"Основной закон - что дышло...".

("Красноярский рабочий", 26.11.04, Владимир Павловский)

Наш президент горазд на инициативы. Не успела страна отойти от его предложения отказаться от прямых выборов губернаторов, как появилось новое, точнее - сверхновое. Фактически назначенных глав регионов, а также председателей законодательных органов решено (именно решено, поскольку Сам предложил!) сделать сенаторами.

Но интересно даже не это. Все инициативы, как потом объясняют народу, не влекут за собой изменений в Конституции. Это что ж у нас за закон такой основной, если вроде как несовместимые действия легко в него вписываются? Выборы губернаторов проходили строго по главному законодательному акту, но если отменят их в одночасье (а ждать уже совсем недолго - Дума буквально рвётся поддержать президента), никакого покушения на этот самый акт не зафиксируют. То же произойдёт и с формированием Совета Федерации - и так хорошо, и эдак. Конституционный суд меж тем молчит и, видимо, если и нарушит молчание, то так туманно всё растолкует, что никто ничего не поймёт: то ли было нарушение, то ли не было.

Как бы ни клялся Путин Бушу в далёкой от нас Чили, что Россия строго придерживается канонов демократии, в такой же далёкой от Чили стране своему гаранту верят всё меньше и меньше. Твёрдыми шагами мы идём к тому, что власть будет принадлежать даже не одной партии, а исключительно бюрократии, эту партию формирующей.

Вы всё ещё не верите? С Госдумой у администрации президента и правительства проблем сейчас нет - любой, даже самый непопулярный, закон можно принять в мгновение ока. Губернаторы и председатели законодательных собраний стройной шеренгой выстроились в очередь, чтобы стать членами "Единой России". Несогласные с политикой партии просто не будут больше назначаться на высокий пост. Благодаря этому и в верхней палате парламента чужаков не будет, а если и окажутся они там, то лишь для проформы - надо ж показать, что демократия у нас всё же есть!

Вся власть вновь в одном кулаке, как это было на протяжении многих десятилетий. И при этом мы опять твердим о приверженности демократии, главный принцип которой заключается как раз в обратном - в строгом разделении функций законодателей и исполнителей. Я уж не говорю про ветвь судебную, которая давно все свои движения сверяет с направлением ветра, дующего из Кремля.

На Руси закон всегда что дышло... И, видимо, останется таковым впредь. Даже Основной.

"Единая фракция контроля".

("Красноярский рабочий", 26.11.04, Эрих Пырх)

Группа депутатов Законодательного Собрания выступила с инициативой по созданию в краевом парламенте фракции "Единая Россия".

В числе инициаторов - Александр Усс, Алексей Клешко, Юрий Захаринский, Валерий Семёнов, Николай Дроздов. В подписанном ими заявлении говорится, что "создание института фракций позволит внести конструктивные изменения в деятельность Законодательного Собрания, станет системообразующим элементом представительного органа края, структурирует политическое участие депутатов в его работе". "Единороссы" призвали своих коллег сформировать собственные фракции в ЗС.

Напомним, что поначалу законопроект о внесении соответствующих изменений в регламент работы Законодательного Собрания не набрал на сессии большинства голосов. Одни депутаты предлагали узаконить разбивку на фракции - и так, мол, существуют неофициальные "группировки по интересам", что тут скрывать. Оппоненты же расценили это предложение как козни правящей партии, которая возжелала укрепить своё влияние в региональных парламентах. Будто бы из Москвы в российские города и веси даже спущена неофициальная директива - как можно быстрее создать фракции "медведей" в местных органах представительной власти. В крае с первого наскока это сделать не удалось, но 12 ноября на сессии всё же было принято решение утвердить нужные поправки в регламент.

Как пояснил заместитель губернатора и по совместительству член политсовета Красноярского регионального отделения партии "Единая Россия" Юрий Олейников, "создание фракций вызвано усилением роли партий в жизни страны и их ответственности за принимаемые решения". Олейников отметил, что укрепление власти в целом обязательно должно сопровождаться созданием инструментов контроля за её деятельностью со стороны общества. Одним из таких инструментов как раз и должны стать партийные фракции. Сказано не в бровь, а в глаз - кому еще, как не президентской партии, контролировать внедрение в практику госуправления президентских новаций по укреплению вертикали власти?

"Два часа с мэром".

("Красноярский рабочий", 26.11.04, Дмитрий Лапин)

Пётр ПИМАШКОВ пришёл к нам в редакцию на встречу с читателями - вы знаете, что на организуемой газетой "прямой линии" у вас есть возможность пообщаться практически с любым известным человеком. На этот раз вопросы мэру Красноярска задавали мы, журналисты "Красноярского рабочего". Впрочем, уважаемые читатели, наши вопросы - это ваши вопросы, ведь в нашем лице мэр общался точно с такими же жителями Красноярска...

НАЧНЁМ С ПОЛИТИКИ

- Пётр Иванович, самая "горячая" тема - объединение Красноярского края с Эвенкией и Таймыром. Как вы относитесь к этой идее?

- Мое мнение однозначно: объединяться надо! Я не знаю, когда это произойдёт, но это случится обязательно. Наш край формировался как единый хозяйственный организм, и какие бы очертания ни приобретали его границы, он всегда располагался вдоль Енисея. Жители Эвенкии и Таймыра как считали Красноярск столицей своего края, так и считают. Происшедшее разделение на отдельные субъекты противоестественно. Край, как и всю страну, разорвали в угоду чьим-то амбициям. Это никому не пошло на пользу, и потери касаются не только экономики. Мы потеряли ощущение большого, мощного региона.

- Что нам даст это объединение?

- Прежде всего, не будет трёх губернаторов, трёх администраций и трёх законодательных собраний. Если сегодня отношения с федеральным центром приезжают выстраивать губернатор Красноярского края, губернатор Таймыра, губернатор Эвенкии - это одна ситуация. И совсем другое дело, когда приезжает всего один человек, но за его спиной - громадная территория от Саян до Ледовитого океана. Так что и с экономической, и с политической точки зрения объединение пойдёт всем нам только на пользу.

Повысится и статус Красноярска как единого центра трёх объединившихся субъектов. Для примера возьмём только один из проектов - организацию трансполярных авиаперелётов. За то, чтобы стать диспетчерским и посадочным узлом трансполярных перелётов, борются три города: Красноярск, Новосибирск и Иркутск. Реализация проекта сулит многое - от развития инфраструктуры аэропорта до строительства центров связи, гостиниц. Я бы сравнил эффект от запуска трансполярных воздушных трасс с тем импульсом, который город получил после прокладки Транссибирской магистрали. Представьте, что Транссиб прошёл бы южнее или севернее,- какая участь постигла бы тогда Красноярск?

Естественно, самолёты, сотни рейсов, пройдут не только над Красноярском, но и над Эвенкией и Таймыром. Сейчас уже Япония забеспокоилась: путь из Азии в Америку, пролегающий над нашей территорией, существенно короче, и есть все основания для того, чтобы из японского воздушного пространства трансконтинентальные авиалинии ушли к нам. За каждый километр навигационного обеспечения, пока лайнер летит над нами, на наш счёт падает, условно говоря, доллар. Что получится? Мы сидим, обеспечиваем навигацию, а денежки идут - одно удовольствие! (Смеётся.) Но это шутка. Если серьёзно, объединение края позволило бы нам комплексно взяться за реализацию этого проекта, за создание укрупненного центра управления воздушным движением.

Разработка месторождений нефти в Эвенкии обеспечит заказами красноярские предприятия, создаст на заводах новые рабочие места. Да, нам вроде бы и сейчас ничто не мешает новые месторождения разрабатывать, но при работе на единой территории с единым руководством управление, а значит и сам процесс будет гораздо эффективнее. Ещё пример: мы добились, чтобы добываемое в крае золото перерабатывали в Красноярске, на заводе цветных металлов. Добились только потому, что находимся в одном с добывающими компаниями регионе, раньше, как вы знаете, золото обрабатывали на Новосибирском аффинажном заводе.

- Пётр Иванович, как изменится бюджетная политика после объединения и не пострадает ли в финансовом плане краевой центр?

- Экономическая политика государства такова, что ожидать можно чего угодно. Помните, в начале 90-х годов нас убеждали: "Бюджетное планирование из центра закончилось, бюджеты будем формировать на местах". Многие этому поверили, но сегодня, увы, всё вернулось на круги своя, вновь жёсткая централизация. Всё выметается из региона подчистую, а потом распределяется из центра. Если на нас попытаются сэкономить именно сейчас, когда мы готовимся к объединению регионов, последствия могут быть очень печальными. Хорошо, что в Москве это понимают. Насколько мне известно, правительство выделяет Красноярскому краю порядка трёх миллиардов рублей - именно для того, чтобы жители объединившегося региона никоим образом не почувствовали ухудшения качества жизни.

ЧТО НАМ ГРЯДУЩЕЕ ГОТОВИТ?

- Что изменится у нас в Красноярске?

- Назову несколько цифр. В Красноярске ещё недавно дефицит тепла составлял 30 процентов. Вам не надо объяснять, что это значит: кроме холода в домах, в результате этого дефицита застопорилось и развитие Красноярска. Энергетики не давали разрешения на новостройки. А если город не строит новое жильё, он начинает постепенно погибать. Мы эту проблему решили: ввели дополнительные мощности на ТЭЦ, стали активнее применять энергосберегающие технологии. Сегодня у нас с теплом только одна проблема: случается, что из-за неотрегулированности систем один микрорайон мёрзнет, а в соседнем люди задыхаются от жары. Но эту проблему мы решим - это чисто техническая задача.

Без инноваций и внедрения новых технологий город развиваться не может. Сегодня Красноярск получает в год порядка 10-12 миллиардов рублей инвестиций. Через год-два мы планируем выйти на уровень в 14 миллиардов. Для этого прилагаем немалые усилия. Мы не случайно сейчас заговорили об имидже нашего города. Если Красноярск будет иметь плохую славу, люди не станут сюда приезжать, вкладывать средства, строить новые предприятия. От имиджа города зависят его перспективы, мы это очень чётко понимаем.

Приоритеты в индустриальном развитии Красноярска тоже определены - это машиностроение и предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности. Согласитесь, странно: у нас в крае растёт каждое пятое дерево России, а мебель в Красноярск завозят со всего мира! Будем открывать деревоперерабатывающие производства здесь, и успешные примеры уже есть. Фирма "Мекран" открыла свои магазины в Москве, отправляет продукцию за границу. Так что есть у нас в этой области и специалисты, и технологии. Будем делать в Красноярске качественные товары.

Следующий приоритет - модернизация существующих предприятий, чьи технологии и оборудование весьма устарели. В своё время завод холодильников, например, отправлял свою продукцию в 38 стран мира. Затем увеличились таможенные пошлины, железнодорожные тарифы - и наши холодильники даже за 500 километров везти стало невыгодно. В результате предприятие легло на бок. Мы пошли на то, чтобы заморозить заводу долги по налогам и штрафы, оказали ему возможное содействие - сейчас завод работает. Мы и дальше будем поддерживать такие предприятия.

Над чем надо ещё работать, так это над треугольником взаимоотношений "власть - бизнес - население". Здесь есть проблемы, особенно с организацией малого и среднего бизнеса, и, если сегодня спросить любого из предпринимателей: "Легче тебе стало заниматься делом?" - ни один не ответит утвердительно. Почему? С одной стороны, мы упрощаем и снижаем налоговое бремя, с другой - одновременно накручиваем какие-то непонятные условия, на ходу меняем правила игры.

Конечно же, в Красноярске будет метро - процесс его строительства запущен, остановить его невозможно. К сожалению, в настоящее время строительство метрополитена тормозится: сейчас из федерального центра Красноярску достаётся всего лишь 100 с небольшим миллионов в год. Это крайне мало. Но доводить стройку до логического завершения необходимо. Метро в Красноярске должно быть!

Ситуация, сложившаяся в системе образования, вам известна: в России три города являются лидерами в развитии образовательного процесса, Красноярск среди них - и по количеству экспериментальных площадок, и по внедрению новых форм обучения.

Про здравоохранение могу сказать следующее: эта отрасль попала в тяжелейшую ситуацию. Сегодня всё, что касается медицинского оборудования, лекарств, завязано на посреднические фирмы, а они так взвинтили цены, что мы не можем ни обновлять оборудование больниц, ни закупать эффективные препараты. Впрочем, на сегодняшний день в городе появилась реальная программа по выводу этой важнейшей отрасли из проблемной ситуации. Назову лишь одну из выполняемых нами программ: шесть лет назад начали работать над тем, как помочь будущим матерям. Объединили женские консультации и роддома, серьёзно улучшили пренатальную диагностику. В результате четвёртый год подряд в Красноярске рождаемость растёт на 10-15 процентов. Это один из лучших показателей в России.

КАК ПОРАДОВАТЬ МЭРА

- Лично вас что больше всего радует из сделанного в Красноярске?

- Меня радует то, что всё больше и больше красноярцев стали гордиться своим городом. И когда мы проводили среди молодёжи опрос на тему "Связываете ли вы своё будущее с Красноярском?", большинство ответило положительно. Это меня радует, молодёжь остаётся здесь, мы не теряем население. Большинство городов в России этим похвастаться не может. Численность красноярцев прирастает за счёт повышения рождаемости, за счёт миграции, в том числе за счёт переселения из Заполярья по программе "Север на юг".

Самая страшная беда Красноярска - воздух, которым мы дышим. Но чуть-чуть стало чище. Сейчас мы разворачиваем ряд интереснейших проектов. Например, я обратился к учёным с вопросом: что можно сделать, чтобы убрать смог над Красноярском в безветренную погоду? Думают. Кроме этого, 270 миллионов долларов вкладывает в экологическую программу алюминиевый завод.

- Каких новых инициатив нам ожидать от мэра Пимашкова?

- Любая инициатива, любая традиция должна быть востребована. Вот, например, идея карнавала должна была созреть. Думаю, если бы 7-8 лет назад мы попытались бы провести в Красноярске карнавал, ничего бы у нас не получилось. Что ожидать нового? Давайте оставим это в секрете, пусть красноярцев ждёт сюрприз.

"ЗДОРОВЫЙ МИР" ПО-КРАСНОЯРСКИ

- Будут ли появляться новые спортивные объекты на окраинах Красноярска, в Черёмушках или в посёлке Энергетиков? И где будет строиться новый ледовый дворец, обещанный губернатором?

- Прежде всего нам надо было сохранить то, что Красноярск имел. Средств на содержание стадионов и спортплощадок не выделялось, и к началу 90-х годов во дворах практически исчезли хоккейные коробки. Их сломали или застроили. Эту ситуацию мы изменили, хоккейные коробки во дворах появились. Взяли под своё крыло брошенный спорткомплекс "Строитель". Несколько дней назад я подписал решение: забираем в муниципальную собственность стадион "Торпедо". Мы его обязательно приведём в порядок. На стадионе "Рассвет" ситуация сложнее, там поле наше, муниципальное, а трибуны - частные. Что касается Черёмушек, то хоккейные коробки там сделали, и я гарантирую, что в этом микрорайоне ещё будут появляться новые спортивные площадки.

Когда начались разговоры о ледовом дворце, мы задумались, где его разместить. Это сооружение, как минимум, на 5 тысяч зрителей должно быть максимально доступным и удобным для всех красноярцев. Ничего более удобного, чем остров Отдыха, не придумаешь. И ледовый дворец будет строиться там. А в новых, быстро развивающихся микрорайонах - на Взлётке, в Северном - будут построены торгово-спортивно-развлекательные комплексы с кинозалами, бассейнами, волейбольными площадками. Один такой комплекс скоро появится на Взлётке, это огромное сооружение площадью около 150 000 квадратных метров. Стадионов там пока не планируем, но те же хоккейные коробки, малые спортивные сооружения строить будем.

- Пётр Иванович, ваше любимое движение "Здоровый мир" пока ограничивается бегом и лыжными гонками. Но в городе велосипедный бум, а зимой в городе заливают много катков - можно открывать беговые дорожки, проводить соответствующие соревнования. К вам кто-нибудь обращался с подобной инициативой?

- Давайте будем считать это вашей инициативой. Я согласен, всё, что касается бега, работает, тысячи людей выходят зимой на лыжах. Будем расширять движение "Здоровый мир" за счёт велосипедистов и конькобежцев, возражений нет.

ГОРОД И ЕГО ОКРАИНЫ

- Горожанам очень нравится, как идёт благоустройство центра Красноярска. Со многими соседними городами и сравнивать нечего. А вот на окраинах краевого центра ситуация другая, да и дворы в некоторых микрорайонах запущены так, что даже "скорая" проехать не может...

- Центр есть центр, и ему нельзя не уделять внимания. Это не значит, что мы забываем про окраины. Сравните те же Верхние Черёмушки в сегодняшнем виде с теми, что были 10 лет назад. Сделано очень много. Меняет облик Зелёная Роща, в Солнечном ещё недавно люди замерзали, а сейчас туда проведена новая теплотрасса. Наконец-то снесли Коркино, начали сносить бараки в Водниках - строим для жителей посёлка новые дома. Уже в ближайшее время уберём все "завалюшки" возле рынка, вдоль Качи. Продолжится и благоустройство берегов реки. Сейчас осталась лишь одна серьёзная проблема: в черте города с несанкционированными сбросами мы разобрались, но Качу продолжают отравлять в Солонцах.

Наследство нам досталось нелёгкое. Бросил свои жилые дома на улицах Кутузова и Щорса завод "Сибтяжмаш". Когда я приехал и впервые посмотрел, в каких условиях там живут люди... Я всё видел, но такого и представить не мог! Мы снесли эти дома, построив благоустроенное жильё для их обитателей. В Энергетиках обустроили дворовые территории семи домов.

Но в целом согласен с вами, запущенных микрорайонов в Красноярске ещё хватает: Покровка, Николаевка. В ближайшее время будем приводить там улицы в порядок, сделаем освещение. В частном секторе есть и проблема, связанная с мусором, к великому сожалению, некоторые жители её только обостряют. Проблема есть, и мы к ней подступим ещё плотнее. Но не одним годом всё решается.

ЧТО ПОСТРОИМ, ТО И БУДЕТ

- Самым плачевным образом на социальном самочувствии тысяч красноярцев сказался крах нескольких фирм, занимавшихся долевым строительством. Мы знаем, что администрация города не осталась равнодушной к их беде...

- Виной всему - несовершенство законов. Лицензии строительным фирмам выдаются в федеральном министерстве в Москве. Отозвать эту лицензию мы не можем.

В Красноярске жулики создали строительную "пирамиду", люди им поверили. А когда "пирамида" рухнула, нам пришлось решать эту проблему. Каждый недостроенный дом передан крупным строительным фирмам, с нашей помощью они достраивают эти объекты. Но проблема в том, что, если завтра такая фирма-пустышка опять выиграет конкурс на строительство, мы никак не сможем ей помешать.

И таких примеров я вам могу привести достаточно. С теми же пунктами приёма цветного лома или с "маршрутками". Раньше мы выдавали им лицензии, устанавливали тариф. Сейчас всё это ушло на государственный уровень.

- Рост цен на жильё в Красноярске пугает...

- Выход только один - строить больше. Административные рычаги здесь неэффективны. Цены подгоняет спрос, а он велик. Как только мы выйдем на объёмы 500-600 тысяч квадратных метров новостроек в год, спрос станет спадать.

- Однако строительство жилья почему-то не сопровождается строительством детских садов, школ, автостоянок...

- Действительно, есть проблема. Денег в федеральном бюджете на это не выделяется, а изыскивать средства за счёт застройщиков - значит сделать жильё ещё дороже. К сожалению, полностью решить вопрос пока невозможно. И вот почему: рождаемость уже несколько лет растёт, а количество учащихся в школах пока продолжает сокращаться. Виной тому демографический провал 90-х годов. И сегодня при рассмотрении вопроса о строительстве школ в краевой администрации нам говорят: у вас количество учеников сокращается, классов меньше, зачем вам новые школы? Расчёт идёт в целом по городу, а не по отдельным микрорайонам, которые застраиваются.

Что касается автостоянок, то только в центре города запланировано несколько больших многоэтажных и подземных автостоянок. Строить их уже начинаем.

В этом году в Красноярске построим порядка 400 000 квадратных метров жилья. Через год выйдем на 500 тысяч. А в перспективе, к 2007 году планируем сдавать в год около 600 тысяч квадратных метров. Столько жилья не строили в Красноярске никогда.

Многое в Красноярске планируем сделать для решения транспортной проблемы: появятся дополнительные троллейбусные маршруты, новые автомагистрали, например, большая объездная дорога вокруг Красноярска. Сейчас более 30 процентов выбросов в атмосферу города даёт автомобильный транспорт, и объезд вокруг Красноярска действительно необходим. Принципиально вопрос решён, в будущем с городских улиц весь транзитный транспорт уйдёт.

В 2004 году, как я и обещал в начале года, мы удержали тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Увы, с января повышать тарифы все-таки придётся, однако аппетиты тех или иных ведомств надо ограничивать.

Пусть это покажется вам банальным, но два часа в обществе Петра Ивановича Пимашкова пролетели для сотрудников редакции незаметно. Прежде чем попрощаться, мэр Красноярска обещал нам заходить в редакцию почаще и поздравил нас с грядущим днём рождения:

- Красноярцев и особенно читателей "Красноярского рабочего", коллектив редакции поздравляю с 99-летием газеты. Новых вам интересных проектов, успехов, удачи, здоровья!

"В край за будущим".

(Заполярная правда. 26.11.04)

Руководители города вылетели в Красноярск, чтобы обсудить будущую структуру ЕМО "город Норильск".

Сегодня глава Норильска Валерий Мельников и председатель Городского Совета Сергей Шмаков по приглашению первого заместителя губернатора края Василия Кузубова вылетели в Красноярск.

Как сказано в официальном сообщении пресс-службы городского Совета, в столице края руководители Большого Норильска примут участие в совещании, на котором обсудят реализацию Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" на территории единого муниципального образования.

Как стало известно, структура устройства Большого Норильска в будущем уже практически определена. С большой долей вероятности из ЕМО Норильск превратится в городской округ.

"Ситнов просит не паниковать".

(Таймыр. 25.11.04. Автор: Н. Петров)

Виктор Ситнов, таймырский депутат в российском парламенте, в очередной раз посетил родные пенаты для встречи с избирателями. По его словам, он внимательно следит за событиями в округе и изучает мнение населения. Судя по местной прессе, избирателей интересует реализация новой редакции Федерального закона о Северах (его полное название - "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях") - вокруг него много слухов и домыслов.

- Закон вступает в силу с января 2005 года, - пояснил Виктор Ситнов на встрече с журналистами. - В названии закона термин "государственные" остается, но государство оставляет за собой обязанность обеспечить эти гарантии и компенсации только определенной части жителей Крайнего Севера (финансируемых из федерального бюджета, а также обучающихся в федеральных учебных заведениях, малочисленных народов Севера, получающих пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пенсионеров и уволенных в запас военнослужащих), а относительно другой их части гарантирует, что эти обязательства будут исполнять региональные и местные бюджеты, а также отдельные работодатели. Хочется успокоить людей: я уверен, что на Таймыре гарантии и компенсации будут сохранены для всего населения округа Я разговаривал с губернатором округа Олегом Бударгиным и депутатами Таймырской Думы, и все заверяют меня в этом. По словам председателя думской комиссии по бюджету и налогам Сергея Батурина, в скором времени на Таймыре будет принят закон о гарантиях и компенсациях местным бюджетникам...

По меткому выражению Виктора Ситнова, не успеем и оглянуться, как вынуждены будем жить и работать по новому закону, поэтому депутат Госдумы решил почти постатейно разъяснить его суть. Итак.

Статья 3, статья 4 (законодательство Российской Федерации о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и их финансовое обеспечение) подводят итог: государство сложило с себя обязанности по установлению и финансированию гарантий и компенсаций для работников региональных, муниципальных организаций и организаций частного сектора - то есть для всех, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также обучающихся в федеральных учебных заведениях, малочисленных народов Севера, получающих пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пенсионеров и уволенных в запас военнослужащих.

Статья 10 - районный коэффициент. Размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются правительством РФ; только диапазон его действия расширен. Районный коэффициент устанавливается к пособиям, стипендиям и компенсациям. Кроме того, введена норма о возможном увеличении районного коэффициента в регионах и муниципальных образованиях за счет средств соответствующих бюджетов с отнесением на оплату труда в полном объеме, но только для организаций с соответствующим финансированием.

Статья 11 - процентная надбавка к заработной плате. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Тогда возникает ряд вопросов.

Во-первых, если размер и порядок выплаты "полярок" устанавливаются точно в соответствии с правилами статьи 10, то регионам и муниципальным образованиям дано право самостоятельно увеличивать размер "полярок" для своих организаций: по сравнению с федеральной величиной. Но статья 10 ничего не говорит об изменении порядка указанных выплат. Таким образом, вопрос о порядке выплаты "полярок" повис в воздухе.

Во-вторых, из нее исключена норма о льготном порядке установления "полярок" для молодежи до 30 лет. Есть дополнительное постановление правительства на эту тему, но будет ли оно действовать, - пока неизвестно.

В-третьих, как будут выплачиваться процентные надбавки работникам, переехавшим из одного северного региона в другой или в организацию другой формы собственности, если размер выплат и порядок их назначения будут отличны друг от друга?

Исключена статья 15 - о порядке соединения отпусков, однако можно руководствоваться ст. 322 Трудового кодекса и статьей 127 ТК при предоставлении отпуска с последующим увольнением.

Есть один нюанс: статья 15 старого закона содержала норму о предоставлении дорожных дней раз в два года. О существовании дорожных дней говорится в статье 322 ТК, но формулировка ее очень нечеткая: "Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно". Таким образом, возможна ситуация, когда дорожные дни будут предоставляться только при соединении отпусков.

Исключена также статья 22 - сокращенная рабочая неделя для женщин, но эта норма содержится в ст. 320 ТК. Обычно считается, что если в колдоговоре данной нормы нет, то женщины на Севере должны работать 40 часов. Поскольку в ст. 320 ТК сказано "устанавливается", а не "может быть установлен", то норма является обязательной для работодателя. Таким образом, если в организации есть колдоговор, в нем обязательно должна быть установлена сокращенная рабочая неделя для женщин; если колдоговора нет - в трудовом договоре. Работнице при поступлении на работу необходимо проследить, чтобы 36-часовая рабочая неделя была отражена в трудовом договоре, но лучше, если это будет указано в коллективном договоре. Исключена и статья 32 - гарантии медицинского обслуживания. Этот вопрос регламентируется статьей 323 ТК, но она тоже изменена: ранее оплата проезда для лечения и консультаций при наличии такого условия в колдоговоре гарантировалась работникам всех организаций. Теперь это действительно только для организаций федеральной формы собственности и организаций внебюджетной сферы. А для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов, такие гарантии устанавливаются соответствующими органами власти.

Текст статьи 33 - компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно - стал полностью соответствовать формулировке ст. 325 ТК, в которую также были внесены изменения: теперь все перечисленные гарантии касаются только работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для всех остальных в законодательство внесена следующая норма: "Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления; в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателями".

Статья 34 - компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно. Пенсионерам оставили компенсацию проезда в отпуск и обратно раз в два года, при этом порядок компенсации будет определять правительство РФ.

Статья 35 - гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом, теперь полностью соответствуют статье 326 ТК, разница лишь в том, что работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, размер компенсации и порядок выплаты будут определяться работодателем.

Значительный ряд статей старого закона исключен вовсе, но, по большей части, такие исключения логически вполне обоснованны и не ведут к ущемлению прав трудящихся. Часть из этих статей давно морально устарела и фактически не действовала, другая часть требовала приведения в соответствие с положениями Трудового кодекса. В частности, это касается следующих норм.

Статья 5 старого закона касалась налоговых льгот и фактически была неработающей.

Статья 6 оговаривала гарантии работникам при сокращении численности или штата и ликвидации организации, теперь это ст. 5 со ссылкой на ТК (а именно - ст. 318 ТК). Фактически все гарантии остались прежними.

Статья 8 - индексация денежных доходов - фактически не имела значения, поскольку ссылалась на другие федеральные законы.

Статья 9-о выплате районного коэффициента к пособию по безработице. Теперь это статья 5 закона "О Северах", которая ссылается на закон о занятости, где есть такая норма.

Статья 13-о ежегодном оплачиваемом отпуске: эти нормы содержатся в ТК в разделе об отпусках.

Статья 16 - отпуск по беременности и родам: эти нормы оговорены в ст. 255 ТК.

Полностью исключены раздел IV - по регулированию жилищных отношений, и раздел V - льготы для отдельных категорий населения. А именно: коэффициент к стипендии сейчас оговорен в ст. 10, оплата проезда к месту стационарного лечения учащимся отменена.

Статья 21 - дополнительный выходной для женщин: в ст. 319 ТК такая норма оговорена для одного из родителей.

Статья 23 - компенсации семьям, имеющим детей, ранее фактически не работала.

Статья 24, говорящая о пособии по временной нетрудоспособности, дополнена условием, ограничивающим размер выплат по больничным листам в соответствии с действующим законодательством.

Статьи 25-31 касались пенсионного обеспечения северян. Теперь эти вопросы регулируются пенсионным законодательством РФ.

Исключен раздел о контроле и ответственности за нарушение настоящего закона. Теперь гражданам за защитой своих прав по настоящему закону и возмещением причиненного им ущерба в результате нарушений указанных прав придется обращаться в судебные органы самим.

"Бюджетная арифметика: зарплата с плюсом".

(Таймыр. 25.11.04. Автор: И. Аплеснева)

Через месяц округ будет жить по новым финансовым правилам. Зарплата работников бюджетной сферы тоже будет рассчитываться и выплачиваться по-новому. Кавэшки будут теперь включены в заработную плату. Примерную модель выплат обрисовал на прошлой неделе заместитель губернатора округа по финансовым вопросам Андрей Санников, возглавляющий соответствующее управление в администрации округа. На суд таймырских парламентариев и представителей бюджетных учреждений финансисты округа представили законопроект, который со следующего года будет регулировать оплату труда работников бюджетной сферы.

Что год грядущий нам готовит?

Законопроект обсуждался на рабочем заседании думской комиссии по бюджету и налогам с участием заинтересованных сторон - тех, для кого он и был разработан, - представителей учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения и культуры. В нашем округе имеются три категории бюджетников - это работники учреждений, финансируемых из федерального, окружного и муниципальных бюджетов. Для федеральных бюджетников на правительственном уровне устанавливается своя система оплаты труда. Для окружных бюджетников система оплаты труда должна быть установлена органами государственной власти Таймырского округа. Для муниципальных бюджетников - администрациями города и районов.

Андрей Санников пояснил, что в связи с изменениями в налоговом законодательстве властям пришлось решать сразу несколько задач: включить компенсационные выплаты работнику в заработную плату и компенсировать потери по взысканию подоходного налога. Раньше кавэшки отражались в бюджете как социальные выплаты, но на увеличение пенсионного капитала работника никак не влияли. Теперь будет по-иному - зарабатывая деньги, работник будет накапливать пенсионный капитал. Окружной законопроект определяет общие принципы тарифной системы в округе. Оплата труда будет устанавливаться с применением тарифной ставки (оклада) 1-го разряда окружной тарифной сетки, межразрядных тарифных коэффициентов, а также ставок (окладов) второго и последующих разрядов. Районные и городской бюджеты, получающие дотации из окружного бюджета, при установлении системы оплаты труда муниципальным бюджетникам должны руководствоваться ограничениями, введенными окружным законодательством.

Виктория Морозова, заместитель начальника финансового управления администрации округа, пояснила, что для учреждений округа разработана единая окружная тарифная сетка. За основу взяли ставку первого разряда - 720 рублей. Всего предусматривается 18 разрядов и столько же тарифных коэффициентов к ним. По утверждению Виктории Морозовой, компенсационные и фиксированные компенсационные выплаты не отменяются, а преобразуются путем введения их в фонд оплаты труда каждого конкретного работника. Сейчас ФКВ бюджетники получают в размере 1650 рублей в месяц. С первого января 2005 года эта выплата будет называться "фиксированной компенсационной выплатой на частичное возмещение удорожания стоимости товаров и услуг" и устанавливается она в размере 720 рублей в месяц. Однако на нее будут "накручиваться" северная надбавка и районный коэффициент.

Вместо компенсационных выплат, которые у каждого учреждения были свои, вводятся стимулирующие выплаты до 120%. Сами стимулирующие выплаты тоже подразделяются на четыре вида: премии и надбавки к окладу - за высокое качество, за результативность работы и интенсивность труда. Этими надбавками руководителю предоставляется право поощрять работников за хорошее качество труда и отношение к работе. Однако общая сумма стимулирующих надбавок не должна превышать 120%. Обязательными у каждого работника будут следующие выплаты: оклад, фиксированная компенсационная выплата (720 руб.) и отраслевая надбавка - она будет единой для всего коллектива конкретного учреждения. Другие стимулирующие и компенсационные надбавки устанавливает руководитель учреждения.

Почем "достоинство" бюджетника?

При первом обсуждении на заседании рабочей группы депутаты и приглашенные сошлись на том, что людям необходимо платить фиксированную стимулирующую надбавку к окладу, чтобы она являлась неотъемлемой частью дохода работника. Дескать, в этом случае руководители учреждений не смогут вольно распоряжаться ими по принципу: хочу - плачу, хочу - не плачу. В пример депутат Исупов привел учреждения здравоохранения, где якобы многие специалисты работают не на одну, а на полторы, две, а то и три ставки. Депутат уверял, что может сложиться примерно так: главный врач учреждения прикинет и решит, что работающему на три ставки специалисту и без стимулирующих надбавок неплохо живется, и платить их ему не будет.

В свою очередь, Андрей Санников отметил, что система заработной платы, закрепленная этим законопроектом, рассчитана на широкий круг лиц, и губернатор округа, от имени которого представляется законопроект, не может регулировать оплату труда в каждом конкретном учреждении. Этими вопросами должен заниматься руководитель организации, которому предоставлены определенные полномочия. Однако законопроект, по словам Андрея Санникова, определяет, что руководитель не сможет не платить работнику отраслевые или стимулирующие надбавки. Лишить надбавок можно будет только в том случае, если работник совершит дисциплинарный проступок, который должен быть соответствующим образом оформлен. Но и при этом работник вправе будет в суде обжаловать действия руководителя. В связи с преобразованием кавэшек потери работника от взыскания подоходного налога бюджетом округа будут компенсироваться путем увеличения фонда оплаты труда.

По словам Андрея Санникова, законопроект делится на две части. В первой речь идет о стимулирующих надбавках, общих для всех работников бюджетной сферы, во второй - о компенсационных надбавках, связанных с особенностью работы в определенной сфере деятельности - культуре, образовании, здравоохранении. Следует учесть, что в государственных учреждениях число рабочих мест не сокращается, и руководитель за счет вакансий, а также за счет экономии по фонду оплаты труда вправе дополнительно стимулировать работу своих сотрудников. По компенсационным выплатам, производимым сельскохозяйственным артелям, предприятиям традиционных отраслей хозяйствования, вопрос будет решаться отдельно. Оплата труда в некоторых государственных предприятиях, которые получают компенсационные выплаты из бюджета, будет регулироваться либо отраслевыми соглашениями, либо работодателем. Если учредителем организации, получающей кавэшки, являются окружные власти, то, соответственно, и система оплаты труда в такой организации будет регулироваться окружной администрацией.

По мнению Андрея Санникова, при первом же обсуждении законопроекта почему-то чувствовалось негативное отношение бюджетников ко всему, что связано с преобразованием компенсационных выплат в заработную плату. Руководитель финансового управления подчеркнул, что цель законопроекта установить единую и достойную систему оплаты труда для всех бюджетников. Если говорить конкретнее, то речь идет об установлении достойной оплаты труда для работающих на одну тарифную ставку, а не на две и не на три, что больше всего беспокоит сегодня педагогов и медиков. Если специалист пожелает работать на две-три ставки, то вопрос об оплате его труда руководитель каждого конкретного учреждения сможет решить внутри коллектива, не вынося его на депутатские слушания.

Когда материал уже стоял в полосе, нам стало известно, что депутаты окружной Думы собираются изменить концепцию законопроекта. Проведя рабочие совещания со специалистами администрации округа, депутаты предложили ввести компенсационные выплаты в тарифный разряд и отсчет вести от второго разряда, где указывается сумма 1420 рублей. Тарифные коэффициенты тоже предлагается существенно увеличить. Сергей Батурин, председатель думской комиссии по бюджету и налогам, подчеркнул, что депутаты настаивают на изъятии из законопроекта стимулирующих выплат, дабы оплата труда работников бюджетной сферы не зависела от расположения к нему руководителя. Работа над законопроектом продолжается. На сессию Думы ТАО его вынесут уже в начале декабря.

"Старейшины совещались в Хатанге".

(Таймыр. 25.11.04. Автор: Н. Ковальчук)

Округ готовится к референдуму

В Хатанге побывали с рабочим визитом представители окружного Совета старейшин - его председатель, Александр Кизим, и член президиума Совета Анна Барболина. 16 ноября в районной администрации они провели заседание Совета старейшин Хатангского района. Обсуждался вопрос предстоящего референдума: объединение Красноярского края и автономных округов - Таймырского и Эвенкийского.

Александр Григорьевич сказал, что сейчас правительство и президент приняли важное решение: сформировать новое государство. И проходящие сегодня в органах местного самоуправления административные преобразования - этапы предстоящих реформ. Конечная их цель -создать государство, в котором каждый его гражданин чувствовал бы себя комфортно: имел работу и хорошую заработную плату, комфортабельное жилье и достойные социальные блага; создать условия, от которых бы не хотелось отказываться в пользу другой страны. Укрупнение субъектов Российской Федерации направлено, прежде всего, на сокращение чиновничьего аппарата. 89 субъектов, следовательно, столько же губернаторов с управленческим аппаратом - это слишком много. Сокращение предполагает усиление управляемости, а это один из принципов государственности.

В свете предстоящих преобразований всех присутствующих волнует, конечно, судьба Таймыра и, в частности, Хатангского района. И сегодня на Совете равнодушных не было: обсуждались многие насущные вопросы, и очень активно. Хатангский район занимает уникальное место в ряду своих собратьев не только в пределах Таймыра и Красноярского края, но и всей страны. Удаленность, суровые климатические условия и природные богатства недр -это не все аргументы.

Главное: здесь проживает половина имеющегося в округе коренного населения - долган и нганасан. Их не много, лишь несколько сотен (не зря они называются малочисленными народами), но они имеют свою культуру, обычаи, традиции, исконные занятия: охоту, рыболовство, изготовление национальной одежды, национальную кухню и так далее. Наконец, свою неповторимую самобытность. И очень важно, чтобы в дальнейшем это не утратилось, а сохранилось и развивалось. Поэтому в высказываниях старейшин звучало пожелание, чтобы в свете предстоящих реформ не ослабели внимание к коренным малочисленным народам и их всемерная поддержка. Обсуждались проблемы сельского хозяйства, его развития в Хатангском районе.

Председатель окружного Совета старейшин объяснил, что именно вариант объединения даст положительные ответы на эти вопросы. Важно, что бюджет будущих поселений на Таймыре, в том числе и в Норильске, будет формироваться здесь - на территории нового образования, создавая общую копилку. И Таймыр сам имеет возможность решать, как распорядиться этими средствами и куда их целесообразнее направить. В пользу объединения приводились и другие аргументы. Совет старейшин в Хатанге высказал мнение в пользу объединения. Подытоживая встречу, глава администрации Николай Фокин обозначил задачу разъяснения этой темы жителям поселков, выразил уверенность, что население района на референдуме поддержит идею объединения с Красноярским краем.

"Энергетический узел".

(Огни Талнаха. 26.11.04)

Энергокомпании, работающие на территории НПР и Таймыра, объединятся под началом единой управляющей компании.

Как отметил генеральный директор "Норникеля" Михаил Прохоров, будет создана территориальная генерирующая компания (ТГК), которая будет управлять работой всей энергетики региона, включая "Каскад таймырских ГЭС" и "Норильскэнерго".

Вопрос создания ТГК уже обсуждался с руководством РАО "ЕЭС России" и вполне соответствует концепции развития энергетических сетей. "Норильский никель" будет мажоритарным акционером ТГК.

Проблем с антимонопольными структурами возникнуть не должно, считает Михаил Прохоров, поскольку потребитель будет монопольный - "Норильский никель" потребляет 96% производимой энергии.