоенные годы для системы здравоохранения в Степанакерте впервые построено новое большое здание поликлиники. По словам министра здравоохранения НКР Зои Лазарян, это послужит стартом для сооружения других объектов. Лазарян выразила признательность президенту Нагорного Карабх за многостороннее содействие. Слова благодарности прозвучали в адрес благотворителей, главных спонсоров строительства Джорджа Багумяна и Грайра Овнаняна, Нью-Йоркского филиала Всеармянского фонда "Айастан" (председатель Геворг Багумян), руководителя программы в НК Алине Дурян, всех тех, кто внес свой вклад в строительство поликлиники. Исполнительный директор Степанакертской городской поликлиники Карине Андрян от имени медперсонала выразила признательность властям НК и благотворителям за прекрасный подарок. Участников церемонии поздравил президент Аркадий Гукасян. Он отметил, что уже уточнена программа строительства больницы, известны имена благотворителей и в отличие от поликлиники строительство больницы завершится в самые сжатые сроки. Во главе с предстоятелем Арцахской епрахии Армянской Апостольской Церкви архиепископом Паргевом Мартиросяном состоялась церемония освящения и благословения здания.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Лавров заявил, что Франция предлагала России наладить диалог без Киева
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Главе проекта «Архангел» пытались вручить заминированную грамоту в рамке
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО