Обзор СМИ за 18-25 июля 2006 года.

На линии фронта. От "большой восьмерки" до неформального саммита СНГ. Минская группа ОБСЕ. Мнения сторон.

На линии фронта

Пожары

Как сообщает ИА "Де-Факто", 20 июля заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян принял полевого помощника личного представителя действующего председателя (ЛПДП) ОБСЕ Гюнтера Фолька. В ходе встречи Фольк передал заместителю главы внешнеполитического ведомства НК отчет офиса ЛПДП ОБСЕ о возгораниях, имевших место в зоне линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха. Как сообщалось ранее, 15 июня сего года МИД НК обратился в офис ЛПДП ОБСЕ с настоятельной просьбой провести мониторинг в приграничной с Азербайджаном зоне с целью дать реальную оценку ситуации и убедиться в надуманности обвинений Баку о якобы имеющих место поджогах приграничных населенных пунктов на подконтрольных Нагорному Карабаху территориях. С 3 по 5 июля миссия ОБСЕ провела серию мониторингов в приграничной зоне, по итогам которых был подготовлен соответствующий отчет. Согласно агентству, на данный момент документ изучается в МИД НК, но уже можно констатировать, что миссия ОБСЕ не обнаружила фактов нанесения пожарами ущерба находящимся в зоне безопасности НК населенным пунктам, как это пыталась представить азербайджанская сторона.

Как сообщил АПА начальник Управления печати и информационной политики МИД Азербайджана Таир Тагизаде, в отчете был подтвержден факт пожаров: "Мы позитивно оцениваем мысль, отраженную в отчете, об отсутствии у сторон оборудования для тушения и нехватки водных ресурсов для устранения последствий пожаров и их предотвращения. Авторы отчета предлагают для этого оказание международной помощи. Понимая всю серьезность того, что пожары могут привести к большой экологической катастрофе, азербайджанская сторона одобряет это предложение. Взяв этот вопрос под свой личный контроль, министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров в ближайшее время встретится с представителями международных организаций, в том числе с руководством ОБСЕ, для создания конкретного плана действий в этой области".

Бакинская газета "Эхо", отмечая, что подробности доклада Анджея Каспшика пока не разглашаются, приводит комментарий азербайджанского депутата Сабира Рустамханлы, по словам которого "все действия в вопросе Нагорного Карабаха уже дают нам основание сказать, что ОБСЕ в своем докладе выступает необъективно". "Наблюдая за пожарами издалека, мы видели, что повсюду огонь, но я воздержусь обсуждать причины. В любом случае ОБСЕ всегда занимает проармянскую позицию, поэтому трудно надеяться, что в докладе Каспшика будет отражен факт умышленного поджога со стороны Армении. Вообще непохоже, что ОБСЕ стремится решить нагорно-карабахский конфликт. И даже если на словах они говорят об этом, то в реальности дело обстоит совсем иначе", - считает депутат.

Газета "Аравот" пишет, что в докладе Анджея Каспшика фактически не нашли подтверждения заявления азербайджанской стороны о том, что армянские силы умышленно поджигают "оккупированные" территории. Так, отмечает газета, в заявлении МИД Азербайджана говорится: "Следует отметить, что в докладе факт пожаров действительно подтвержден. Основным моментом этого доклада мы считаем то, что с обеих сторон не применялись удовлетворительные средства борьбы с пожарами и для их нейтрализации требуется поддержка международного сообщества".

Отвечая на вопрос агентства Ноян Тапан, знаком ли МИД Армении с докладом Анджея Каспшика, и. о. начальника управления печати и информации Владимир Карапетян сообщил, что они получили доклад. "Надеемся, что он положит конец безответственным и нелепым измышлениям Азербайджана", - сказал Карапетян.

Боевые действия

По сообщению азербайджанского агентства АПА, подразделения армянских вооруженных сил 20 июля с 17:55 до 18:10 с позиций, расположенных на 1 км к юго-западу от села Коханеби Товузского района Азербайджана, обстреляли из автоматов и пулеметов расположенные напротив позиции азербайджанских войск. Жертв нет.

АПА сообщает также, что 21 июля на территории села Бойюк Бахменли Физулинского района задержан гражданин Армении. Армянина, в возрасте примерно 40 лет, задержали жители села. Он был в гражданской одежде и прятался на чердаке в одном из сараев на территории села. Жители села, задержав армянина, передали его правоохранительным органам. А в пресс-службах министерств национальной безопасности, обороны и внутренних дел сообщили, что не располагают информацией по данному вопросу.

Как сообщает агентство Day.Az со ссылкой на местных жителей, на "оккупированных" территориях Агдама, где немного уменьшилось число пожаров, ночью собирается военная техника и перемирие часто нарушается. По данным агентства, армяне устроили пожар в "оккупированных" селах Паправянд и Гарапирим Агдамского района и обстреливали позиции азербайджанских войск с "оккупированных" территорий селения Баш Гервенд.

Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД) исключает в ближайшем будущем возобновление Азербайджаном боевых действий в Нагорном Карабахе. Об этом, сообщает ИА "Де-Факто", заявил журналистам директор центрального офиса "Ай-Дата" ("Армянский вопрос" - в программе партии "Дашнакцутюн" комплекс задач, связанных с признанием Геноцида армян, возмещением причиненного ущерба, включением в состав Армении земель, на которых исторически проживали армяне. - прим. ИА REGNUM) и по политическим вопросам АРФД Киро Маноян. "Азербайджанская нефть, к сожалению, для Азербайджана кроме положительных сторон имеет и негативные", - отметил он, указав на недавний ввод в действие нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. По словам Манояна, нефтяной фактор не допустит дестабилизации ситуации в регионе, и в этом контексте США, несомненно, окажут и оказывают давление на Баку. В то же время Маноян не исключил возможности возобновления войны в Нагорном Карабахе через несколько лет. "Азербайджан имеет перед США определенные обязательства, за которые он несет ответственность", - резюмировал Маноян.

Отвечая в беседе с радио "Свобода" на вопрос о возможности возобновления военных действий, министр обороны Армении Серж Саркисян сказал: "Министр обороны всегда должен считать, что завтра будет война. Но, в конце концов, я надеюсь, что трезвость в Азербайджане победит, поскольку Азербайджан ни при каких случаях - ни сегодня, ни завтра, ни в обозримом будущем - не сможет иметь по отношению к Армении такое военное превосходство, которое позволило бы ему осуществить молниеносную войну". "Я сторонник того, чтобы вопрос решился быстро и мирным путем, - продолжил министр. - Но хочу, чтобы и вы, и весь наш народ знал, что сегодня у армянской армии достаточно ресурсов для того, чтобы она могла выполнить поставленную перед ней задачу".

От "большой восьмерки" до неформального саммита СНГ

"Группа восьми" поддерживает усилия сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ, направленные на урегулирование ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Об этом, сообщает газета "Азг", сказано в заявлении, распространенном председательствующей в "большой восьмерке" Россией. Страны-члены "восьмерки" подчеркнули необходимость достижения соглашения по основным принципам урегулирования конфликта уже в текущем году. "Мы призываем Армению и Азербайджан проявить политическую волю, достичь согласия и готовить свои народы к миру, а не к войне", - сказано в заявлении председателя "восьмерки".

Предполагается, что усилия самых влиятельных президентов не ограничились этими несколькими предложениями, пишет газета "Айкакан жаманак". Конечно, считает газета, это для них не самый главный вопрос, поскольку в противном случае главы Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Ильхам Алиев были бы приглашены в Санкт-Петербург: "Не исключено, что США и Россия не смогли в этом вопросе придти к общему знаменателю. То есть если США и хотели пригласить Кочаряна и Алиева в Санкт-Петербург и заполучить подписанное ими рамочное соглашение, то Россия в этом заинтересована не была", - пишет газета, цитируя при этом Владимира Путина: "Россия не будет навязывать какого-либо решения ни Армении, ни Азербайджану. Народы этих двух стран сами должны достичь компромисса. Желательно, чтобы Армения и Азербайджан нашли приемлемое для них решение, Россия же готова стать гарантом исполнения их договоренности".

Западу не удастся вытеснить Россию с роли посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, считает директор Института США и Канады РФ Сергей Рогов. "Решение этой проблемы требует многосторонних усилий, но вытеснить Россию с роли посредника не удастся, и тем более подменить Россию ролью НАТО или других западных структур", - сказал Рогов. По его мнению, упоминание темы Нагорного Карабаха в итоговых документах саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге "связано со стремлением Запада потеснить Россию в роли посредника в решении карабахской проблемы". Рогов напомнил, что Россия "поддерживает сбалансированные отношения с Арменией и Азербайджаном". Кроме того, в упоминании этой темы, а также "неожиданном появлении пункта по армянской атомной станции" эксперт видит проявление противоречивых подходов "восьмерки". "Идея Западной Европы и Америки о строительстве нового шелкового пути в обход России и использование энергоресурсов каспийского моря подталкивают их в пользу поддержки позиции Азербайджана", - подчеркнул Сергей Рогов. (Ноян Тапан).

Вопрос Нагорного Карабаха был рассмотрен во время саммита "большой восьмерки" благодаря давлению США. Об этом, пишет газета "Айкакан жаманак", сообщило агентство Рейтер. По сведениям агентства, Вашингтону пришлось приложить довольно много усилий для того, чтобы карабахский вопрос был включен в повестку встречи президентов, поскольку США заинтересованы в безопасности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Против включения вопроса в повестку была Россия. Что касается самого заявления президентов, то, продолжает газета, если Армения и Карабах практически безоговорочно приняли его, то об Азербайджане того же сказать нельзя.

Со стороны конфликтующих сторон пока еще нет встречных положительных шагов. Об этом, сообщает газета "Айоц Ашхар", заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. Коснувшись разочарования отдельных политических деятелей в связи с неприглашением на саммит "большой восьмерки" президентов Армении и Азербайджана, дипломат подчеркнул, что "не видит смысла в приглашении президентов на саммит". "Вопрос в таком виде, как он есть, не имело смысла обсуждать на саммите, - сказал Мерзляков. - Мы пытались в ходе двух последних встреч придти к какому-нибудь соглашению, но это не получилось".

Азербайджан позитивно оценивает сохранение странами "большой восьмерки" внимания к урегулированию нагорно-карабахской проблемы, заявил начальник управления информации МИД Азербайджана Таир Тагизаде. "Судя по тому, что мы видели в сообщениях СМИ о заявлении, сделанном Россией от имени G8, у ведущих государств земного шара продолжает сохраняться принципиальный активный подход к урегулированию конфликта, что позитивно", - сказал Тагизаде. "Естественно, мы понимаем, что приоритетом для всех, в том числе и для Азербайджана, является политическая воля и достижение договоренности мирным путем, путем дипломатических переговоров", - отметил дипломат. Вместе с тем, представитель МИД Азербайджана выразил настороженность в связи с положением заявления, в котором страны G8 призывают Азербайджан и Армению готовить свои народы к миру, а не к войне. "Если имеются в виду высказывания о том, что возможны и другие пути решения проблемы, то здесь необходимо учитывать всю специфику положения Азербайджана. Мы не в том положении, чтобы позволить себе вести переговоры ради ведения переговоров", - подчеркнул Тагизаде. В целом же, продолжил дипломат, заявление стран "большой восьмерки" позитивное, "но в общем в контексте последних призывов азербайджанской стороны к сопредседателям Минской группы ОБСЕ активизироваться, я бы сказал, оно, к сожалению, недостаточно конкретное". (Day.Az).

"Можно лишь приветствовать заявление стран "большой восьмерки" о поддержании посреднических усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ и о необходимости согласования основных принципов мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - заявил министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян, комментируя заявления, сделанные в ходе проходившего в Санкт-Петербурге саммита стран "большой восьмерки". По его словам, Нагорный Карабах всегда выступал за мирное решение проблемы и готов приложить все усилия для достижения договоренностей по установлению долгосрочного мира в регионе. "К сожалению, не все зависит и от посредников. Ввиду крайне деструктивной позиции Азербайджана, в том числе не желающего идти на какие-либо контакты с Нагорным Карабахом, нахождение приемлемого и справедливого решения на сегодня представляется крайне сложным", - отметил глава МИД НК. По его словам, президент РФ справедливо заметил, что Россия не намерена навязывать сторонам конфликта какого-либо решения и что компромисс должен быть достигнут народами. "Учитывая готовность Российской Федерации стать гарантом исполнения договоренностей, мы еще раз напоминаем, что лишь при участии представителей законно избранных властей Нагорно-Карабахской Республики, являющейся основной и наиболее пострадавшей стороной конфликта, возможно достижение решений, непосредственно касающихся будущего нашей страны и народа", - подчеркнул Петросян. (ИА REGNUM).

Президенты четырех стран СНГ - Украины, Армении, Грузии и Туркменистана - проигнорируют неформальный "семейный" саммит, который пройдет в Москве 21-22 июля. Приедут на встречу лишь семь глав независимых государств Содружества, писала бакинская газета "Эхо" накануне саммита. Более всего газету интригует то, что на встречу решил не приехать верный союзник Москвы - президент Армении Роберт Кочарян. Причины его неприезда, скорее всего, гораздо более глубоки, нежели отпуск или банальная простуда, пишет газета. "Не исключено, что отказ от участия согласован с Путиным, поскольку предполагалось также, что в ходе саммита состоятся переговоры президента Армении с Ильхамом Алиевым. А сказать-то Кочаряну, видимо, нечего". По мнению азербайджанских экспертов, решение Кочаряна связано с нежеланием встречаться с российским лидером Владимиром Путиным, который, как ожидалось, мог бы оказать давление на армянского президента. Речь идет о смягчении позиции Армении по карабахскому вопросу, на чем, предположительно, настаивает Россия. "И, к слову, это не первый отказа Кочаряна встречаться с Путиным".

Об отсутствии Роберта Кочаряна на неформальном саммите СНГ пишет и газета "Азербайджанские известия". Предварительно было известно, пишет газета, что готовятся встречи президентов Азербайджана и Армении с Путиным. "Главная тема, безусловно, карабахское урегулирование. Понятно нежелание Кочаряна говорить на эту тему. Интересна форма отказа: по информации пресс-службы армянского президента, у Кочаряна острое вирусное заболевание дыхательных путей". Газета уверена, что Кочарян "не простыл настолько, чтобы не приехать в Москву, к Путину": "Просто он не готов говорить, не хочет говорить и не знает, что говорить при встрече с Aлиeвым. А говорить пришлось бы. Саммит не предполагает острой дискуссии, официальных результатов, но сам факт, что ему придется пересекаться в одном ресторане с Ильxaмом Aлиeвым, сидеть в одной ложе на скачках, пить кофе на веранде подмосковной резиденции, не придает уверенности армянскому президенту". В итоге, утверждает бакинское издание, он пожертвовал общением с Путиным, лишь бы не видеть Aлиeва. "Кстати, отказ Кочаряна, побег с поля боя, происходит уже не первый раз, этот факт добавляет очков в азербайджанскую корзину".

Analitika.az считает, что таким образом Роберт Кочарян сорвал возможную встречу в Москве с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. "Таким образом упущена еще одна возможность обсудить перспективы мирного процесса. Хотя на эту встречу возлагались определенные надежды, связанные с реанимацией переговорного процесса после провала в Бухаресте и венских заявлений сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Других явных причин отказа от визита в Москву (за исключением нежелания встречаться с Ильхамом Алиевым) у Роберта Кочаряна нет. Так как: 1) в Армении ничего неординарного сегодня не произошло; 2) Кочарян в Москве более чем угодная персона".

Отмена визита в Москву президента Армении Роберта Кочаряна по причине внезапно охватившего его недуга заслуживает более глубокой оценки. У главы соседнего государства врачи обнаружили серьезную простуду, как раз в канун неформального саммита. А кто его обследовал? Сдается нам, что это были эскулапы-западники, которые настоятельно рекомендуют Роберту Кочаряну, особенно в последнее время, воздерживаться от поездок на Север, тем более с простудой, пишет "Зеркало". С другой стороны, встреча с пышущим здоровьем Ильхамом Алиевым вряд ли улучшила бы его самочувствие. Мы отметили, что "неявка" Кочаряна требует "более глубокой оценки", но на поверку оказалось, что этого и не надо. Россия, похоже, отказывается от своего вассала на Южном Кавказе... ("Зеркало").

Встреча президентов стран "большой восьмерки", запуск нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), предстоящие в будущем году в США президентские выборы - те внешние факторы, которые, по мнению политолога, ректора Ереванского университета иностранных языков им. Брюсова Сурена Золяна, одновременно нейтрализуют карабахский вопрос. Создавшуюся ситуацию политолог оценивает как передышку: "Нет того цейтнота, который был месяц назад".

""Азг": Если, согласно вашей оценке, создавшаяся ситуация для урегулирования карабахской проблемы - это период затишья, то что необходимо сделать для того, чтобы правильно использовать его, чтобы оно не прошло бессмысленно?

Золян: Мы не контролируем ситуацию, создавшуюся вокруг Карабаха. Но если развивать внутреннюю жизнь - экономику, образование, пополнить этнографический состав, то это может стать определяющим фактором".

По мнению Золяна, пишет газета "Азг", еще одной программе, которая обошла Армению стороной (Баку-Тбилиси-Джейхан), мы может противопоставить развитие экономики, внедрение высоких технологий, систем управления, кадровый потенциал. По этому поводу Золян сказал, что наличие Баку-Тбилиси-Джейхана доказывает, что стороны, вовлеченные в карабахский конфликт, предпочитают сохранять стабильность в регионе.

Минская группа ОБСЕ

С 1992 года переговорный процесс по Нагорному Карабаху не претерпел ощутимых изменений. Такое мнение в ходе состоявшегося в Ереване семинара "Роль экспертного сообщества в процессе урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе" выразил бывший советник президента НК, эксперт аналитического центра "Кавказ" Манвел Саркисян. "После "снятия скобок" сопредседателями МГ ОБСЕ с переговорного процесса по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе обществу стало ясно, что за 14 лет так называемого переговорного процесса он почти не сдвинулся с мертвой точки", - отметил эксперт. По его словам, на сегодняшний день в повестке дня стоит лишь один глобальный вопрос - согласование позиций Еревана, Баку и Степанакерта по вопросу статуса Нагорного Карабаха. "До его решения все разговоры о подвижках в переговорном процессе бессмысленны", - заявил Саркисян. (АРКА).

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта намерены провести очередные консультации в Париже в начале августа, сообщил российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков. Основная цель встречи - провести консультации по поводу итогов визита в регион конфликта американского сопредседатели МГ ОБСЕ Метью Брайзы. По словам Мерзлякова, сейчас не известно, какие решения могут быть приняты на встрече и будет ли обсуждаться вопрос организации очередных раундов встреч сторон. "Мы это решим, когда встретимся. Я не знаю оценок, с которыми выступит американский сопредседатель. У него к тому времени будут последние контакты, он будет говорить с президентами и сделает, наверное, какие-то оценки. Тогда посмотрим",- подчеркнул Мерзляков. ("Тренд").

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Метью Брайза посетит Ереван и Баку для обсуждения новых предложений по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха, сообщил журналистам глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. "Нам было сообщено, что у него есть некоторые новые элементы, которые он хочет обсудить", - сказал Мамедъяров. По его словам, Брайза пробудет в регионе с 31 июля по 1 августа. При этом Мамедъяров отметил, что если в предложениях, которые привезет с собой американский посредник, азербайджанская сторона найдет возможности для продвижения в переговорах по урегулированию, то Баку может дать добро на организацию очередной встречи глав МИД Азербайджана и Армении. "Мы работаем над основными принципами уже два года. Значительную их часть мы уже согласовали. Но остаются некоторые серьезные проблемы, и если Брайза приедет с какими-то новыми идеями, способными повести процесс вперед, мы будем готовы продолжить процесс. Если понадобится, то можно организовать и встречу", - сказал азербайджанский министр. (Day.Az).

Новый сопредседатель МГ ОБСЕ от США Метью Брайза, похоже, намерен совершить маленькую революцию в одном отдельно взятом переговорном процессе по нагорно-карабахскому конфликту, пишет газета "Голос Армении", считающая, что своими чуть ли не каждодневными заявлениями и интервью молодой сопредседатель вот уже почти месяц как торпедирует (чтобы не сказать терроризирует) доселе не слишком быстротекущий переговорный процесс. В конце июля неутомимый Метью Брайза намерен вновь посетить регион. И хотя с трудом верится, что ему удастся переломить ситуацию, но... чем черт не шутит. "Резюмируя на уровне простой математики", газета отмечает, что с начала 2006-го уже прошло полгода. "Это факт, но только с одной стороны. А с другой стороны, в сопредседателях Метью Брайза всего-то месяц, а разговоров о его заявлениях и о нем самом - как ни об одном другом сопредседателе за весь переговорный процесс. Вплоть до частной жизни. А до конца года еще 5 месяцев и чуть-чуть. А что если Метью Брайза намерен продолжать такими же темпами?"

Не стоит возлагать больших надежд на визит в регион американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Метью Брайзы. Об этом АПА заявил временный поверенный в делах России в Азербайджане Петр Бурдыкин, отвечая на вопрос о том, чего можно ожидать от визита в регион американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Метью Брайзы. По словам российского дипломата, визит Брайзы и предстоящие переговоры с его участием могут быть полезными только с точки зрения более глубокого изучения новым сопредседателем ситуации в регионе: "По результатам переговоров не исключается и вероятность организации новой встречи глав МИД по урегулированию конфликта".

На вопросы бакинской газеты "Эхо" ответил политолог, член правления Фонда Сороса в Азербайджане Ильгар Мамедов:

"Интересам какой из сторон больше противоречат предложения, представленные сопредседателями Минской группы ОБСЕ?

Предложения, не так давно озвученные американским сопредседателем, в целом были давно известны сообществу аналитиков Еревана и Баку. Ничего принципиально нового сказано не было. То есть сам факт соглашения намного важнее, чем содержание последнего заявления МГ ОБСЕ, говорящее об основных принципах. К тому же в самих предложениях четкого ответа на вопросы, интересующие стороны, нет. Самый главный вопрос в том, остается Карабах в составе Азербайджана или приобретает в последующем какой-то иной статус, в предложении МГ ОБСЕ отсутствует. А это единственный и главный вопрос, который разделяет стороны! По всем остальным моментам участники переговорного процесса могут договориться за считанные дни. Сопредседатели требуют, чтобы этот вопрос решили сами президенты. В этом смысле все эти предложения не решают проблемы, которая сохраняет свою остроту.

Высказывается мнение, что на участников переговорного процесса оказывается давление. На кого это давление оказывается больше: на Баку или Ереван? В чем оно проявляется?

В настоящее время можно сказать, что жесткого давления на конфликтующие стороны нет. На самом деле не меньшее давление оказывается на саму Минскую группу ОБСЕ. Это давление оказывается со стороны различного рода академических, полуакадемических структур, со стороны неправительственных организаций. Они требуют от МГ ОБСЕ соответствовать каким-то стандартам и принципам этих организаций. Зачастую эти принципы носят очень заумный, оторванный от реальности характер. В числе этих структур можно назвать Международную кризисную группу.

Можно сказать, что сегодняшняя ситуация в переговорном процессе наиболее кризисная, или были времена и похуже?

Были и другие кризисные периоды, которые оборачивались даже расстрелом армянского парламента. Сегодняшний этап даже нельзя назвать полностью кризисным. Сейчас сложилась такая ситуация, когда возобновление военной фазы маловероятно, а при содействии МГ ОБСЕ и вовсе невозможно. Буквально на днях был официально сдан в эксплуатацию БТД. В ближайшие годы Азербайджан заработает огромные деньги, которые, безусловно, будут направлены и на укрепление обороноспособности армии, чтобы в перспективе вернуть контроль над оккупированными землями. С другой стороны, понимая это, Армения сегодня больше всех заинтересована в возобновлении военных действий, чтобы сорвать нефтяные контракты Азербайджана. Хотя Ереван не может сам возобновить военные действия, так как не уверен, что это не приведет к полному коллапсу Армении.

Какой вам кажется дальнейшая судьба переговорного процесса на ближайшую перспективу?

Никакой. Основная цель - не допустить возобновления военных действий. Урегулировать конфликт и подписать мирный договор сейчас, мне кажется, невозможно. К тому же в Армении практически началась избирательная кампания, и любое мирное соглашение, которое будет готов подписать Роберт Кочарян, должно отражать электоральные предвыборные планы. Соответственно, он не может подписать документ, который не совсем выгоден Армении, а значить, договор должен противоречить национальным интересам Азербайджана, что исключается нашей стороной.

Вы затронули перспективу военного урегулирования конфликта. Но в Азербайджане на этот счет бытует мнение, что сколь бы мы не вооружались, не угрожали - войну не начнем. Азербайджан слишком маленькое государство...

Но ведь в свое время еще более маленькой Армении разрешили все. Люди, которые выступают с подобных позиций, слишком статичны. Международная ситуация динамична и всегда появляются возможности для военного решения конфликта. Эти возможности в будущем могут появиться и для Азербайджана. То есть в новой международной ситуации Азербайджан всегда может получить шанс решить карабахский вопрос военным путем.

Как вы оцениваете сегодняшнюю позицию официального Баку. Наблюдаете ли какие-то провалы профессионального плана в действиях азербайджанской стороны, которые могли бы повлиять на ход переговорного процесса?

Крупнейших ошибок стратегического характера я, судя по тому, что они говорят, не наблюдал. Но позицию азербайджанской стороны всегда можно отточить и улучшить. К примеру, необходимо сделать две важные вещи: составить документ о статусе Нагорно-Карабахской автономии и предложить его на обсуждение армян Карабаха. Кроме того, следует назначить официальное лицо, которое выступало бы в роли переговорщика с общинами Нагорного Карабаха. Но приступил бы он к исполнению своих обязанностей только после вывода оккупационных войск с территории Азербайджана. Все это только усилит позицию официального Баку. Единственное сожаление вызывает то, что время от времени карабахский вопрос становится предметом предвыборного торга Еревана и Баку с международными организациями". ("Эхо", с сокращениями).

Процессы, связанные в этот период с карабахским процессом - заявление сопредседателей о том, что исчерпана их фантазия, заявление Метью Брайзы, размещение доклада сопредседателей только на сайте посольства США в Армении, но не на сайте Азербайджана, - все это, пишет газета "Азг", по словам политолога Сурена Золяна, оставляет впечатление несогласованных шагов. По мнению Золяна, если цель сопредседателей заключается в оживлении процесса, то можно сказать, что это им не удалось, потому что произошло обратное - процесс приостановился. Заявление сопредседателей МГ о том, что "больше им делать нечего" и все зависит от президентов сторон переговоров, политолог считает "демонстрацией неопытности". В беседе с "Азг" Золян посоветовал им вернуться домой, чтобы проблемой могли бы заняться те, "кто может". Хотя сразу же добавил, что формат урегулирования проблемы не изменится и вряд ли сейчас какая-либо структура пожелает взять на себя подобную ответственность, так как в регион поступают очень противоречивые сигналы. Говоря о заявлении Брайзы, Золян отметил, что этими своими шагами он доказал, что действительно претворяет в жизнь политику президента США.

Газета "Чоррорд Ишханутюн" считает, что заявлением о приостановлении своей миссии сопредседатели МГ ОБСЕ, скорее, шантажируют Армению и Азербайджан: дают понять сторонам, что если они и дальше будут срывать предложения сопредседателей, то будут иметь дело с более жестко настроенными ООН и НАТО. Вместе с тем, пишет газета, очевидно, что сопредседатели пока не намерены "умывать руки". Речь идет о предстоящем визите в регион Метью Брайзы, "хотя не исключено, что это инициатива только США". Газета сообщает, что, согласно азербайджанским источникам, в ходе этого визита будет проанализирована ситуация и будет рассмотрена возможность прорыва переговорного процесса. Что касается очередной встречи министров иностранных дел двух стран, то, как передают азербайджанские источники, вопрос этот будет рассмотрен во время визита Брайзы. Таким образом, подчеркивает газета, у Армении и Азербайджана есть еще одна возможность удержать переговорный процесс в рамках МГ ОБСЕ.

Вашингтон начал тайные переговоры с Москвой и Парижем о расширении состава сопредседателей Минской группы ОБСЕ, передает радио "Свобода" со ссылкой на азербайджанскую газету "Айна". "Свобода" сообщает, что газета, ссылаясь на дипломатические источники, утверждает, что США в числе сопредседателей желают видеть Великобританию, Германию и Турцию. В случае успеха переговоров стороны конфликта будут об этом извещены, пишет "Айна". Одновременно автор статьи выражает сомнение в том, что переговоры достигнут успеха в ближайшее время, поскольку, "хотя Азербайджан и поддерживает идею расширения состава сопредседателей, для армянской стороны подобная идея неприемлема".

На вопрос газеты "Айкакан жаманак", действительно ли идут такие переговоры и участвует ли в них армянская сторона, исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД Армении Владимир Карапетян сказал: "Мы сомневаемся в достоверности подобной информации. Изменение состава сопредседателей может иметь место только с согласия сторон конфликта". По словам Карапетяна, к армянской стороне с таким вопросом не обращались. Однако, пишет газета, самое странное заключается в том, что это была не единственная информация о возможности изменения состава сопредседателей - появились сведения также о том, что США хотят выдавить Россию из Минской группы ОБСЕ. Согласно агентству РИА Новости, пишет газета, об этом заявил директор Института США и Канады в России Сергей Рогов.

Мнения сторон

Пакет предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта мог бы быть приемлемым, если бы не агрессивная политика Азербайджана. Об этом заявил на 10-м внеочередном съезде Республиканской партии Армении (РПА) председатель партии, премьер-министр РА Андраник Маргарян. По его словам, Азербайджан пытается оказать давление на Армению посредством воинственных заявлений и увеличения военного бюджета страны. Маргарян подтвердил приверженность РПА мирному разрешению конфликта. В этой связи он указал на несколько важных аспектов решения конфликта с позиций партии - международное признание Нагорно-Карабахской Республики, невозможность нахождения Нагорного Карабаха под контролем Азербайджана, безопасность территорий НК, общие границы Армении и Нагорного Карабаха, недопустимость решения конфликта посредством изменения границ, становление НК стороной переговоров. Премьер-министр подчеркнул, что решение конфликта должно быть приемлемым для его сторон. ("Новости-Армения").

"Предложенный вариант урегулирования карабахского конфликта в целом для нас неприемлем, поскольку в нем присутствует сдача территорий и право на самоопределение не зафиксировано надлежащим образом. Но, поскольку Азербайджан его не принимает, то и мы ничего не будем говорить", - заявил газете "168 Жам" член бюро партии "Дашнакцутюн" Киро Маноян. Если же Алиев подпишется под соглашением и Кочарян вернет территории, в таком случае, пишет газета, "товарищ Киро пригрозил оказать давление на президента". По словам Манояна, давление это будет выражаться также в форме митингов.

Как сообщает бакинское агентство АПА, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев на встрече со специальным представителем Европейского союза по Южному Кавказу Питером Семнеби заявил, что "некоторые искусственно создали армяно-азербайджанский конфликт": "С одной стороны, Армения оккупировала земли Азербайджана, а с другой стороны - хочет создать атмосферу взаимного доверия с Азербайджаном. Мы не доверяем Армении. Если Армения хочет добиться взаимного доверия, то она должна вывести свои войска с оккупированных земель Азербайджана, беженцы и вынужденные переселенцы должны вернуться на свои земли, инфраструктура оккупированных территорий должна быть восстановлена. Этот конфликт должен быть решен в рамках территориальной целостности Азербайджана".

"Алиев понимает, что подпись под документом о том, что Карабах должен принадлежать Азербайджану, никогда не будет поставлена. Единственный путь, посредством которого можно взять Карабах - это война. А выгодна ли Азербайджану война?" Такое мнение в дискуссионном клубе "Пастарк" ("Аргумент") высказал экс-министр обороны РА, председатель Национально-демократического союза (НДС) Вазген Манукян. По его словам, быть сильнее даже в два-три раза не значит победить в войне. Развязывая войну, никто не знает, победит он или проиграет. Во-вторых, азербайджанские кланы живут обеспеченной жизнью, зарабатывают миллиарды долларов за счет нефти. "Почему они должны рисковать всем этим, нефтепроводом и начинать бесперспективную войну? Это не значит, что в будущем не может быть войны, но сегодня не стоит относиться к этому серьезно. Мы должны хладнокровно вести переговоры и развивать наше государство", - отметил лидер НДС. По его мнению, все эти годы время работало на Карабах, поскольку все понимают, что государство, существовавшее 15 лет в условиях независимости, не может войти в состав другого государства. Переговоры могут сдвинуться с мертвой точки, если Азербайджан в конце концов признает, что Карабах не может быть в его составе, считает Манукян. А сторонником какого варианта - скорейшего урегулирования или сохранения статус-кво - является Вазген Манукян? - поинтересовалась "Аравот". "Я сторонник скорейшего урегулирования, но при условии, что Азербайджан признает невозможность сохранения Карабаха в своем составе, - сказал глава НДС. - По всем остальным вопросам можно договориться. Но поскольку Азербайджан не признает, то я не считаю целесообразным искусственно ускорять процесс урегулирования проблемы". Манукян также добавил, что если Роберт Кочарян все же подпишет тот вариант урегулирования, который сегодня рассматривается, то он потребует его отставки, поскольку Кочарян стал президентом только потому, что выступал против поэтапного урегулирования. Если он подпишет документ, фактически не отличающийся от варианта урегулирования 1997 года, то непонятно, для чего нужно было все эти восемь лет вести переговоры, отметил лидер НДС. И хотя, по словам Манукяна, он отрицательно относится к факту пребывания Роберта Кочаряна на посту президента, однако сомневается, что тот подпишет такой документ.

"Усилия, направленные на урегулирование конфликта, должны быть продолжены в рамках мирных переговоров. В этом контексте армянская сторона должна отказаться от неконструктивных заявлений в отношении проведенных переговоров, примириться с тем фактом, что в современном мире оккупационная политика и политика этнической чистки являются неприемлемыми. Что касается встреч на высшем уровне, если речь идет о встрече президентов, то могу отметить, что в настоящее время переговоры ведутся в рамках "пражского мирного процесса". В соответствии с мандатом "пражского процесса", несогласованные вопросы представляются на обсуждение президентов после согласования на уровне министров иностранных дел. К сожалению, неконструктивная позиция Армении в некоторых вопросах, в том числе в вопросе возвращения вынужденных переселенцев в места постоянного проживания, создает препятствия переговорному процессу. Положительное решение вопроса требует определенного времени. Международное право и международные конвенции однозначно признают право возвращения насильственно перемещенных лиц в места постоянного проживания". Об этом заявил в эксклюзивном интервью агентству "Тренд" министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.

"Сегодня говорится о том, что Карабах подключится к переговорам только после того, как президенты Армении и Азербайджана до чего-то договорятся. Однако мне не понятно, почему Карабах не может подключиться в любой момент переговоров? Двусторонний формат переговоров - это нарушение принятых в рамках ОБСЕ решений", - заявил агентству "Кавказский узел" советник президента Нагорного Карабаха по вопросам внешней политики Арман Меликян. По его словам, сегодняшние переговоры это не "минский процесс" - встречи двух президентов носят консультативный характер. "Неоднократно подчеркивалось, что без учета позиции Нагорного Карабаха придти к долговременному миру и решению невозможно. Убежден, что любое решение не может быть осуществлено без согласия на то карабахской стороны", - заявил Меликян. Меликян отметил, что, согласно позиции Нагорного Карабаха, Карабах - это независимое государство и этот факт должен быть признан как международным сообществом, так и в первую очередь Азербайджаном. По его словам, в основе конфликта заложено нежелание Азербайджана признавать право народа Карабаха на построение собственного государства. Это притом, что, по сути, на территории бывшего советского Азербайджана было образовано на одинаковых правовых условиях два государства: это Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Разница в том, что международное сообщество всячески помогало Азербайджану и, наоборот, препятствовало становлению НК. "Мы хотим, чтобы эта разница была устранена, и я думаю, что это вполне закономерно. Вместе с тем, наша позиция постепенно становится все более слышимой в международных организациях", - заявил Арман Меликян. Однако, по его словам, надо учитывать, что происходящее сегодня в регионе затрагивает глобальные интересы и поэтому Нагорный Карабах не может рассматривать реализацию собственных интересов в отрыве от глобальных. Он отметил, что здесь необходимо исходить из того, что международное признание Нагорного Карабаха может быть растянуто во времени.

В ходе круглого стола "Роль экспертного сообщества в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта", который прошел в Ереване 20 июля, был проведен опрос среди 22 экспертов относительно процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Согласно подведенным 24 июля итогам, на первый из десяти вопросов: "Считаете ли Вы приемлемым опыт сопоставления сохранения территориальной целостности и права нации на самоопределение в контексте карабахского урегулирования?" - 12 аналитиков ответили положительно, 5 - отрицательно, 5 затруднились ответить. Как сообщили ИА REGNUM организаторы опроса, 19 экспертов положительно и 2 эксперта отрицательно относятся к факту рассекречивания сопредседателями Минской группы ОБСЕ 22 июня в Вене предложений по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Подавляющее большинство (15 человек) считают, что возможное размещение миротворцев в зоне конфликта является препятствием для урегулирования вопроса. При этом лишь 9 экспертов считают, что до 2008-2009 гг. можно будет достичь взаимопонимания. По мнению 10 респондентов, сопредседатели МГ ОБСЕ в вопросе скорейшего урегулирования конфликта не едины в своих позициях. Вместе с тем, все аналитики посчитали невозможным использование модели Татарстана, как автономии в составе России, для решения карабахского вопроса. 17 человек считают, что в обозримом будущем смены настроений в Азербайджане не будет. 7 экспертов считают возможным возобновление боевых действий в зоне конфликта. А по мнению 18 экспертов, неучастие Нагорного Карабаха в переговорном процессе влияет на формат и содержание переговоров.