Обзор прессы Молдавии за 17-23 декабря.

Президент Молдавии: год прошел как экзамен. Молдаван больше всего волнуют бедность и высокие цены. Молдавия - "частично свободное государство". "Время": "Киев подложил Кишиневу свинью, а Москва занимается отговорками". США разочарованы итогами переговоров по Приднестровью. Кто станет новым спикером приднестровского парламента? "Газовая атака" на молдавский бюджет и стабильность лея. Цены на газ: "Молдова справится". Украина повысила тарифы на электроэнергию для Молдавии.

Президент Молдавии: год прошел как экзамен

21 декабря президент Молдавии Владимир Воронин подвел итоги уходящего года и обозначил перспективы на будущее. В этом году президент выступил не в парламенте, а в своей резиденции. Речь Воронина и его ответы на вопросы журналистов тезисно изложила газеты "Время".

"Европеизация Молдавии

Для нас быть европейцами означает избавляться от вредных привычек. Весь этот год прошел как один сплошной экзамен на адекватность европейским ценностям и подходам. Подписание плана действий Молдавия-Европейский союз в начале этого года задало позитивный вектор большинству процессов: выборам в парламент, консолидации большинства проевропейских партий в законодательном органе, активному сотрудничеству между властью и оппозицией в приднестровском урегулировании. На волне европейской модернизации Молдавии возникли план Ющенко (украинский план приднестровского урегулирования - прим. ИА REGNUM), парламентские инициативы и мониторинговая миссия ЕС.

Молдавия-Румыния

Важнейший прорыв этого года - радикальное улучшение отношений с Румынией и Украиной. Мы долго шли к такому уровню искреннего взаимопонимания и сотрудничества. Мы очень ценим корректную позицию президента Румынии Траяна Бэсеску в отношении Молдавии, ее независимости и территориальной целостности. Мы чувствуем, что Румыния действительно сопереживает Молдавии. Я надеюсь, что постепенно мы созреем и до подписания базового Договора между нашими странами и Договора о границе, то есть тех документов, которые навсегда положат конец спекуляциям в интерпретации отношений наших стран.

Молдавия- Украина

Мы стабильно и последовательно поддерживаем все усилия президента Украины Виктора Ющенко начиная с первых дней его вступления в должность президента Украины. Молдавия была единственной страной СНГ, которая не признала результаты второго тура президентских выборов на Украине. Молдавия остается страной, в которой большинство украинских инициатив воспринимается с пониманием. В основе отношений Украины и Молдавии сегодня, в первую очередь, осознание общих европейских перспектив. 1 марта мы выступили с совместной декларацией. Потом президент Украины озвучил в Кишиневе контуры своего плана по приднестровскому урегулированию, который позже поддержал молдавский парламент. Затем было наше совместное обращение к Евросоюзу об организации миссии по мониторингу молдавско-украинской границы.

Нам хотелось бы, наверное, гораздо большего от Украины и в отношении полноценной ратификации Договора о зоне свободной торговли и в некоторых других вопросах, но мы понимаем, сколь сложно новому украинскому руководству реализовывать на практике свой европейский выбор.

Совместное заявление Ющенко и Путина

Было бы уместно, чтобы обращение прозвучало не на двусторонней, а на многосторонней основе, охватывая консолидирующую позицию всех участников процесса урегулирования. Но есть и позитивные моменты. Во-первых, оба президента однозначно говорят о том, что приднестровский вопрос может быть решен только на основе и в рамках территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова. Согласитесь, что эта, казалась бы, банальная констатация сегодня очень ко двору, учитывая различные спекуляции относительно возможности решения приднестровского вопроса по косовскому сценарию.

Во-вторых, важно, что оба президента констатируют важность демократизации Приднестровья и видят именно в этом процессе ключ к урегулированию. И Путин, и Ющенко признают необходимость проведения в Приднестровье по-настоящему свободных демократических выборов под международным мандатом. В тексте обращения, правда, сказано, что эти выборы должны пройти лишь при участии международных структур. Однако однозначная поддержка плана Ющенко со стороны Путина, которая прозвучала в этом обращении, указывает на то, что российская позиция не отличается от общего замысла украинского плана.

В-третьих, мы видим, что Российская Федерация впервые безусловно поддержала идею изменения формата миротворческой операции и ее проведения под эгидой ОБСЕ. В тексте обращения говорится о том, что подобная смена произойдет лишь по итогам урегулирования, но это серьезно противоречит нашему закону о статусе Приднестровья, в котором, как вы помните, урегулирование возможно только после демилитаризации Приднестровья.

Все же мы приветствуем саму эволюцию российской позиции и убеждены, что она еще продолжится. В том числе в результате многосторонних переговоров всех участников процесса урегулирования. Я уверен, что активное подключение России к украинскому плану позволит нам быстрее реализовать весь комплекс инициатив в сфере приднестровского урегулирования.

Молдавия-Россия

Молдавия относится к числу стран, в которых все население очень болезненно относится к любому ухудшению отношений с Россией. Есть государства, в которых активная русофобия приносит какие-то внутриполитические дивиденды. В нашем случае это не так. Каждое противоречие в отношениях двух стран в Молдавии воспринимается с огорчением и обидой. Я это говорю не только как президент, но и как председатель партии, которая сделала очень многое для того, чтобы восстановить звучание и русской культуры, и русского языка в Молдавии, которая сделала больше всех предыдущих властей в деле формирования современной договорной базы между нашими странами.

Обычные люди часто спрашивают меня во время встреч: "Как так вышло, что мы поссорились с Россией?" Я им задаю встречный вопрос: "А как мы поссорились с Россией?" Что мы - Молдавия - сделали эдакое антироссийское? Может быть, закрыли хотя бы одну русскую школу или сократили число русских групп в вузах? Нет, их число только возросло. Может быть, мы закрываем русскую прессу? Нет, она доминирует в медиапространстве страны. Может быть, мы каким-то образом поразили наших русскоязычных сограждан в правах? Нет, все наши граждане пользуются одинаковыми правами, вне зависимости от национальной принадлежности. Более того, в Молдавии внедрено еще и право на множественное гражданство, которого нет в подавляющем большинстве соседних стран. Так в чем же дело? Как Молдавия испортила свои отношения с Россией?

Может быть только тем, что сопротивлялась срыву демократических выборов, которые пытались организовать некоторые российские "специалисты"? Может быть тем, что не согласны с военным присутствием России в Приднестровье?

Мы, безусловно, переживаем совершенно новый этап отношений с Россией. Мы строили эти отношения на том, что русская культура и русский язык в Молдавии всегда были символами европейскости нашей страны и частью нашего молдавского общенационального наследия. Мы строили свои отношения на том, что наши отцы и деды вместе сражались против фашисткой чумы и одержали единую победу. Мы сожалеем, что этот подход не нашел должной оценки в России.

Молдавская "русофобия"

У власти в Молдавии находится левая, проевропейская партия, стоящая на позициях интернационализма и мультикультурности, которая стоит на защите национальных прав всех этносов, живущих в нашей стране. Мы защищали и защищаем русскую культуру в Молдавии не для того, чтобы нам кто-то аплодировал за рубежом. Это наша внутригосударственная ответственность. Но, с другой стороны, не нужно и дезинформировать общественность. На подобные обвинения мы будем очень жестко отвечать, поскольку эти обвинения оскорбляют весь наш полиэтничный народ.

Если кому-то хочется поискать оправдание для своих шовинистических комплексов, то Молдавия не самое удобное место для этого. Мы единственная страна в СНГ, в которой не существует ни скинхэдов, ни фашистов, где людей не убивают на улицах только из-за того, что у них иной цвет кожи. Многим следовало бы у нас поучиться в вопросах гармонизации межэтнических отношений, а некоторым странам следовало бы рассмотреть наш опыт развития и русской культуры.

Миротворческая операция на Днестре

Мы постоянно сталкиваемся со скрытыми личными интересами государства, которое курирует эту операцию. Именно реализацию этих личных интересов, а не миротворческих целей выполняют сегодняшние "голубые каски".

Что они сделали для урегулирования конфликта за последние годы? Ничего. Конфликт с железной дорогой - ноль. Со школами с молдавским языком преподавания на основе латинской графики - ноль. Помощи от них в ущемлении прав жителей села Дороцкое - ноль. Захват здания полиции в Бендерах - ноль. Миротворческие силы никакой позитивной роли не играют. Поэтому они должны быть заменены на международные силы под эгидой ОБСЕ.

Оппозиция

Некоторые говорят, что в Молдавии не осталось оппозиции. Безусловно, это не так. Но оппозиция у нас разная. Есть так называемая оппозиция, которая представляет не определенные слои молдавского общества, а внешние политические силы, преследующие антигосударственные для Молдавии интересы. Еще одна часть оппозиции, к сожалению, не имеет ни концепции, ни понятия, куда и зачем она хочет привести страну, ни квалифицированного опыта. Она полагает, что ее прямая и единственная задача - критиковать власть. И есть третья часть. Это Христианско-демократическая народная партия, которая придерживается конструктивной позиции. Она предлагает законы, поправки, изменения, проекты, ведет на протяжении многих лет четкую и понятную стратегическую линию.

Макроэкономический приоритет

Европейская комиссия с оптимизмом отнеслась к заключению в 2006 году с Молдавией соглашения о системе основных преференций во внешней торговле (режиме ассиметричной торговли). Реализация такого соглашения станет прорывом. При сохранении режима свободной торговли с Россией, а в ближайшее время - и с Украиной, Молдавия впервые за многие годы обретает возможность построения уникального инвестиционного климата, с очень высокой емкостью инвестиций, на порядок превосходящей текущую потенциальную привлекательность молдавского рынка. Макрорегиональная конъюнктура создает объективные предпосылки для перестройки экономики из аграрной в современную, основанную на высоких технологиях.

Экономический климат

В сфере дальнейшей дебюрократизации экономики мы, во-первых, наметили второй этап реорганизации публичного управления, сокращение госаппарата и запретительно-разрешительных полномочий чиновников. Нам удастся разместить все министерства в одном здании. Во-вторых, это внедрение второго этапа Гильотины, включающего в себя отмену еще тонны подзаконных актов и распоряжений, в том числе на уровне местных органов власти. В-третьих, мы завершили разработку Закона об амнистии капитала, который должен подвести определенную черту под темным периодом безответственности бизнеса перед законом, а власти - перед бизнесом.

В-четвертых, модернизация функций Центра по борьбе с коррупцией. Основной фокус работы Центра будет смещен в первую очередь в сферу контроля над действиями госаппарата. Именно в нем и формируются предпосылки для коррупционных сделок.

Кстати говоря, я категорически отказался от предложений по амнистии капитала для физических лиц. То есть чиновники не получат такой амнистии. За все придется ответить.

Газовая проблема

Молдавия - единственная страна в СНГ, которая уже несколько лет расплачивается с АО "Газпром" за поставляемый энергоноситель "живыми" деньгами и в полном объеме. Мы развиваем газопроводы по всей стране и отдаем их в эксплуатацию молдавско-российскому совместному предприятию "Молдова-газ", которое (а значит, и "Газпром", как соучредитель АО "Молдова-газ") получает от этого прибыль.

Я отношусь к числу тех, которые не видят в проблеме газа особой политики. По крайней мере, из того списка новых цен, которые предложены "Газпромом", не вытекает ясных политических выводов. Азербайджан, как член ГУАМ, будет платить за газ меньше, чем такой военный союзник России и член ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности - прим. ИА REGNUM), как Армения. Молдавия могла бы быстрее договориться с Россией о цене на газ, если бы находилась впереди Украины на газовой магистрали.

Безусловно, что ничего хорошего от повышения цены на газ не будет. Приветствовать изменение тарифов я не собираюсь. В этом году молдавская экономика выросла на 8,6%, а новые цены снизят и наш рост, и благосостояние нашего народа. Значительные части бюджета придется перенаправить на платежи "Газпрому".

Россия, безусловно, вправе определять для себя ценовые приоритеты, мы же, в свою очередь, должны делать все для того, чтобы находить правильные решения в сложившейся ситуации.

Прежняя цена для Молдавии была 80 долларов, и это была самая высокая цена среди стран СНГ, равная той, по которой газ покупали страны Прибалтики, члены НАТО и ЕС. Сегодняшняя цена для Молдавии пока не известна, идут весьма перспективные переговоры. Это испытание для нас, но мы его выдержим. Мы постараемся сделать все, чтобы новая ценовая политика России нанесла как можно меньше ущерба простому населению нашей страны.

Этот вопрос, естественно, приобретет большую предметность после завершения переговоров с "Газпромом". Сейчас с уверенностью можно сказать одно: после вступления России во Всемирную торговую организацию доходы Молдавии от транзита российского газа составят около 120 миллионов долларов в год, что в большой мере компенсирует потери от повышения цены".

Молдаван больше всего волнуют бедность и высокие цены

Курс на европейскую интеграцию Республики Молдова поддерживают более половины участников социологического опроса "Барометр общественного мнения", проведенного по заказу кишиневского Института общественных политик. Если бы в ближайшее воскресенье состоялся референдум на эту тему, 64,3 % респондентов проголосовали бы за присоединение Молдавии к Евросоюзу и только 8,5% - против; 3,2% не приняли бы участия в таком референдуме, а 9,6% не определились в этом вопросе, свидетельствуют результаты опроса, оглашенные 23 декабря, передает БАСА-пресс. 65% респондентов уверены, что присоединение к европейским структурам благотворно сказалось бы на их уровне жизни. 65,8% участников опроса считают отношения с Евросоюзом хорошими и очень хорошими.

29,1% респондентов считают оптимальным условием для обеспечения безопасности Молдавии присоединение к НАТО. Лишь 5,5% респондентов полагают целесообразным присоединение к Договору о коллективной безопасности СНГ, тогда как 20,9% уверены, что безопасность может обеспечить только статус нейтралитета. 1,5% поддерживает заключение двухсторонних соглашений с другими государствами. Вместе с тем, если бы состоялся референдум о присоединении к НАТО, "за" проголосовали бы 33,9% респондентов, 19,9% были бы против, 5,8% не приняли бы участие в голосовании, 31,1% не определились с ответом; 9,4% отказались ответить, сообщает БАСА-пресс.

Молдаван больше всего в настоящий момент волнуют бедность и высокие цены. Жителей Молдавии тревожат также безработица, коррупция и будущее их детей. 32% респондентов выразили недовольство своим уровнем жизни и только 1% "очень довольны" жизнью. 58,6% участников опроса заявили, что по сравнению с 2004 годом их жизнь практически не изменилась, 21,9% живут лучше, 32,5% респондентов уверены, что в следующем году их материальное состояние не изменится, 10% опасаются, что их уровень жизни ухудшится, а 30,6% уверены, что будут жить немного лучше. 28% респондентов сказали, что им не хватает денег на самое необходимое, 40,8% уточнили, что их доходы покрывают расходы на самое необходимое, лишь 0,8% могут позволить себе все необходимое без каких-либо ограничений, передает БАСА-пресс.

Рейтинг Партии коммунистов (ПКРМ) и ее лидера президента Владимира Воронина значительно снизился по сравнению с прошлым годом, несмотря на то, что правящая партия продолжает доминировать в перечне предпочтений электората Республики Молдова, делает вывод из результатов социологического опроса "Барометр общественного мнения" Info-Prim Neo. Если бы в следующее воскресенье состоялись выборы, 53% населения проголосовали бы за ПКРМ. За Христианско-демократическую народную партию (ХДНП) отдали бы голоса около 11% населения, за альянс "Наша Молдова" (АНМ) и Демократическую партию - по 10%, за Социал-демократическую и Социал-либеральную партии - по 5%.

Владимиру Воронину доверяют 47% респондентов (это самый низкий рейтинг президента страны за последние 4 года, в ноябре 2004 он составлял 59%, в феврале 2005 - 63% - прим. Info Prim Neo). Более 45% не верят в главу государства, а около 2% о нем не слышали. Премьер-министру Василию Тарлеву доверяют 37% респондентов, по сравнению с 47% год назад, председателю парламента Мариану Лупу - треть респондентов, экс-мэру столицы, главе альянса "Наша Молдова" Серафиму Урекяну - 28% (его рейтинг снизился почти на 10%).

Если бы в воскресенье состоялись парламентские выборы, 52% пришли бы к избирательным урнам, 26% ответили, что "возможно да", 9% отказались бы участвовать в выборах. По мнению 43% процентов респондентов, явка на выборы обязательна для всех граждан, а 36% считают наоборот. Лишь 20% населения верит политическим партиям, сообщает Info-Prim Neo. По мнению политических аналитиков, уровень популярности публичных лиц прямо пропорционален уровню представления их деятельности в прессе, а политические партии часто отождествляются с их лидерами. Проведенные ранее опросы показывают, что население Республика Молдова традиционно в наибольшей степени доверяет церкви, затем прессе и в третью очередь президенту.

Молдавия - "частично свободное государство"

Молдавия не достигла существенного прогресса в том, что касается установления демократии, как это произошло в соседних государствах. В 2005 году она сохранила статус "частично свободного государства". Об этом говорится в докладе американского фонда Freedom House относительно уровня свободы в мире, передает REPORTER.MD. Авторы доклада считают, что частая смена политических лидеров помешала разработать прочную и эффективную политику. В то же время, по мнению Freedom House, высокий уровень безработицы, большое число граждан с доходами ниже прожиточного уровня, а также теневая экономика, которая достигает от 30% до 70% от общей экономической деятельности, заставили многих граждан Молдавии покинуть страну в поисках заработков.

Эксперты Freedom House констатируют, что коррупция вызывает "большую обеспокоенность" в Молдавии, которая в списке Transparency International по индексу восприятия коррупции занимает 114-е место из 146 стран. В докладе Freedom House отмечается, что в Молдавии СМИ и юстиция не являются полностью свободными и независимыми. "Несмотря на то, что Конституция предусматривает независимость судебной системы и гарантирует равенство перед законом и презумпцию невиновности, существуют случаи, когда прокуроры, судьи и представители правоохранительных органов допускают взяточничество и являются объектом давления со стороны руководства страны. Кроме этого, есть случаи, когда полиция применяет пытки по отношению к подозреваемым и заключенным, однако эти дела не расследуются", - говорится в докладе. Freedom House констатирует также, что в Молдавии "свобода прессы в определенной степени ограничена", отмечает REPORTER.MD.

"Время": "Киев подложил Кишиневу свинью, а Москва занимается отговорками"

Недавно завершившийся очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" был для Тирасполя почти не скрываемым фарсом, в то время как для Кишинева - последней волевой попыткой предложить Левобережью целый ряд компромиссов по самым горячим вопросам, считает "Время". В первую очередь - по ситуации в Зоне безопасности, где, по мнению издания, "тираспольский режим" блокирует свободу передвижения людей и товаров из сел, находящихся под молдавской юрисдикцией, но расположенных на левом берегу Днестра. Люди нескольких сел в Зоне безопасности оказались на грани гуманитарной катастрофы. Поэтому, вопреки глобальности вопросов демократизации и формата миротворческой операции, Кишинев сконцентрировался на вопросах нормализации жизни нескольких тысяч конкретных людей. По этой проблеме еще в прошлый раз было достигнуто компромиссное решение, поддержанное сторонами-гарантами, - взимать с жителей 0,18% стоимости товаров за перемещение из зоны произведенных ими товаров и заменить приднестровские блокпосты, выполняющие функцию таможни, на совместный полицейско-милицейский контингент. Но Тирасполь не спешит выполнять это решение: несмотря на договоренности, оно не было воплощено в жизнь, и почему-то его пришлось обсуждать заново, пишет газета. Более того, представители Тирасполя и России настаивают на том, чтобы эти вопросы вообще не рассматривать, потому что сложившаяся ситуация - всего лишь спор экономических агентов...

Все это лишний раз указывает на степень серьезности, с которой Тирасполь садится за стол переговоров, а также на самостоятельность фигуры министра иностранных дел непризнанной ПМР Валерия Лицкая, который хоть и ставит свою подпись под документом, но никак не может гарантировать его выполнение, считает "Время". То же самое можно сказать и о документах пакета "А-1". Так в ОБСЕ назвали выдвинутые ею в ходе прошлого раунда переговоров предложения, направленные на укрепление доверия между сторонами. Речь идет об обмене информацией о состоянии вооружения Национальной армии Молдавии и различных военных формирований Левобережья. Кишинев выполнил свои обязательства и представил такую информацию еще в начале декабря. Чего нельзя сказать о Тирасполе, пишет газета. Формальная отговорка - "у Приднестровья нет опыта в консолидировании подобного рода информации". Хорошо, соглашается Кишинев, с трудом скрывая возмущение. Пусть посчитать "все штыки и пушки" вам поможет Российская Федерация. А если и вместе с ней не получится, то США, ЕС и ОБСЕ обещали предоставить компетентных экспертов.

Окончательно прояснить истинное отношение сторон конфликта к переговорам может отказ Лицкая следовать документам, подписанным уже в ходе этого раунда, продолжает кишиневское издание. К вечеру первого дня сторонам удалось за полчаса пройти несколько важных пунктов по теме Зоны безопасности. Когда казалось, что достигнут новый компромисс, Лицкай вдруг встрепенулся и попросил перерыва. Как обычно, последовал получасовой звонок президенту Приднестровья Игорю Смирнову. В результате приднестровский дипломат совсем не дипломатично отказался от своих слов, сказанных и зафиксированных в письменном виде не ранее как за час до этого, сообщает "Время". На второй день в Кишиневе от того же Лицкая прозвучала фраза, что все основные вчерашние договоренности стоит воспринимать чуть ли не как досадное недоразумение. Примерно понятно, какой должна была быть реакция со стороны Кишинева. То, что министр реинтеграции РМ Василий Шова не покинул это собрание, уже большое достижение, считает газета. Ведь, судя по речи Владимира Воронина в Дубоссарах, Шова вполне мог пойти на этот шаг.

Несмотря на очевидно провокационные демарши, молдавская сторона научилась держать удар и видеть плюсы там, где другие видят только минусы, отмечает политический обозреватель ежедневной газеты. Да, на этих переговорах из Тирасполя не удалось выбить практически ни одного компромисса, а в обоюдное исполнение хотя бы подписанного итогового протокола уже никто поверить не может. Но Кишинев уверен, что в определенном смысле переговоры достигли своей цели. Такой же, как и в Любляне: мировое сообщество в лице ОБСЕ, США и Евросоюза воочию убедилось в истинном отношении сторон, в первую очередь Российской Федерации и Приднестровья, к переговорному процессу.

Тем не менее Россия продолжает называть Молдавию виновницей стоящих на месте переговоров. "Решить проблему приднестровского урегулирования не удастся, пока Молдавия настаивает на выполнении своих условий", - заявил 20 декабря глава МИД РФ Сергей Лавров. Об этом сообщило РИА "Новости". "Пока руководство Молдавии настаивает на том, что будет решать данную проблему только на своих условиях и на основе своего закона, который был принят ценой отказа от своих прежних инициатив, я не вижу шансов на то, чтобы данный вопрос сдвинулся с мертвой точки", - сказал Лавров.

Тему продолжил представитель Российской Федерации в переговорном процессе Валерий Нестерушкин. "Вывозить боеприпасы возможно, лишь имея необходимые условия", - заявил он. Посол сообщил, что Россия продолжает работать с приднестровской администрацией "для того, чтобы такие условия были созданы, причем для передвижения боеприпасов не только по территории наших складов, но и по территории Приднестровья и Украины". Как отмечает РИА "Новости", Нестерушкин отметил, что вывоз российских боеприпасов прямого отношения к переговорному процессу по приднестровскому урегулированию не имеет. Буквально в следующей фразе представитель России в формате "5 + 2" делает прямо противоположное заявление: "Разблокирование переговорного процесса будет способствовать изменению ситуации и в конечном итоге позволит продолжить процесс вывода российских вооружений".

Точно так же Россия (и ей вторит Украина) увязывает переговорный процесс с изменением формата миротворческой операции, отмечает "Время". На вопрос, когда именно миротворческая операция может быть трансформирована, Нестерушкин ответил, что это может произойти по итогам урегулирования. "Когда мы восстановим режим диалога, тогда и перейдем к обсуждению этого вопроса", - сказал он.

США разочарованы итогами переговоров по Приднестровью

Соединенные Штаты Америки разочарованы тем, что на последнем раунде переговоров по приднестровскому урегулированию, прошедшем 15-16 декабря, не достигнут прогресс, передает румынский Mediafax. "Практически не достигнуто никакого прогресса, в частности, из-за обструкционистской позиции приднестровской стороны", - заявила 22 декабря постоянный представитель США в ОБСЕ Джулия Финли. "Следующий раунд переговоров, который состоится 26-27 января в Республике Молдова, предоставит сторонам возможность активизировать усилия и доказать, что относятся к переговорам серьезно", - добавила она, выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене. "Призываем стороны, в частности приднестровскую, соблюдать как дух, так и сроки протоколов, установленные в ходе первых двух раундов переговоров в формате 5+2, и в максимально оперативные сроки предоставить ОБСЕ военные данные", - сказала американский посол.

Дипломат вновь призвала Россию вывезти войска из Молдавии. "Ничто не в состоянии помочь более ощутимо приднестровскому урегулированию, чем завершение вывода войск Российской Федерации с территории Молдовы, как это предусматривают резолюции Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года", - подчеркнула Джулия Финли. Она также отметила, что США выступают за мирное урегулирование конфликта, на принципах суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова.

Молдавская делегация в Постоянном совете ОБСЕ также выразила от лица руководства РМ разочарование результатами второго раунда переговоров по решению приднестровского конфликта в расширенном формате, состоявшегося 15-16 декабря, сообщило МОЛДПРЕС. Несмотря на общую позицию Молдавии, ЕС, США, ОБСЕ и Украины о необходимости трансформации "неэффективного" механизма по поддержанию мира, этот факт не смог найти отражения в протоколе заседания, так как был отвергнут Российской Федерацией и Приднестровьем. Республика Молдова подтвердила "необходимость" преобразования до конца 2006 года нынешней миротворческой миссии в международную миссию военных и гражданских наблюдателей с мандатом ОБСЕ.

Кто станет новым спикером приднестровского парламента?

20 декабря президент ПМР Игорь Смирнов и председатель Верховного Совета Григорий Маракуца срочно вылетели в Москву для завершения консультаций по согласованию кандидатуры на пост председателя нового состава Верховного Совета Приднестровья, сообщает МОЛДПРЕС. По данным агентства, дополнительные консультации в Москве потребовались после недавнего визита в российскую столицу министра иностранных дел Приднестровья Валерия Лицкая и лидера движения "Обновление" Евгения Шевчука, где им так и не удалось согласовать кандидатуру будущего спикера приднестровского парламента.

Молдавские аналитики отмечают, что сложность в принятии решения, видимо, объясняется политической аморфностью нового состава Верховного Совета, отсутствием уверенности в том, что новый Верховный Совет, состоящий преимущественно из предпринимателей, будет достаточно непримирим в отношении проводимой молдавскими властями политики "объединения государства", пишет МОЛДПРЕС.

Председателя Верховного Совета Приднестровья предстоит избрать 28 декабря, на первом пленарном заседании приднестровских депутатов. В течение всех 15 лет после образования республики эту должность занимал Григорий Маракуца, сообщает БАСА-пресс. Большинство мандатов в новом Верховном Совете Приднестровья на выборах 11 декабря получило движение "Обновление", в которое входят в основном предприниматели и бизнесмены, 13 мандатов из 43 досталось попрезидентскому движению "Республика".

В Москве Игорь Смирнов встретился также с лидерами Абхазии и Южной Осетии. Как сообщает БАСА-пресс, в ходе встречи вновь обсуждалась идея проведения "саммита на высшем уровне" президентов трех непризнанных республик.

"Газовая атака" на молдавский бюджет и стабильность лея

Хотя вопрос новых цен на импортируемый Молдовой природный газ еще окончательно не разрешен, но уже с большой долей вероятности можно говорить, что они вырастут, считает "Экономическое обозрение". Вероятнее всего, вдвое, начиная с января 2006 года. И этот фактор, как считает большинство экспертов еженедельника, заставит существенно пересмотреть целый ряд расходных, а также, возможно, и доходных статей государственного бюджета на будущий год.

21 декабря президент РМ Владимир Воронин в ходе пресс-конференции, отвечая на вопрос о повышении цен на газ и возможных последствиях, обещал, что государство поможет социально незащищенным категориям граждан пережить увеличение цен. Но прежде чем говорить о конкретных механизмах и источниках "компенсаций", "Экономическое обозрение" отмечает, что рост тарифов на потребляемый газ повлечет за собой увеличение цен в довольно длинной цепи товаров и услуг. Начиная от тарифов на электроэнергию и заканчивая ценами на хлеб. С другой стороны, увеличение цен на газ и электроэнергию повлечет за собой и рост инвалютных расходов на их импорт. Что может создать, в особенности на первоначальном этапе перехода к новым тарифам на энергоносители, определенное давление на курс молдавской национальной валюты. Необходимые бюджетные "компенсации" малоимущим гражданам и курс молдавского лея к иностранным валютам в этом случае будут тесно связаны между собой. То, что "компенсации" реально будут востребованы и предоставлены, ни у кого не вызывает сомнений. Даже представители МВФ, находившиеся в первой половине декабря в Молдавии, в "заключительных замечаниях" по итогам миссии отмечают в этой связи неизбежность увеличения государственных субсидий и трансфертов в адрес социально уязвимых слоев населения. Но за счет каких источников будет производиться такая "компенсация": будет ли создана "подушка безопасности" за счет реальных доходов бюджета или за счет включения "печатного станка"?

Как полагают эксперты, главным источником увеличения доходов госбюджета Молдавии могло бы стать увеличение сумм налога на добавленную стоимость на импорт. Президент в своем послании упомянул о таком аспекте вопроса. По существующей сегодня практике, НДС на газ взимается по месту производства, то есть в стране поставщика. Такая практика противоречит кардинальным установкам Всемирной торговой организации. Имея в виду, что Российская Федерация стремится присоединиться к ВТО, а Молдавия уже является действительным членом этой международной организации, РМ с полным основанием требует от РФ в будущем придерживаться обычных, стандартных для членов ВТО правил взимания НДС при осуществлении экспорта, отмечает "Экономическое обозрение". Так как для принятия в ВТО необходимо согласие всех членов этой организации, Российской Федерации, вероятно, придется пойти на такую уступку Республике Молдова.

Поставки природного газа в РМ из РФ в 2006 году могут составить 1,6 млрд кубических метров. В денежном выражении, если рассчитывать в действующих до настоящего времени ценах, это составило бы сумму в 128 млн долларов. Соответственно, если отпускная цена поставщика увеличится вдвое - сумма вырастет до $256 млн. Легко посчитать, что в этом случае НДС составит сумму, эквивалентную 51,2 млн долларов. Если правительство РМ в ходе переговоров добьется того, чтобы НДС за импортируемый природный газ взимался по месту потребления, государственный бюджет Молдавии пополнится приблизительно (в зависимости от курса лея к доллару) на 645 млн леев, подсчитывает "ЭО". Это составляет 7,6% от основных доходов госбюджета.

"Тяжесть" дополнительной ноши, которая ляжет на все население Молдавии, в случае, если цены на импортируемый газ вырастут вдвое, составит 128 млн долларов, которые потребуются дополнительно для закупок газа в планируемом объеме. По отношению к суммарной величине импорта, которая составляет приблизительно 1,6 млрд долларов, это 8%. На каждого проживающего в Молдавии (а таких, включая детей, около 3 млн человек) придется дополнительно менее чем 43 доллара в год ($128 млн делим на 3 млн человек). То есть на среднестатистическую семью из трех человек - около 130 долларов в год, продолжает подсчеты "Экономическое обозрение".

Задача государства в этом случае заключается в том, чтобы помочь действительно социально уязвимым (малообеспеченным). Если удастся востребовать выплату НДС на импортируемый газ по месту потребления, то уже это даст государству ресурс для "компенсаций" в размере, эквивалентном 51 млн долларов. А этого достаточно для полной "компенсации" дополнительных расходов, так или иначе связанных с ростом цен на импортируемый газ, для 40% населения страны, пишет "Экономическое обозрение".

На его взгляд, в случае резкого, "шокового" повышения тарифов на газ реальная опасность состоит в провоцировании высоких темпов инфляции и девальвации национальной валюты. Этот, худший, сценарий возможен в случае, если государство решит пойти по пути популистских решений в своих "компенсационных" действиях. Одно дело, если "компенсации" будут направлены в адрес пенсионеров и низко оплачиваемых бюджетников. Другое, если из госбюджета решат компенсировать повышение цен всем в одинаковой мере. Притом, что источников в сверстанном и утвержденном госбюджете на 2006 год для этого нет. Рассчитывать на то, что такие источники появятся дополнительно в условиях повышения тарифов на газ и электроэнергию, не приходится. Как местные, так и зарубежные (мнение той же миссии МВФ) эксперты единодушны в том, что "газовая атака" негативно скажется на росте экономики РМ. Так что рассчитывать на опережающие прогнозные оценки темпы роста сбора налогов не приходится. Рост в большинстве отраслей экономики наверняка замедлится. Вероятнее всего, снизятся и темпы роста импорта, за исключением связанного с энергоносителями. А это существенная статья доходов госбюджета, отмечает "Экономическое обозрение". Из того, на что реально мог бы рассчитывать госбюджет (без раскачивания маховика инфляции) - это перераспределяемые средства из существующих внутренних доходов и внешние финансовые вливания. Так что, при правильном подходе к решению проблемы, с "газовой атакой" государство может справиться без кризисных последствий. Хотя затянуть ремни нам всем все-таки придется, заключает "ЭО".

Цены на газ: "Молдова справится"

(На вопросы агентства "ИНФОТАГ" ответил доктор экономики Олег Петрушин.)

"Как бы вы охарактеризовали состояние энергетической безопасности Молдовы?

Условия для обеспечения энергетической безопасности специфичны: с одной стороны, экономика Молдовы не столь энергоемка, как у большинства стран Европы. С другой стороны, более чем на 9/10 потребности в энергоресурсах обеспечиваются за счет их импорта. Местные ресурсы составляют не более 5-7% потребности в энергоресурсах.

В настоящее время основная часть (80%) потребляемых энергоресурсов составляет природный газ. Россия является единственным поставщиком газа, доля которого в импорте энергоресурсов составила в январе-октябре 2005 г. 28,1%.

Какова взаимосвязь новой цены на газ с индексом потребительских цен?

Молдавские бизнесмены начали проводить расчеты методом прямого счета: "Цена булки хлеба в январе следующего года может подскочить на 20%, сахар - на 10-15%, электричество - на 7-9%". Высказываются и предположения о повышении тарифов на тепло- и электроэнергию, в которых газовая составляющая довольно высока. Для энергоемких производств это станет неприятным фактором, усложняющим сбыт готовой продукции.

А вообще, как-то можно прогнозировать хотя бы приблизительные последствия от новой цены, если она будет применена ОАО "Газпром" в 2006 г.?

Знаете, частные оценки недостаточны. Созданная же правительством рабочая группа "для изучения ситуации и подготовки предложений" пока работает. Я попытался дать оценку влияния удвоенных цен на газ на экономику в целом, исходя из опыта таких исследований на основе межотраслевого баланса в НИИ планирования в 80-е гг. Моя оценка проведена на основе экономико-математической модели межотраслевого баланса (input-output model). Расчеты опирались на официальную статистику.

И что получилось?

Результат в целом оказался ожидаемым: под влиянием повышения цены на импортируемый газ при прежней структуре спроса возможно падение ВВП на 9-10%. Более вероятен сценарий, базирующийся на изменении платежеспособного спроса на газ, как в секторах экономики за счет повышения цен, так и населения - за счет изменения структуры расходов. В этом случае сбой в экономике будет меньше - до 2%.

А как это может отразиться на инфляции?

Думаю, что ускорение инфляции может составить 15-16%, и, с учетом запланированного на 2006 г. уровня в 10%, она может достичь 25%. При неизменном обменном курсе экспортно-ориентированные отрасли утратят свою былую конкурентоспособность. Давление на курс молдавского лея по отношению к основным валютам будет нарастать, и со стороны НБМ (Национальный банк Молдавии - прим. ИА REGNUM) и правительства потребуется очень гибкая макроэкономическая политика. Предстоит заранее продумать стратегию поведения, чтобы не допустить ажиотажа на валютном рынке и перехода инфляции в гиперинфляцию.

А что об этом говорит международный опыт?

Опыт Германии и других европейских стран показывает, что после шокового повышения цен на нефть, газ появляются новые реалии в экономике, которая "самоспасается" путем перехода к новой структуре производства и потребления. В использованной мною межотраслевой модели "затраты-выпуск" возмутителем спокойствия служит повышение цен на газ и, как следствие, рост производственных затрат. Модель позволила учесть как прямые затраты продукта на продукт, так и полные затраты основных отраслей экономики для производства продукции. Сделано допущение - в модели принималась неизменность составляющих валовой добавленной стоимости, хотя в действительности это трудно обеспечить. Ясно, что при высокой инфляции придется повышать заработную плату, а предприниматели не согласятся со снижением уровня рентабельности. А это еще подтолкнет инфляцию.

С помощью вашей модели можно увидеть пагубность новой цены на газ для основных отраслей молдавской экономики?

Я надеюсь, что Молдове самой или с помощью извне удастся найти выход и из этой ситуации. Никакая математическая модель не может учесть все факторы будущих процессов в экономике. Она может лишь помочь уловить вероятные тенденции, учет которых нужен в экономической политике. Принимать же решения и нести бремя отрицательных эффектов от удорожания газа придется совместно и государству, и бизнесу, и населению".

Справка "ИНФОТАГ": Доктор экономики Олег Петрушин работал в НИИ планирования (1979-1990), Центре проблем рыночной экономики Академии наук Молдавии (1990-1995), Центре стратегических исследований и реформ (1996-2003).

Украина повысила тарифы на электроэнергию для Молдавии

С 2006 г. тариф на электрическую энергию, которую Молдавия импортирует из Украины, повысится с 2,35 до 2,50 за кВт/час. Такое решение принято украинской стороной. Как сообщает "ИНФОТАГ", молдавская компания "Энергоком" и украинская "Укринтерэнерго" подписали соглашение об импорте украинской электроэнергии на 2006 в объеме 1,5 млрд. кВт/час.

Средневзвешенная цена экспортируемой Украиной электроэнергии на 2006 г. увеличилась более чем на 20%. Об этом сообщил директор "Укринтерэнерго" Олег Бугаев. Как передает "ИНФОТАГ" со ссылкой на украинские СМИ, он отметил, что за счет улучшения экономических условий контрактов с зарубежными потребителями Украина получит дополнительно около $100 млн.

По словам Бугаева, 14 декабря подписан весь пакет внешнеэкономических контрактов на 2006 г. на поставку электроэнергии с Украины по Западному сечению (Венгрия, Словакия, Польша, Румыния) и в Молдавию. В январе-октябре Украина экспортировала 7,283 млрд. кВт/час электроэнергии - на 72,2% больше, чем за аналогичный период в 2004 г. При этом продажи в Венгрию возросли на 10,6%, в Польшу - на 14,6%, а в Молдавию уменьшились - на 26,5%.

В 2005 г. Молдавию получала через "Энергоком" электроэнергию из России и Украины на паритетных условиях по 2,35 цента за 1 кВт/час. По данным Молдавии, республика использовала за 11 месяцев 928,3 млн. кВт/час украинской электроэнергии против 875,4 млн. за аналогичный период 2004 года. Расхождение с данными украинской стороны специалисты объясняют тем, что часть украинской электроэнергии реэкспортировалась в Румынию.

Справка "ИНФОТАГ": Собственные генерирующие мощности Молдавии позволяют производить не более трети потребляемой электроэнергии.