Красноярский край. Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 26 ноября 2002 (часть 2)
"Сергей Сокол: Государство будет не только сладкие куски раздавать".
("Известия-Красноярск", 26.11.02)
Газета "Известия" знакомит своих читателей с губернаторской командой Александра Хлопонина. Один из самых колоритных его заместителей, который сегодня занимает бывший кабинет Людмилы Селивановой, - Сергей Сокол. Во-первых, он самый молодой соратник губернатора - через месяц ему исполнится 32 года. Во-вторых, вызывает интерес его необычайно стремительная карьера: от работника российского посольства в Эквадоре до генерального директора "Норильскгазпрома" (которым он стал в 26 лет). В-третьих, Сергей Михайлович курирует самый широкий круг вопросов. В его ведении топливно-энергетический комплекс, промышленность, бизнес, магистральный транспорт и, кроме того, он возглавляет недавно созданный комитет по кризисному управлению. И, наконец, сегодня он самый популярный народный зам, добившийся понижения энерготарифов для населения.
Вопросы Сергею СОКОЛУ задает Дарья МАРЬЯЛОВА.
Топливно-энергетический комплекс
- Как вам удалось уговорить "Красноярскэнерго" снизить тарифы?
- Так получилось, что снижение платы за энергию для населения не было самоцелью. Это только один из элементов по выстраиванию новых взаимоотношений в топливно-энергетическом комплексе. Главное - выстроить прозрачную модель, в которой никому не будет обидно работать.
- Получается, что раз население стало платить меньше, то для баланса кто-то должен платить больше...
- Цифры будут досконально просчитаны. Ни одна из отраслей не будет жить за счет другой. Тот факт, что мы понизили цену для населения, не означает, что от этого будет страдать только "Красноярскэнерго". От этого будет страдать каким-то образом вся энергетика. Будем двигаться дальше по работе с тарифами. Еще не определены тарифы для бюджетников, для промышленных предприятий. И тарифы мы примем в течение ближайших двух недель, до шестого декабря.
Взаимоотношения с бизнесом и финансово-промышленными группами
- Как известно, у бизнесменов и промышленников цель одна -заработать как можно больше денег. У администрации цели другие - например, как можно больше собрать налогов. Трудно вести переговоры?
- К сожалению, решая вопросы, мы столкнулись с тем, что администрация не может выступать в роли сильной стороны. Рычаги управленческие, которые должна иметь власть (в том числе и очень важная составляющая -уважение к власти), оказались утеряны. Хотим вернуть уважение и выступать не в качестве организаторов, которые усадили всех за стол переговоров, а занимать активную позицию. Ключик от всех процессов должен находиться в администрации, тогда можно говорить, что администрация управляет.
- Столкнулись с неуважением?
- Не то чтобы столкнулся с прямым неуважением. Протокольно власть уважают... но пока реальной власти за нами не признают. У нас в команде Александра Геннадиевича есть люди, которые пришли из бизнеса. Я там был, я знаю, как они работают. И сейчас, когда я веду переговоры с бизнесменами, мне достаточно просто с ними разговаривать. Я сам был на их месте при разговорах с властью, знаю, как они мыслят.
- Как планируете выстраивать взаимоотношения с бизнесом, в частности, с финансово-промышленной группой "Русский алюминий"?
- Встреча с Олегом Дерипаской состоялась. Ожидание каких-то возможных конфликтов между нынешней администрацией и ФПГ ушло. И сейчас это главное. У РУСАЛа есть интересы в крае - обсудим. Действовать будем так, как во времена дефицита работали продавцы магазинов: "На тебе, товарищ, дефицитный товар, но в нагрузку возьми еще вот это". Так и здесь. Регулирующая роль государства не только в том, чтобы распределять "сладкие куски". Но и нагружать счастливых получателей этих "кусков" некой социальной нагрузкой.
Конфликт авиаперевозчиков
- Как вы считаете, в чем суть конфликта между "КрасЭйром" и "Домодедовскими авиалиниями"?
- Монополизм никогда никого к хорошему (кроме, как самих монополистов, и то не на долгое время) не приводил. А "КрасЭйр" долгое время был монополистом на рынке авиаперевозок, особенно на самой доходной линии Красноярск-Москва. Поэтому мы против того, чтобы им принадлежала монополия на авиационном рынке. Надо сделать так, чтобы "КрасЭйр" оказался в конкурентной среде, которая бы его стимулировала к тому, чтобы улучшать сервис и другие конкурентные составляющие. Всегда есть внутренние резервы, которые ты начинаешь вытаскивать наружу тогда, когда понимаешь, что беззаботная жизнь закончилась. Другое дело, что не стоит пускать в регион сколько угодно авиакомпаний - двух вполне хватит. Ведь мы не можем допустить, чтобы наша краевая авиакомпания как-то "просела".
- Есть мнение, что приход "Домодедовских авиалиний" инициировали нынешние краевые власти...
- Это инициатива Службы гражданской авиации. Мы никого не лоббируем. Правила едины для всех. В том числе и для "КрасЭйр".
К слову сказать, есть еще одно направление. Все знают, что основной доход авиаторы имеют от инфраструктуры, а не от перевозок. Будем рассматривать вопрос отделения авиакомпании от аэропорта - это абсолютно разные хозяйства. Мы считаем возможным требовать полной прозрачности, без всяких закулисных игр. Ведь "КрасЭйр" все-таки государственная структура.
О личном
- Чем занимаетесь в свободное от работы время?
- Мечтаю о том, как проведу отпуск на море. Скоро выпадет снег, и по выходным можно будет кататься на сноуборде. Еще люблю на мотоцикле путешествовать. Александр Геннадиевич, я знаю, рассказывал об этих поездках. Мы путешествуем вместе. Я вам открою секрет. Когда мы куда-то выезжаем, у нас нет регалий, даже вплоть до того, что наш неформальный мотоциклетный клуб принял решение всем дать соответствующие мотоциклетные клички, чтобы никто не помнил, кто есть кто. Нас немного там - человек десять.
- Какой у вас мотоцикл?
- Большой туристический "БМВ": с двумя чемоданами сзади, с четырьмя музыкальными колонками. Только кофеварки не хватает.
- Так, может, администрация на "Харлеи" пересядет?
- Погода не позволяет. А так, честно, тянет на мотоцикл. А "Харлей" у нас у Льва Кузнецова.
Досье "Известии"
Сергей Михайлович СОКОЛ родился 17 декабря 1970 года в Севастополе. Отец - сотрудник военной разведки. В детстве жил в Колумбии, на Кубе. В 1992 году окончил Московский государственный институт международных отношений МИД РФ. После окончания вуза до 1995 года работал дежурным референтом Посольства РФ в Эквадоре. Владеет испанским, английским, сингальским языками. В 1995 году был назначен заместителем генерального директора по коммерческой и финансовой работе в совместном Российско-Германском обществе "Норильскгазпром". В 26 лет стал генеральным директором предприятия. В Норильске возглавлял предвыборный штаб кандидата в Президенты Владимира Путина. Норильск проголосовал "за", за что Сокол и получил благодарность от Президента. Распоряжением губернатора Хлопонина от 18 октября Сергей Сокол назначен на должность заместителя губернатора Красноярского края.
"Пришло время затягивать пояса".
("Сегодняшняя газета", 26.11.02)
В Назарово прошло первое из серии выездных совещаний по вопросу изменения уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в размере 90% от себестоимости и дополнительных мер по социальной защите населения. В совещании приняли участие заместитель губернатора края А. Матюшенко, начальник управления ЖКХ администрации края К. Макаренко, главы администраций западной группы районов, заместители глав по вопросам ЖКХ, экономисты, руководители служб заказчика, отделов субсидий администраций городов и районов. Главным вопросом, обсуждавшимся на совещании, стал вопрос субсидирования малоимущих слоев населения в случае увеличения квартирной платы. Существующая система распределения льгот сформирована таким образом, что все население дотируется одинаково - независимо от величины дохода. Необходимо перераспределение льгот, их дифференциация. Для этого будет разработан комплекс мер жилищного субсидирования. Он позволит смягчить повышение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг для людей с низким уровнем дохода. В Красноярском крае таких около 42%.
По словам Анатолия Матюшенко, при проведении реформ "необходимо, чтобы ни один человек не выпал из сферы социальной защиты. всем нуждающимся будут предоставлены соответствующие льготы по оплате жилья". Размер среднего прожиточного минимума, заложенный в бюджет края на 2003 год, составляет 2 380 рублей. Лица. имеющие доход меньше этой суммы, будут платить за жилье 0,5 минимального размера оплаты труда, то есть 50 рублей. Разработана четкая схема дифференцированной оплаты в зависимости от доходов. Максимальная сумма оплаты услуг ЖКХ не будет превышать 22% от семейного дохода. Для реализации этой реформы в крае создано 78 центров по выплате субсидий, в которые уже обратились 3% населения. Для удобства населения на первом, самом сложном, этапе повышения оплаты и получения субсидий эти учреждения будут работать в усиленном режиме - рабочий день продлен до 20.00, работают они и в субботу. Тема ЖКХ может стать самой "горячей" этой зимой. Потому что уже на следующий день после назаровского заседания, 21 ноября, аналогичная проблема была поднята уже на уровне Красноярска. Заместитель главы города, директор департамента городского хозяйства Владимир Чепик провел совещание с руководителями предприятий жилищно-коммунального комплекса. Помимо текущих аварийных проблем обсуждалось и повышение услуг ЖКХ. Владимир Чепик сообщил, что в связи с тем, что в проекте главного финансового документа края уровень оплаты населением услуг ЖКХ заложен в размере 90%, департамент городского хозяйства подготовил соответствующий проект решения по Красноярску. Однако прежде чем его передадут на обсуждение депутатов Городского Совета, документ пройдет экспертизу руководителей трестов и коммунальных предприятий, представителей районных администраций. После того как в проект решения будут внесены замечания и пожелания коммунальщиков, он будет представлен в депутатские комиссии.
До этого времени в каждом жилищном тресте должны быть созданы отделы по работе с населением, работники которых будут разъяснять горожанам, как изменится квартирная плата в каждом конкретном случае и какие документы необходимы для получения субсидии. График работы отделов субсидий жилищных трестов планируется опубликовать в газете "Городские новости".
"Тресты занимаются расчетами".
("Городские новости", 26.11.02)
До решения сессии Законодательного собрания края трудно говорить о каком-то конкретном уровне расчетов платежей населения. Об этом сказал вчера заместитель главы города, директор департамента городского хозяйства Владимир Чепик. Он отметил, что в проекте главного финансового документа края уровень оплаты населением услуг уже заложен в размере 90 процентов. Утвердят ли депутаты это предложение губернатора края, станет известно 10 декабря. А пока в каждом жилищном тресте Красноярска создаются отделы по работе с населением, где специально подготовленные сотрудники будут разъяснять горожанам, как изменится квартирная плата в каждом конкретном случае, какие документы необходимы для получения субсидии.
"Энергетики требуют гарантий".
("Городские новости", 26.11.02)
Потенциальный инвестор завода-банкрота "Сивинит" - компания "Юникорн" - предоставила администрации края и энергетикам подробный бизнес-план по выводу предприятия из кризиса и банковские гарантии на оплату электроэнергии на пять месяцев вперед. Гарантом, как ожидалось, должен был стать "Енисейский объединенный банк". Однако, главные кредиторы предприятия - энергетики выставили новые требования для запуска производства на "Сивините": им нужны гарантии Сбербанка РФ на тех же условиях. Компромисса пока не найдено.
"Мы вас отучим дешево летать!".
(Комок-Очевидец, 26.11.02, Нелли Раткевич)
Думаю, работы всем хватит: "домодедовцы" будут нас, людей, возить подешевле, а "КрасЭйр" - депутатов. И всем будет хорошо.
Недавно посетовала на безумно завышенные тарифы "КрасЭйр", когда дешевле доехать до Иркутска и оттуда улететь за 3 тысячи до Москвы. И как услышали меня "Домодедовские авиалинии" - прилетели к нам за вожделенные 3 тысячи. Только их сюда не звали. Не ждали! И потому трап полчаса к борту не подавали. А потом и вовсе негостеприимные хозяева в лице "КрасЭйр" запретили конкурентам к нам летать - размах крыльев у Ил-96 не вписывается в летное поле. А вот когда президент Путин на том же ИЛ-96 прилетел, никаких проблем не было ни с размахом крыльев, ни с трапом. Могли б ведь не пустить, если такие суровые у нас правила. Правила у "КрасЭйр" действительно суровые, их никто не выдерживает: сбежала в панике "Трансаэро", от греха подальше разбегаются прочие авиалинии. Почему-то и в Новосибирске, и в Иркутске конкуренция ведется честно и все дружно работают вместе - пассажир может выбирать из 5-6 авиакомпаний, и никому рейсы не срывают.
Когда глава "КрасЭйр" г. Абрамович говорит в эфире: "Мне не нравится тариф в 3 тысячи", мне хочется ему парировать: "А мне не нравится тариф в 6 с лишним тысяч". Мне не нравятся старые, допотопные, неудобные самолеты вашей компании. Мне не нравится невкусная еда на борту, отсутствие тех благ цивилизации, к коим я привыкла, летая на зарубежных "Боингах", как то: возможность свободно вытянуть ноги, посмотреть 2 канала по NV, послушать 2 программы по радио. Мне не хватает черных очков для глаз, уютной подушечки под голову, мягкого одеяла на ноги. хорошего кондиционера в теплом салоне. Всего этого у "КрасЭйр" нет. И незаметно, чтобы делались попытки что-то улучшить. "Трансаэро" даже возила своих пассажиров из города в порт, и в Москве, и в Красноярске от наших монополистов этакой любезности не дождешься.
Особо меня изумило заступничество депутатов за обиженную "КрасЭйр". Драгоценные! Вы ж не свои деньги за билеты выкладываете, летая в столицу, а казенные, вам цены карман не кусают. Мотивировка - москвичи обманывают, заманивают, а потом ка-ак разорят нашего ведущего налогоплательщика - бюджет враз опустеет! Бюджет - это закрома родины, куда если что-то и попадает, то народу от этого легче жить не становится.
Господа депутаты страшно далеки от народа, который видят из окна служебной машины. Но кто им сказал, что они вправе полагаться на свое мироощущение? Думским депутатам вдруг почудилось, что они нас осчастливят, собирая со всего света атомные отходы. Теперь вот и краевые расписались в дикой оторванности от людей - послушно готовы голосовать за 90% оплаты за жилье, хотя правительство пока просило о 70%. Чего впереди телеги бежать вприпрыжку? И с "КрасЭйр" их близость как-то обескураживает. "Вооще-та" депутатам с народом дружить надо.
Поводов для заступничества за местного монополиста невооруженным глазом не видно. В добрых делах "КрасЭйр" не замечена. (Вот Совмен сиротский приют построил.) О, как же! Роскошные конкурсы красоты среди стюардесс! Ну, видела. По мне - пусть бортпроводница не топ-модель с ногами от плеч, пусть не сияет красотой неземной - пусть обслуживает нормально.
Как-то глупо предполагать. что сидят "домодедовцы" и злобные планы вынашивают - "Как нам похоронить "КрасЭйр". Летают они в прочие сибирские города и никого пока не удушили, не разорили. И не собираются они за 10 тыщ делать билеты. Думаю, работы всем хватит: "домодедовцы" будут нас, людей, возить подешевле, а "КрасЭйр" - депутатов. И всем будет хорошо.
Хотя москвичей, похоже, уже сломали. Цены они все-таки вынуждены будут поднять. Держитесь, ребята! Есть антимонопольный комитет, есть законы, которые защитят вас, а значит, и нас. Мы вам рады! И нас ваш размах крыльев очень даже устраивает...
"Откуда берутся "льготные" субвенции".
("Красноярский рабочий", 26.11.02, Эрих ПЫРХ)
В последние годы автотранспортники края сетуют на свою бедность - "государство совсем нас забросило, денег кот наплакал, жить не на что". Особенно часто слышны нарекания по поводу льготников - мол, приходится их возить даром, затраты никто не компенсирует. Спору нет, муниципальным АТП сейчас живется несладко. Но, как выяснилось, их претензии к прижимистому государству не вполне обоснованны. Это наглядно показала проверка фактического распределения в 2001-м - первом полугодии 2002 года средств, поступающих для реализации Федерального закона "О ветеранах", в части возмещения расходов на оплату проезда в автомобильном транспорте общего пользования. Проверку проводили в сентябре - октябре нынешнего года специалисты Счетной палаты края. Они задались целью оценить достоверность расчетов потребности по возмещению транспортным организациям расходов на перевозку ветеранов.
На заседании постоянной комиссии Законодательного Собрания края по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу итоги проверки обсуждались довольно долго и заинтересованно. Как-никак речь шла о дополнительной нагрузке на и без того хилый бюджет, от которой вполне можно избавиться. Свою точку зрения помимо депутатов ЗС и начальника инспекции Счетной палаты Надежды Егоровой высказали специалисты двух краевых управлений, ведающих социальной защитой и коммуникационным комплексом. Картина вырисовалась весьма любопытная. Источники финансирования федерального закона о ветеранах - это общероссийский и по большей части краевой бюджет. Как и положено, в крае разработан механизм получения субвенций для автотранспортных предприятий, перевозящих ветеранов-льготников. Здесь есть четыре основных показателя, и по каждому из них у специалистов Счетной палаты возникали вопросы, на многие из которых внятного ответа они так и не получили. Начнем с общей численности ветеранов, имеющих право на бесплатный проезд в муниципальном транспорте. Всего на учете в крае в 2001 году состояло свыше шестисот тысяч ветеранов - на основании этой цифры соцзащита и строила свои расчеты. Однако на деле ветеранов, фактически пользующихся правом на получение льгот, гораздо меньше. Только по этой причине потребность в предоставлении субвенций оказалась завышенной примерно на треть. Проблема еще и в том, что некоторые льготы как бы дублируются - порой одного и того же человека "обсчитывают" сразу по нескольким законам, поскольку он может быть одновременно и ветераном, и инвалидом, и реабилитированным. Вот вам и лишние затраты - в реальности "трижды льготников" не бывает, а казенные денежки текут в три ручья. Об этом "пересечении законов" работники соцзащиты знают и обещают подумать над тем, как его избежать.
- По итогам нашей проверки краевое управление соцзащиты провело уже три семинара, - заметила Надежда Егорова, - а вот власти на местах не очень-то хотят с нами сотрудничать. Так было, к примеру, в Манском районе, где в отделе соцзащиты мы нашли понимание, а в администрации и финотделе - нет. Между прочим, в этом районе при пересчете категорий граждан, имеющих льготы по нескольким основаниям, численность ветеранов уменьшилась с 4467 до 2381 - на 47 процентов!
В Емельяновском районе на одном и том же маршруте в декабре 2001 года льготами пользовались 1378 человек, а в январе 2002-го - 1910. Что за необъяснимые колебания численности льготников?
Надо сказать, что необъяснимого здесь в избытке. Возьмем другой важнейший показатель - стоимость одной поездки. В Манском АТП в прошлом году ее определили в сумме 23 рубля с полтиной, а проверяющие, проанализировав стоимость одной поездки, получили совсем иную цифру - 9 рублей 66 копеек. Согласитесь, разница огромная.
- В бухгалтерии АТП мы спросили: "Откуда вообще взялись эти ваши 23 рубля 50 копеек?" - рассказала Надежда Михайловна. - А нам в ответ - да вот, мол, такую цифру написали, ну, подумаешь, больше она, чем на самом деле, что с того? Вот и получается - транспортники берут "с потолка" цифры, финансовые органы на местах утверждают их не глядя, а в итоге бюджет "раскошеливается" на лишние субвенции. Когда мы произвели перерасчет суммы задолженности за провоз льготников Манскому АТП, то от 3,1 миллиона рублей осталось всего 250 тысяч - задолженность краевого бюджета сократилась почти в 15 раз!
Справедливости ради заметим, что кое-где в "потолочные" цифры власти вносят коррективы. Скажем, в Дивногорске мониторинг показал, что городским транспортом льготные категории граждан пользуются фактически 6-8 раз в месяц, тогда как для расчета возмещения расходов транспортным предприятиям города принималось 12 поездок в месяц. Администрация Дивногорска даже издала на сей счет специальное постановление. Но это скорее исключение, чем правило, - обычно власти не утруждают себя проверкой расчетов.
Немудрено, что за полтора года, по данным Счетной палаты, в целом по краю излишнее бюджетное финансирование в сфере перевозок ветеранов-льготников составило более 161 миллиона рублей. И это еще приблизительная цифра - здесь учтена лишь завышенная численность льготников. Если же привести в соответствие все показатели, то, по мнению Н. М. Егоровой, будет не 161 миллион, а все 300 000 000. Цифры солидные - от такого "балласта" бюджет с удовольствием бы избавили и краевая администрация, и ЗС. Если финансовые органы проведут ревизию, кредиторскую задолженность можно будет скостить. Правда, с краевым бюджетом на 2001 год ничего уже не сделаешь, а вот в бюджет-2002 не поздно внести корректировку. Да и по прошлому году еще не все потеряно - необоснованный бюджетный долг можно списать как часть "кредиторки" АТП.
Как изжить порочную практику "завышенных потребностей"? На этот счет на заседании комиссии высказывались различные мнения. Начальник краевого управления коммуникационным комплексом Николай Меньшов недоумевал: "А разве нельзя здесь применить расчетный тариф на один километр пробега автобуса с пассажирами?" Надежда Егорова была не против: "Кто спорит - пусть транспортники используют такой норматив. Но они же этого не делают". "Вон оно что... Странно, им же рекомендовано", - подивился Николай Николаевич.
Есть тут проблемы и законодательного плана. Тот же Меньшов рассказал о том, как его управление безуспешно пыталось привести в порядок ключевые цифры, которыми пользуются автотранспортные предприятия Красноярска. Дело в том, что два важнейших показателя - стоимость одной льготной поездки и их общее количество -определяются муниципальными образованиями. В Красноярске посчитали, что бесплатным проездом пользуется 70 процентов льготников, каждый из которых в месяц совершает в среднем 50 поездок. Специалисты управления "выдали на-гора" совсем другие цифры - 50 процентов льготников и 26 поездок. Понятно, что размер субвенций был бы значительно уменьшен. Но подготовленный проект распоряжения "почил в бозе" - по закону о краевом бюджете нормативы, на основании которых выдаются субвенции, разрабатывает городская администрация, а не краевая. "Тогда нам нужно, братцы, менять сам закон о бюджете", - сделал вывод Н. Н. Меньшов.
Что еще можно и нужно сделать? Вариантов несколько - либо создать специальный фонд, который бы оплачивал льготы, либо выдавать ветеранам бесплатные проездные билеты, либо ввести талонную систему, либо выплачивать адресную социальную пенсию (впрочем, это уже в ведении Федерации). Надежда Егорова считает, что прежде всего необходим жесткий контроль при утверждении расчетов АТП. Тогда не будет дутых показателей и лишних субвенций. А пока депутаты решили обсудить заключение Счетной палаты края на сессии Законодательного Собрания.
* * *
Транспортников понять можно: больше попросишь - больше дадут. Тем более что стопроцентное финансирование им не привидится даже в самом сладком сне. В 2001 году на реализацию федерального закона о ветеранах планировалось дать в виде субвенций свыше одного миллиарда рублей, а фактически выделено лишь четверть миллиона. А в нынешнем году вместо семисот миллионов рублей поступило всего около семидесяти миллионов.
* * *
Получается, что транспортникам действительно недодают денег за льготников, но не так много, как они утверждают, если учесть завышенные показатели. Говорят, у АТП даже есть такая негласная установка "сверху" - просите больше денег на ветеранов, если хотите получить новые автобусы по краевой программе обновления подвижного парка, исполнение которой приостановлено.
"Зачем разрушать собственную безопасность?.
("Красноярский рабочий", 26.11.02, Николай ВОЛГИН)
На прошлой неделе в редакцию "Красноярского рабочего" поступил пресс-релиз, претендующий на сенсационность. "Вагоны, находящиеся в краевой собственности и предназначенные для перевозки угля на промышленные предприятия края и краевым ТЭЦ, захвачены частным предприятием промышленного железнодорожного транспорта", - говорилось в этом документе, подписанном директором Красноярского государственного унитарного предприятия "Центр транспортной логистики" Константином Штоббе.
"Красноярский рабочий" решил внимательно разобраться в сути происходящих событий, поэтому наш корреспондент побывал на заседании постоянной комиссии по ЖКХ и транспорту Законодательного Собрания края, где в числе других обсуждался и вопрос, внесенный в повестку депутатом Игорем Исаковым с подачи Константина Штоббе. Забегая вперед сообщаем, что постоянная комиссия решила создать рабочую группу для более детального рассмотрения вопроса на заседании 4 декабря. Мы будем следить за развитием ситуации. А пока предлагаем вниманию читателей позицию одной из сторон конфликта - ОАО "Красопергруз".
Созданная при содействии администрации края и ОАО "В-Сибпромтранс" компания-оператор ЗАО "Красопергруз" с августа прошлого года осуществляет перевозки угля для объектов энергетики края как в собственных вагонах, так и в арендованных по действующему договору у Красноярского государственного унитарного предприятия "Центр транспортной логистики", что дает определенный хозяйственный эффект и благоприятно сказывается на экономике региона.
Важнейшим требованием к компании-оператору, вытекающим из поручений администрации края и договора с МПС России, является оказание услуг по перевозкам согласно действующим тарифам, применяемым для оплаты перевозок в вагонах парка МПС России. Из этого требования следует важное правило: расходы компании-оператора на эксплуатацию вагонов должны быть меньше разницы между платежами грузоотправителей и платежами оператора железной дороге. За счет этой разницы оператор должен оплачивать ремонт и текущее содержание вагонов, аренду, содержание диспетчерского аппарата и так далее, в том числе и налоги. Стоимость ремонтных работ (а они составляют до половины текущих затрат ЗАО "Красопергруз") на предприятиях МПС России возросла в 2002 году по сравнению с 2001-м в 1,5-2 раза. В этих условиях повышение ставок арендной платы может вызвать увеличение тарифов, по которым ЗАО "Красопергруз" обслуживает своих партнеров (ОАО "Красэнерго", ОАО "Русский алюминий" и др.). А это, в свою очередь, повлечет увеличение цены на уголь для объектов энергетики и как итог рост тарифов на электроэнергию. Нужно четко представлять себе, что любая компания, получившая вагоны КГУП "ЦТЛ" по ставке 220 рублей, о которой говорит директор КГУП "ЦТЛ" К. В. Штоббе, будет вынуждена или повышать тарифы на перевозки, в том числе ОАО "Красэнерго", или переключаться на иные перевозки, где не будет, как у ЗАО "Красопергруз", ограничения тарифов. В последнем случае краевое имущество будет использоваться не по своему первоначальному назначению.
Между компаниями-операторами, работающими на полигоне железных дорог Сибири, существует реальная конкуренция. Однако ни один из существующих операторов не пойдет на столь жесткое ограничение тарифов, с которым изначально согласилось ЗАО "Красопергруз". И ни один из них не имеет возможности эксплуатировать вагоны дешевле, чем МПС России и ЗАО "Красопергруз". Этого удалось достигнуть благодаря участию одного из учредителей ЗАО "Красопергруз" - ОАО "В-Сибпромтранс" в решении многих остро стоящих вопросов организации ремонта подвижного состава, погрузочно-разгрузочных работ, диспетчерского контроля. По существу, ЗАО "Красопергруз" в добровольном порядке причислило себя к субъектам естественной монополии и работает в режиме ограничения тарифов решениями органов по регулированию естественных монополий, не нуждаясь в антимонопольных разбирательствах.
Не нужно нагнетать истерику вокруг "экономической безопасности края, повышения надежности и эффективности перевозок". Специалисты прекрасно знают, что ЗАО "Красопергруз" обеспечивает выполнение эксплуатационных показателей на высоком уровне. В частности, оборот полувагонов у ЗАО "Красопергруз" составляет 2 суток, тогда как у сетевых полувагонов на Красноярской железной дороге - 2,4 сутки. При этом все вагоны, которые ЗАО "Красопергруз" арендует, используются на перевозках грузов, порученных администрацией края, хотя они являются низкорентабельными. Ни один вагон парка ЗАО "Красопергруз" не был отвлечен на выполнение коммерчески привлекательных перевозок, к примеру, грузов на экспорт. Согласно договору, заключенному в июле 2001 года между ЗАО "Красопергруз" и КГУП "ЦТЛ", последний обязан передать в аренду данной компании-оператору до 350 вагонов, приобретенных на средства краевого бюджета, а точнее на 116 миллионов рублей. На сегодняшний день в ЗАО "Красопергруз" передано только 166 вагонов, на которых перевозятся грузы, необходимые краю. Где остальные вагоны, принадлежащие КГУП "ЦТЛ", в уставный капитал которого были внесены эти 116 миллионов? На кого работают и кому приносят пользу? Частью они вообще не эксплуатируются, а частью переданы сторонним организациям и используются на перевозках, не связанных с экономической безопасностью края.
Из этих 160 вагонов на 87 длительное время оформлялись документы, и только сейчас наконец появилась возможность ввести их в эксплуатацию. Все обосновывающие материалы, которые были представлены от имени КГУП "ЦТЛ" на рассмотрение краевой администрации и Законодательного Собрания края в декабре 2000 года, предусматривали передачу всех вагонов, приобретаемых на 116 миллионов бюджетных рублей, в распоряжение ЗАО "Красопергруз" на условиях аренды. Никаких иных обоснований по использованию этой суммы не рассматривалось ни на предварительном согласовании, ни при обсуждении этого вопроса на сессии Законодательного Собрания края.
До тех пор, пока администрация края и Законодательное Собрание не примут иного решения, мы вправе считать, что вагоны, купленные на указанную сумму (не только 166, а все 326 штук), подлежат использованию, как и планировалось. А те, кому нужны вагоны для перевозок грузов за пределы края, могут арендовать их у МПС России, в рабочий парк которого ЗАО "Красопергруз" будет возвращать арендованные там вагоны по мере замены их на арендованные в КГУП "ЦТЛ". Именно поэтому ОАО "В-Сибпромтранс" удерживает на подъездных путях 87 вагонов, причем на 44 из них акт приема-сдачи подписан директором КГУП "ЦТЛ" К. В. Штоббе в августе 2002 года. И уже после этого арендодатель потребовал увеличения арендной платы. Сейчас идет согласование данного вопроса, поэтому эксплуатация вагонов не начинается. По остальным 43 вагонам между ЗАО "Красопергруз" и КГУП "ЦТЛ" вплоть до настоящего времени велись переговоры об условиях их аренды. И вдруг выясняется, что у этих вагонов уже есть новый арендатор - ООО "Сибтранссервис"! Мало того, г-н Штоббе, оказывается, сдал в аренду этой фирме и 44 вагона, до этого уже переданных по договору ЗАО "Красопергруз". Как понимать эти действия директора государственного предприятия?
Любое предприятие (КГУП "ЦТЛ", ЗАО "Красопергруз" и др.) уплачивает в бюджетную систему соответствующие налоги. Никаких иных форм поддержки бюджета законами РФ не предусмотрено. В этом отношении ЗАО "Красопергруз" в полном объеме выполняет свои обязанности налогоплательщика. В 2002 году в бюджеты всех уровней будет внесено в 6-7 раз больше налогов, чем в 2001-м. А дивиденды, поступающие в КГУП "ЦТЛ", там и остаются. При чем тут бюджет? И вообще напрашивается вопрос: чем занимается государственное унитарное предприятие "Центр транспортной логистики"? В его уставе, утвержденном краевой администрацией в марте 2000 года, записано: "Целями деятельности "Центра транспортной логистики" являются стабилизация и увеличение грузооборота при перевозках в различных отраслях транспорта края с целью повышения экономической эффективности предприятий транспорта". Почему же КГУП "ЦТЛ" не направляет свою деятельность на другие отрасли транспорта в крае, к примеру, автомобильный, речной, воздушный? КГУП "ЦТЛ" работает только с ЗАО "Красопергруз", а по существу живет за счет него. Было бы очень хорошо, если бы законодательная и исполнительная власти края внимательно рассмотрели эти вопросы.
Сегодня фактически решается, будут ли вагоны, приобретенные на средства краевого бюджета, эффективно работать в ЗАО "Красопегруз" по доставке топлива на объекты энергетики края или стараниями г-на Штоббе состоится их передача в руки частной компании, которая создана совсем недавно и не имеет производственной базы для обслуживания и ремонта подвижного состава. Не нужно объяснять, какие последствия могут быть у этих, мягко говоря, непродуманных действий. К примеру, неритмичное транспортное обеспечение промышленных перевозок, повышение энерготарифов... Для таких выводов имеются веские основания.
Зачем разрушать достигнутую в крае стабильность перевозок, обеспечивающих экономическую безопасность региона? Кому это надо? Чьи интересы преследуются в этой ситуации? Вопросы есть. И надеемся, после вмешательства краевой администрации и Законодательного Собрания края на них будут получены ответы.
"Олег Мисевра может быть обвинен в убийстве?".
("Сегодняшняя газета", 26.11.02)
Противостояние между группой МДМ и компанией "Русский уголь" в борьбе за дальневосточный уголь принимает криминальный оборот, сообщает информационное агентство "Regnum". На пресс-конференции в Москве представители группы МДМ Олег Мисевра и Андрей Шторх сообщили, что компания "Русский уголь", безуспешно испытав все законные средства получения контроля над 30% акций АО "Дальвостуголь", прибегла к прямым угрозам.
Как заявил президент СУЭК "Байкал-уголь" Олег Мисевра. президент "Русского угля" Вадим Варшавский угрожает Мисевре уголовным делом, если тот до 3 декабря не уступит акции. Варшавский якобы угрожает распространить информацию о причастности Мисевры к убийству г-на Карташева, имеющего, по оперативной информации, непосредственное отношение к выводу наиболее ликвидных активов Красноярской угольной компании (КУК) за рубеж в интересах МДМ.
В свою очередь Варшавский называет ложью заявления Мисевры. Олег Мисевра прогнозирует, что официальное обвинение в убийстве может быть предъявлено до 3 декабря. Именно с этого момента, в соответствии с новым законом "О банкротстве", должна произойти передача задолженности "Дальвостугля" от Министерства налогов и сборов в федеральную службу финансового оздоровления, и фактически это станет поражением "Русского угля". МНС потеряет возможность влиять на ход дела, и, как считают в МДМ, станет невозможно банкротство "Дальвостугля", чего упорно добивается "Русский уголь".
"Электронная няня" для завода".
("Красноярский рабочий", 26.11.02)
В ноябре текущего года на Красноярском алюминиевом заводе завершилось создание автоматизированной системы управления основных технологических процессов (АСУТП). Совсем недавно на предприятии с вычислительным центром диспетчерского пункта был соединен оптоволоконной линией связи последний, 23-й заводской корпус. Отныне все электролизное и литейное производство КрАЗа - под надежным контролем электроники. О преимуществах и перспективах такого решения рассказывает начальник заводского управления автоматизации Петр КАПУСТИН. - Прежде несколько слов о предыстории проекта. КрАЗ вообще изначально был задуман и проектировался как высокоавтоматизированное предприятие. За год до выплавки первого металла на заводе был образован участок контрольно-измерительных приборов и автоматики. А уже в 1967 году специалистами этого участка была введена в эксплуатацию система централизованного контроля и управления процессом электролиза, позволившая тщательно регулировать параметры электролизеров.
КрАЗ стал первым предприятием в отечественной алюминиевой отрасли, где такая система начала использоваться. Зарекомендовала она себя наилучшим образом, и в последующее десятилетие аналогичными системами было оснащено еще несколько корпусов завода.
Постепенно совершенствовались и сами системы. В частности, одна из них - "Электролиз-4", разработанная совместно с НПО "Союзцветметавтоматика", - имела уже принципиальные отличия от всех предыдущих. Благодаря ее использованию контроль производственных параметров стал непрерывным, а поступающая к операторам информация о текущих процессах электролиза - более удобной для восприятия.
Однако по-настоящему значительного прогресса в автоматизации производства "кразовцам" удалось достичь лишь в 90-х годах с внедрением новых АСУТП: "Симатик 5Л1", "Симатик 5Л2" и "Алюмат". Эти системы были оснащены современными высоконадежными контроллерами "Симатик", способными управлять сразу двумя или даже пятью электролизерами.
У производственников появилась масса новых возможностей: прогнозировать и автоматически гасить анодные эффекты, контролировать и управлять концентрацией глинозема в электролите, а также многое другое. Программное обеспечение данных систем получило высокую оценку не только в нашей стране, но и за рубежом. К примеру, в 1998 году опыт красноярцев был успешно использован их коллегами на иранском алюминиевом заводе в городе Бандар-Аббас.
Но вместе с тем, несмотря на целый ряд удачных технологических решений, у подобного типа АСУТП был и один серьезный недостаток - высокая стоимость. Дороговизна комплекса технических средств управляющих систем АСУТП (ведь часть их комплектующих приобреталась за границей - у фирмы "Сименс") не позволяла модернизировать кразовские корпуса электролиза быстрыми темпами. Вот тогда и был найден более приемлемый вариант.
Специалистам КрАЗа вместе с сотрудниками новосибирской фирмы "Синетик", являющейся официальным представителем "Сименс" в России, удалось создать новую, более совершенную и менее дорогостоящую, нежели ее предшественницы, АСУТП - "СААТ-1". В дальнейшем на предприятии начали внедрять именно такие системы.
Сегодня новые АСУТП, ставшие своего рода "электронной няней" для завода, уже полностью освоены в электролизном производстве. Во всех корпусах у старших мастеров появились современные автоматизированные рабочие места с соответствующим программным обеспечением. Теперь по уровню автоматизации КрАЗ не уступает крупнейшим зарубежным предприятиям. Более того, практика убедительно доказывает, что системы, выполненные отечественными специалистами, по некоторым параметрам подчас даже превосходят иностранные аналоги.
Впрочем, результаты электронного перевооружения КрАЗа говорят сами за себя. Прежде всего заметно упростилась работа технологического персонала. Положительно новшество отразилось и на культуре производства. Начинают ощущаться первые экономические плюсы.
При этом решение основной задачи для кразовской "электронной няни" еще впереди. С помощью новых АСУТП предстоит серьезно поднять общие производственные показатели завода: через увеличение "выхода по току", снижение энергозатрат при работе элетролизеров.
Ну а вообще процесс изучения возможностей управления электролизным производством еще продолжается. Группа кразовских программистов во главе с Константином Никандровым пытается идти дальше, ищет новые перспективные решения в области автоматизации. Ведь, как говорится, пределов совершенству не бывает...
Василий КАСАТКИН, при содействии пресс-службы ОАО "КрАЗ".
"Орджоникидзе заменил Сокола".
("Красноярский рабочий", 26.11.02)
На заседании совета директоров ОАО "Норильскгазпром", состоявшемся в Москве, произведена смена руководителей предприятия. Сергей Сокол освобожден, назначен Александр Орджоникидзе.
Прежний генеральный директор руководил ОАО "Норильскгазпром" с 1997 года. Сейчас он является заместителем губернатора Красноярского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, промышленности и транспорта. Александр Орджоникидзе, уроженец Москвы, окончив столичный государственный институт международных отношений, работал в ряде иностранных компаний. В "Норильскгазпроме" работает с июля 2000 года - директором по связям с общественностью и первым заместителем генерального директора.
"Налог - един".
(Михаил Бауэр "Комок" 26.11.02)
Краевая казна от него выиграет
Единый налог на вмененный доход - предмет обсуждения на протяжении вот уже нескольких лет. Собственно, с той поры, как его придумала Ирина Хакамада. В разных регионах он был внедрен с разной степенью успешности. У нас в крае, кажется, наименее успешно.
Хотя есть некоторые, считающие, что это не так. Один из авторов поправок к нынешнему закону - экс-депутат горсовета Валерий Кирилец - утверждает, что в красноярском воплощении закон был хорош. Действительно, пока он работал в старом варианте, был прирост малого бизнеса и поступлений от его деятельности. И главный, пожалуй, результат, - число вышедших из "тени" малых и средних предприятий. Оно росло.
Новый Налоговый кодекс изменил многое, в том числе в значительной степени поменял содержание единого налога на вмененный доход. Территории пострадали. Наша - в частности.
В 2002 г. администрация края внесла в Заксобрание проект Закона края "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Красноярском крае". По данным администрации Красноярска и Канска, он увеличил налоговую нагрузку на предприятия торговли и общественного питания в 3-10 раз.
31 октября сессия ЗС приняла законопроект в первом чтении. Депутаты ошиблись. Они "повелись" на данные, предоставленные налоговой службой. Есть очень смешные примеры. Вот один из них. В одном из приложений, выданных депутатам ЗС в комплекте документов, сказано, что доходность на единицу физического показателя (на одно рабочее место) составляет в Партизанском районе - 297 000 руб., в г. Красноярске (Кировский район) 25 557 руб., в Шарыпове - 333 руб. Иначе говоря, доходность одного рабочего места в Партизанском районе более чем в 10 раз выше, чем в краевом центре, и почти в тысячу раз более, чем в Шарыпове. Верить этим цифрам нельзя.
Еще пример. В приложении к закону количество организаций-плательщиков, осуществляющих деятельность в крае в области розничной торговли, равно 2706. По данным, представленным администрацией г. Красноярска, таких организаций только в городе 2756. Совершенно очевидно, что налоговики преследуют собственные цели.
Депутатов ЗС и тех, кто представлял законопроект, то есть администрацию края, поправили коллеги. Алексей Клешко и Виктор Зубарев предложили свои поправки (им помогал, как я сказал вначале, один из идеологов малого бизнеса Красноярска Валерий Кирилец). На недавней сессии ЗС поправки прошли. Суть их в том, чтобы доверить главам местных администраций самостоятельно устанавливать поправочные коэффициенты, предусмотренные законом. Теперь коэффициент могут устанавливать сами местные власти. Есть в этом, конечно, кроме плюса, и свои минусы. Где гарантия, что не родится свое предпринимательское лобби в масштабах района?
"Чтоб не помереть - имей 2380 рублей".
("Сегодняшняя газета" 26.11.02)
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сообщил журналистам, что на встрече с депутатами Законодательного Собрания края рассматривался вопрос, связанный с жилищно-коммунальной реформой и повышением тарифов на оплату коммунальных услуг до 90%. "Прожиточный минимум одного красноярца в 2003 году вырастет примерно до двух тысяч рублей", - заявил губернатор края Александр Хлопонин. Так, если в 2002 году он составляет 1162 рубля, то в 2003 году прожиточный минимум возрастет до 2380 рублей. По словам главы региона, повышение прожиточного минимума связано с увеличением стоимости услуг ЖКХ до 90%. В связи с этим губернатор еще раз подчеркнул, что для социально незащищенных слоев населения будет разработан отдельный норматив, по которому они будут платить за услуги ЖКХ.
"Один раз - не кандидат".
(Алексей Бондарев "Комсомольская правда" 26.11.02)
Игорь Приймак уведомил избирком Таймыра о желании участвовать в выборах за пять минут до окончания срока подачи документов
Приймак известен как один из бывших соперников Хлопонина за кресло губернатора Красноярского края. У себя же на Таймыре сотрудник службы экономической безопасности "Норникеля" снискал славу вечного кандидата, принимающего участие во всех местных выборах - без видимого результата.
Срок подачи документов в избирательную комиссию Таймыра закончился 22 ноября. За кресло губернатора поборются одиннадцать человек. Теперь кандидатам предстоит собрать и предоставить в избирком до 16 декабря по 676 подписей (2% от населения округа).
Напомним, что на предыдущих выборах губернатора Таймыра официально зарегистрированных кандидатов было трое.
СПРАВКА "КП"
Кто хочет заменить Хлопонина?
Олег Бударгин - мэр Норильска
Геннадий Субботин - депутат горсовета Дудинки
Араб Шамсадов - житель Талнаха
Владимир Соколов - житель Талнаха
Александр Сардин - предприниматель
Алексей Зайцев - капитан дудинского порта
Александр Бурдейн - врач окружной больницы
Александр Мартынов - сотрудник общероссийского движения "Российское объединение избирателей"
Сергей Уодай - президент фонда "Возрождение народов енисейского Севера"
Антон Нестеров - сотрудник банка "Таймыр"
Игорь Приймак - сотрудник службы экономической безопасности ГМК "Норникель"
"Передел продолжается".
(Геннадий Васильев "Комок" 26.11.02)
Новая власть этому пока способствует
Письма с неволи в газеты пишут многие. "Вечерний Красноярск" даже завел по такому случаю специальную рубрику. Недавно газета опубликовала письмо бывшего зам. губернатора по строительству Валерия Суладзе
Тема передела собственности стала предметом обсуждения на высоком уровне. Не в первый раз. Обсуждение велось в стиле "что-то надо делать". И тоже - не впервые. И результаты, конечно, не заставят себя ждать.
Как доложил журналистам первый заместитель полпреда президента в Сибирском федеральном округе Игорь Простяков, уровень финансовых нарушений на вверенной ему территории остается высоким. И показал, каким высоким. По данным Сибирской окружной инспекции Главного контрольного управления Президента России, за девять месяцев текущего года только контрольно-ревизионным управлением по Сибирскому федеральному округу выявлено нарушений на общую сумму 3,4 млрд рублей. Причем схемы увода денег становятся все изощреннее. Возвращается же, несмотря на все старания контролирующих органов, только 13% или чуть более. За девять месяцев текущего года контрольно-ревизионное управление передало в правоохранительные органы более тысячи материалов на нарушителей. Только по 114 из них возбуждены уголовные дела. Это не более 11% от общего числа. Почему? Простяков отвечает на этот вопрос очень просто: потому, что не отлажена система. Отладить ее пытаются вот уже десять лет. Не смешно ли? Десять лет находится в работе законодательство о государственном финансовом контроле. Не просто закон - законодательство, то есть - пакет законов. Рост финансовых нарушений в сфере экономики связывают со второй волной передела собственности. "Идет борьба за сырьевые куски, наиболее перспективные". В очередной раз поражает лукавство власти. Мы, журналисты, трубим о грязном переделе уже который год. Рассказываем в подробностях, кто за что борется, какой ценой и с каким успехом. Потом, когда все уже сделано, когда государственная собственность за бесценок переходит в частные руки (чаще всего - не очень чистые), государственная власть в разных лицах спохватывается: "Черт возьми, опять увели!" И начинает напрягать нас же: "Эвона, что делается-то!" Делается. И делаться будет. Так было, и так, видимо, будет.
Недавно новоиспеченный красноярский сиделец, бывший зам. губернатора Лебедя по строительству Валерий Суладзе прислал с нар СИЗО письмо в газету "Вечерний Красноярск". Сообщает он в письме много. О том, в частности, какую роль сыграл в его посадке генеральный директор холдинга "Красноярскстрой", он же - руководитель строительной фирмы "Сибиряк" Владимир Егоров. Но дело в том, что и о Егорове, и о роли строительной фирмы "Сибиряк" в развитии соответствующего бизнеса в крае мы писали еще примерно год назад. И больше года назад - тоже писали. О том, как с помощью этой фирмы были задушены другие предприятия строительной сферы, как вытеснены были, например, с цементного завода собственники, которые намерены были развивать производство - в своих, конечно, интересах, но странным образом эти интересы совпадали с интересами края. И о многом еще мы писали. Депутаты ЗС спохватились тогда, когда ситуацию поправить было уже невозможно. Теперь вот власти намерены продать ОАО "Цемент" в частные руки. Руки, может, и не такие уж грязные (смотря сколько денег заплатят), но мог бы завод остаться и в краевой собственности.
Вернемся к письму Суладзе из застенков. Не узник он совести. И сидит вовсе не за то, за что, по логике, надо бы. Косвенное тому свидетельство - ответ прокуратуры края на запрос известного возмутителя спокойствия, бывшего начальника ГАСК, ныне - пенсионера Николая Клепачева. Николай Александрович опубликовал в "Вечерке" открытое письмо к красноярским прокурорам, где поставил очень неудобные вопросы. В частности, о том, какова судьба контракта между краевой администрацией и шведской фирмой "Гроув Экспресс Лимитед". Смысл контракта - покупка иностранной линии по производству "шведских" домиков. Якобы это должно было сильно облегчить судьбу красноярцев, не имеющих жилья. Домики должны были собирать на ОАО "Цемент". Это было частью ипотечной программы, которую курировал сын губернатора Лебедя. На самом деле линия хоть и куплена за сумасшедшие деньги (оценки разные, одна из них - 90 млн немецких марок), работать не может, ибо являет собою, по существу, груду металлолома. За наши деньги нам подсунули фуф-ло. Известно это было давно, та же "Вечерка" про это писала не раз, упоминали и мы. Что отвечает прокуратура края, призванная блюсти интересы закона и граждан? Дословно: "По сообщению и.о. Губернатора края Ашлапова Н.И., оплата контракта, заключенного между администрацией края и фирмой "Гроув Экспресс Лимитед" за счет средств бюджета, выделяемых на финансирование капитальных вложений, не осуществлялась". Интересен посыл: "По сообщению и.о..." Столь же интересна содержательная часть: "За счет средств бюджета, выделяемых на финансирование капитальных вложений..." Ну а если с других статей это все финансировалось? И далее в документе - не менее замечательно: "Оборудование для производства каркасных деревянных жилых домов складировано в закрытом помещении и охраняется специализированным охранным агентством. Документы на оборудование отсутствуют, в связи с чем направлена информация для организации и проведения проверки в МРО при ГУВД Красноярского края". Да если бы оно даже не охранялось специализированным агентством, а было просто разворовано, мы ничего не приобрели бы и не потеряли. И документы на оборудование, будь они на месте, ничего бы не добавили. Потому что, повторяю, жулики, наварившие на этом, подсунули нам фуфло. И прокуратура, делая умное лицо, объективно способствует тому, чтобы и дальше нас на мякине проводили. По крайней мере, способствует в данном случае.
Что следует? Статистика передела не в пользу государства будет расти. Государству, где правят исключительно лоббисты, не добраться до тех, кто его истинно грабит. Оно не желает до них добираться. Сегодня Красноярский край - лидер по цифрам криминального или около криминального передела. Не факт, что он уступит лидерство. Пока, во всяком случае, оснований думать иначе нет.
Поражает лукавство власти. Мы, журналисты, трубим о грязном переделе уже который год. А когда государственная собственность за бесценок переходит в частные руки/ государственная власть спохватывается: "Черт возьми, опять увели!"
"Впереди прошлого нет".
(Дмитрий Голованов "Известия" 26.11.02)
Объединение края, кроме дополнительных головных болей, сегодня ничего властям не принесет
Впервые о необходимости объединения трех субъектов Федерации - Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в начале нынешнего года заговорил Лебедь. Эта долгоиграющая идея генералу скорее всего потребовалась в качестве одного из краеугольных камней для следующей избирательной кампании. Сразу появились последователи - лидеры красноярских коммунистов и противники: не принял ее эвенкийский губернатор. Борис Золотарев. А тогдашний глава Таймыра Александр Хлопонин предложил свою схему объединения: переподчинить Норильск Таймыру, а потом уже Таймыру объединиться с краем. Убоявшись, что такая "реформа" застрянет на полдороге и край вовсе останется ни с чем, с критикой идеи объединения выступил и спикер Законодательного собрания Александр Усс. С гибелью губернатора Александра Лебедя вопрос объединения был всеми признан несвоевременным.
СЕВЕР-ДЕЛО ТОНКОЕ
Вновь начались разговоры о несовершенстве административно-территориального устройства Красноярского края в последние недели. В связи с этим, вспомним, что во время своей избирательной кампании нынешний губернатор Красноярского края Александр ХЛОПОНИН высказывался по поводу возможного объединения края с северными территориями предельно осторожно:
- В краткосрочной перспективе реальная работа над этим будет, вероятно, свернута, поскольку основные усилия будут направлены на предвыборную борьбу. Безусловно, в ходе предвыборных кампаний кандидаты будут затрагивать эту тему, однако созидательных шагов трудно ожидать... Мне этот шаг представляется преждевременным и непродуманным. Процесс объединения в один субъект - юридически сложная и длительная процедура, требующая детальной проработки... Гораздо актуальнее и важнее сегодня довести до конца работу по межбюджетному соглашению, по бюджету Красноярского края и Норильска.
В этих словах будущего тогда еще губернатора просматривалась железная логика. Каждый из трех регионов имеет свои особенности. Если на Таймыре находится административно подчиненный Красноярску Норильский промышленный район, вкладывающий в бюджет края весьма значительную долю, то при чем тут Эвенкия? Огромная территория, имеющая 18 тысяч населения, пятидесятиградусные морозы и проблемы с северным завозом. Сейчас, когда и в крае, и в Эвенкии много собственных проблем, никаких предпосылок для слияния этих двух субъектов федерации просто нет. Красноярский край сначала должен выйти из тяжелого социально-экономического кризиса, вновь стать регионом-донором и только после этого думать об объединении. В противном случае, такой шаг не принесет ничего, кроме дополнительных головных болей краевым властям, а уж для Эвенкии может стать и вовсе губительным.
СВОИ ПРОБЛЕМЫ БЛИЖЕ К ТЕЛУ
Что может дать объединение двух территорий, бюджеты которых зависят от федерального центра?
Денег от этого не прибавится. Трансферты, предназначенные Эвенкии, пойдут через краевую казну и до места назначения могут элементарно не добраться. И даже не потому, что будут разворованы. Просто у некоторых краевых депутатов и чиновников наверняка появятся свои представления о том, как лучше потратить эти деньги. Своя рубашка (в нашем случае - Красноярск, южный или центральный район края) ближе к телу. Иных мотивов для объединения с Эвенкией, кроме как желания поучаствовать в распределении федеральных трансфертов на северный завоз, просто не просматривается.
И если тот же Норильск, имеющий высокорентабельное производство, имеет право на свою точку зрения и шанс быть услышанным, то восемнадцатитысячная Эвенкия, будучи пристегнутой к краю, очень быстро вновь превратится в депрессивный регион, со всеми вытекающими последствиями: срывом "северного завоза", проблемами с топливом, чрезвычайными ситуациями и вертолетами с "гуманитаркой".
Если сегодня в Эвенкийском округе до сих пор не удалось преодолеть кадровый кризис - грамотных управленцев не хватает не только в маленьких факториях, но и в относительно крупных поселках, то в случае объединения проблема эта встанет еще более остро. Неизбежно начнется отток людей на "материк". Сократятся инвестиции в развитие промышленности. Вполне вероятно, что программы по разработке нефте-газоносных месторождений Эвенкии будут свернуты на неопределенный срок. А местные "националы" останутся один на один со своими проблемами, которые просто некому будет решать.
ШАГ ВПЕРЕД, ДВА НАЗАД?
В период кризиса девяностых годов, когда были свернуты практически все государственные программы поддержки коренных малочисленных народов Севера, упразднены зверосовхозы, оленеводческие хозяйства и пункты по приему пушнины и рыбы, эвенки, как, впрочем, и долгане, и кето, и другие народы, начали быстро деградировать. Вместо того чтобы развивать народные промыслы, государство стало отделываться пошлой "гуманитаркой". Работа перестала приносить какой-либо доход. У значительной части коренных народов сформировалась особая психология, выработалась уверенность, что им обязаны только потому, что они "малочисленные и угнетаемые". Сегодня происходит своеобразная "ломка". На фактории перестали возить дармовые подарки. Власти предлагают помощь в возрождении и развитии оленеводческих, рыболовецких и охотничьих хозяйств, согласны оказать содействие в сбыте сувенирной продукции... Малочисленные народы стали осознавать свою значимость, вновь почувствовали себя самодостаточными. До них ли будет руководству огромного региона?
Еще один фактор, который никак нельзя сбрасывать со счетов, - сегодня реформа органов местного самоуправления в Эвенкии очень сильно опередила другие территории. Здесь впервые на территории России все учреждения образования сумели сделать юридическими лицами. И сегодня все эти юридические лица имеют свой бюджет. Даже маленький детский сад, в котором всего семь детей, новому губернатору объединенного края, со всеми его несомненными административными талантами, подобную модель выстроить так быстро вряд ли удастся. Просто потому, что масштабы несопоставимы. Все-таки три миллиона - не восемнадцать тысяч. А это значит, что Эвенкию придется приводить к единому знаменателю - еще один шаг назад, в прошлое.
Два года назад, когда накануне губернаторских выборов топливо в Эвенкию возили самолетами и всем было ясно, что необходимо что-то менять, жителям округа, по сути дела, было предложено два пути - либо заканчивать самодеятельность и присоединяться к "большому брату", либо сосредоточить все усилия на развитии своего потенциала путем укрепления власти грамотными управленческими кадрами, способными привлечь инвестиции и навести в округе порядок. Первый путь олицетворял собою кандидат в губернаторы Евгений Васильев, второй - Борис Золотарев. Таким образом, выбор в пользу самостоятельного развития уже был сделан. И сегодня что-либо изменить вряд ли' получится. И если даже удастся провести референдум, то вряд ли население Эвенкии пожелает слиться с краем в объединительном экстазе. Так что, с большой долей вероятности можно предположить, что все законопроекты об объединении в ближайшие несколько лет останутся лишь на бумаге.
"Депутаты внимают "Дочери Цицерона".
(Светлана Долженкова "Красноярская газета" 26.11.02)
21 ноября, в рамках IV образовательного фестиваля "От развития образования к развитию города", прошло заседание секции "Один день в детском саду". Оно проходило на базе детского образовательного учреждения № 312с участием депутатов Законодательного Собрания Красноярского края В.И. Усакова и А.П. Быкова.
Это стало продолжением разговора о положении детей в Красноярском крае. Проблемы воспитания, образования, профилактики безнадзорности и правонарушений, соблюдение законодательства в области защиты прав детей и семьи находятся в центре внимания депутатов краевого парламента. Публичные слушания по этой тематике планируется провести в ближайшее время. Ряд мероприятий в стенах Законодательного Собрания уже прошел - заседание детского парламента, "круглый стол" на тему "спорт и дети", инициатором которого стал председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края, профессор, доктор педагогических наук В.И Усаков. Разработанные им педагогические технологии укрепления здоровья детей посредством физической культуры и спорта получили широкое международное признание. Программе олимпийского воспитания и образования дошколят завидуют многие российские города.
На этот раз депутаты стали гостями у детворы - участвовали в просмотре спектакля Олимпийского театра имени Пьера де Кубертена, подготовленного силами воспитанников и педагогов садика. Затем провели совещание-семинар, на котором присутствовали представители общественности, детских дошкольных учреждений, специалисты управлений образования, педагоги города. Как улучшить качество жизни нашей детворы, вырастить гармонично развитое молодое поколение, привлечь внимание органов законодательной и исполнительной власти всех уровней к решению актуальных проблем детства - эти вопросы стояли в повестке дня "круглого стола". По мнению депутатов краевого парламента, положения резолюции, выработанные в ходе заседания "круглого стола", обязательно должны быть положены в основу законопроектов о детях, семье. А положительный опыт, как оказалось, имеется - это продемонстрировал дружный коллектив садика под руководством Г.А. Мельниковой, почетного работника общего и профессионального обучения.
Красивое, умное и трогательное действо - детский спектакль "Дочь Цицерона" это наглядно продемонстрировал нам, взрослым. Играючи, малыши превратились в героев Олимпа, красивых, сильных и бесстрашных. Таких, какими они хотят, и, наверняка, вырастут. Если им помочь... Ведь программа олимпийского воспитания дошкольников дает ребенку возможность поверить в свои силы, преодолеть недуги и недостатки.
Языком детского театра, как и устами младенца, как известно, глаголет, истина.
"Совещание по ЖКХ".
(С.Матин "Новые времена" 26.11.02)
20 ноября в Назарове прошло совещание по вопросу изменения уровня оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги.
На совещании присутствовали главы западной группы районов, заместитель губернатора края Анатолий Матюшенко и начальник ЖКХ Константин Макаренко. В крае около 14% жилья находится в аварийном состоянии, заложенные в бюджет деньги на содержание и ремонт ЖКХ не позволяют "отремонтировать даже пороги", не говоря уже о воде, отоплении и электроэнергии. Вывод, к которому пришли на совещании, - требуется помощь федералов. А для того, чтобы ее получить, надо всего ничего: привести уровень оплаты услуг ЖКХ в соответствии с федеральным - 90% от себестоимости. И как заявили чиновники, избежать повышения практически невозможно. Для тех слоев населения, которые не в состоянии платить такую сумму, якобы будут соблюдены льготы. Например, прожиточный минимум, заложенный в бюджете 2003 года, составляет 2 380 рублей. Граждане, которые имеют доход ниже указанной суммы, будут платить не более 50 рублей, а максимальная сумма услуг ЖКХ не должна превышать 22% от семейного дохода. В период данного реформирования в краб планируется создать 78 центров по выплате субсидий. По словам чиновников администрации края, они постараются сделать данный период максимально "безобидным".
Все, конечно, "до нельзя" хорошо. Получается, что льготы получат в основном пенсионеры. А вот те же учителя или медики, зарплата которых выше двух тысяч, но, тем не менее, не такая уж и большая, будут платить положенные 90%. И это очень даже ударит по их и без того более чем скромному бюджету.
"Хлопонин теперь "узаконен".
("Новые времена" 26.11.02)
Верховный суд России подтвердил законность избрания Александра Хлопонина губернатором Красноярского края. Кассационная инстанция Верховного суда отклонила жалобу избирательной комиссии Красноярского края. Напомним, что ЦИК России отменил решение Красноярского избиркома о признании выборов недействительными как незаконное и обязал комиссию зарегистрировать Хлопонина законно избранным главой края. Инаугурация нового губернатора состоялась 17 октября. Тем не менее глава крайизбиркома Георгий Кострыкин направил жалобу в ВС РФ с требованием отменить решение Центризбиркома.
"Русский уголь" рассказал про группу "МДМ".
(Алексей Ковалев "Известия" 26.11.02)
Вчера в медиа-центре газеты "Известия" прошла пресс-конференция президента компании "Русский уголь" Вадима Варшавского. Она стала своеобразным ответом на заявление президента СУЭКа "Байкал-уголь" (входит в группу "МДМ") Олега Мисевры, сделанное на минувшей неделе. Г-н Мисевра рассказал, что Вадим Варшавский угрожал обвинить его в убийстве замгендиректора "Росуглесбыта" (также входит в группу "МДМ") Ивана Карташова, если тот не уступит ему 30% акций "Дальвостокугля". Вчера Вадим Варшавский назвал слова Олега Мисевры "полным бредом", блефом и клеветой. Как отметил г-н Варшавский, Ивана Карташова он видел всего один раз в жизни - тот хотел сотрудничать с "Русским углем" и создать в рамках этой структуры трейдерскую структуру. Также один раз в жизни говорил Вадим Варшавский и с Олегом Мисеврой. При этом тогда г-н Мисевра плказался ему приличным человеком. Он также сообщил, что в ближайшее время намерен обратиться по поводу высказываний г-на Мисевры в суд. Таким образом противостояние "Русского угля" и "МДМ" окончательно переместилось в судебные органы и Генпрокуратуру.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Выживший в авиакатастрофе в Актау: экипаж до последнего помогал пассажирам
- Путин заявил о готовности России поставлять газ в Европу через Польшу