Как в Ярославле продвигается реформа ЖКХ, почему в городе высока концентрация муниципальных предприятий, и каким образом идет подготовка к тысячелетию Ярославля - об этом корреспондент ИА REGNUM побеседовал с одним из лидеров общественной организации "Новый город", депутатом муниципалитета Ярославля Ильей Осиповым.

ИА REGNUM: Два года прошло с тех пор, как в муниципалитете Ярославля сформировалась фракция "Новый город". Еще тогда многие говорили, что депутаты объединились слишком разные, чтобы работать в одной команде. Какие задачи вы тогда ставили, и что в итоге получилось?

По поводу разности депутатов: у нас не стояла задача сформировать кабинет министров. Мы сформировали фракцию, которая работает, прежде всего, на экономическом поле. Конечно, по многим политическим вопросам, у нас иногда мнения не совпадают, есть и внутрифракционные споры. И это нормально. Мы не политический орган. Давайте не будем подменять депутатами исполнительную власть.

Действительно, на первый взгляд может показаться, что объединились мы по принципу "против кого дружим". На самом же деле объединились те депутаты, кого не устраивало то положение, в котором находится город Ярославль. Цели во многом у нас и с мэрией схожи: к примеру мы считаем, что нужно расселять ветхий жилой фонд и мэрия считает. Но если мэрия накачивает строительными площадками муниципальное предприятие "Горстройзаказчик", то мы считаем, что коммерцией должен заниматься частный бизнес. Таким образом, наша главная задача - скорректировать тот курс, в котором движется мэрия Ярославля. Цель общая, а пути достижения разные. Мэр Ярославля Виктор Волончунас - приверженец авторитарного метода управления экономикой, а в рыночных условиях это неприемлемо.

ИА REGNUM: В чем же его авторитаризм?

Он считает, что панацеей для решения экономических вопросов являются муниципальные предприятия. Они у нас занимаются практически всем. В условиях разрухи начала-середины 90-х годов это работало. А сейчас, когда нужна положительная динамика, эти методы, естественно, консервативные. Возьмем, к примеру, реформу ЖКХ. Если мы хотим действительно начать серьезные преобразования в этой сфере, то надеяться на РЭУ, которые, по сути, и занимались коммунальной сферой, не стоит. При нормальном положении дел, количество частных предприятий должно вырасти в разы. У нас же сейчас накачивают муниципальным заказом существующие РЭУ и только потом, остатки "коммуналки" выставляют на конкурс. Как говорится, "что нам не гоже". Это не правильно. Не смотря на начавшуюся реформу, ни одно РЭУ не было отдано в аренду.

ИА REGNUM: А вы не думаете, что в случае перевода РЭУ в частное управление, сфера ЖКХ окажется в еще большем кризисе? Сейчас хотя бы за ними вся городская власть.

Если мы опасаемся, что нас может подвести частный бизнес, поскольку на него нет методов давления, давайте не будем бросаться в омут с головой. Мы можем провести эксперимент: отдать РЭУ в аренду с обременениями и проверить, что из этого получится через год. Увидели бы результат и, в случае надобности, скорректировали. Причем этот процесс надо было запускать еще лет 5-8 назад. Ведь уже принят новый градостроительный кодекс, он нас к этому подталкивает. А городская власть все эти годы топчется на месте. В итоге образовался цейтнот. Нам с 1 января дали отсрочку на год, и все равно никто ничего не делает. Чтобы сфера ЖКХ заработала в новых условиях, нужно хотя бы, извините за тавтологию, условия создать. Создать управляющую компанию, разработать необходимую программу, провести семинары для тех людей, которые хотели бы идти в управление коммунальной сферой. Ничего не сделано.

Неравные условия складываются для компаний. Городские РЭУ уже получают заказы на обслуживание сферы ЖКХ, а частный бизнес попросту не допускается. В чем-то Виктора Волончунаса можно понять. Для него ближе муниципальные предприятия, он может как назначить, так и снять его директора. Но является ли такой подход к управлению городским хозяйством эффективным. Мы считаем, что нет. В этом и есть наше принципиальное отличие от команды мэра.

ИА REGNUM:А вы уверены, что появились бы компании, которые бы взялись работать в сфере ЖКХ?

Абсолютно. Уверен, что есть предприниматели, которые придут в эту сферу. Однако приходится туда пробиваться, как через стену. Вспомните, как приходил частный бизнес в торговлю. Тоже не верили, что ликвидируется дефицит. Почему сейчас в торговле все более-менее благополучно? Образовались сети, пришел частный капитал. Теперь никто не переживает, что завтра некому будет продавать хлеб. И тут так же. То же самое мы хотим создать в коммунальной сфере. Инженер-коммунальщик, который сейчас ушел в бизнес, уверен, пришел бы в этот бизнес. Пришли бы другие предприниматели. Но сначала надо открыть рынок, чтоб туда пошли деньги. Если же возможности будут выдаваться в день по чайной ложке, то приближенные к мэрии будут разбирать куски пожирнее, а частному бизнесу дадут то, что самим уже не понадобилось.

ИА REGNUM: В некоторых областных центрах градоначальники отходят от практики управления городским хозяйством через МУПы, стараются по максимуму сдавать городскую собственность в аренду или вообще продают. В итоге городская казна получает стабильный доход. Распространено также мнение, что муниципальные предприятия - один из главных источников коррупции на городском уровне...

Этот факт известен. МУП - формально независимо от мэрии. Оно ведет хозяйственную деятельность, оно решает, куда отправлять финансовые потоки. Мало того, с недавнего времени с легкой руки Виктора Владимировича (Виктора Волончунаса - прим. ИА REGNUM), муниципальные предприятия освобождены от оплаты какой либо части прибыли в бюджет. Раньше платили мало, какие то крохи. А в этом году в строчке "перечисления муниципальных предприятия" - вообще ноль! Только перечисляют долги за прошлые годы. Даже сами директора МУПов в кулуарах признают, что сейчас не знают, куда деньги девать. Естественно, они будут потрачены на самих себя. Практика создания МУПов имеет смысл, когда надо развивать какую-то отрасль. Но когда речь идет о предприятиях торговли, или складских услуг, где достаточно высокая прибыль, и при этом бюджет не имеет с них ни копейки - этого я понять не могу. Например, небольшое муниципальное предприятие "Возрождение" получило 6 миллионов рублей прибыли. Это конечно не так много для городского хозяйства, но курочка по зернышку клюет. А они в итоге в бюджет не попадают.

Мэрия не должна заниматься бизнесом. Представьте себе городскую экономику, как хоккей. Вот есть игроки, и есть судьи. Мэр в данном случае - судья. Он должен следить за игроками в бизнесе. Судья, конечно, тоже, как и игроки, очень любит хоккей. Но он же не берет клюшку и не бегает за шайбой. Вот сейчас мэрия Ярославля берет клюшку и уподобляется этому смешному судье. Как следствие, неэффективное ведение хозяйства, коррупция.

ИА REGNUM: Какой, на ваш взгляд, самый красноречивый пример неэффективного управления муниципальным предприятием?

Очень хороший пример - гастроном "Центральный". Находится в месте - лучше не придумаешь - в самом центре города (пешеходная часть города на улице Кирова - прим. ИА REGNUM). При этом доведен до банкротства прежним руководством. Как такое может быть?! С января 2005 года арендные платежи не платились. Долги составили порядка 5 миллионов рублей. Был магазин - центральней не бывает. Сейчас он существенно выбивается из ряда современных супермаркетов, которыми руководят частные лица. Этот гастроном попросту перестал быть экономической единицей. Полтора года мы говорили о том, что надо решать эту ситуацию. Директора, в конце концов, сменили, сейчас погашают долги. Но как можно было довести гастроном до такого состояния? Почему вообще депутаты должны были вмешиваться?

Другой наглядный пример, который характеризует отношение директоров к экономическим вопросам. Однажды на комиссии по тарифам встал вопрос о ставках арендной платы на рынках. Мы считаем, что ставки на рынках должны быть разные. Ведь есть и бабушка с укропом, и есть профессиональные предприниматели. Есть место у входа, и есть в самом дальнем углу, куда не каждый покупатель дойдет. Никто лучше директора муниципального рынка не знает, где у него можно брать 100 рублей, а где и 1000. А у нас до сих пор ставки определяет лично мэр своим постановлением. Абсурд! А абсурднее всего то, что даже чиновники мэрии со мной соглашаются, но ничего не делают. Сергей Ястребов, первый заммэра, прямым текстом сказал: а я не против пересмотреть ставки. И директора тоже. Но...Пусть сначала мэр повысит процентов на 20, а потом мы посмотрим. И все остается по прежнему. Почему так происходит? Да потому что никому не нужна эта ответственность, нужно же принимать решение, начнутся договорные отношения, на рынке будет белая прибыль от местовых.

Наконец, вот хороший пример. Почему существует МП "Горстройзаказчик"? Вначале ведь было ООО "Горстройзаказчик". Зачем директору г-ну Ходановичу надо было, по сути, уходить из частного бизнеса и становится чиновником? Ответ очевиден: теперь большая часть заказов идет через "Горстройзаказчик". Предприятие получает площадки в том числе и на коммерческое строительство. Его конкурентноспособность на ярославском рынке, по сравнению с другими строительными компаниями повысилась.

ИА REGNUM: Чиновниками администрации Ярославской области также серьезно ограничена конкуренция. Не смотря на по закону введенные конкурсные закупки все равно заказы получают приближенные к администрации компании...

Мэрия по конкурсу тоже производит закупки. Плохо или хорошо - другой вопрос. Мы над этим работаем. Стараемся сделать конкурсы более открытыми.

ИА REGNUM: Недавно в Ярославле обсуждался генеральный план города. Каковы ваши впечатление?

Генеральный план появился - это уже хорошо. То, что он не настолько новый, как хотелось - плохо. Но раньше мы вообще жили по плану, доставшемуся в наследство с советских времен. Благодаря плану стало, наконец, понятно, куда мы движемся, и за счет каких источников будет существовать город. Сейчас 25 процентов - это использование собственности и сдача в аренду, 25 процентов - субсидии областного бюджета, 50 процентов - наши налоги. Следовательно, если завтра у нас количество собственности сокращается, если власть расстается с ней, то этот источник у нас будет постоянно уменьшаться. Считаю, что бюджет должен формироваться только за счет налогов. Надо создавать условия для появления все новых и новых предприятий, инфраструктуры.

ИА REGNUM: Как, на ваш взгляд, в Ярославле используется туристический потенциал?

Туристический потенциал колоссальный. Но, к сожалению, туризм у нас позиционируется как однодневный. Приезжает теплоход, люди вышли, посмотрели, уехали. В генеральном плане я, увы, очень мало нашел сведений о том, как власти намерены поднимать туристическую отрасль. Есть упоминание слова "туризм". А пути развития - их нет.

ИА REGNUM: А как же тысячелетие Ярославля? Создается столько всевозможных программ, по крайней мере, со слов представителей городской власти.

Главная ошибка ярославской власти в том, что в преддверии тысячелетия она ведет себя так, как будто после праздника ничего не будет. Главное отрапортовать и забыть. Нужно, чтобы люди сюда ездили и до и после. Празднование тысячелетия - это ведь не цель, это - повод. Повод привлечь сюда людей. Город должен стричь купоны не только в день празднования. Мы должны привлечь внимание туристический бизнес, сборочные производства, инвестора. А где у нас планы строительства гостиниц? Планы появления рекреационных зон? Этого почти нет. Ну не получается сейчас создавать мнение, что Ярославль - туристический город. Мы в ЮНЕСКО внесли центр города как памятник архитектуры, а что дальше делать не знаем.

Сейчас смотрю, как мэрия пытается рекламировать грядущий праздник и думаю: а ведь никуда мы не продвинулись за последние 25 лет. 975-летие тоже отпраздновали без особой фантазии. Вот и 1000-летие - просто очередной юбилей. А праздник надо использовать, чтоб лучше жить не только в 2010 году, но и в 2011, 2012 и далее.

ИА REGNUM: Может все-таки не так все плохо? По крайней мере оргкомитет по празднованию 1000-летия регулярно отчитывается о подготовке к празднику и реализации городских программ.

Посудите сами. К 1000-летию создана программа расселения ветхого жилого фонда. Но она должна быть вне зависимости от 1000-летия. Создан также попечительский совет. Создан оргкомитет, который создал просто формализованные планы.

Что же в планах по благоустройству? Четыре проекта. Первое - строительство храма святителя Тихона, что по большому счету не может идти в качестве приоритетного направления при подготовке празднования. Сомневаюсь, что строительством храма, какое бы благое дело это не было, должна заниматься городская власть. Второе - строительство зоопарка. Нужное вроде дело. Но о его появлении говорили задолго до подготовки к 1000-летию. Третье - памятник тысячелетию города. Четвертое - памятник Валентине Терешковой.

С одной стороны - вроде все благие дела. Но ведь это - частности. Они не могут быть приоритетными при подготовке к празднованию по определению. Они не могут задать направление развития города.

ИА REGNUM: Каким образом принимались решения?

По старинке. Собралась комиссия и приняли. Как в советское время.

ИА REGNUM: Ну вот вы позицию мэрии критикуете, так и предложили бы что-нибудь сами. Какие ваши предложения?

У нас люди же в городе живут. Которые хотят в нем жить и дальше. Есть творческие, креативные личности. Есть студенты, со свежими головами, интеллигенция. Есть люди, которые по разному видят развитие нашего города. Нельзя ведь все решения принимать в рамках здания на улице Андропова (мэрия - прим. ИА REGNUM). Даже на муниципалитете обсуждать это неправильно. Такого количества идей мы не сгенерируем. Для этого и создан попечительский совет, и исполнительный орган фонда. Подойти к этому вопросу надо серьезней, вплоть до общегородского обсуждения. Самые удачные предложения следует вынести на обсуждение муниципалитета, попечительского фонда. И только затем принять решения, которые действительно сыграют важную роль в развитии Ярославля.

ИА REGNUM: Вы больше говорите об экономических разногласиях. А политические цели у вас есть? Будет ли "Новый город" выставлять свою кандидатуру на пост мэра Ярославля, например?

Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. До выборов мэра еще далеко. Поживем, увидим. Не могу вам сказать за все движение. До тех пор, пока список кандидатов не будет сформулирован, мы воздержимся от своих предложений. Мы и сейчас можем влиять на ситуацию в городе и будет стараться дальше. Пока главная наша задача - корректировка позиции городской власти методом убеждения.