Линия фронта. Состояние процесса урегулирования. Азербайджан готовится обсудить карабахский вопрос в Милли Меджлисе. Роберт Кочарян признал правоту Левона Тер-Петросяна? Степанакерт

Линия фронта

Как сообщает бакинская "525-я газета", 4 апреля, с 14.15 до 15.00, армянские формирования подвергали обстрелу азербайджанские позиции у села Газахлы Геранбойского района. Согласно газете, в тот же день, с 23.25 до 23.35 армянская сторона обстреляла азербайджанские позиции у села Ахмедагалы Агдамского района. В обоих случаях были использованы автоматы и пулеметы. Азербайджанская сторона открыла ответный огонь, жертв нет, сообщает пресс-служба Минобороны.

Азербайджанское агентство Day.Az передает, что 6 апреля с 00.10 до 01.35 подразделения армянских вооруженных сил с позиций, расположенных восточнее селения Немирли Агдамского района Азербайджана, а также с 04.00 до 04.10 часов с позиций в 1,6 км южнее селения Ахмедагалы того же района, подвергли обстрелу из автоматов и пулеметов позиции азербайджанской армии, расположенные напротив. Кроме того, передает агентство, во вторник с 20.30 до 21.25 часов армянские военные с позиций, расположенных в 3,2 км восточнее селения Тапгарагоюнлу Геранбойского района Азербайджана, обстреляли из крупнокалиберных пулеметов позиции азербайджанской армии, расположенные на территории указанного селения. Огонь противника во всех трех случаях был подавлен ответным огнем, потерь среди азербайджанских военных нет.

Как сообщает PanARMENIAN.Net в отделе информации и пропаганды Министерства обороны Нагорного Карабаха, 6 апреля ночью подразделения азербайджанских ВС подвергли обстрелу позиции Армии освобождения Нагорного Карабаха. Согласно источнику, подобные обстрелы не являются чем-то необычным, поскольку подобные инциденты случаются практически каждый день. Как отметили в МО НК, обстрелы в основном ведуться снайперами и они не могут считаться нарушением прекращения огня.

Согласно бакинской "525-й газете", в марте перемирие нарушалось 48 раз - наивысший показатель за все время перемирия с 1994 года и поныне. Позиционные бои продолжались максимум 3-5 часов. Соглавно газете, перемирие нарушалось на агдамском (23), тертерском (15), газахском (7), горанбойском (2) и физулинском (1) направлениях. В результате нарушения перемирия и по другим, не связанным с этим причинам, погибло 13 (10 рядовых, 1 майор, 1 прапорщик и 1 старший прапорщик) и ранено 12 военнослужащих азербайджанской армии. Наиболее опасными с точки зрения нарушений перемирия участками были села Гапанлы Тертерского района, Мирашелли и Шыхлар Агдамского района, Мезем и Гызылхаджилы Газахского района. Согласно подсчетам газеты, потери армянской стороны в марте примерно соответствуют потерям азербайджанской стороны. За январь и февраль, сообщает "525", перемирие нарушалось 17 раз, в том числе в агдамском направлении 12 раз, на тертерском направлении 4 раза и на газахском направлении 1 раз.

Как правило, эти нарушения наблюдаются в утренние и вечерние часы, сообщает Day.Az. Причем выстрелы с обеих сторон используются из таких огнестрельных орудий, как автомат, пулемет и гранатомет, иногда более крупное оружие. Кроме того, противостоящие силы находятся на близком друг к другу расстоянии, а в некоторых случаях не превышающем 70-80 метров. Исходя из всего сказанного, трудно, конечно же, представить себе эффект реализуемых оборонных мероприятий. Потому что противники могут наблюдать друг за другом внутри окопов. По мнению военных экспертов, потери на линии фронта за последние годы - самые большие. "К месту будет отметить, что в феврале-марте 2003 года в ВС Азербайджана погибли восемь человек и один ранен. Примерно в тот же период 2004 года шесть человек погибли, семь ранены. Любопытно, что среди всех указанных потерь отсутствует "фактор армянской пули". Чего нельзя сказать про февраль-март текущего года, когда погибли 25 азербайджанских военнослужащих, большинство из которых пали от рук армянских снайперов. Ранения получили не менее 40 солдат. Следует к тому же добавить, что в феврале 2005 года трое азербайджанских военнослужащих были захвачены армянами в плен".

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что если армяне перейдут в атаку, то получат незамедлительный отпор: "Война может начаться в любое время. Тем более, между Азербайджаном и Арменией нет мирного договора". Исходя из общего вывода экспертов, пишет бакинская газета "Экспресс", можно сказать, что, если за короткий промежуток времени напряженность ситуации на линии фронта не спадет, не исключено, что могут возобновиться военные действия локального характера. "И кто может дать гарантии, что они не перерастут в действия более масштабные?" Внешнеполитическое ведомство Азербайджана потребовало от Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика предпринять конкретные меры в связи с участившимися в последнее время нарушениями режима прекращения огня. По словам главы МИД Эльмара Мамедъярова, Азербайджан серьезно обеспокоен таким положением дел.

Член постоянной комиссии Милли меджлиса по вопросам обороны и безопасности Алимамед Нуриев в беседе с бакинской "525-й газетой" заявил, что эти нарушения имеют провокационный характер: "Армяне обеспокоены успехами азербайджанской дипломатии". Нуриев считает, что азербайджанская сторона должна предпринять адекватные ответные меры, и одновременно Азербайджан должен быть готов и к самым серьезным провокациям. "В преддверии приближающегося дня геноцида армян противоположная сторона постарается преподнести определенные сюрпризы". Другую причину нарушений перемирия А.Нуриев связал с предстоящей летом этого года сдачей в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. "Сегодня Азербайджан готов к войне. Азербайджан не станет спрашивать чьего-либо разрешения для освобождения своих земель. Однако если мы говорим о войне, то необходимо учитывать и внешние, и внутренние факторы. Геостратегическое пространство, в котором расположен Азербайджан, всегда находится на пересечении интересов великих держав. Пока идут дипломатические переговоры. Если они не приведут к результатам, то, несомненно, начнется война".

Попавшие 15 февраля в плен к армянам трое азербайджанских военнослужащих до сих пор не освобождены. Как сообщил агентству Turan секретарь Госкомиссии Азербайджана по работе с военнопленными, заложниками и без вести пропавшими Шаин Саилов, еще на встрече в Тбилиси 18 марта представители Армении дали согласие на освобождение пленных Руслана Бакирова, Хикмета Тагиева и Хаяла Абдуллаева. Зампред Госкомиссии Армении по пленным, заложникам, без вести пропавшим Михаил Григорян тогда заявил, что каких-либо преград для освобождения солдат нет. По окончании фильтрации азербайджанские военнослужащие будут освобождены, сказал он. Существует также договоренность, что в подобных случаях попавшие в плен военнослужащие будут выдаваться сразу же, без каких-либо проволочек. Саилов отметил, что представители МККК сразу были допущены к пленным, и они не заметили следов физического насилия. В настоящее время пленные содержатся в Степанакерте, однако конкретная дата выдачи азербайджанских военнослужащих до сих пор не известна.

Агентство "А1+" сообщает, что 1-го апреля азербайджанцы взяли в плен армянского военнослужащего 1985-го года рождения, проходившего обязательную службу в Ноемберянском районе. Представители Международной рабочей группы по освобождению пленных и поиску безвести пропавших и заложников надеются, что, учитывая договоренности, достигнутые в Тбилиси 18-го марта, азербайджанская сторона займет конструктивную позицию по отношению к гуманитарной задаче освобождения пленных, и после необходимой проверки вернет армянского военнослужащего.

Международная рабочая группа по поиску без вести пропавших, заложников и освобождению пленных в зоне Карабахского конфликта (МРГ) выражает надежду на то, что азербайджанская сторона не примет неконструктивный подход к гуманитарной проблеме освобождения пленных и, в соответствии с договоренностями, достигнутыми 18 марта в Тбилиси, возвратит задержанного сразу после необходимой проверки, передает "Арминфо". При этом, МРГ сообщает, что обращалась к руководству Нагорного Карабаха, в котором предупреждала, что необоснованные задержки в возвращении пленных провоцируют ответные шаги противоположной стороны. "Нам жаль, что мы оказались правы, доказательством чему является недавнее задержание армянского военнослужащего", - отмечают представители МРГ, вновь призывая власти НК передать Хаяла Абдуллаева, Хикмета Тагиева и Руслана Бакирова Международному Комитету Красного Креста. В обращении МРГ к руководству НК, в частности, говорится: "МРГ считает, что столь долгое содержание на территории НК трех азербайджанских солдат не имеет разумного объяснения. Срок содержания необоснованно затягивается, что отбрасывает назад процесс установления контактов между лицами, отвечающими за освобождение пленных и поиску без вести пропавших. МРГ - общественная структура и не имеет права требовать от сторон отчета, однако до сих пор азербайджанская и армянская стороны с доверием относились к нашим усилиям в поиске пропавших без вести и освобождения пленных". Согласно сообщению, сопредседатель МРГ Бернхард Клазен неоднократно обращался к Аркадию Гукасяну, Виктору Кочаряну, Масису Маиляну и получал заверения в скором освобождении пленных. "Встреча Госкомиссий Азербайджана и Армении 18 марта в Тбилиси определила механизмы дальнейшей работы на новом уровне, положила начало возобновлению непосредственных контактов сторон. Мы надеялись, что в ближайшее время представители НК присоединятся к этой работе и также вступят в непосредственный контакт с Госкомиссией АР",- отмечается в обращении. Чем больше времени пройдет до освобождения Абдуллаева, Тагиева и Бакирова, тем меньше будет доверия сторон друг другу, подчеркивают представители МРГ. "Длительное задержание пленных провоцирует другую строну на ответные действия. Мы убеждены, что такие действия ведут только к осложнению отношений, вредят тем, кто находится в плену, и тем, кому еще суждено там оказаться", - говорится в сообщении. МРГ подчеркивает, что решение гуманитарных проблем не должно осложняться политическими соображениями. МРГ готова принять участие в организации возвращения, чтобы продолжить процесс установления контактов всех лиц, ответственных за освобождение пленных и поиск без вести пропавших.

По словам пресс-секретаря МО Азербайджана Рамиза Меликова, информация о пленении армянского военного не поступала, пишет бакинская "Эхо". Однако независимый военный эксперт Узеир Джафаров заявил, что информация о пленении армянина соответствует действительности. "После того как армянская сторона фактически стала затягивать вопрос возвращения наших трех военнопленных-солдат, была дана команда по линии фронта, включая нахчыванское направление, взять, выражаясь по-военному, "языка". Это было сделано для того, чтобы в дальнейшем произвести обмен наших военнопленных. В результате несколько дней назад наши взяли одного армянского военнослужащего. Вообще, работа в этом направлении продолжается. Правда, Министерство обороны скрывает этот факт. Мне известно, что сейчас ведутся переговоры по обмену военнопленными. Но вряд ли он состоится в ближайшие дни. Обычно после поимки пленных соответствующие структуры проводят с ними некоторое время определенную работу". Тот факт, что трое азербайджанских военнослужащих до сих пор находятся в армянском плену, Джафаров объясняет безответственностью некоторых военачальников. "Потому что в январе, когда наша сторона без всяких условий вернула Армении сразу 4-х военнопленных, надо было предусмотреть, что в плен могут попасть и азербайджанские солдаты. А теперь армяне диктуют свои условия, не передают наших солдат, придумывая смешные отговорки, типа плохих погодных условий. Поэтому не исключено, что и в дальнейшем могут быть пленные и с нашей, и с армянской стороны". По мнению эксперта, перестрелки на линии фронта продлятся как минимум до середины мая, когда будет отмечена очередная годовщина введения режима прекращения огня.

Состояние процесса урегулирования

"Нынешний этап переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы можно положительно оценить, стороны близки к разрешению проблемы". Об этом в интервью радиостанции "Свобода" сказал сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. С этой точки зрения, он расценивает предстоящую встречу президентов двух стран Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева как очень важную: "Настало время дать указание министрам двух стран и посредникам в их дальнейших шагах". Как сообщил Ю.Мерзляков, пакет предложений по урегулированию конфликта уже подготовлен, он может быть представлен президентам двух стран: "После это все будет зависеть от решения двух президентов". Российский сопредседатель подчеркнул, что правительства двух стран должны пойти на определенные уступки: "Несмотря на то, что общественность Армении и Азербайджана не готова к каким-либо компромиссам и в этом направлении еще немало предстоит сделать, сегодня уже ясно, что Карабахский вопрос должен быть решен только политическим путем".

Встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедьярова и Вардана Осканяна на этот раз состоится в столице Великобритании Лондоне. Об этом, согласно бакинской "525-й газете", сообщил "АПА" российский сопредседатель Минской Группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Газета сообщает также, что по словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, встреча состоится 15 апреля в Лондоне. На встрече, которая пройдет с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ, будет определена дата очередной встречи глав Азербайджана и Армении.

Министр ИД Армении Вардан Осканян встретится 15 апреля в Лондоне с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом в беседе с ИА REGNUM сообщил пресс-секретарь МИД Армении Гамлет Гаспарян. При этом, по его словам, каких-либо договоренностей на счет встречи главы МИД Армении с его азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым пока нет.

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков в интервью, данном бакинскому телевидению, заявил, что на определенном этапе переговоров может возникнуть необходимость возврата к трехстороннему варианту. "Есть вопросы, которые просто невозможно решить без участия Нагорного Карабаха",- отметил Мерзляков. Что касается участия в переговорах азербайджанской общины Карабаха, по словам Мерзлякова, "интересы азербайджанской общины Карабаха представляет Азербайджан". ("Азг").

Председатель Демократической партии Нагорного Карабаха Ашот Гулян в интервью ИА "Кавказский узел" отметил, что в смысле изменения позиций международных посредников в деле урегулирования карабахского вопроса сложилось весьма выгодное для республики положение. Гулян, который до декабря 2004 года был министром иностранных дел Нагорного Карабаха, считает, что в условиях отсутствия контактов между карабахской и азербайджанской сторонами бессмысленно говорить о конкретных вопросах урегулирования. Хотя Нагорный Карабах имеет четко обозначенные формулы в переговорном процессе - это гарантии безопасности для населения и защита его права на самоопределение.

Бакинская "525-я газета" сообщает, что с целью интенсификации мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта создан "Кавказский дом", в который входят представители Азербайджана, Грузии и Армении. По словам политолога Зардушта Ализаде, реализация этой идеи может оказать содействие решению нагорно-карабахского конфликта. По его мнению, необходимо подготовить совместный проект, который будет открыт для каждого гражданина Азербайджана и Армении. С учетом всех предложений эти идеи должны быть представлены обществу. З.Ализаде считает, что азербайджанцы и сепаратисты Нагорного Карабаха должны провести обсуждения, довести предложения и требования и прийти к общей договоренности. "Армяне должны высказать свои предложения по безопасности, самоуправлению, вопросам образования. Проводя такие обсуждения, азербайджанская сторона должна стараться доказать прогрессивность своих предложений и то, что они благоприятны для армян. В Армении и Карабахе много армян, которые поняли, что обмануты и сожалеют об этом", - сказал Ализаде. По мнению политолога, проведение переговоров на общественном уровне между армянами и азербайджанцами является более цивилизованным и положительным, в отличие от радикализма и вражды.

Азербайджан готовится обсудить карабахский вопрос в Милли Меджлисе

Как сообщало ранее Day.Az, 6 мая нагорно-карабахский вопрос будет широко обсужден в Милли меджлисе (ММ) Азербайджана. Об этом 5 апреля сообщил председатель ММ Муртуз Алескеров. По его словам, в этот день заседания ММ - и утреннее и вечернее - будет посвящено обсуждению нагорно-карабахского вопроса. На заседании будет обсужден отчет, подготовленный расследовательской миссией ОБСЕ в конце февраля, вопрос политики заселения армянами Нагорного Карабаха, выращивания на оккупированных территориях наркотических веществ, продолжение армянской стороной политики террора в отношении азербайджанцев и другие вопросы. По итогам обсуждений предполагается принять заявление и направить его в ООН и другие международные организации.

Отвечая на вопрос бакинской газеты "Зеркало", насколько вероятны обсуждения по карабахскому конфликту в Милли меджлисе, вице-спикер азербайджанского парламента Зияфет Аскеров напомнил, что такого рода обсуждения недавно прошли в армянском парламенте. По его мнению, спекулируя на этих обсуждениях армяне тянут время. Слушания по карабахской проблеме состоялись там, однако никакого решения принято не было. "Если такие же беспредметные обсуждения будут проводиться и в нашем парламенте, то я лично против этого", - заявил вице-спикер. З.Аскеров считает, что обсуждения можно проводить лишь в случае достижения конкретных результатов на пражских переговорах. "А так как ничего конкретного пока нет, какой смысл обсуждать это?"

Заместитель председателя ПНФА ("реформаторы"), депутат Джемиль Гасанли в беседе с бакинской "525-й газетой" подчеркнул, что необходимость обсуждения в Милли меджлисе армяно-азербайджанского конфликта давно назрела: "Наш парламент и наше правительство ведут себя так, словно не Армения оккупировала азербайджанские земли, а Азербайджан - армянские, и поэтому сторонятся обсуждения данной темы. За минувшее время не освобождено ни пяди земли. Проводимые переговоры не дают никакого результата. Считаю, что в парламенте должны быть проведены слушания с участием президента и представителей общественности". Член политсовета партии "Новый Азербайджан", депутат Сейяд Аран считает, что основной причиной проведения в парламенте Армении слушаний по карабахскому вопросу является стремление армян придать их захватнической политике видимость законности: "Они хорошо знают, что Карабах - азербайджанская земля, и поэтому, проводя слушания, стараются оправдаться. Поскольку правда и справедливость на нашей стороне, правительство Азербайджана не проводит, подобно армянскому парламенту, специальных слушаний". Депутат Партии отечества Захид Орудж высказался за проведение в парламенте слушаний по проблеме Нагорного Карабаха: "К сожалению, в истории последних 5 лет деятельности парламента Азербайджана не было закрытых обсуждений. Однако я считаю, что регулярные нарушения перемирия на армяно-азербайджанском фронте делают такие обсуждения необходимыми. Конечно, может быть, что нарушения перемирия являются попыткой режима Кочаряна, захватившего власть на волне карабахских событий, предотвратить свое банкротство. Может быть, здесь присутствуют другие интересы. Может быть, они хотят таким путем припутать к процессу переговоров карабахских армян. Поэтому я считаю, что парламент Азербайджана должен провести слушания по этому вопросу, обратиться в ООН".

Роберт Кочарян признал правоту Левона Тер-Петросяна?

Газета "Чоррорд Ишханутюн" публикует мнения депутатов НС Армении о состоявшихся в парламенте Армении слушаниях по Карабахскому вопросу.

Мкртич Минасян, депгруппа "Народный депутат":
Речь не шла о сдаче или не сдаче территорий. Речь шла о реальной политике, о том, что мы обязаны учесть протекающие в мире политические процессы: Европа расширяет свои границы и мы вовлечены в список новых соседей ЕС. А для евроинтеграции необходимо считаться с европейскими нормами, законами и ценностями. Так что, речь может идти лишь о зоне безопасности, и если международные структуры смогут заменить пояс безопасности определенной системой безопасности, то можно будет говорить о ее пересмотре тем или иным образом. Я так понял. Думаю, что это логично. В 97-м, конечно, тоже ставился такой вопрос, однако говорилось, что сначала возвращаем территории, и лишь потом обсуждаем проблему статуса Карабаха. Сегодня мы хотим решить вопрос пакетно, но похоже придут к компромиссному решению - пакетно-поэтапному. Однако это всего лишь на уровне идей, конкретики нет. Обсуждения должны быть продолжены. Самое главное то, что необходимо исключить разговоры на силовых нотах и переговорным путем решить проблему.

Гурген Арсенян, руководитель фракции "Объединенная трудовая партия":
В процессе парламентских слушаний я, как гражданин Армении, сделал для себя следующий вывод - у нас нет четкой концепции, в которой было бы отражено, что нам надо, какие у нас цели и какими методами надо их достигать. Если цель не определена, все остальное непонятно. Артак Аракелян, фракция "Оринац Еркир" Думаю, что надо решить вопрос статуса, остальное - что взамен чего даем - является производным и будет решено в процессе обсуждений. Думаю, что обсуждение было очень продуктивным. Самый приемлемый для меня вариант - независимость Карабаха. В 97-ом ситуация была несколько иной. Тогда власти говорили, что пока территории не вернем, страна не сможет развиваться. Сегодня вопрос так не стоит. Сегодня вопрос поставлен так, что проблема Карабаха должна быть решена, представлены 4 варианта решения: высокий уровень автономии в составе Азербайджана, самостоятельность в условиях общего государства, присоединение к Армении и статус независимого государства. Для меня приемлем последний вариант. В этом случае можно идти на компромиссы. ("Чоррорд Ишханутюн").

"Очень обидно, когда министр обороны говорит об уступках, подобные заявления бьют по нашей армии, по духу наших военных", - заявил координатор общественной инициативы "Защита освобожденных территорий" Жирайр Сефилян, комментируя на пресс-конференции 7 апреля последние заявления министра обороны РА Сержа Саркисяна. Заявляя, что он выступает от имени участников карабахской войны, Сефилян призвал власти Армении "прекратить подобные разговоры". В противном случае, по его словам, "они будут строго наказаны". По словам Сефиляна, в 1990-х гг. Серж Саркисян не говорил об уступках, как он это утверждает сегодня. "Армянские бойцы не стерпели бы такого, он ответил бы за это на месте". На пресс-конференции было отмечено также, что общественная инициатива "Защита освобожденных территорий" многократно предупреждала, что в настоящее время карабахская политика правящего режима является продолжением политики прежнего режима и "как минимум, столь же пораженческой". "Сегодня можно подтвердить провал карабахской политики властей Армении. Уступки на словах, и фактически, также и на деле, вводят в заблуждение международную общественность, которая еще более ужесточает свои требования к Армении", - заявил политический секретарь организации Армен Агаян. По его словам, властями страны осуществляется "авантюристская политика", которая ведет армянский народ "в тупик с крайне тяжелыми последствиями". На пресс-конференции также было распространено заявление инициативы, согласно которому, "в ходе организованных 29-30 марта в Национальном собрании слушаний многие мысли, звучащие в официальных докладах, очевидно были высказаны со специальной целью включения их в пакет карабахского урегулирования". По словам авторов заявления, впервые армянская сторона, до получения предложений сопредседателей, "добровольно вводит в оборот новую формулу, содержащую уступки". В то же время, согласно документу, армянский народ никогда не смирится с уступкой какой-либо части территорий, с угрозой национальной безопасности и с политическими сделками, заключаемыми за счет национальных интересов. "Не считаться с этим равноценно политическому самоубийству как для правящих сегодня и поддерживающих их, так и для претендующих на власть политических группировок. Мы уверены, что такие окончательно потеряли право на решение судьбы народа, право на выступления от имени народа и неизбежно понесут наказание",- заявляет инициатива "Защита освобожденных территорий". ("Ноян Тапан", "А1+", "Иравунк").

Почему представители карабахского крыла власти, которые на заседании Совета безопасности ООН в 1998 г. считали возможным существование Нагорного Карабаха на территории 8 тысяч квадратных километров, во время парламентских слушаний "Проблема Нагорного Карабаха: пути урегулирования" выступили в пользу сдачи территорий, составляющих зону безопасности, под гарантии о невозобновлении войны? О чем свидетельствует то, что деятели, критиковавшие в свое время Левона Тер-Петросяна за поддержку поэтапного варианта урегулирования, в ходе упомянутых выше слушаний признались в надуманности этого спора? Почему если раньше все без исключения территории называли "освобожденными", теперь отмечают, что, в частности, Агдам - не армянский район? Не является ли это свидетельством того, что вокруг территорий достигнуты определенные договоренности и что посредством проведения парламентских слушаний власть стремилась подготовить общественность к этой мысли? В связи с подтверждением министра обороны Армении факта продвижения азербайджанцами своих позиций, можно ли говорить об угрозе возобновления военных действий? С такими вопросами газета "Аравот" обратилась к председателю партии "Национальное Единение" Арташесу Гегамяну. Отвечая на них, Гегамян, в частности, сказал: "Вспомним 2 ноября 1997 года, когда в газетах появилась аналитическая статья Левона Тер-Петросяна "Война или мир? Момент истины". Спустя 7,5 лет после публикации этой статьи мы оказались перед той же дилеммой, что и в 1997 году.... Армения, как и 16 лет назад, настаивает на принципе самоопределения наций, а азербайджанская сторона видит решение проблемы лишь в рамках принципа территориальной целостности". Гегамян представил газете задачи, которые, по его мнению, попытались решить Роберт Кочарян и Серж Саркисян. "Задача номер один. В глазах дипломатического корпуса и международных организаций г-н Кочарян может выглядеть как самый уравновешенный политический деятель Армении, которого из-за его "конструктивной" позиции по данному вопросу критикует и оппозиция, и поддерживающие его политические партии. Поставлена цель показать международной общественности, какие настроения в отношении карабахской проблемы могут стать доминирующими в случае смены власти. Задача номер два. Представить международной общественности Сержа Саркисяна как миролюбивого, взвешенного и благоразумного политического деятеля и сделать незаменимым существование на верхушке пирамиды политической власти в Армении тандема Роберт Кочарян-Серж Саркисян. Задача номер три. Зашедшие в тупик переговоры пытаются представить в качестве победы. Между тем сохранение статус-кво абсолютно не выгодно ни Евросоюзу, ни США, ни России и уже привело к опасным для экономики Армении последствиям". По мнению Гегамяна, истинной целью переворота 1998 года было перераспределение собственности, незаконное отчуждение имущества и бизнеса (рэкет) инвесторов армянской национальности (в частности из РФ), осуществление в отношении них политического и уголовного преследования, замораживание процесса раскрытия чудовищных преступлений, основание в сферах жизнеобеспечения монопольной властной клановой системы. То есть, считает Гегамян, те "обвинения", которые выдвигались предыдущим властям с целью осуществления смены власти, были абсолютно беспочвенны. Неслучайно сегодня говорят о тревожных процессах нарушения режима перемирия на линии соприкосновения, пытаясь доказать, что наступил опасный момент, поэтому необходимо объединиться. "Возникает логичный вопрос: вокруг кого объединиться? Тех сил, из-за бездарной внешней политики которых мы вновь оказались перед угрозой возобновления вооруженных действий? Тех людей, которые фактически показали, что Нагорный Карабах был всего лишь поводом для перераспределения разграбленной общественной собственности? Спустя 7,5 лет мы вновь оказались перед дилеммой: война или мир! Думается, что Роберту Седраковичу, Сержу Азатовичу и Вардану Минасовичу придется, взявшись за руки, покинуть политическую арену Армении".

Прежде чем поговорить о возможных побудительных причинах столь неожиданной для многих из нас готовности армянских властей к уступкам, отметим, что в ходе прошедших слушаний эта готовность не стала предметом жарких дебатов, пишет газета "Голос Армении". Очевидно между тем, что парламентские слушания в первую очередь должны были быть ориентированы на курс соответствующих обсуждений именно данной конкретной новости. Газета отмечает, что обнародованные Варданом Осканяном и особенно Сержем Саркисяном позиции выступили в явном противоречии с озвученной дашнакцаканским деятелем Арменом Рустамяном моделью концепции армянской безопасности, согласно которой, РА провозглашается гарантом безопасности НК и ее единственным сюзереном. При этом, пишет газета, озвученная в ходе парламентских слушаний официальная позиция Еревана по вопросу возможных уступок вступает в противоречие не только с подходами АРФ "Дашнакцутюн", но и с заявлением президента НК Аркадия Гукасяна: на фоне агрессивного лексикона официального Баку и его принципиальной неготовности к компромиссам говорить об "армянских уступках" крайне преждевременно. И тем не менее, отмечает "ГА", власти РА решили заявить о возможности односторонней, по сути, уступки. "29-30 марта официальный Ереван выразил принципиальную готовность на один из "поэтапных" вариантов урегулирования".

Через 8 лет после выхода в свет известной статьи Левона Тер-Петросяна "Мир или война: время призадуматься", парламент Армении организовал слушания по вопросу Нагорного Карабаха, целью которых является выработка объединенной армянской концепции в отношении карабахской проблемы, пишет газета "Айкакан жананак". Газета отмечает, что знакомые с содержанием знаменитой статьи первого президента Армении, в ходе слушаний поражались, когда в выступлениях активных участников переворота 98-го года - министра обороны Сержа Саркисяна, члена бюро АРФД Ваана Ованнисяна, а также министра ИД Вардана Осканяна, слышали те же обоснования, которые еще 8 лет назад представил первый президент Армении. Так, Серж Саркисян заявил, что компромиссы будут и они будут болезненными, что Агдам - не наша родина, и, что против твердых гарантий можно будет подумать о возвращении освобожденных территорий. Газета приводит цитату из статьи Тер-Петросяна: "Единственным путем решения вопроса НК является компромисс. Кормпромисс - это выбор не между хорошим и плохим, а между плохим и худшим, т.е. компромисс - лишь средство избежать худшего". В пространной статье "Айкакан жаманак" один за другим приводит высказывания представителей действующих властей, сопоставляя их с соответствующей позицией Левона Тер-Петросяна. А выступление российского дипломата Владимира Казимирова, который, по словам газеты, является единственным представителем международной общественности, с которым армянская сторона связывала большие надежды, "Айкакан жаманак" прокомментировала следующим образом: "Казимиров повел себя именно так, как и предупреждал в 97-м в своей статье Левон Тер-Петросян: "Неужели надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что какая бы власть ни была в России, все равно, она не сможет признать независимость НК, поскольку имеет в своем составе 20 карабахов". В заключение автор приводит слова руководителя парляментской фракции РПА Галуста Саакяна, который не видит ничего плохого в том, что "мысли сегодняшних политических деятелей созвучны высказываниям первого президента". Все так, пишет "АЖ", если бы не один нюанс. "Проблема в том, что переворот 1998 года его авторы оправдывали стремлением к проармянскому решению проблемы НК, а положения статьи Тер-Петросяна представляли как отправную точку "антиармянской" позиции. Теперь "проармянские" силы стали повторять эти "антиармянские" мысли с высоких трибун, и при этом не видят ничего плохого".

1997 год, Левон Тер-Петросян: "Помимо сущности компромисса важен и момент компромисса. Очевидно, что в случае компромисса добиться максимума возможного может лишь сильная сторона. Армения и Карабах сегодня сильны, как никогда, но в случае неурегулирования конфликта уже через год-другой неизмеримо ослабнут. То, что мы отвергаем сегодня, в будущем будем просить, но не получим, как не раз бывало в нашей истории. ("Чоррорд Ишханутюн").

Степанакерт

После состоявшейся в конце марта встречи президента НК Аркадия Гукасяна с председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Словении Дмитри Рупелем, президент НК ответил на вопросы журналистов:

Господин президент, после встречи с Вами председатель ОБСЕ Дмитри Рупель отметил, что появилась возможность для подключения Карабаха к переговорному процессу. Что Вы скажете об этом?
Это вполне реально. Я убежден, что Азербайджан обязательно вступит в переговоры с Карабахом. В противном случае, я остаюсь при своем мнении о том, что Азербайджан не так уж заинтересован в скорейшем урегулировании проблемы мирным путем.

А в какой степени Вы готовы вернуться за стол переговоров?
Нагорный Карабах всегда был готов. Всем известно, что НК с 1992 года участвовал в переговорном процессе в качестве стороны конфликта. Для участия в переговорах у нас имеется и кадровый потенциал, и довольно мощный интеллектуальный потенциал.

Но до этого между сторонами конфликта должна сформироваться атмосфера взаимодоверия. Как Вы считаете, кто и что должен сделать для этого?
Говоря об атмосфере взаимодоверия, мы в первую очередь ожидаем шага навстречу от Азербайджана. Я бы хотел, чтобы мы могли выслушивать друг друга. Все мы заинтересованы в том, чтобы не было войны и вопрос был бы урегулирован мирным путем. Я убежден, что этого желает и народ Азербайджана. Но, к сожалению, должен отметить, что на сегодня между нами нет никакого контакта, что вызывает крайнюю озабоченность и является столь же опасным. Мы все понимаем, что была война, есть итоги войны. Но мы должны вести переговоры, выслушать друг друга. И мы должны договориться, так как этот вопрос можно решить только в политической плоскости. Мы все должны осознать, что война не решает проблем. Конечно, война влияет на решение вопросов, но окончательное решение может состояться только в политической плоскости.

Пропагандистские машины обеих сторон систематически сеют вражду и ненависть друг к другу, что, мягко говоря, также не способствует формированию атмосферы взаимодоверия.
Да, я считаю, что это весьма опасное явление. И в направлении устранения этого негативного явления должен работать и Азербайджан, ибо инициатива создания вражеской атмосферы всегда исходила от него. Думаю, что в этом вопросе Армению и Карабах никак нельзя сравнивать с Азербайджаном. Это политика Азербайджана, и мы просто не можем не идти время от времени на ответный шаг.

Как Вы оцениваете современный этап переговорного процесса?
На сегодня в рамках Минской группы переговорного процесса нет. Существуют контакты между Азербайджаном и Арменией на различном уровне, что я считаю весьма важным, однако это не может заменить трехсторонний формат переговоров, предложенный в 1994 году Минской группой.

Как Вы прокомментируете тот факт, что в последнее время Азербайджан пытается любой ценой перенести вопрос Нагорного Карабаха из рамок ОБСЕ в другую инстанцию, скажем, например, в ООН.
Я всегда был и сейчас придерживаюсь того мнения, что подобные попытки Азербайджана говорят о том, что они не готовы к урегулированию вопроса. Более того, переносом вопроса из одной инстанции в другую Азербайджан пытается только воспрепятствовать процессу урегулирования.

Господин президент, в последнее время часто говорят об уступках с армянской стороны. На какие уступки, по Вашему мнению, готова армянская сторона?
Поскольку Азербайджан на высшем уровне исключает возможность взаимоуступок, неуместно, чтобы армянская сторона говорила о каких-либо уступках. Наша уступка должна исходить из уступок Азербайджана. Это не может быть односторонним процессом. Я думаю, что сегодня бессмысленно говорить о каких-то уступках с нашей стороны, тем более, что нет активного переговорного процесса, и, естественно, говорить об этом я считаю анахронизмом.

Какого Вы придерживаетесь мнения относительно проведения в Нагорном Карабахе повторного референдума?
Вам известно, что в Карабахе уже прошел референдум, но если европейские структуры решат, что необходимо еще раз провести референдум, то возражений у меня не будет. Более того, я отношусь к этому положительно. ("Азат Арцах").

Как сообщает ИА "Де-Факто", 5 апреля в министерстве иностранных дел Нагорного Карабаха внешеполитического ведомства НК Арман Меликян принял Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. В ходе беседы были обсуждены перспективы урегулирования карабахского конфликта и ситуация на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Участники встречи рассмотрели также ряд других вопросов, представляющих взаимный интерес.

Председатель Демократической партии Нагорного Карабаха Ашот Гулян, в беседе с ИА "Кавказский узел" сообщил, что за прошедшие 5 лет в Нагорном Карабахе был зафиксирован значительный экономический рост, благодаря чему в последние несколько лет периодически повышаются зарплаты бюджетникам и пенсии. Позитивными показателями в экономике Ашот Гулян назвал отсутствие ярко выраженных монополий и фактов неудачных сделок с крупными инвесторами. Говоря о предстоящих 19 июня в Нагорном Карабахе парламентских выборах, лидер демпартии отметил, что они готовы сотрудничать со всеми партиями. На вопрос, продолжит ли партия оставаться политической платформой действующих властей, А. Гулян ответил уклончиво, заметив, что они вновь постараются сформировать парламентское большинство.

С 18 по 27 октября в Нагорном Карабахе будет проведена первая, после обретения независимости, перепись населения, сообщает степанакертская газета "Демо". Газета пишет, что первая перепись населения в Карабахе проводилась в 1926 году. По итогам первой переписи численность населения в Карабахе составляла 125,3 тысячи человек, из коих 111,7 тысяч армян и 12,6 тысяч азербайджанцев. По итогам переписи, проведенной в 1939 году, население составляло150,8 тысяч человек, из коих 132 тысячи армян и 14,1 тысяча азербайджанцев. Перепись, проведенная в 1959 году показала, что численность армянского населения сократилась на 22,7 тысяч человек, а численность азербайджанского - выросла на 4 тысячи. В 1970-м численность населения НКАО составляла 152 тысячи - 123 тысячи армян и 37,5 тысяч азербайджанцев. По результатам проведенная в 1989 году переписи, из общего числа 189,1 тысяч человек, было зарегистрировано 145,5 тысяч армян и 40,7 тысяч азербайджанцев.

После распада СССР, ставшие независимыми республики получили в наследство долги по выплате гражданам обесцененных вкладов. Хотя вопрос этот также актуален и для Нагорного Карабаха и не смотря на сложные экономические и социальные проблемы, пишет степанакертская газета "Азат Арцах", средства для решения данной проблемы были найдены. Процесс предварительной компенсации обесцененных вкладов начался с 1998 года. Принимая за основу Указ президента НК и соответствующее решение правительства республики, согласно которым в отделениях "Арцахбанка" поэтапно осуществляется выплата предварительных компенсаций. Сумма, превышающая одну тысячу рублей, компенсации не подлежит. Газета отмечает, что на первом этапе выплаты компенсаций были охвачены вклады граждан, родившихся до 1 января 1923 года, на втором этапе - родившихся в 1923-1928 годах (включительно), третьем этапе - 1929-1930 гг., четвертом этапе -1931-1933 гг., пятом этапе - 1934-1937 гг., шестом этапе - 1938-1939 гг. С 21 марта, согласно Указу президента НК Аркадия Гукасяна от 3 марта сего года, в Степанакертском городском филиале ЗАО "Арцахбанк", а также районных филиалах начался очередной, седьмой, этап выплаты компенсаций гражданам НК 1940-1943 гг. рождения. На этом же этапе будут компенсированы также вклады погибших при защите НК военнослужащих и инвалидов войны первой группы.

Как сообщает газета "Азг", с 4 апреля Общественное радио Арцаха приостановило вещание. Остановка обусловлена работами по реконструкции и модернизации. Средства, необходимые для приобретения современной техники предоставлено из госбюджета. По словам исполнительного директора Общественной телерадиокомпании НК Вардгеса Багряна, работы по модернизации продлятся около месяца, после чего время вещания радиостанции увеличится на один час, и вместо 1 часа в день ОР будет выходить в эфир 2 часа. До конца года, если будет решен вопрос передатчика планируется довести эфирное время до 6 часов. Исполнительный директор ОТРК сообщил, что техническое переоснащение предусматривается также для Общественного телевидения.