Об актуальных проблемах местного самоуправления Москвы корреспондент ИА REGNUM побеседовал с депутатом Муниципального собрания "Левобережное" Натальей Шавшуковой.

ИА REGNUM: Как вы можете охарактеризовать ситуацию с местным самоуправлением в Москве?

Местное самоуправление в Москве умирает. У муниципальных депутатов и без того был минимум полномочий, а сейчас мы лишаемся права влиять на градостроительную деятельность в районе. Местное самоуправление в столице - не более, чем декорация. Номинальные руководители муниципальных образований, избираемые из состава депутатов, к сожалению, не имеют ни достаточных полномочий, ни бюджета. Префект, в свою очередь назначается мэром, а мэр - президентом. По уставу города Москвы глава управы - фактический руководитель района назначается мэром. Вертикаль власти в Москве выстроена идеально - горожане не имеют никаких возможностей влиять на власть. Единственный избираемый орган власти, имеющий реальные полномочия, - Московская городская Дума. Но, как показал опыт прошедших выборов, избраться туда человеку "со стороны", независимому кандидату, практически нереально.

Кроме того, согласно принятым поправкам в Закон о статусе депутата районного собрания, в Москве теперь депутаты могут быть лишены права самостоятельно подавать депутатский запрос - только после согласования с муниципальным собранием. По сути это означает, что депутатских запросов по острым вопросам больше не будет.

ИА REGNUM: В составе муниципальных собраний Москвы заседают, прежде всего, депутаты московской "Единой России". Сколько депутатов в муниципальных собраниях Москвы представляют другие партии? Как можно охарактеризовать их работу?

Можно на любой странице открыть справочник "Депутаты муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований города Москвы" и обнаружить, что на 20 единороссов приходится в лучшем случае один "независимый" или представитель другой партии.

Значительную часть муниципальных депутатов в Москве составляют руководители учреждений социальной сферы - главные врачи поликлиник, директора школ, детских садов, спортклубов. Это - типичные представители "Единой России" в местном самоуправлении. Как правило, это известные и уважаемые в районе люди, которых попросили поучаствовать в выборах с заранее гарантированным результатом. Однако при всех личных и профессиональных достоинствах этих людей у них есть существенный недостаток - все они стопроцентно контролируемы властью: пусть только попробует директор школы проголосовать "не как надо" - не будет субсидий на ремонт, не будет новой мебели и т.д. Профессиональная деятельность таких депутатов входит в противоречие с представлением интересов жителей района, которые их избирали. Именно поэтому в местном самоуправлении важны независимые депутаты. Их число относительно небольшое, однако именно эти люди инициируют большую часть депутатских запросов, задают "неудобные вопросы" застройщикам, участвуют в деятельности комиссий, информируют жителей о важных вопросах, рассматриваемых в cобрании. Независимые депутаты Москвы сейчас объединены в Клуб муниципальных депутатов - мы обмениваемся информацией по различным вопросам, проводим встречи с экспертами и депутатами вышестоящих уровней, готовим совместные заявления и предложения по законопроектам. А в нашем муниципальном cобрании депутатов - СПСовцев двое. Кстати, это больше, чем в Мосгордуме.

ИА REGNUM: Какие проблемы наиболее остро стоят в вашем районе?

В Левобережном районе начинается масштабная реконструкция - в первом микрорайоне она уже началась, во втором - только предстоит. Там, где реконструкция начата, уже нарушаются все нормы и все законы - работы производятся в ночное время, трансформаторные будки размещаются вблизи жилых домов, жителям перекрывается дорога к автобусной остановке, и они в непогоду вынуждены просто-таки переплывать грязные лужи в поисках обходных путей. Кроме того, застройщики не следуют принятому и согласованному (и, кстати, очень спорному) плану - новые объекты строятся совсем не там, где планировалось, а пожелания жителей и муниципального собрания не учитываются. Возникла и проблема "точечной" застройки - места, где должны были строиться муниципальные, т.н. стартовые дома под переселение жителей пятиэтажек, уже заняты коммерческими домами, и к компаниям-застройщикам этих участков уже есть серьезные претензии в плане соответствия законодательству. В отсутствие свободных стартовых площадок новые дома для переселения строятся между уже существующими пятиэтажками - во дворах, где раньше росли деревья и играли дети. Жители домов, вблизи которых расположены стройплощадки, в течение нескольких лет будут вынуждены терпеть шум, пыль, грязь, и мало того, новое строительство наносит ущерб старым пятиэтажкам - по стенам идут трещины.

Для Левобережного существует еще одна угроза - проект реконструкции площади у станции метро "Речной вокзал", согласно которому, над площадью будет возведена многометровая платформа с магазинами и автостоянками. Проект предусматривает выселение жителей одного из прилегающих к станции метро домов. Инициатива московских строителей рассматривалась на муниципальном собрании, и проект был отправлен на доработку. Тем не менее, в московских СМИ периодически появляются заметки, где реконструкция площади у "Речного вокзала" подается как дело уже решенное.

Реконструкция района для меня - и личное дело тоже. У моего дома - девятиэтажки 1963 года постройки - собираются расширять дорогу и делать сквозной проезд на перегруженную транспортом Смольную улицу. Я делаю все возможное, чтобы не допустить этого, однако с принятием нового закона о местном самоуправлении у меня как у депутата не останется возможности влиять на процесс принятия решения по вопросам реконструкции.

В нашем районе сильное гражданское общество. При муниципальном собрании существует Комиссия по развитию муниципального образования, в которую помимо депутатов входят жители района - в основном, пенсионеры, руководители ЖСК, местные активисты. Вопросы, касающиеся жизни района, предварительно выносятся на обсуждение Комиссии, которая готовит экспертное заключение для муниципального собрания. Сейчас в связи с предлагаемыми поправками в закон о местном самоуправлении деятельность членов Комиссии - местных активистов, которые абсолютно бескорыстно и весьма компетентно решают вопросы жизни района, будет абсолютно бессмысленной. Если власть всерьез озабочена развитием гражданского общества, ей следовало бы вместо, создания муляжей типа Общественной палаты, поддерживать такие вот институты, или, по крайней мере, не мешать их работе.

ИА REGNUM: Сталкиваетесь ли вы с противодействием со стороны префектуры и управ?

Назвать противодействием это трудно, скорее отношение "власти" к представителям местного самоуправления можно охарактеризовать как пренебрежение. Избранные народом муниципальные депутаты, особенно независимые и самостоятельные, воспринимаются как назойливые мухи, которые мешают делать дело: то нам сквозной проезд во дворах не нравится, то вызывает вопросы проект строительства торгового центра с захватом части природоохранной зоны, то мы пытаемся остановить вырубку деревьев. Иногда удается приостановить некоторые проекты, иногда удается внести улучшения. Но, в целом, отношение управы и префектуры к депутатам вполне однозначное - нам так и говорят: "Не утвердите проект, мы его и без вас реализуем".

ИА REGNUM: Должны ли, по вашему мнению, депутаты МСУ принимать участие в согласовании проектов строительства? Почему эти полномочия у них хотят забрать?

Согласование проектов застройки района было важнейшей функцией местного самоуправления в Москве. Существенного влияния муниципальные собрания на эти проекты, естественно, не оказывало, но отдельные улучшения удавалось внести, и тем самым умерить аппетиты застройщиков - видимо, это и раздражало московскую строительную мафию. Официальное обоснование поправок, отменяющих право муниципальных депутатов регулировать градостроительную деятельность - новый Градостроительный кодекс, который относит это право к компетенции региональных органов власти. Однако и Градостроительный Кодекс, и 131-й Закон о местном самоуправлении можно трактовать двояко. Но, в любом случае, несовершенство федерального законодательства дает московским чиновникам повод для манипуляций. Таким образом, чтобы решить проблему с застройкой в одном отдельно взятом дворе, надо переизбрать Госдуму. В общем, как говорится в известном перестроечном анекдоте, "тут не кран надо менять, а всю систему".

Часто приходится слышать мнение, что местное самоуправление не нужно вообще. Представления о роли выборов, о демократических процедурах и институтах в нашем обществе еще не сформированы. Нет понимания того, что называется "самосознанием налогоплательщика" - понимания, что если мы платим налоги этой власти, то мы ее должны контролировать - путем выборов, путем возможности смены существующей элиты. На наши налоги строятся дороги, на наши налоги существует освещение на улицах, на них же содержатся участковые, дворники, депутаты, министры и президент. Естественно, демократия несовершенна, но другого способа влиять на власть и тем самым контролировать, насколько эффективно тратятся наши деньги, пока никто не придумал. Насколько хватит нынешней системы, лишенной обратной связи и абсолютно неконтролируемой нами, налогоплательщиками - большой вопрос.