Илья Заславский: Баку-Тбилиси-Джейхан: Трудности (трубо)перевода
Когда 25 мая 2005 года в Сангачале в Азербайджане происходила торжественная церемония закачки первой нефти в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), то говорилось, что до турецкого глубоководного порта Джейхан - то есть до конечного пункта отгрузки - азербайджанская нефть доберется к сентябрю 2005, затем весной и летом речь уже шла о начале отгрузки в октябре. Сегодня называются еще более поздние сроки - ноябрь или даже декабрь 2005.
На данный момент в трубу закачали чуть более 2 млн барр. нефти, а для полного функционирования трубопровода потребуется 10 млн барр. (около 1,35 млн тонн) нефти сорта Azeri Light, которая поступает с месторождений Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ). Сейчас нефть идет по территории Грузии и достигнет границы с Турцией лишь только ориентировочно к октябрю. На то, чтобы достигнуть Джейхана, нужен еще месяц или больше.
Между тем, мало кто знает, (и это, надо сказать, не особенно освещается в СМИ), что строительство турецкого участка БТД до сих пор не завершено. Хотя по планам это должно было произойти в первом полугодии 2005 года. Особенно запаздывают работы по строительству насосных станций, которые на конец августа составляли 88%.
Сейчас турки ужасно раздражают своей волокитой западных акционеров, но, похоже, свое недовольство последние предпочитают держать при себе. Дело в том, что Турция отказалась выплачивать штраф за опоздание в строительстве нефтепровода. Это тем более удивительно, учитывая, что, по соглашению, Турция обязалась выплачивать участникам консорциума $500 тыс. за каждый день опоздания, но не делает этого. По всей видимости, турки просто поставили акционеров перед фактом: окончание масштабного международного проекта сегодня зависит только от них.
Проволочки с турецкой стороны уже сказались на общей стоимости проекта. Но и кроме них, есть много причин для подобного удорожания. Можно сказать, что увеличение стоимости для акционеров консорциума БТД - дело уже крайне привычное. Сейчас расчеты показывают, что объем затрат, понесенных консорциумом в 2005 году, составит $1,388 млрд (включая затраты на заполнение линии и на финансирование), то есть почти на 15% больше по сравнению с запланированным уровнем. Среди причин акционеры проекта называют рост расходов, связанных с подрядчиками и управлением проекта, а также с дополнительным объемом работ по присоединению к терминалу Azpetrol в Азербайджане. Общая же стоимость проекта уже превысила изначально запланированные $3,6 млрд и в итоге будет на уровне $4 млрд.
Между тем последние события вокруг трубопровода и связанных с ним месторождений вскрыли новые, более глубинные факторы, которые будут иметь первостепенное влияние на развитие всего проекта БТД.
Дело в том, что за 11 лет реализации проекта освоения месторождений Азери-Чираг-Гюнешли в результате доразведки извлекаемые запасы блока дважды переоценивались в сторону повышения с 540 млн тонн, и в последний раз - буквально в августе 2005 года - до 940 млн тонн. По текущим прогнозам, на месторождениях АЧГ на пике будет добываться 1,2 млн барр. в сутки, а не 1 млн, как это планировалось ранее (плановый уровень добычи 2005 года - 240 тыс. барр.). При этом пропускная способность БТД равна 1 млн барр. в сутки (50 млн твг). В связи с чем все громче раздаются мнения экспертов, утверждающих, что при таких прогнозах по добыче, начиная с 2008-2009 гг. нефтепровод БТД может вообще обойтись без нефти третьих сторон. Для его загрузки будет достаточно нефти, добываемой на АЧГ и конденсата с Шах-Дениз (последний начнет добываться и поступать в БТД через год). Если год назад представители Азербайджана ждали Казахстан в БТД с распростертыми объятиями, то теперь риторика совсем другая. По словам Натика Алиева, президента Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР), к 2010 г. в БТД не будет свободных мощностей для казахстанской нефти. При этом он добавляет, что трубу БТД можно будет расширить для прокачки до уровня 1,8 млн барр. в сутки (85 млн твг), но расчеты коммерческой эффективности такого проекта пока не проводились. По предварительным оценкам, на это понадобится от $1 млрд до $3 млрд в зависимости от сценариев подключения. В ответ Министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) Казахстана заявило, что недостатка нефтетранспортных мощностей можно легко избежать многими способами, и все они исключают строительство непонятного трубопровода в Баку. Это существующие пути через Россию, строящийся маршрут Казахстан-Китай, расширение двух портов - Актау и Курык. Более того, глава МЭМР Владимир Школьник не исключил перспективу строительства полномасштабного трубопровода в Иран.
Позиция же Азербайджана обусловлена большим количеством факторов, не дающих возможность сильно улучшить предложения по подключению к БТД для казахстанских чиновников. Во-первых, Шеварнадзе в свое время выторговал у покойного президента Гейдара Алиева отказ на транзитные сборы Азербайджана в пользу Грузии. В результате ни азербайджанские акционеры "БТД Ко", ни правительство в Баку не имеют больших стимулов наращивать прокачку по трубопроводу в Джейхан. Во-вторых, как сказано выше, оценка собственных запасов Азербайджана была недавно увеличена. И, в-третьих, (и что, по-видимому, немаловажно), по сути существует конкуренция нефти из двух республик на средиземноморском рынке, и Казахстан не готов идти на уменьшение конкурентоспособности своей нефти.
Поэтому на сегодняшний день, несмотря на то, что на политическом уровне по вопросу поставок казахстанской нефти в БТД достигнуто полное взаимопонимание, юридически соглашение между правительствами Азербайджана и Казахстана до сих пор не оформлено. И, по некоторым сведениям, оно отложено до 2006 года. Скорее всего, никакого трубопровода Актау-Баку в ближайшие несколько лет не будет, и, максимум, что может случиться, так это расширение танкерных перевозок по Каспийскому морю в сторону БТД. И то только при приемлемых условиях по тарифам со стороны Азербайджана и акционеров трубопровода БТД. В связи с чем эксперты рынка и трейдеры пытаются подсчитать: во сколько обойдется доставка одной тонны нефти из Казахстана до терминала в Сангачале при таком сценарии. По текущим оценкам, тариф может составить от $60 до 90 (!) за тонну при сегодняшних мировых ценах на энергоносители.
В ожидании решения или отсутствия решения по строительству подводной трубы Актау-Баку, каспийские компании тоже не дремлют. Они активно разрабатывают собственные проекты расширения терминальной инфраструктуры, которые пригодятся на случай как танкерных, так и трубопроводных поставок казахстанской нефти в БТД. В ближайшие месяцы азербайджанская Azpetrol завершит строительство трубопровода проектной мощностью 25 млн тонн в год для поставки нефти с терминала Azertrans (дочерняя структура Azpetrol) в Сангачале в трубопровод БТД. Компания Middle East Petrol (ОАЭ) начала соединение своей портовой и железнодорожной инфраструктуры с нефтепроводом Баку-Джейхан и инвестирует в эти работы $60 млн. Французская Total, оператор по экспорту нефти Кашагана, также намерена создать в Азербайджане свою транспортную инфраструктуру для поставок в БТД (хотя при этом компания активно ратует за увеличение экспорта казахстанской и туркменской нефти в Иран).
В целом вероятность строительства трубопровода Актау-Баку в ближайшие несколько лет можно назвать крайне низкой. Казахстан, безусловно, сначала посмотрит, насколько действенно можно сработаться с закавказскими (и англо-американскими) партнерами путем экспорта своей нефти танкерами до 2008-2009 года, а может, и после 2010-го. Казахстан давно объясняет и Азербайджану, и США, что для строительства транскаспийского трубопровода на 20-30 млн. тонн в год необходимо предоставить твердое доказательство долгосрочной выгодности экспорта через Кавказ (а BТC Сo., на самом деле, крайне хотелось бы получить с казахстанских экспортеров тарифную плату побольше, чем со своих акционеров). Успех "подключения" во многом зависит от будущих компромиссов обеих сторон. В противном случае казахстанские экспортеры ограничатся транспортировкой 10 млн. тонн в год, что в 2010 году составит 10 % от объема всей добычи нефти в восточно-каспийской стране.
При этом то же самое можно сказать и о казахстано-российском партнерстве. Подключится ли Казахстан или нет к Баку-Тбилиси-Джейхан, зависит также от того, насколько ему это вообще будет надо: может так случиться, что Россия предложит Казахстану более выгодные условия, и республика решит остаться со старым партнером.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- В Госдуме предложили конкретизировать понятие «отпуск»
- «Авангард» вырвал победу у «Салавата Юлаева» в КХЛ, уступая две шайбы
- Новые выбросы мазута обнаружили в шести районах Крыма
- На Крещение в Москве ожидается символическое похолодание