Справка: Анкваб Александр Золотинскович родился 26 декабря 1952 года в городе Сухуми. Окончил Ростовский юридический институт, Академию общественных наук при ЦК КПСС. В 1975-1981 годах работал в Министерстве юстиции Абхазской АССР, в Абхазском Обкоме комсомола, первым секретарем Гудаутского райкома комсомола, начальником Гудаутского районного отдела внутренних дел. В 1981-1983 годах работал в Тбилиси в аппарате ЦК Компартии Грузии инструктором отдела административных органов, заведующим сектором науки и экономического анализа отдела сельского хозяйства, заместителем заведующего отделом административных органов. В 1984-1990 годах руководил политическим аппаратом МВД Грузинской ССР в ранге заместителя министра. В 1991 году был избран депутатом Верховного Совета Абхазии. В 1992-1993 годах являлся министром внутренних дел Абхазии. С 1994 года занимался общественно-политической деятельностью, бизнесом, благотворительностью. С 14 февраля 2005 года - премьер-министр Абхазии.

ИА REGNUM: Г-н премьер-министр, прошло более ста дней со дня формирования нового правительства - это маленькая, но всё-таки дата... Мы не намерены спрашивать о достижениях, наоборот - чего правительству не удалось сделать, что фигурирует на повестке?

Правительство сделало очень мало. Мы эти четыре месяца, по сути дела, занимались тем, что латали дыры. И сегодня продолжаем разбираться с хозяйством. Фактически, мы еще не знаем до конца, что оно из себя представляет. Речь идет об инвентаризации. Она должна быть произведена во многих областях и в жилищном фонде, в производственной, курортной сферах. Эта работа проводится. Мы сегодня пытаемся выстроить нормальную управленческую схему, чтобы органы власти в центре и на местах для начала хотя бы синхронно работали. Я, поэтому, никогда и не заикался о том, что за эти сто дней мы что-то сделали. Однако, уверен, что дела пойдут лучше. Для этого нужны усилия, и какие-то нестандартные ходы, понимание наших граждан. Нам сегодня оказывается помощь российскими фондами. Мы сами должны думать, как самостоятельно зарабатывать деньги, как потом эти деньги вкладывать в необходимые отрасли. Впечатлений, конечно, много. Я знал, что проблем достаточно во многих областях, но не знал, что настолько.

ИА REGNUM: Как проходит процесс приватизации в Абхазии после формирования нового правительства?

Большой приватизации в Абхазии пока еще не было. Если речь идет о продаже и приватизации отдельно взятого крупного объекта курортной сферы, то по каждому конкретному случаю принимается решение Парламента-Народного Собрания, как это было и в истории с "Холодной речкой" (бывшая дача Иосифа Сталина - ред.) в апреле текущего года. В связи с этим я должен отметить, что новое правительство продолжит процесс разгосударствления крупных объектов, для нас это очень важный процесс. Ведь, государственные объекты - бывшие заводы, малые предприятия, которые выпускали самую различную продукцию, сегодня, к сожалению, не функционируют, а своими силами реанимировать их мы не в состоянии. Тоже самое относится и ко многим объектам курортной сферы, которые вот уже 12 лет не принимают отдыхающих. Здания и сооружения стареют, не говоря уже о тех, которые были разрушены во время войны. Мы считаем необходимым, вдохнуть в них жизнь. Это может быть сделано только лишь посредством больших инвестиций, посредством прямой продажи этих объектов. Это и есть наша генеральная линия.

Мы за то, чтобы продажу объектов, приватизацию проводить гласно. Я за то, чтобы проводить торги, и если у нас появятся внутренние покупатели - прекрасно. На сегодняшний день мы еще ничего не приватизировали. Сегодня идет сбор информации по всем объектам курортной сферы, как действующим, так и простаивающим. Деньги, полученные государством от приватизации, должны аккумулироваться в стабилизационном фонде, а затем вкладываться в ту же курортную сферу, сельское хозяйство, социальную сферу. Продажа курортных объектов - не самоцель. Надо учиться заработать деньги исходя из тех реалий, которые сложились на сегодняшний день. Завтра будет другое - заработанные деньги начнут приносить реальные доходы. Сегодня приватизируются в основном торговые объекты, и выкупают их наши граждане. Я за то, чтобы это происходило, за то, чтобы внутренний и внешний вид наших магазинов и гастрономов был привлекательным. Такие примеры уже налицо. Мы же не собираемся продавать мелкие и средние объекты иностранным гражданам. Речь идет о тех объектах, которые реабилитировать не под силу ни государству, ни нашим гражданам.

ИА REGNUM: Можно ли сегодня говорить о появлении в Абхазии новых крупных инвесторов?

Да конечно. В настоящее время запущен очередной проект по сортировке, парафинированию, и упаковки мандарин. Рядом же будет возведено предприятие по производству концентратов. Это вновь созданная абхазская фруктовая компания, где 100% - российский капитал. Еще на стадии проработки несколько весьма крупных проектов, касающиеся перерабатывающей промышленности, строительства птицефабрик, свиноводческих комплексов, это будет быстро окупаться и приносить доходы. Мы обговаривали с весьма состоятельными российскими бизнесменами возможности открытия у нас крупных оптовых баз стройматериалов, продуктов питания. Пора нам переходить от мелкого опта к более крупному. Это могут сделать те, у кого есть деньги и возможности. Кроме того, мы рассматриваем проекты, касающиеся транспорта, ожидаются серьезные вливания в эту сферу. Ведем переговоры о реанимировании сферы связи, чтобы во всех городах и районах Абхазии была современная цифровая связь. Необходимо заменить старые станции, которым очень много лет. Эти проекты реальны, и они будут осуществлены.

ИА REGNUM: Александр Золотинскович, Вы довольно часто бываете в российской столице, встречаетесь с представителями экономических и политических кругов. Ожидается ли активизация притока российского капитала в Абхазию. Каковы гарантии защиты этого капитала здесь?

Гарантии есть. Это прежде всего гарантии нашего государства. Та же "Холодная речка" - это не первые деньги в Абхазию. У нас давно и довольно благополучно работают несколько предприятий, которые были реанимированы и восстановлены на весьма крупные инвестиции из России. У страха, как правило, глаза велики. Однако оснований для паники - нет и быть не может. Безусловно, приток капитала будет, у нас будут созданы максимально благоприятные для этого условия, и мы за прозрачность сделок.

ИА REGNUM: Как обстоят дела в курортной сфере? Готовы ли сегодня туристические объекты Абхазии принять отдыхающих?

Сегодня 36 здравниц готовы к приему отдыхающих. Мы провели рабочие встречи с работниками курортной сферы. Предстоит еще одна встреча на озере Рица. У нас одно требование ко всем объектам, а именно, создавать максимум удобств экскурсантам и отдыхающим. Мы надеемся, если погода не подведет, то число отдыхающих будет не меньше, чем в 2003 году.

Проведена немалая работа с экскурсионными бюро - все экскурсоводы аттестованы. Кстати, многие не пришли на аттестацию, понимая, что не смогут ее пройти. Особое внимание мы уделяем вопросам безопасности. Я полагаю, что МВД будет лучше работать. Мы уже закупили 40 легковых автомобилей для МВД. Это будет серьезным подспорьем для организации патрульной службы, обеспечения контроля на трассах.

ИА REGNUM: Как Вы прокомментируете заявление МИД Грузии, в котором призывают иностранных туристов воздерживаться от поездок в Абхазию.

Это происходит из года в год. Но никого это абсолютно не пугает. Статистические данные подтверждают, что количество отдыхающих и туристов, посещающих нашу республику, год от года растет - не стал исключением и этот сезон. А чего здесь бояться? Соответствующие указания даны органам внутренних дел. Я думаю, что порядок в летний сезон будет обеспечен, и мы приглашаем россиян провести отпускной период в Абхазии. У нас чистое море, свежий воздух, вкусная еда, доступные цены, гостеприимный народ. А подобные заявления только ухудшают наши отношения с Грузией.

ИА REGNUM: Ваше правительство заявляло о необходимости возвращения в Абхазию потомков махаджиров из Турции. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

Это важная и тонкая тема. Я так понимаю эти вопросы: чтобы звать людей вернуться на историческую родину, надо обеспечить им безопасность, проживание, работу. Если мы сможем создать условия, то потомки махаджиров сами захотят вернуться. Одними лозунгами здесь не обойтись. Тут нужна конкретная работа. Сейчас этим занимается комитет по репатриации, руководитель которого Анзор Мукба очень хорошо знаком с данной проблематикой. Здесь надо меньше говорить, больше делать, заботиться о тех, кто уже вернулся, помогать тем, кто начинает жизнь в новых условиях. Есть Фонд репатриации, в котором аккумулируются средства и их надо тратить бережно, строго по назначению.

ИА REGNUM: В каких отраслях Абхазии больше всего наличествует турецкий капитал?

Если говорить о турецком капитале, то крупных примеров, я, конечно, вам не приведу, но отмечу, что за последнее время проявляется большой интерес. Предлагаются проекты в курортной сфере, производстве. Если они нас устроят, то мы, конечно, будем разговаривать с ними. Турецкие бизнесмены интересуются рыбным промыслом, хотят построить в Сухуме рыбозавод, есть и другие предложения. Посмотрим насколько это выгодно нам. Уже построена небольшая гостиница. Это деньги потомков наших махаджиров. В Ткварчели разрабатывается уголь турецкой фирмой "Тамсаш".

ИА REGNUM: Как обстоят дела с выдачей внутренних абхазских паспортов? Сегодня получается, что бланки паспортов не годны, надо печатать новые?

Документы печатались в Турции, и их изготовили бы как положено, просто кто-то допустил ошибку. Это происходит тогда, когда за решение серьезной проблемы берутся дилетанты. Эти паспорта не стоят тех денег, которые были потрачены на их изготовление. Я хотел бы знать, почему так произошло. Паспорта, безусловно, нужны. Об этом никто не спорит. Но, государственные средства надо использовать рационально, а не отдавать огромные деньги за бланки столь низкого качества, да еще и с опечатками "конституционного масштаба". Что касается пластиковых карт, то их используют во многих странах в качестве внутренних документов. В отличие от нашего паспорта, у них больше степеней защиты, магнитная полоса, содержащая всю необходимую информацию. Если вы спросите меня, то наряду с паспортом можно иметь и такие удостоверения гражданина Республики Абхазия. Новая власть не против выдачи абхазского паспорта. Я лично против того, чтобы составлялись документы с ошибками.

ИА REGNUM: Гальский район - самый проблемный. Недавно Вы там побывали с президентом Сергеем Багапшем. Разрабатывается ли программа подъема этого района?

Мы хотим интегрировать экономику Гальского района в экономику Абхазии. У этого района хорошие экономические возможности для пополнения нашего бюджета. В Гальском районе общественный порядок должны обеспечивать соответствующие структуры МВД. Мы хотим, чтобы эти структуры укреплялись и кадрами и чисто технически. Надо навести контроль в вопросах пересечения границы. Гальский район - это наша территория, и мы должны отвечать за все, что там происходит. Об этом шла речь на встречах руководства республики в Гальском районе.

ИА REGNUM: Видится ли Вам перспектива экономического взаимодействия с грузинской стороной, в частности, открытие абхазской железной дороги?

О каких взаимоотношениях с Грузией можно тут говорить... Мы поддерживаем идею открытия железной дороги. Возможно, в скором времени, после подписания протокола, трехсторонняя комиссия обследует участок от Сухума до Ингура. Далее при обоюдном согласии сторон начнутся ремонтно-восстановительные работы. Ведя переговоры о сквозном железнодорожном сообщении, мы переводим разговор из плоскости политической в экономическую. При этом открыто заявляем, что не торгуем своей независимостью, а предлагаем обсуждать общие проблемы, решение которых выгодно и нам, и России, и Армении, и Грузии.