Справка: Гиорги Тавадзе со 2 апреля 2004 года является председателем Национальной регулирующей комиссии энергетики Грузии. В 2002-2004 годах возглавлял исполнительный совет Оптового рынка электроэнергии Грузии, в 2000-2004 годах являлся генеральным директором энергокомпании Аджарской АР, до того на протяжении лет также работал в энергетической сфере на разных должностях. Родился 2 ноября 1954 года, имеет жену и двух дочерей.

ИА REGNUM: Практически весь потребляемый газ Грузия получает из России. Кто выступает поставщиком, и каковы доли поставок "голубого топлива" в Грузию?

Наш основной поставщик - компания "Газэкспорт", являющаяся дочерней компанией "Газпрома". Кроме того, поставки газа в Грузию осуществляет и "Итера". Последняя поставляет около четверти от общего импорта газа в Грузию - остальное предоставляет "Газэкспорт". В целом Грузия потребляет приблизительно 1 миллиард 200 миллионов кубометров газа в год. Отсюда около 350 миллионов кубометров - потребление тбилисской газораспределительной компании "Тбилгаза". Остальные регионы Грузии обслуживает "Итера-Джорджиа" - дочерняя компания "Итеры".

ИА REGNUM: Как формируется потребительский тариф на газ?

"Тбилгази" покупает газ для Тбилиси по $60, но вместе со всеми затратами конечная цена составляет $66,4. В грузинской валюте доставленный на границу Грузии газ стоит 133,5 лари ($73,35). Доставку газа по Грузии осуществляет находящаяся в государственном владении Газовая транспортная компания, и к тарифу добавляются расходы на транспортировку, которые без НДС составляют 13 лари и 83 тетри - вместе с НДС это будет около 16 лари и 60 тетри ($9,12). Получая газ в Тбилиси, "Тбилгази" осуществляет его распределение посредством своей сети, что обходится ему в 63 лари 33 тетри ($34,8). В целом приобретение газа, его транспортировка и доставка к потребителю обходится в 225 лари без НДС - с НДС это составляет 270 лари ($148,35) за 1 тысячу кубометров газа. Из расчета на 1 кубометр это составляет 27 тетри (около 15 центов), что и является нашим сегодняшним потребительским тарифом. Почти такие же процедуры и в отношении регионов Грузии, но тариф там меньше на 2 тетри и составляет 25 тетри за 1 кубометр.

ИА REGNUM: Сходится ли эта картина с общим положением в сфере электроэнергетики?

Нет, в этой сфере положение отличается от газовой. В принципе, сейчас мы электроэнергию уже не импортируем - напротив, сейчас мы экспортируем свою электроэнергию в Турцию. Летом мы поставляем туда 80 млн. кВт/ч, и затем с декабря по апрель включительно они поставляют эту электроэнергию нам - такое соглашение заключено и работает между аджарской электрокомпанией и турецкой стороной. Импорт из России осуществляется лишь в условиях электродефицита, который в Грузии бывает начиная с поздней осени и в течении зимнего периода. Объем этого импорта колеблется в рамках 13-16%. В прошлом году Грузия потребила около 7 миллиардов кВт/ч, откуда около 1 миллиарда - то есть седьмая часть - российский импорт. Поставщиком выступает "ИнтерРАО" - дочерняя компания РАО ЕЭС. Определенный импорт электроэнергии происходит также и из Армении, а раньше мы импортировали электроэнергию и из Азербайджана. Тариф на российскую электроэнергию составляет 2,75 центов, и таков же тариф на армянскую электроэнергию. Фактически, основные энергообъекты в Армении скуплены российской стороной - в частности, РАО ЕЭС - и в обоих случая мы покупаем, можно сказать, российскую электроэнергию. Поэтому тут проводится единая политика. Что касается потребительского тарифа, то есть средневзвешенный тариф, который рассчитывается исходя из ряда различных компонентов. Затем к этому добавляется тариф передачи, тариф диспечеризации, тариф распределительной компании, другие компоненты, и получается итоговый потребительский тариф, который сейчас составляет для жителей Тбилиси 12,18 тетри, а для других конкретных целей - 13,7 тетри. В регионах тариф составляет от 8,1 до 8,5 тетри.

ИА REGNUM: Считаете ли вы, что российская сторона поднимет цену на газ, как того требуют в Думе, в частности, в отношении Грузии?

Пока никто не знает, будет или не будет выполнена эта рекомендация исполнительной властью России. Решающим в этом вопросе является позиция правительства во главе с администрацией президента, и часто бывало так, что российское правительство не разделяло позиции Думы. Я думаю, что это думское постановление было скорее жестом в адрес правительств тех стран, которые затрагиваются в данной рекомендации - ведь речь идет не только о Грузии, но и о странах Прибалтики, Молдавии, Украине... Я не думаю, чтобы повышение цен произошло в таком масштабе, как там говорится - до уровня европейских цен. Ведь Грузия находится рядом с Россией и расходы на транспортировку газа очень малы. Хотя некоторое увеличение цены на газ не исключаю - скажем, до 70 или 75 долларов за 1 тысячу кубометров. Но говорить об этом трудно - кто знает, что на уме у президента России?

ИА REGNUM: В случае увеличения Россией цены на газ это повлияет на потребительский тариф?

Конечно. В этом тарифе покупка газа и доля поставки составляет около 76%, и если цена увеличится, то увеличится и тариф. Хотя прямо пропорционального роста не будет. Тариф имеет свою методологию и состоит из очень многих компонентов, которые в определенной части можно переигрывать. Так что, если цена приобретения газа увеличится, скажем, на 20%, то это вовсе не значит, что тариф тоже увеличится на 20%.

ИА REGNUM: В случае увеличения Россией цены на свой газ повлияет ли это на транзит российских энергоносителей через территорию Грузии - в частности, в Армению?

Если не произойдет политизации этого вопроса, то нет. Конечно, много чего говорится, но и ребенку ясно, что это постановление Думы было политическим решением, призванным экономически наказать страну, проводящую неприемлемую для них политику. Но я считаю, что между цивилизованными странами и народами политические мотивации не должны перевешивать экономические. Я думаю, что и российской Думе, и российской администрации, и правительству Грузии, хватит мудрости не усугублять ситуацию и не подливать масла в огонь.

ИА REGNUM: Какие есть основные проблемы в сфере регулирования?

Были определенные проблемы. Некоторые ветви исполнительной власти прямо вмешивались в деятельность комиссии и хотели передать некоторые ее функции правительству. Но я думаю, что это неправильный подход, и, слава Богу, этого не произошло - комиссия осталась комиссией. Наша комиссия - это очень хорошо придуманная независимая регулирующая структура, являющаяся атрибутом независимой цивилизованной страны. Но одна проблема перед нами сегодня стоит. Вернее, комиссии не хватает некоторых полномочий. На нашей базе находятся различные субъекты, некоторые из которых обслуживают тысячи или больше миллиона абонентов. Например, возьмем тбилисскую энергораспределительную компанию ТЭЛАСИ (принадлежит РАО ЕЭС), которая имеет сотни тысяч абонентов в Тбилиси. Если ТЭЛАСИ начнет что-то грубо нарушать, то мы можем остановить ее лицензию на распределение электроэнергии. Но это вызовет то, что жители Тбилиси останутся без света. Есть и другие санкции, но они не столь уж действенны. Поэтому на каком-то этапе нужны буду изменения на законодательном уровне. Мне нравится модель наподобие Национального банка, который осуществляет надзор за коммерческими банками и если там что-то происходит, может назначить в коммерческий временную администрацию...