Вести с демаркационной линии. Очередные встречи. Российские военные базы: "ответ Чемберлену" по-азербайджански. Как заработать на Кочаряне? Казимирова в Баку не любят. Степанакерт.

Вести с демаркационной линии

Азербайджанские СМИ продолжают сообщать о нарушениях армянской стороной режима прекращения огня, армянские - хранят молчание. Согласно бакинской "525-й газете", 6 мая в 19.50 армянские формирования подвергли обстрелу азербайджанские позиции, расположенные в районе села Мазамли Газахского района. В тот же день, в 20.00, армяне начали обстрел азербайджанских позиций у села Гызылгаджылы того же района. В 23.20 армяне открыли огонь по азербайджанским позициям, расположенным напротив села Куропаткино Ходжавендского района. Азербайджанская сторона открывала ответный огонь, жертв нет.

Электронная газета "Реальный Азербайджан" сообщает, что 7 июня с 21.35 до 21.50 часов с позиций, расположенных в 1 км северо-восточнее села Куропаткино Ходжавендского района, подразделения армянских вооруженных сил обстреляли из автоматов, пулеметов и снайперских винтовок расположенные напротив позиции азербайджанских вооруженных сил. С 23.20 до 23.45 армяне обстреляли с позиций, расположенных на 1,2 км южнее села Ашагы Сеидахмедли Физулинского района, расположенные напротив азербайджанские позиции. "Жертв, к счастью, нет".

Очередные встречи

Как сообщает ИА PanARMENIAN.Net, 8 июня в Вене состоялась встреча министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна и сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) Стивена Манна (США), Юрия Мерзлякова (Россия) и Бернара Фасье (Франция). В ходе встречи собеседники обсудили ряд касающихся процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта вопросов, которые вытекают из подходов варшавской встречи президентов Армении и Азербайджана. Были уточнены подробности запланированной на 17 июня в Париже встречи Вардана Осканяна со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым, организованной при посредничестве МГ ОБСЕ.

Очередная встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху (НК) пройдет 17 июня в Париже. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. По его словам, министры обсудят вопросы, обозначенные в рамках Пражской встречи, которая прошла 11 января 2005 года. "В случае необходимости может состояться встреча Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова с глазу на глаз".

Выступая перед журналистами, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров сообщил, что по некоторым элементам позиции Армении и Азербайджана близки друг к другу. По его словам, после согласования 7-9 элементов на этой основе будет подготовлен документ. "Мы поставили вопрос так, что в первую очередь армянские вооруженные силы должны выйти из 7 районов. С другой стороны речь идет о правовом статусе Нагорного Карабаха, о миротворческих силах. Конечно, разом решить все вопросы нельзя, и поэтому переговоры идут поэтапно. Девять элементов мы обсуждаем в общей форме. Если мы исключим какой-то элемент из переговоров, остальные не совпадут". На вопрос о том, присутствуют ли среди этих элементов проведение в Нагорном Карабахе референдума и возвращение Шуши, министр сказал: "Мы поставили этот вопрос таким образом, что азербайджанцы должны вернуться туда, где они жили. Так же и Шуша: жившие там азербайджанцы должны вернуться в Шушу". По словам министра, главное, чтобы была восстановлена территориальная целостность и суверенитет Азербайджана, чтобы азербайджанские земли были освобождены, беженцы вернулись обратно. Министр сообщил также, что на переговорах обсуждается и вопрос коридоров: "Речь идет об открытии и лачинской дороги между Арменией и Нагорным Карабахом, и дороги между Азербайджаном и Нахчываном. Ныне обсуждается вопрос, автомобильная или железная дорога будет открыта. Нам кажется, что лучше было бы открытие автомобильной дороги". Среди основных тем переговоров - вопрос безопасности населения в зоне конфликта. По мнению министра, необходимо налаживание доверия между общинами. "Для этого вначале должны быть открыты границы, налажены торговые связи, восстановлены транспорт и коммуникации. Армяне Нагорного Карабаха, являющиеся гражданами Азербайджана, должны пользоваться развитием страны". ("525-я газета").

"Мы обсуждаем вопросы о роде войск, которые будут размещены на освобожденных от оккупации территориях", - с таким заявлением на встрече с журналистами выступил министр иностранных дел АР Эльмар Мамедъяров. ("Day.Az")

Как сообщает PanARMENIAN, договоренность о проведении переговоров на уровне министров иностранных дел была достигнута 15 мая в ходе встречи президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. По словам посредников, в Варшаве были достигнуты "некоторые положительные результаты по главным компонентам урегулирования". Уточнению деталей, относящихся к этим самым "компонентам" и будет посвящена предстоящая парижская встреча. Согласно агентству, формат предстоящей встречи традиционный. Перед началом переговоров сопредседатели Минской группы проведут консультации с каждым из министров отдельно. По-видимому, это будет 17-го вечером. 18-го Вардан Осканян и Эльмар Мамедъяров встретятся за круглым столом в присутствии посредников, после чего может возникнуть необходимость в диалоге Осканяна и Мамедъярова тет-а-тет. Агентство сообщает, что, комментируя повестку встречи, министр иностранных дел Азербайджана Мамедъяров упомянул об одной чрезвычайно важной теме. Он подтвердил, что будет обсуждать с Варданом Осканяном "вопрос о размещении миротворческих сил в регионе после возвращения беженцев". По слова агентства, это позволяет обозревателям утверждать, что стороны верят в возможность скорого прорыва в переговорах, тем более, что, по словам Мамедъярова, Баку согласен не поднимать вопрос Карабаха в ООН и будет искать решение всех проблем лишь за столом переговоров с армянской стороной. Комментируя заявление Мамедъярова о том, что в Париже будет рассмотрен вопрос восстановления транспортных коммуникаций, агентство отмечает, что Азербайджану для связи с Нахичеваном вполне достаточно автомобильного сообщения, тогда как Армении, для восстановления сообщения с Россией, необходима железнодорожная связь. Тем не менее, заключает агентство, сам факт того, что азербайджанские правители уже готовы всерьез обсуждать возможность восстановления внутрирегиональных связей, вселяет определенный оптимизм.

Менее оптимистично относится к переговорному процессу газета "Аравот". По ее мнению, у Осканяна и Мамедъярова нет никакого стремления к скорейшему урегулированию проблемы. "Азербайджанская сторона не раз почти официально заявляла о своем намерении отложить урегулирование "до лучших времен", намекая на возможность решения вопроса с позиций своего дальнейшего экономического развития". Что касается армянской стороны, пишет газета, то для тех, кто представляет ее сегодня, откладывание решения карабахской проблемы является сверхзадачей, обусловленной "чрезвычайно узкими интересами чрезвычайно узкого круга". "Другое дело, что обе стороны заинтересованы быть "конструктивно" представленными внешнему миру и, таким образом, парочка Осканян-Мамедъяров снова получила возможность еще несколько месяцев беззаботно фланировать по европам".

Передавая сообщение о "рассекречивании" министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым тематики переговорного процесса, электронная газета "Тарегир" отмечает, что, в отличие от азербайджанцев, армянская сторона в данном вопросе "по-партизански продолжает хранить молчание".

Бакинская газета "Зеркало" в русле тематики пишет, что "судя по полунамекам" сопредседателей Минской группы ОБСЕ и официальных лиц двух стран, стороны вроде бы уже перешли от общих разговоров к детальному обсуждению. Однако, считает газета, эти полунамеки не позволяют судить о необратимости прогресса урегулирования. "Не исключено, что официальный Баку и Ереван блефуют для успокоения международного сообщества в лице США и ЕС. Запад не станет провоцировать внутриполитический кризис в Азербайджане и Армении, дабы не срывать переговоров, в которых демонстрируется стремление к компромиссу и взаимным уступкам. Нефтяная стратегия западных держав предусматривает стабильность в регионе Южного Кавказа, что делает нежелательным смену правящих элит в этих странах на более агрессивно настроенные. Ведь никто не может гарантировать, что новые власти будут желать и окажутся способными проявлять такую же стойкость к "замораживанию конфликта", как нынешняя правящая элита". Кроме того, считает газета, процесс может застопориться из-за недавней переброски российского вооружения в Армению. "Хотя российские политики уверяют, что оружие не станет угрозой для других стран, все же оно нарушает баланс сил в регионе и является более чем существенным поводом для ухудшения взаимоотношений между Баку и Москвой".

По мнению газеты "Аравот", в Пражском процессе преобладают признаки, присущие кризису. "Они проявляются как в противоречивых публичных заявлениях сторон переговоров о содержании и результатах встреч, как в обнародуемых позициях по урегулированию конфликта, так и во внутриполитической пропаганде". В частности, пишет газета, после каждой встречи стороны переговоров распространяют противоречивую информацию и долго спорят даже по вопросу о том, представляли сопредседатели Минской группы ОБСЕ новые предложения или нет. Что касается позиций сторон переговоров в отношении урегулирования конфликта, то они явно формируются на основе принципа взаимоисключения. Официальный Баку в качестве предварительного условия переговоров предлагает возвращение "оккупированных" территорий. Суть позиции Азербайджана в переводе с дипломатического языка на обычный сводится фактически к следующему: верните все, что мы потеряли в результате военных действий, начатых самим Азербайджаном, и тогда поговорим. В свою очередь официальный Ереван требует в обмен на территории независимого статуса для Нагорного Карабаха, географической связи Нагорного Карабаха с Арменией и гарантий безопасности для народа Нагорного Карабаха. Причем, считает газета, позиция властей Армении лишена логики, поскольку независимое государство (пункт первый) в сущности содержит в себе международные гарантии безопасности (пункт третий). С другой стороны, о каком переговорном процессе может идти речь, если Азербайджан последовательно выдвигает предварительные условия переговоров и угрожает в случае их отклонения Арменией возобновить вооруженные действия. Следующим проявлением кризиса в Пражском процессе, по мнению "Аравот", является то, что власти Армении и Азербайджана фактически уже и не пытаются скрыть свое намерение сохранить статус-кво, открыто "обосновывая" его важное значение. "В частности, официальный Ереван заявил, что международные тенденции развиваются в направлении укрепления права на самоопределение. За этим последовало предположение о том, что чем дольше Нагорный Карабах сохранит свою независимость де-факто, тем труднее будет повернуть вспять колесо истории, а именно: тем легче можно будет добиться независимости де-юре. В свою очередь официальный Баку не скрывает, что его сверхзадача не решение проблемы Нагорного Карабаха, а признание Армении агрессором и ее изоляция путем формирования международным сообществом новой политико-правовой базы в процессе урегулирования. Что касается политического урегулирования конфликта Нагорного Карабаха, то очевидно, что Азербайджан никогда к этому и не стремился. В частности, власти Азербайджана не перестают заявлять, что нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован на основе принципа территориальной целостности, поскольку азербайджанский народ никогда не смирится с фактом потери Нагорного Карабаха". Тем не менее, в ноябре 1998 года Азербайджан отклонил представленный Минской группой ОБСЕ документ под названием "Общее государство", несмотря на то, что в нем указывалось: "Карабах вместе с Азербайджаном образует общее государство в его международно признанных границах" и "жители Нагорного Карабаха в качестве подтверждающего личность документа будут иметь паспорт Азербайджана". Газета напоминает, что Армения и НК приняли эту программу, и если бы Азербайджан ее не отклонил...

Российские военные базы: "ответ Чемберлену" по-азербайджански

Азербайджанские СМИ продолжают обсуждать тему вывода российских военных баз из Грузии в свете переброски части их военной техники в Армению. Так, бакинская "525-я газета" сообщает, что, по словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, официальный Баку запросил у российской стороны более ясной информации относительно размещения части военной техники, вывезенной с военных баз РФ в Грузии, на территории Армении. По его словам, на встрече с временным поверенным в делах России в Азербайджане Петром Бурдыкиным он запросил больше информации о том, чем закончится эта переброска. "Подождем. Пока переговоры на этот счет между Грузией и Россией продолжаются", - сказал министр. Вместе с тем, Мамедъяров подчеркнул, что Россия, размещая часть своих вооружений, выведенных из Грузии, на территории своей базы в Армении, не нарушает Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). "Это не вопрос договора ДОВСЕ, так как вооружение размещается на российской базе, а не передается Армении. Мы ставим вопрос так: переброска вооружений - это неверный шаг, так как в регионе есть конфликт, и нам нужна больше демилитаризация, нежели милитаризация", - сказал глава МИД Азербайджана. По его словам, он обсудил этот вопрос с главой МИД Грузии Саломэ Зурабишвили, и она в ходе переговоров по поводу вывода баз довела озабоченность Азербайджана до сведения России.

По мнению российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова, передислокация в Армению вывозимой из Грузии российской военной техники не может помешать переговорному процессу. "Россия планирует разместить выводимые из Грузии военные базы на территории Дагестана и Кабардино-Балкарии. Однако есть такие виды боеприпасов и техники, которые нужно разместить на российской военной базе, дислоцированной в Армении. Например, какой смысл вывозить из региона то, что предусмотрено плановой заменой оборудования, а затем возвращать по мере необходимости на базу в Армении?" Мерзляков назвал безосновательными заявления о том, что в случае начала военных действий эти боеприпасы и техника будут использованы: "Урегулированием конфликта занимается Минская группа ОБСЕ. Наша основная задача - не допустить начала военных действий в зоне конфликта". ("525-я газета").

Россия стремится восстановить свое военное влияние на Азербайджан. Об этом, сообщает газета "Еркир", заявил на проходившем в Баку семинаре "Геостратегическое значение Азербайджана" бывший госсоветник АР Вафа Гулузаде. По его словам, войны в Карабахе никогда не будет, а мир в регионе восстановится по американскому сценарию. "Через некоторое время Кавказ полностью перейдет в сферу влияния Соединенных Штатов", - заявил Гулузаде. По словам экс-госсоветника, карабахский конфликт является не армяно-азербайджанским, а российско-азербайджанским конфликтом. "Об этом мы должны открыто говорить во всех международных структурах, в том числе в ООН. Россия понимает, что в случае утраты Южного Кавказа она потеряет весь Кавказ", - заявил Гулузаде.

Газета "Новое Время" со ссылкой на "Российские вести" пишет, что в последнее время результаты работы экспертов американо-израильского центра стратегических прогнозов "Стратфор" все больше и больше проникают на страницы западной печати. "Вот и на сей раз "Стратфор" организовал "утечку". Может ли Азербайджан в разрешении карабахского конфликта рассчитывать на вооруженные силы США? Один из многочисленных сценариев использования мобильных сил был разработан отставным полковником ВВС США Сэмом Гардинером. Он считал, что Пентагон может "предложить в ограниченном количестве помощь для разрешения спорных вопросов по Нагорному Карабаху". Что именно он имел в виду, неясно. Но военный журнал Atlantik Monthly в декабрьском номере опубликовал статью, в которой говорится, что предложения Гардинера, касающиеся Карабаха, были отвергнуты как "противоречащие интересам США". А что не противоречит? В этой детали и вся интрига. Как известно, часть боевой техники из военных баз в Грузии вывозится на российскую военную базу в Армении. Азербайджан реагирует на это очень нервно. Бакинские СМИ стали обвинять Москву в "неискренности" в отношении к Азербайджану и "необъективности в карабахском вопросе". Многие аналитики расценили это как попытку Азербайджана создать так называемое равновесие: если военные силы США в Азербайджане ставят перед собой глобальные задачи, то проблемы региона могли решить турецкие военные. Любопытно и другое. О возможности появления в Закавказье уже турецких военных баз писала недавно и грузинская печать. Она отмечала, что с вводом в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и выводом российских военных баз из Грузии появляется "новая эра в азербайджано-грузино-турецких отношениях". В частности, в военной сфере. А по сообщениям бакинских СМИ, летом этого года в Баку планируется встреча министров обороны Азербайджана, Грузии и Турции. На ней будут "обсуждаться вопросы создания турецко-азербайджанско-грузинского военного блока". И все как бы возвращается на круги своя. После развала Российской империи летом 1918 года в Баку появился первый немногочисленный экспедиционный корпус англичан. В Грузию вошли немецкие вооруженные силы. Потом, после первого ухода англичан, в Азербайджане появились турки. Позже они по договоренности с московскими большевиками ушли назад в Турцию и, таким образом, предали стоявших у власти в Азербайджане мусаватистов. Ранее нечто подобное проделали в Грузии и немцы. И тогда витали в воздухе идеи по созданию регионального военно-политического блока Баку-Тифлис-Тегеран. Но в конечном счете все рассыпалось. Укрепившаяся Москва наращивала свое давление на государства Закавказья до тех пор, пока их полностью не советизировала. Как бы и сейчас попытки сколотить региональный военно-политический блок с антироссийской направленностью не окончились подобным пшиком, ведь американцы играют по-крупному, и им плевать на Карабах. Им будет легче со временем договориться с Москвой, нежели выпестовывать местные режимы. Тем более что история в этом регионе мира всегда удивительным образом вертится почему-то по одному заколдованному кругу".

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что официальный Ереван приветствовал решение российских властей о переводе вооружения из Грузии в Армению. Более того, пишет газета, в пику заявлению министра обороны России Сергея Иванова о том, что передавать оружие Армении "никто не собирается, речь идет о его перебазировании на другую российскую базу", в Ереване рассматривают это вооружение как свое собственное. "Так, премьер-министр Армении Андраник Маргарян объясняет передислокацию российского вооружения и увеличение военного бюджета Армении намерениями Баку направить доходы от экспорта нефти на увеличение оборонного бюджета Азербайджана. То есть вы тратьте свои нефтяные доходы, а мы все получим бесплатно от России". И вот, пишет "Зеркало", 7 июня глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров пообещал России предпринять "ответные шаги". "Правда, заявление Мамедъярова была весьма скромным и с большими оговорками, но все же его устами официальный Баку хотя бы заговорил о "нашем ответе Чемберлену". Что может сделать Азербайджан в ответ, и вообще, решится ли официальный Баку окончательно портить отношения с Москвой накануне выборов и при наличии нерешенной карабахской проблемы? - спрашивает газета и напоминает, что в предыдущих номерах "Зеркало" предлагало денонсировать договор об аренде Габалинской радиолокационной станции и ликвидировать этот стратегический для России объект. В качестве другой меры газета предлагает "допустить на территорию страны американские военные базы под видом "временных сил реагирования" или "каспийских стражей". Причем газета считает, что эти варианты не взаимоисключают, а могут дополнить друг друга, и добавляет, что Россия переброской вооружения сама провоцирует Азербайджан на такие шаги.

Как заработать на Кочаряне?

С 28 по 31 мая в Любляне (Словения) состоялась весенняя сессия Парламентской ассамблеи НАТО, в которой в качестве ассоциированного члена приняла участие также парламентская делегация Армении. Согласно попавшей в СМИ информации, к армянским делегатам в Парламентской ассамблее НАТО обратились члены делегации Азербайджана Тапдиг Камалов и Рафаэл Гафаров, которые выразили удовлетворение конструктивной политикой президента Армении Роберта Кочаряна. Они попросили передать ему благодарность за то, что в Варшаве он наконец согласился вернуть азербайджанской стороне 7 районов. Любопытно также то, что первоисточником данной информации армянские СМИ называют азербайджанскую прессу, а азербайджанские - армянскую. ("Аравот").

Армянские сайты распространили интересную информацию об азербайджанских депутатах в Парламентской ассамблее НАТО, сообщает бакинское агентство Day.Az. "В информации говорится, что члены ММ (Милли Меджлиса, парламента Азербайджана - прим. ИА REGNUM) Таптыг Кямалов и Рафаэль Гафаров обратились к армянским депутатам с заявлением о том, что Роберт Кочарян претворяет в жизнь очень конструктивную политику: "Они попросили передать Роберту Кочаряну благодарность за возвращение 7 районов". Согласно агентству, Кямалов опровергает эту информацию. В интервью агентству "АПА" депутат заявил о том, что он выступил на заседании ассамблеи с докладом об "оккупационной" политике Армении в отношении Азербайджана: "Заявления о том, что мы выразили благодарность Роберту Кочаряну, не что иное, как очередная смута, которую привыкли сеять армяне. Такого никогда не было".

Как сообщает электронная газета "Тарегир", член армянской делегации в ПА НАТО, депутат от оппозиционной парламентской фракции "Национальное единение" Алексан Карапетян в ходе состоявшейся в Национальном Собрании РА пресс-конференции заявил, что азербайджанцы с благодарностью и удовлетворением восприняли достигнутую президентами Армении и Азербайджана в Варшаве договоренность о возвращении Азербайджану 7 подконтрольных армянской стороне территорий. По словам Карапетяна, в ответ на "провокационную политику турков" он заявил, что речи о возвращении территорий быть не может. "Я уверен, что единственный в Армении мужчина - Роберт Кочарян - скорее подаст в отставку, чем отдаст земли", - заявил оппозиционный депутат.

Согласно бакинской газете "Эхо", председатель азербайджанской Организации освобождения Карабаха (ООК) Акиф Наги выдвинул идею о создании фонда по сбору средств "за голову Кочаряна". По словам Наги, впервые он озвучил эту идею летом 2004 года. "Но пока какой-либо реакции нет", - отмечает Наги. "Мы обратились к бизнесменам, но они еще не выступили с ответными предложениями", - сожалеет глава ООК. Наги считает, что если фонд будет создан, то "проблем в реализации задумки быть не должно". Говоря о сумме, которая должна поступить в фонд, представитель ООК отмечает, что она может быть символичной, "главное, чтобы была осуществлена идея". Газета пишет, что, по словам главы ООК, члены организации намерены адресовать свое предложение выплатить вознаграждение "за голову президента Армении" не только азербайджанцам. "Наверняка среди армян есть люди, которые готовы за деньги уничтожить этого человека". "Люди, которые действительно хотят убить президента Армении, не создают фонды, а идут и делают свое дело!" - отреагировал на заявление депутат азербайджанского парламента Фазаил Агамалы. К тому же, считает парламентарий, вопрос Кочаряна не решается посредством фонда. По мнению Агамалы, люди, затеявшие этот проект, просто хотят с помощью "головы Кочаряна" заработать деньги.

Казимирова в Баку не любят

По приглашению неправительственных организаций Азербайджана, для участия в семинаре на тему "Геостратегическое значение Азербайджана", в Баку прибыл бывший российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров, сообщает газета "Реальный Азербайджан". В своем интервью ИА "Азеpи-Пpесс" Казимиров сказал, что в переговорах между Азербайджаном и Арменией по урегулированию нагорно-карабахской проблемы не определены конкретные детали: "Армения вернет Азербайджану семь районов, расположенных вокруг Нагорного Карабаха, но не безвозмездно. Для возвращения районов нужны многоступенчатые гарантии. Прежде всего, Азербайджан должен взять на себя конкретные обязательства, так как ваше государство более склонно к силовому решению проблемы. Другие стороны конфликта - Армения и Нагорный Карабах также должны взять на себя обязательства. И страны-сопредседатели, и Совет Безопасности ООН, и ОБСЕ должны дать гарантии, что после подписания мирного соглашения стороны не прибегут к применению силы. Если этих гарантий не будет, конфликт невозможно решить мирным путем. Если Азербайджан прибегнет к силовому решению вопроса, то его постигнет неудача".

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что семинар на тему "Геостратегическое значение Азербайджана" организовали британская организация Links и азербайджанская неправительственная организация "Цивилизация". Они же и пригласили бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России Владимира Казимирова, которого, по словам газеты, в Азербайджане считают проармянски настроенным.

Как сообщает информационный портал "Кавказский узел", открывшийся в Баку международный семинар "Геостратегическое значение Азербайджана" начался со скандала. Представители Организации освобождения Карабаха (ООК) потребовали, чтобы один из участников конференции, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ от России Владимир Казимиров, покинул зал. "Человек, не признающий территориальную целостность Азербайджана, не может находиться здесь, - заявил зампред ООК Фирудин Джалилов. Однако участники мероприятия предложили дать возможность Казимирову высказаться, а затем выразить свое отношение к его мнению в цивилизованной форме. Согласно "КУ", Казимиров посвятил свое выступление урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Суть его выступления свелась к тому, что и армяне, и азербайджанцы не правы. И оба народа занимаются не тем, чем надо, а самообманом: по мнению Казимирова, надо заниматься укреплением режима прекращения огня и установлением мира. "Если Азербайджан возобновит боевые действия с Арменией, то это будет означать потерю возможностей и геополитической значимости Азербайджана", - заявил Казимиров. "Победу в этой войне можно одержать при наличии неоднократного превосходства одной стороны конфликта, а для этого требуется не менее 5 лет. А в случае возобновления конфликта Азербайджан и Армения понесут огромные человеческие жертвы, появится новый поток беженцев, стороны понесут колоссальный материальный ущерб, прекратится процесс развития, появится угроза расширения конфликта", - подчеркнул он. "Легко начать войну, но трудно ее окончить", - заявил Казимиров.

Выступление Владимира Казимирова вызвало острую реакцию присутствующих, которые обвинили его в проармянской позиции и нежелании признать факт "оккупации" армянами азербайджанских земель, пишет "525-я газета". Наиболее резким был ответ Казимирову заведующего отделом внешних связей исполнительного аппарата президента АР Новруза Мамедова: "Все, кто тогда наряду с вами были сопредседателями, позабыли этот вопрос и заняты своими делами. Но вы опять, то ли из большой любви к Армении, то ли еще почему-то, не оставляете этот вопрос. Я каждый раз чувствовал, что вы очень близки с армянами и морально, и политически, и в отношении интереса". Политолог Вафа Гулузаде напомнил российскому дипломату о желании официальной Москвы разместить в Азербайджане свои военные базы и сказал, что в Азербайджане будет мир по-американски: "Потому что Россия потеряла шанс принести мир в этот регион. Россия - не государство, а империя, и эта империя не может действовать иначе. Российская империя хотела просто держать под контролем Азербайджан, Грузию и Армению посредством продолжающихся всю жизнь конфликтов". Газета пишет, что под напором этих обвинений Казимиров постарался несколько смягчить свои высказывания, отметив важность продолжения переговоров по урегулированию конфликта. Затем он признал: "Я человек с женским характером, и поэтому не могу сказать чего-то конкретного". Депутат азербайджанского парламента Асим Моллазаде также обвинил гостя в том, что тот живет настроениями прошлого. Представитель Центра общественных наук Грузии Георгий Гелашвили сказал, что Грузия - страна, осуществляющая вместе с Азербайджаном региональные проекты и двигающаяся к Европе, и что обе страны нуждаются в стабильности для осуществления всех задумок и ослабления влияния России: "По мере увеличения объема транспортировки энергоресурсов Каспия на Запад этот фактор будет усиливаться. В этом смысле очень важен альянс Турции, Грузии и Азербайджана".

На вопросы редактора азербайджанского еженедельника "Обозреватель" Гюльнары Мамедзаде ответил бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров. Предваряя интервью, редактор пишет: "Активисты Организации освобождения Карабаха (ООК), которые, как известно, ведут "освободительные бои" исключительно в зоне столицы и периодически сотрясают ее своими популистскими акциями, на этот раз гневно и агрессивно обрушились на Владимира Казимирова. Как мы относимся к Казимирову, каких оценок заслуживает деятельность этого дипломата в ведении переговоров по столь важному для нас вопросу - это отдельный вопрос, но отнюдь не повод для подобных действий. Тем более что Казимиров прибыл в Баку по приглашению. Если он враг - зачем пригласили? Если все же пригласили - зачем оскорбили?"

В последние годы в азербайджанской прессе часто появлялись статьи о возможности военного разрешения карабахского конфликта в соответствии с 52-й статьей "О праве нации на самооборону" Устава ООН...

Но в Уставе ООН речь идет об акте вооруженного нападения на государство - агрессии. Является ли оккупация части азербайджанской территории армянскими войсками актом агрессии? Агрессия и оккупация - разные вещи. Самый явный пример такого рода - Вторая мировая война, когда агрессором была Германия, а оккупирующей стороной - СССР. Я не хочу обижать азербайджанцев, но продавать оккупацию за casus belli не получится. Конечно, оккупация - аномалия. Но она продукт другого, еще более аномального явления - войны. Она продукт того, что некоторые силы были недостаточно решительны для того, чтобы положить конец попыткам силового решения конфликта. Вот эти-то люди несут наряду с самими оккупантами ответственность. К сожалению, не меньшее упорство в силовом решении конфликта проявляло и азербайджанское руководство. Примером может послужить зимнее наступление 1993-1994 годов азербайджанской армии, и это при наличии всех четырех резолюций СБ ООН, в которых главным было прекращение огня. Надо отметить, что за всю историю ООН известно всего несколько случаев определения агрессора, так как такое решение принимает СБ ООН.

Военное решение карабахского конфликта невозможно по нескольким причинам. Во-первых, если раньше приходилось воевать с партизанскими формированиями, то теперь в войне с обеих сторон будут участвовать хорошо вооруженные и подготовленные части, обладающие необходимым боевым опытом. Война приведет к катастрофическим последствиям: людские и материальные потери, потоки беженцев и т. д. Во-вторых, чтобы добиться победы, необходимо достичь двух- и даже трехкратного превосходства в силах, чем ни одна из сторон не обладает. Иначе добиться успеха в наступательной операции невозможно. Если же наступательная операция затянется, война превратится в позиционную, то это провал для тех, кто решил победить в результате блицкрига, так как поднимется шум со стороны международных организаций. Точно так же авантюристична попытка решения внутренних проблем Армении или Азербайджана за счет начала боевых действий и мобилизации нации, добиться ее сплочения вокруг идеи патриотизма. В-третьих, международное сообщество очень негативно отреагирует на столь грубое нарушение режима прекращения огня. ООН, ОБСЕ, СЕ могут применить санкции против государства, возобновившего войну. Еще один момент заключается в том, что сейчас уже невозможно будет осуществить провокацию, подобную той, которую Гитлер осуществил при нападении на Польшу, обвинив во всем саму Польшу. Сейчас уже достаточно самых различных средств фиксации, которые могут точно указать, кто первым перешел в наступление.

Каковы шансы на мирное решение конфликта в ближайшей перспективе, учитывая Пражский процесс и ожидающиеся встречи в Париже?

Вы знаете, люди в основе своей боятся ошибиться. Я, напротив, жажду ошибиться в этом вопросе. Но я не верю в возможность скорого прорыва в переговорном процессе. Понимаете, в чем дело: сумма противоречий по всей гамме спорных вопросов настолько велика, что каждый вопрос потребует потом долгого обсуждения. Но вас поджимают парламентские выборы в ноябре. Поэтому сейчас, в преддверии выборов, идти на какие-то уступки армянам власти по вполне понятным причинам не согласятся. А без этого требовать уступок только от армян, ждать, что они подыграют успеху азербайджанских властей на выборах, - рассчитывать на это наивно. Да и сама методология переговоров стала вялой, нерешительной. Когда я непосредственно занимался мирным урегулированием конфликта, мы постоянно проводили встречи, бесконечные переговоры, понемногу, но сглаживали противоречия. В завершение нашей миссии почти 80% спорных моментов было согласовано. Однако российская сторона в ходе переговоров основной упор делала на безусловное прекращение огня. У наших западных партнеров была другая задача - корректировать конфликт так, чтобы он не затихал, но и не усиливался. Оставался бы на уровне позиционного противостояния. Кроме того, западники, особенно американцы, выступали за непрерывность переговорного процесса. Это было понятно, так как для американцев МГ ОБСЕ стала приоткрытой дверью в Южный Кавказ. Россия же в своей посреднической деятельности использовала взаимодополняемость различных субъектов переговоров. Более того, в свое время мы вели переговоры на широком фронте, не ограничиваясь одними политико-дипломатическими переговорами. В конфликтующих странах создавали партии мира, тесно работали с парламентариями, религиозными лидерами, военачальниками, журналистами, работали над подготовкой общественного мнения к заключению мира. А что мы видим сейчас? Если урегулирование конфликта так важно и для азербайджанского общества, и для армянского, то разве соответствует своему значению вялотекущий ритм встреч под разными мифическими вывесками? Хотя вина в этом не столько посредников, сколько самих сторон конфликта, поскольку посредники только помогают. Сейчас переговоры идут под вывеской Пражского процесса, проходящего где угодно, только не в Праге. Встречи периодичны, в то время как они должны носить непрерывный характер.

О методологии урегулирования конфликта. Те варианты, которые отстаивают Армения и Азербайджан, я считаю непроходными. Армяне выступают за пакетное урегулирование. Но оно невозможно, так как это не устраивает Азербайджан. С другой стороны, принятие пакетного урегулирования с передачей Карабаха Армении - харакири для руководства Азербайджана, так же как для руководителя Армении, если Карабах отдать Азербайджану. В таком случае необходим Шарль де Голль, у которого хватило политической воли и мудрости отказаться от Алжира. Азербайджан выступает за поэтапный план урегулирования конфликта. При этом на первый план выносит освобождение оккупированных территорий, оставляя вопрос решения статуса Карабаха на потом. Это не проходит так же, как и армянский вариант со статусом. В итоге на столе переговоров два взаимоисключающих мертворожденных плана урегулирования.

Мое предложение такое: оба проекта должны идти параллельно. Я предлагаю проведение четырехступенчатых переговоров. В начале должна быть выработана гарантия невозобновления боевых действий. Это основа основ. Кстати, азербайджанской стороне необходимо помочь избавиться от недопонимания этого ключевого в переговорах момента. Второе - определение статуса. Карабахскую власть можно будет представить в виде временной администрации до полного решения статуса Карабаха. Это необходимо для облегчения контактов и ведения переговоров. И Армения, и Азербайджан должны будут согласиться на временный статус карабахской власти. Третье - освобождение оккупированных территорий, возвращение беженцев, перемещенных лиц. Таким образом, мой план можно назвать полупоэтапным или полупакетным. Определить полустатус Карабаха и начать освобождать территории. А размен территорий можно начать с мелких шагов.

Что касается миротворцев, то рассчитывать на долгую и полномасштабную миротворческую операцию не стоит - это же зависит от финансовых средств. Поэтому надо искать максимально экономные пути проведения миротворческой операции. На мой взгляд, это может выглядеть следующим образом: безусловная демилитаризация всех освобождаемых районов. С чем Азербайджан уже согласен. В этих районах размещаются не многочисленные миротворческие войска, а небольшие мобильные группы вооруженных миротворцев. Их задачей будет наблюдение за дорогами и фиксирование нарушений: вдруг кто-то начал перегруппировку сил, введение войск в демилитаризованную зону. В освобожденных зонах должны действовать азербайджанские саперы. На Араксе будут азербайджанские пограничники. Ну и, конечно же, гражданская полиция в пропорции к возвращающемуся населению. Вместе с тем должны быть и сильные отряды, способные силой преградить ввод азербайджанских войск на освобожденные территории или заставить выйти армянские войска. Это даст возможность сделать миротворческую операцию сравнительно недорогой и короткой. А то, что сейчас творится на линии соприкосновения, - ужас. Режим прекращения огня не соблюдается, ежедневные перестрелки, жертвы с обеих сторон. Этим конфликтующие стороны дискредитируют не только друг друга, но и посредников. Выход я вижу один: возобновить в полном масштабе соглашение о прекращении огня. Армения и Карабах согласны возобновить выполнение соглашения о прекращении огня, если также поступит Азербайджан. ("Обозреватель").

Степанакерт

Как сообщает ИА "Де-Факто", 2 июня президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал закон "Об отходах", а также законы о внесении изменений и дополнений в законы НК "О статусе судьи", "Об административном делении НКР".

Степанакертская газета "Азат Арцах" сообщает, что 2 июля президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял прибывшего в Степанакерт американского предпринимателя и благотворителя Ваагна Овнаняна. На встрече, в которой участвовал премьер-министр НК Анушаван Даниелян, был обсужден ряд перспективных инвестиционных программ, связанных, в частности, с внедрением в НК современных технологий обработки камня, а также с развитием сельского хозяйства. Высоко оценив активное участие благотворителей в процессе преодоления стоящих перед НК проблем, Аркадий Гукасян выразил уверенность в том, что традиционные связи семьи Овнанянов с Карабахом и его народом и впредь будут укрепляться.

ИА "Де-Факто" сообщает, что 4 июня президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял делегацию государственной налоговой службы при правительстве Армении во главе с начальником службы Феликсом Цолакяном. В ходе встречи, на которой присутствовал премьер-министр НК Анушаван Даниелян и начальник государственной налоговой службы НК Акоп Каграманян, собеседники рассмотрели вопрос углубления программ сотрудничества между налоговыми ведомствами Армении и Нагорного Карабаха, в частности, в сфере обмена информацией, а также техническими и методическими знаниями. Аркадий Гукасян выразил надежду, что сотрудничество налоговых ведомств Армении и НК и в дальнейшем будет носить конструктивный характер.

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 7 июня состоялось совместное заседание постоянных комиссий Национального Собрания (НС) Нагорного Карабаха с участием членов правительства, на котором был представлен отчет о выполнении государственного бюджета НК 2004 года. Было отмечено, что внутренний валовой продукт НК в 2004 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 18%, объем внешнего товарооборота - на 32%, налоговые обязательства перевыполнены на 30%. 62,5% средств госбюджета 2004 года были направлены на решение социальных вопросов.

8 июня состоялась пресс-конференция председателя Национального Собрания НК Олега Есаяна, которая была посвящена итогам деятельности парламента НК 3-го созыва. Спикер сообщил, что в период 2000-2005 гг. Национальное Собрание приняло 329 законов, 53 из коих были представлены в порядке законодательной инициативы. Еще более 10 законов планируется принять на последнем заседании парламента 3-го созыва, которое состоится на днях. В числе наиболее важных Олег Есаян назвал законы "О Национальном Собрании НКР", "О Контрольной палате НС НКР", "О гражданской службе", Избирательный кодекс НК и др. Спикер отметил, что почти во все действующие законы внесены изменения и дополнения, направленные на их усовершенствование. Парламент 3-го созыва рассмотрел 512 обращений, заявлений и предложений от граждан. Было проведено 16 встреч с членами правительства, в ходе которых депутаты задавали представителям исполнительной власти злободневные вопросы. Спикер сообщил также, что за минувшие 5 лет депутаты Национального Собрания республики совершили 22 рабочих визита в ближнее и дальнее зарубежье - США, Францию, Канаду, Великобританию, Болгарию, Россию, Кипр, Белоруссию и т.д. Олег Есаян выразил удовлетворение уровнем сотрудничества с НС Армении, отметив, что в рамках деятельности комиссии межпарламентского сотрудничества состоялись десятки рабочих встреч председателей парламентов и депутатов НК и РА. По его словам, открытие в парламенте РА представительства Национального Собрания НК еще более укрепило связь между двумя законодательными органами. Говоря о будущем парламенте, Олег Есаян выразил надежду, что он будет на порядок лучше своего предшественника. (Информационный портал МИД НК).

Газета "Еркир" сообщает, что следить за ходом запланированных на 19 июня парламентских выборов в Нагорный Карабах приглашены наблюдатели из ряда стран мира. В частности, в качестве наблюдателей на выборах в НК будут присутствовать два профессора государственного колледжа из города Вуорчестер (США).

Степанакертская газета "Демо" пишет, что предвыборная борьба в Нагорном Карабахе проходит достаточно спокойно. И премьер-министр НК Анушаван Даниелян, и руководитель парламентской фракции партии "Дашнакцутюн" Ваграм Балаян, и сопредседатель партии "Азат Айреник" ("Свободная Отчизна") Ара Арутюнян отмечают, что агитация проводится свободно. Однако, пишет газета, как замечают многие, у некоторых сил возможностей для агитации значительно больше. В частности, по словам депутата НС Арарата Петросяна, в Мартакертском районе в агитационную кампанию некоторых кандидатов вовлечены высокопоставленные государственные и полицейские чины. По сведениям газеты, предвыборные ситуации в Степанакерте и в районах заметно отличаются друг от друга. "В столице Нагорного Карабаха откровенную "вербовку" осуществлять трудно. Зато в селах агитацией занимаются и сельские старосты, и другие должностные лица, применяя при этом непорядочные методы". По словам одного политического деятеля из Армении, пишет газета, "это нормально, когда выборы проходят в борьбе. Ненормально - когда борьбы нет и все предрешено". "Демо" сообщает также, что МИД Нагорного Карабаха разослал наблюдателям сотни приглашений и уже получены положительные ответы. По словам руководителя партии "Движение-88" Эдуарда Агабекяна, выборы в органы местного самоуправления 2004 года сделали для повышения рейтинга Нагорного Карабаха больше, чем министерство иностранных дел за несколько лет. "Так что мы будем в центре внимания".