По просьбе ИА REGNUM ситуацию в Узбекистане прокоментировал заместитель главного редактора журнала "Политический класс" Алан Касаев.

REGNUM: Алан Черменович, как вы оцениваете то, что происходит сейчас в Узбекистане? Имеем ли мы дело с очередной оранжевой революцией?

Я бы исключил Узбекистан из списка стран, где потенциально может произойти некая оранжевая революция со сменой власти в столице, или революция, которая начинается в провинции, движется к столице и приводит к более или менее безболезненной смене власти. Узбекистан это очень сложное, внутренне противоречивое государственное образование, в котором любая более-менее мощная попытка дестабилизации ни в коем случае не сведется к процессу простой замены власти.

REGNUM: Какова, на ваш взгляд, цель тех сил, которые сейчас пытаются дестабилизировать обстановку?

В связи с отсутствием достоверной информации очень трудно сказать, что это за силы. Скорее всего, речь может идти о том, что крайне ослабленное последними годами экономической стагнации население депрессивных южных регионов Узбекистана на фоне фактического всевластия там милиции и спецслужб и произвола с их стороны действительно решилось на некое изъявление своего протеста. Другой вопрос, что вполне стихийным этот процесс не назовешь. Наверное, этим могли попытаться воспользоваться какие-то довольно хаотичные, слабые и доселе разрозненные оппозиционные силы явно исламистской окраски.

REGNUM: Вы полагаете, что эти беспорядки имеют локальный характер, или они имеют далеко идущую цель?

С одной стороны, насколько мы можем сейчас судить, они носят видимый локальный характер. С другой стороны, Ферганская долина, к несчастью, так устроена с точки зрения географии, народонаселения, хозяйственных занятий, что там не может быть беспорядков андижанских или беспорядков наманганских - они рано или поздно охватят всю Ферганскую долину с выходом за пределы территории Узбекистана. По крайней мере в Киргизию.

REGNUM: Как вы оцениваете реакцию президента Узбекистана, который вылетел на место событий?

Информация, которой я располагаю, не дает оснований говорить о каких-то серьезных действиях властей политического характера. Известно, что применяется оружие, но точно не известно, кем и в каких масштабах. Можно сказать, что президент Каримов вообще склонен к жестким действиям в отношении всякого рода беспорядков - стихийные они или организованные. Но в данном случае, если в митингах действительно принимают участие свыше 50 тысяч человек, как сообщают некоторые источники, я думаю, что армия и спецслужбы Узбекистана не в состоянии будут справиться со столь мощными народными выступлениями без больших жертв. Так что здесь, на мой взгляд, не обойтись без мер не только силовых, но и политических.

REGNUM: То есть личное присутствие президента на месте событий это знак готовности центральной власти к переговорам?

Я думаю, да. С другой стороны, это еще и знак отношения центральной власти к власти местной, которая проявила свою недееспособность.

REGNUM: Какую позицию, по вашему мнению, сейчас должна занять Россия?

Мне кажется, что Россия должна вербально выразить поддержку ныне существующему правительству Ислама Каримова, но какие-то иные меры с нашей стороны кроме дипломатических вряд ли могут быть использованы для поддержки власти в Узбекистане.

Я полагаю, что Россия должна поддержать не только 80 своих граждан, находящихся в зоне беспорядков, но и русскоязычное население, которого там гораздо больше. В Ферганской долине несколько десятков тысяч русскоязычного населения - преимущественно русских. Они могут оказаться самой страдающей стороной. Если массовые беспорядки примут неуправляемый характер, кого будут грабить в первую очередь? Конечно тех, кто наименее защищен. По отношению к кому будет направлено озлобление нищего местного населения? Во-первых, по отношению к представителям власти и, во-вторых, по отношению к тем, кто "лицом не вышел".

REGNUM: Каким же образом Россия может оказать поддержку этим людям?

Я думаю, что прежде всего необходимо четко заявить свою политическую позицию. Заявить, что Россия категорически против любых форм массовых беспорядков. И я думаю, что наши консульские работники в большом числе должны выехать туда, чтобы по крайней мере оценить масштабы происходящего и выработать рекомендации, в том числе для МЧС по возможным мерам по спасению людей. Речь может идти даже об эвакуации.Наша политика должна иметь степень готовности номер один.