"Если руководитель проработал срок не менее 5-7 лет, по идее, это здорово, если он набирает 72-75%": Интервью Вадима Густова о выборах в Белоруссии ИА REGNUM
19 марта в Белоруссии прошли выборы президента страны, по итогам которых в третий раз высшую власть в республике получил Александр Лукашенко. На вопросы корреспондента ИА REGNUM о белорусских выборах и союзном строительстве ответил международный наблюдатель от России, член Совета Федерации, председатель комитета по делам СНГ Вадим Густов.
ИА REGNUM: Вадим Анатольевич, вы были наблюдателем на выборах президента Белоруссии. В составе какой делегации?
Я был руководителем группы членов Совета Федерации из 8 человек. Кроме того, я был официальным представителем от ЕврАзЭс. Часть группы оставалась в Минске, а я с группой из 3 человек выезжал в Могилев. В Минске мы ставили задачу встретиться с оппозицией, с руководителем аппарата Александра Милинкевича. В Могилеве наша задача была пройти по окраинам, по центру, посмотреть, как работают сельские избирательные участки. Мы подготовили справку в которой написали, что были созданы все условия для волеизъявления белорусских граждан.
ИА REGNUM: Почему поствыборная ситуация в Белоруссии не стала развиваться по украинскому сценарию?
Одна из главных причин, почему не стала, потому что Белоруссия особенно за последние пять лет, очень активно развивается. Решается целый комплекс социальных вопросов. Например, каждый год на центральных усадьбах, в совхозах по 5 квартир строят. Существует системное решение жилищной проблемы, когда есть целая категория людей - это те, кто работает в образовании, здравоохранении, культуре, спорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, - которые стоят в очереди особо нуждающихся и получают кредит под 5% в рассрочку от 20 до 40 лет. А у нас, например, только под 16% можно взять кредит. Все остальное - инфляционной фактор - все гасится за счет белорусского бюджета. То есть, выстроена четкая система, идет мощнейшее строительство жилья, решаются вопросы тех людей, которые встали на очередь в 1994-1996 гг. У нас-то это вообще не решается. Есть еще последняя пятилетняя программа, которая выполнена, в ней четко поставлены задачи: за 5 лет достичь среднюю зарплату $520-530 для городов, в сельской местности -$320-340. Кроме того, принята беспрецедентная программа в сельском хозяйстве. Ну и целый комплекс мер. Народ верит потому, что есть жесткая позиция стратегических экономических направлений.
Я тоже задавал такой вопрос: почему не голосуют за оппозицию. Мне говорят: а вы почитайте их программу, здесь есть что-нибудь кроме блуда? И это несмотря на то, что власть сейчас приняла очень непопулярное решение: практически все крупные и средние предприятия закреплены за совхозами. Речь не идет о том, чтобы они убирали картошку, а чтобы предприятия за счет своих прибылей построили новое жилье для сельской интеллигенции - учителей, врачей. Чтобы они сделали техническое перевооружение, отремонтировали на современном уровне школы, спортивные комплексы построили. Сегодня практически на каждый поселок такие соглашения есть, подписанные руководителями районных, областных администраций. Да, авторитарный стиль руководства экономикой. Но с учетом того, что Белоруссия не имеет ни газа, ни нефти, ни каменного угля, то такая жесточайшая политика позволила Белоруссии первой среди стран СНГ выйти на уровень 1990 г. по уровню производства, и в принципе поставить задачи, которые выполнены за прошедшие пять лет.
ИА REGNUM: Обоснованно ли на ваш взгляд мнение о том, что в крупных городах растет недовольство Лукашенко, и его поддерживают фактически только сельские жители?
Ну что вы! Если он набрал 70% в Минске, как же это может быть! Да давайте возьмем любое государство: Ющенко 72% тоже набрал на Украине. Это очень хороший показатель. Человек, если долго работает во власти, он же не всем может дать пряник, он же еще и кого-то снимает с работы, кого-то увольняет, кого-то штрафует, кого-то сажает... Не он, конечно, а система, которой он руководит. Недовольные должны быть всегда. Я вам хочу сказать, даже когда мы в Казахстане были на выборах, все говорят, что если руководитель проработал срок не менее 5-7 лет, по идее это здорово, если он набирает 72-75%. В Белоруссии были те три кандидата от оппозиции - Милинкевич, Козулин, Гайдукевич. Они же тоже собрали подписи: кто-то 250, кто-то 260 тыс. Неважно как их собирали, люди, которые за них подписывались, как правило, они тоже голосуют. Эти команды тоже с деньгам шли. В принципе, сейчас людей, особенно на митинги, вывести крайне сложно, и особенно в Белоруссии. И все-таки такие люди есть. Возьмем ту же Украину. Мы же знали, что вся схема там была проплачена. Кстати, в Белоруссии гораздо слабее была организация митингов по сравнению с Украиной. Поэтому то, что Лукашенко набрал в Минске 70%... Конечно, многие люди недовольны, что жилья нет. Сейчас стоят в очереди с 1995 г.: одиннадцать лет уже стоят. Но народ сейчас в какой-то степени почувствовал, что то, что делается в Белоруссии - делается в их интересах, это раз. Во-вторых, в последние дни прозвучали заявления США, что Белоруссия в числе 7 стран, по которым США считают, что могли бы нанести превентивный удар. То есть идет вопрос большой политики. А большая политика заключается в том, что интеграция России и Белоруссии дает гарантию, что у нас останутся транзитные коридоры по прокачке нефти, газа. Сейчас, вы знаете, что второй газопровод стоится (Северо-Европейский газопровод - ИА REGNUM). Стратегически мощный оборонный комплекс, который есть в Белоруссии и сама оборона - это тоже фактор, от которого мы никуда не уйдем. Потому что, вот появились Литва, Латвия и Эстония, и ведь НАТО все время обещала, что там ничего не будет создавать. А сейчас уже летают самолеты, подлетают к границе. Кроме того, сейчас в Грузии (об этом совсем недавно прошла информация) американцы приняли решение вложить сотни миллионов долларов в строительство двух аэродромов. Никуда от этого не уйдешь. Сейчас мощные европейские, американские структуры все будут делать, чтобы Россия имела препоны для развития экономики.
Если рассматривать российскую экономку, она по структуре очень близка к Норвегии или Канаде: есть нефть, газ, лес, рыба. Это все сырьевые ресурсы, а Европа, которая имеет 25 государств, там не т ресурсов. Ну, может Эстония там кильку ловить, салаку. А вот таких крупных, как возобновляемый лес, нефть, газ, уголь плюс атомная энергетика - это будущее развитие всей планеты. Если бы сейчас прошла интенсивно интеграция, особенно с Украиной, где 46 млн населения и очень мощная наука, мощная авиация, судостроение, четыре трубных завода, энергетика, космос и т.д., то мы могли бы занять нишу, например, машиностроения в авиации. В принципе, с учетом, что Казахстан, Россия и Белоруссия не имеют никаких противоречий по созданию нового интеграционного объединения, мы сейчас очень активно анализируем и ждем, как все-таки сложится ситуация на Украине. Потому что Белоруссия нам понятна: есть программа развития Белоруссии, мощная интеграция с Россией. Мы думаем, что удастся все-таки в этом году доработать Конституционный акт Союзного государства.
ИА REGNUM: Можете рассказать, какой предполагается механизм управления Союзным государством - во главе будет один человек или коллегиальный орган?
Механизм управления союзным государством следующий: после того, как Конституционный акт будет принят, принимаются два закона о формировании верхней палаты и нижней палаты парламента Союзного государства; проводятся выборы в него. Мы заложили, что есть высший государственный совет, куда входят два президента, председатели верхней и нижней палаты российского и белорусского парламентов, председатели правительств, может быть еще конституционные судьи. И идет ротация - два года президент России, два года президент Белоруссии. Руководитель правительства союзного государства утверждается палатой. Сейчас главный вопрос - какие полномочия отдать союзному государству. Никто не хочет трогать сельское хозяйство, культуру, а отдать охрану госграниц, оборону, энергетику, железную дорогу, таможню. Всего 8 или 10 полномочий и бюджет будет очень большой в этом случае. То есть механизм такой же, как в Европейском Союзе - не надо ничего придумывать.
ИА REGNUM: Вернемся к теме выборов. Какое впечатление произвела на вас оппозиция?
Оппозиция произвела гнетущее впечатление. Дело в том, что те ребята с оппозиции, они совершенно, по-моему, не думали и не хотели побеждать. Полгода назад все говорили, что оппозиция может набрать 10-20%. Оппозиция. А они взяли оппозицию и разделили на троих. Посмотрите на их программу (перед Густовым лежит предвыборная листовка Милинкевича - ИА REGNUM). Разве можно с такой программой выступать в обществе, где системно принято по каждому населенному пункту, что, где будет строиться, когда, каким образом? И когда мы за сутки пришли в центральный штаб, там был один начальник штаба - девушка - и никого больше. Я спрашиваю, руководителя аппарата Милинкевича: где штаб? Он глаза потупил, и говорит, что у нас с деньгами проблема, а сами все на свободной основе. Позиция была - лишь бы она была; видимо они получили какие-то ресурсы. Они не объединились. Если бы они объединились, они набрали бы суммарно 11-12%. Это же хороший процент, правильно? Уже вызывают уважение такие люди. А они все трое чесали Лукашенко. В результате что? Ничего: один набрал 6%, второй - 3%, третий - 2,3%. И это несмотря на колоссальную поддержку, которую им оказывал Запад. Так не делают выборы. Я еще раз говорю, что предпосылок для победы оппозиции в Белоруссии нет. Если бы такие выборы были в Грузии - никаких проблем: оппозиция победила бы, потому что народ живет крайне плохо, бедно, потому что за словами грузинской власти никаких конкретных дел нет. Такая же ситуация, кстати, на Украине.
ИА REGNUM: Как вы думаете, изменится ли международное положение Белоруссии?
Не изменится. Белоруссия сегодня по большому счету мешает созданию того санитарного коридора, о котором мечтал Бжезинский. Вот, идет транзит: нефть, газ, трубы идут, ведь мы сырьевая страна. И в принципе, имея таких орлов как Украина, можно нам очень жестко мешать в транзите, делать его невыгодным. Или диктовать нам цены на транзит, потому что все трубы проходят через эти страны. Плюс Белоруссия имеет просто колоссальное военно-стратегическое значение. Не случайно проблема создания Единого экономического пространства, создания Союзного государства - это, на мой взгляд, вопрос, который должен быть решен в 2006-2007 гг.
Нет, у них (у власти в Белоруссии - ИА REGNUM) легкой жизни не будет. США не скрывают (и их поддержит Польша), что они хотят очень активно помогать финансами тем силам, которые хотят сделать Белоруссию под стандарт американской демократии. Белоруссия на этот путь не пойдет. В перспективе - дойдет, а сейчас нет. И сейчас, когда прошли выборы, очень резкие заявления есть со стороны Америки, со стороны Польши, очень жесткие заявления сделала и Европа. Но они делают свои жесткие заявления на основе того, что Белоруссия не подходит под стандарт, не удалось сделать в Белоруссии того, что они сделали на Украине и в Грузии.
При нормальном системном подходе, наши возможности в России могут очень быстро, особенно имея интеграцию с такими странами, как Белоруссия, Казахстан, Украина, сейчас Узбекистан, набрать свой потенциал и быть очень жестким конкурентом и Европе, и Америке. Сейчас европейцы развиваются 1,5-2%, а мы то идем 8%, 10%, 12%. Мы все равно где-то их догоним, а плюс у нас еще есть сырьевые ресурсы. Мы еще не поняли до конца, что, имея ресурсы, мы в перспективе придем к тому, что будем свои биржи создавать сырьевые. Просто мы должны понять, что будущее за теми государствами, которые имеют сырьевые ресурсы.
- Трамп заявил о подготовке встречи с Путиным — 1051-й день спецоперации
- С кормы танкера «Волганефть-239» произошёл выброс мазута у берегов Тамани
- СМИ: Дания пожертвовала армией ради Киева и оставила Гренландию без защиты
- Киев испугался угроз от ЕС и передумал останавливать транзит нефти РФ
- Дезертиры не спешат возвращаться в ВСУ, несмотря на смягчение наказания