Накануне обсуждения в ООН карабахского вопроса: Нагорный Карабах за неделю
Армянофобия. Накануне заседания Генеральной Ассамблеи ООН. В Политическом комитете ПАСЕ. Визит Аркадия Гукасяна в США. В Нагорном Карабахе.
Армянофобия
Как сообщает газета "Азг", 17 ноября в Баку вместе с болгарскими футболистами отправился спортивный комментатор одной из двух крупнейших болгарских газет - "24 часа" - Эдуард Папазян, для того чтобы комментировать товарищескую встречу болгар и азербайджанцев. Служба безопасности Азербайджана запретила его въезд в страну, мотивируя это тем, что спортивный комментатор газеты "24 часа" является армянином. Безрезультатными оказались объяснения Эдуарда Папазяна, а также вмешательство министерства иностранных дел Болгарии и посольства Болгарии в Баку. Азербайджанские службы посадили Папазяна в тот же самолет, на котором он прилетел в Баку, и выдворили его из страны. В связи с инцидентом МИД Болгарии направил ноту протеста в посольство Азербайджана в Софии. Газета "24 часа" в номере от 18 ноября в передовице, озаглавленной "Баку выдворил "24 часа", заявила, что выдворение Эдуарда Папазяна - неуважение, проявленное в отношении самой Болгарии.
Накануне заседания Генеральной Ассамблеи ООН
Согласно сообщению газеты "Аравот", 26 ноября состоится заседание Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН, на котором будет заслушан и обсужден карабахский вопрос, вошедший в повестку по требованию Азербайджана. Источники газеты в ООН утверждают, что Азербайджан серьезно подготовился к заседанию. В обсуждении примет участие и представитель Армении в ООН Армен Мартиросян. Ожидается принятие специальной резолюции по Карабаху.
После внесения пункта "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана" в повестку дня 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН власти Армении усилили давление на Баку, пишет бакинская "525-я газета". Газета сообщает, что официальный Ереван выступил с ультиматумом об отказе от проведения переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, если официальный Баку будет настаивать на принятии в ООН постановления, касающегося "оккупированных" Арменией территорий Азербайджана.
По мнению депутата Национального Собрания (НС) Азербайджана Захида Оруджа, Армения фактически отказывается от переговоров, сообщает азербайджанское информагентство Day.Az. По словам депутата, передает Day.Az, определенные круги, в том числе и российский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Юрий Мерзляков, в некотором смысле пытаются представить Азербайджан как государство, заинтересованное в приостановлении переговорного процесса. "На самом деле это всего лишь отговорки". По мнению депутата, после встречи президентов в Астане Армения стремится нарушить переговорный процесс и выиграть время. "Я еще несколько дней назад говорил о том, что Армения фактически отказывается от переговоров, и оценил эти ее действия как окончание мирных переговоров". По мнению депутата, ответственность в данном вопросе ложится на Армению, в связи с чем международным организациям необходимо предпринять серьезные меры в отношении этого государства. Нет никаких оснований увязывать причину отказа Армении от переговорного процесса с действиями азербайджанской стороны, отметил депутат.
В действительности переговорный процесс заморожен, заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" директор Института кавказских СМИ Александр Искандарян. "То, что происходит сегодня, в действительности не является переговорным процессом - всего лишь имитация. Реального переговорного поля между сторонами, по сути, не существует. Проще говоря - отсутствует тема переговоров. Руководство Азербайджана даже слышать не хочет о тех компромиссах, которые могут хоть как-то быть приемлемы для армянской стороны, Армения и Карабах в свою очередь отвергают тот спектр компромиссов, в рамках которого Азербайджан согласен продолжать переговорный процесс. Если на стороны очень сильно надавить, имитация переговоров может быть продолжена в "вялом" режиме. Если особо не заставлять, то переговорный процесс застопорится окончательно, поскольку у Армении, по существу, нет серьезных причин для их продолжения".
Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде в беседе с агентством Day.Az заявил, что обсуждения карабахской проблемы в ООН ничего не дадут Азербайджану. Резолюции ООН по карабахскому вопросу, если даже они будут приняты, будут носить формальный характер, так как международное сообщество не собирается предпринимать реальные шаги для решения этого конфликта, сказал политолог. "Три сопредседателя Минской группы ОБСЕ - США, Россия и Франция - являются также постоянными членами Совбеза ООН, и они уже выразили свое отрицательное отношение к обсуждению этого вопроса в ООН. И я не думаю, что они будут заинтересованы в обсуждении этого вопроса". Ализаде считает, что Азербайджан могут поддержать Джибути, Судан, Чад, что, по его мнению, несерьезно. "Поэтому я ничего не ожидаю от этих обсуждений. Надеяться, что мировое сообщество решит эту проблему, не приходится. Все эти заявления и резолюции не помогут Азербайджану решить свою территориальную проблему".
Президент Армении Роберт Кочарян в ходе совместной с президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем пресс-конференции заявил, что не настроен оптимистично в отношении ситуации, сложившейся вокруг процесса урегулирования карабахского конфликта, пишет газета "Азг". Кочарян отметил две серьезные проблемы, которые мешают достижению прогресса в переговорном процессе. "Первая проблема - отсутствие представителей Нагорного Карабаха". По его словам, Баку желает вести переговоры исключительно с Ереваном. Поэтому в переговорном процессе последний вынужден представлять и позицию карабахской стороны. Кочарян утверждает, что это неправильный формат переговоров, не отражающий суть конфликта. Вторая проблема - "азербайджанская сторона не желает начать региональное сотрудничество, пока не урегулирован карабахский конфликт". По словам Кочаряна, позиция Армении иная: "Региональное сотрудничество может создать благоприятные предпосылки для урегулирования карабахского конфликта. Мы уверены, что путем сотрудничества можно сформировать наиболее благоприятную атмосферу для принятия решений и их осуществления как в Армении и Нагорном Карабахе, так и в Азербайджане". "Азг" отмечает, что за последние 4-5 лет Кочарян впервые публично выражает недовольство по поводу неучастия Степанакерта в переговорном процессе. Газета обращает также внимание на интервью министра иностранных дел РА Вардана Осканяна радио "Свобода" (9 ноября): "Азербайджан не должен надеяться, что, с одной стороны, может продолжать переговоры в рамках МГ ОБСЕ, а с другой стороны - ожидать, что можно решать проблему, изъяв и рассмотрев один элемент из всего пакета переговоров. Или мы продолжаем переговоры в рамках МГ ОБСЕ, пытаясь достичь всеобъемлющего решения проблемы, или Азербайджан вопрос выдвигает в других инстанциях, пытаясь найти отельное решение. В последнем случае Азербайджан должен будет иметь дело с властями Нагорного Карабаха". Вместе с тем, пишет газета, МИД Азербайджана 10 ноября заявил, что Баку не согласится вести переговоры с руководством Карабаха, а ответственный работник аппарата президента АР по политическим вопросам Али Гасанов заявил, что Карабах не является стороной конфликта, и на данный момент эту роль исполняет Армения. Создавшаяся ситуация заставляет газету предполагать, что процесс карабахского урегулирования сегодня находится в тупике и сторонам конфликта не остается ничего иного, как выдвигать взаимные обвинения.
Комментируя выраженное президентом РА Робертом Кочаряном недовольство переговорным процессом, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в беседе с газетой "Айоц Ашхар" сказал: "Президент имел в виду препятствия, чинимые Азербайджаном - перенос одного из элементов урегулирования в другие инстанции. Исходя из этого факта, я тоже не могу быть оптимистичным. Потому что если Азербайджан действительно желает мирного урегулирования, то после Астаны он не должен был совершать подобный шаг. Однако совершил. Посмотрим, как будут дальше развиваться события".
Как сообщает бакинская "525-я газета", министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что Баку не увязывает обсуждения в ООН с переговорами по урегулированию конфликта в рамках Минской группы и готов возобновить их в любое время и в любом месте. Он напомнил, что переговоры были приостановлены именно по просьбе армянской стороны, чтобы "осмыслить" ситуацию. Э. Мамедъяров не исключил также возможности обращения Азербайджана в Гаагский суд, если юристы сочтут это целесообразным.
Официальный Ереван, фактически отказавшийся от переговоров после встречи президентов Азербайджана и Армении в Астане, называя это тайм-аутом, сейчас более открыто демонстрирует эту позицию, пишет в другом своем номере "525-я газета". "Армения, обеспокоенная внесением на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН вопроса о ситуации на оккупированных территориях Азербайджана, пытается этим объяснить свой отказ от продолжения переговоров". Газета указывает на "основные моменты", заставляющие, по ее мнению, Армению отказаться на данном этапе от мирных переговоров. Во-первых, считает газета, в результате чрезмерной глобализации карабахского вопроса и большого внимания международных организаций к проблеме были созданы подходящие условия для выяснения "истинных" причин нагорно-карабахского конфликта. "В случае выяснения в мировом масштабе действительности по поводу карабахской проблемы захватническая политика Армении будет доказана". Поэтому, утверждает "525", официальный Ереван прекратил переговоры, пытаясь тем самым замедлить данный процесс. Второй причиной, подтолкнувшей Армению к отказу от продолжения мирных переговоров, продолжает "525", являются сомнения внутри страны по поводу политики Кочаряна в связи с карабахской проблемой. "Пресса и общественность Армении недовольна деятельностью правительства в направлении решения карабахского вопроса. В армянском обществе формируется мнение о том, что проводимые переговоры не в пользу Армении". Согласно газете, то, что Армения ставит Азербайджан перед выбором - либо обсуждение карабахского вопроса на Генеральной Ассамблее, либо продолжение переговоров с Арменией, является абсурдным условием. Армения сама может предстать перед выбором, угрожает "525", "либо мир, либо война".
"У карабахского конфликта нет военного разрешения", - сказал министр иностранных дел РА Вардан Осканян во время совместной пресс-конференции с руководителем комиссии Аго, послом Германии в Совете Европы (СЕ) Роландом Вегнером. Что касается воинственных заявлений Баку, пишет газета "Азг", то, согласно министру, это может иметь сугубо пропагандистское воздействие на общественное мнение. Коснувшись усилий Баку внести в повестку Генеральной Ассамблеи ООН вопрос о "занятых территориях Азербайджана", Осканян заявил, что Азербайджан выбрал ошибочный путь. Осканян подчеркнул, что страны, проголосовавшие за инициативу Азербайджана, проголосовали против мирного урегулирования карабахского конфликта.
Бывший сопредседатель МГ ОБСЕ от РФ Владимир Казимиров в статье, опубликованной ИА REGNUM, рассматривает 4 резолюции Совета Безопасности (СБ) ООН (822, 853, 874 и 884), принятые еще в самый разгар войны в Карабахе, с 30 апреля по 12 ноября 1993 г. По мнению Казимирова, стороны их передергивают, в то время как необходимо комплексно рассмотреть основные требования СБ ООН "с учётом специфики и хода этого конфликта". В частности, отмечает посредник, Баку требует их выполнения лишь в части немедленного, полного и безоговорочного вывода "оккупационных сил" из 7 районов Азербайджана, занятых армяно-карабахскими войсками, и возвращения туда своих беженцев. Причем распространяет это требование и на сам Нагорный Карабах (НК). "Нужна чересчур формальная логика, вряд ли применимая к конфликтным ситуациям, чтобы отнести Нагорный Карабах к оккупированным землям". Иначе говоря, пишет Казимиров, Азербайджан сводит требования резолюций к освобождению "оккупированных" территорий. "Ему надо привлечь внимание к этому тяжкому последствию вооруженного конфликта, к боли вынужденных переселенцев, оттеснив тем самым на второй план устранение главной спорной проблемы и причины конфликта - определение статуса Нагорного Карабаха". Отмечая, что первая, 822-я, резолюция была принята в разгар войны и требовала незамедлительно прекратить огонь, все военные действия и враждебные акты, Казимиров пишет, что выполнение этого требования потребовало целого года и еще трех резолюций. "После достигнутых с помощью России первых договоренностей об ограничении военных действий, отказа Баку продлить их и последовавшего падения Агдама резолюция 853 от 29 июля призвала стороны "достичь прочных договоренностей о прекращении огня и соблюдать их". Резолюция 874 от 14 октября - когда держалось временное прекращение огня, заключенное при посредничестве России - призвала сделать его эффективным и постоянным. После его срыва азербайджанской стороной последняя резолюция 884 от 12 ноября "самым настоятельным образом" призвала "срочно возобновить соблюдение прекращения огня". Но срочно так и не получилось, на это ушло ещё ровно полгода". Казимиров отмечает, что нарушение этого основополагающего требования всех резолюций, сбои в решении этой кардинальной задачи положили начало срыву чуть ли не всех остальных требований, т.е. комплексному невыполнению резолюций СБ, и что "пальма первенства" в этом, "бесспорно, принадлежит азербайджанской стороне". "Даже теряя контроль над своими территориями, руководство Азербайджана - и при А. Эльчибее, и при Г. Алиеве - упорствовало в попытках добиться перелома на фронте и решить конфликт силой, будто не ведая собственной ответственности за появление и расширение оккупации.... Уже имея все 4 резолюции СБ ООН, Баку трижды (в декабре 1993 г. и феврале 1994 г.) прямо пренебрег шансами положить конец военным действиям". В. Казимиров отмечает, что соглашение о прекращении огня с 12 мая 1994 г. было достигнуто при содействии России и подписано по настоянию Москвы не двумя, как ранее, а всеми тремя сторонами конфликта - не только Баку и Степанакертом, но и Ереваном. Казимиров опровергает заявления Баку о том, что все резолюции требуют безоговорочного освобождения "захваченных" территорий или немедленного вывода всех "оккупирующих" сил. "Это не так - только резолюция 853 от 29 июля". По его мнению, слово "безоговорочный" исчезло из резолюций 874 и 884 именно из-за непрекращения военных действий. "Кто мог рассчитывать на вывод сил без прекращения боев? А кто не хотел прекращать их?" В то же время Баку настаивал на выводе войск отовсюду, даже из Шуши и Лачина, не желая даже касаться статуса НК. "Вряд ли реалистичны чуть ли не ультимативные требования начать с освобождения занятых земель - без рассмотрения других проблем и обязательств по ним. Бесперспективно начинать поэтапное урегулирование без самых надёжных гарантий невозобновления военных действий. А воинственная риторика тем более вообще противопоказана переходу к поэтапному урегулированию". Вместе с тем, отмечает посредник, в конце 1993 года Баку, вопреки требованиям резолюций 853, 874 и 884, полностью свернул прямые контакты с Нагорным Карабахом. "Противостоящей Баку стороной резолюции называют "местные армянские силы" (822), "армян нагорно-карабахского района Азербайджана" (853, 884). И под прямыми контактами соответственно понимались контакты Баку-Степанакерт (ещё и потому, что там не раз упоминаются договоренности по прекращению огня при содействии России, а все они, буквально все заключены в 1993 г. со Степанакертом - Ереван в них не участвовал)". Ни в одной из 4 резолюций Армения не называлась противоборствующей стороной, пишет Казимиров, хотя, по его мнению, это неточность. "Армении адресовались призывы "продолжать оказывать" или "использовать свое влияние" на армян Нагорного Карабаха (853, 884). Нагорный Карабах по смыслу проходит как сторона конфликта, хотя называется - как и Азербайджан - то заинтересованной стороной, то просто стороной (853, 874, 884). Косвенно резолюции подводят к тому, что этот конфликт по конфигурации трехсторонен". Подводя итоги выполнения 4 резолюций СБ ООН, Владимир Казимиров констатирует:
"Азербайджан упорно не выполнял резолюции СБ ООН в самом основном - прекращении огня, военных действий и враждебных актов, что негативно повлияло и на выполнение других требований. Не выполняет он их и теперь: 1) ни в части восстановления экономических, транспортных и энергетических связей в регионе, 2) ни по использованию прямых контактов с Нагорным Карабахом, 3) ни в отношении созыва Минской конференции.
Армения и Нагорный Карабах продолжают не выполнять требования вывода оккупирующих сил из районов Азербайджана за пределами НК, настаивая на пакетном, всеобъемлющем урегулировании.
Армения мало выполняла призыв оказывать сдерживающее влияние на НК, а сейчас ошибочно подменяет его в переговорном процессе, что опять же, но по иному искажает реальную конфигурацию конфликта.
В итоге единственным достижением остается перемирие, которое держится более 10 лет. Невозможно считать резолюции СБ ООН по Карабаху выполненными, а позиции сторон в конфликте адекватными им. Показательно, что СБ ООН не стал больше принимать резолюций по этому конфликту, ибо их невыполнение сторонами подрывает его авторитет".
"Сейчас, когда с той или иной целью предпринимаются попытки вновь подключить ООН к урегулированию карабахского конфликта, важно подвести итоги прежнего этапа десятилетней давности. Нельзя закрыть глаза на прошлое - надо извлечь из него уроки", заключает Владимир Казимиров.
Газета "Айкакан жаманак" обращает внимание на, "мягко говоря, странное поведение" представителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ во время обсуждения и голосования по вопросу "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана" в Главном комитете ООН. "Высказавшись против внесения вопроса в повестку Генассамблеи, они воздержались при голосовании". По мнению газеты, это означает:
а) они недовольны нынешним тупиковым состоянием процесса урегулирования карабахского конфликта;
б) они считают, что ответственность за это несет Армения;
в) они не прочь предать Армению международной анафеме и втянуть ее в цикл дипломатических поражений;
г) они пока остерегаются окончательного разрыва с властями Армении.
"АЖ" считает, что во всех случаях им хорошо известно, чем закончится это обсуждение, и в ближайшем будущем "Кочарян, его Осканян, а также остальные дашнаки (члены партии "Дашнакцутюн" - прим. ИА REGNUM)" получат возможность скорбеть по поводу того, что "подлая Европа" и "вероломная Русь" "кинула" их. То есть, считает газета, это не обычный шаг, как думают правящие политические силы Армении, утверждая, что резолюция Генеральной Ассамблеи якобы не будет содержать положений императивного характера. И хотя пока не известно содержание проекта резолюции, который представит Азербайджан, однако газета предполагает, что он будет содержать:
1. Отчетливо жесткие формулировки. Цель проста - сделать их "грубость" предметом торга против контраргументов Армении с тем, чтобы отстоять принципиальные положения;
2. Распространение понятия "оккупированные районы Азербайджана" на Лачин и Кельбаджар;
3. "Ситуация" в самом Арцахе. Азербайджан никогда не конкретизировал понятие "оккупированных территорий", и, говоря о 20% оккупированных территорий, он со всей очевидностью подразумевает и территорию бывшей НКАО, которая, по мнению Баку, является преступным притоном.
4. Слова "Армения" и "вооруженные силы Армении", по мнению газеты, будут использованы в качестве играющих определенную роль на упомянутых "оккупированных территориях". Они будут использованы в словосочетаниях со словами "захват", "разбой", "грабеж", "уничтожение", "вредительство", "вредительство", "венцом" которых будет возведение Армении на престол "агрессора".
5. Пункты к исполнению. Например, рекомендация Генассамблеи ООН генеральному секретарю о необходимости направить в Карабах наблюдательную миссию с целью изучения приведенных "фактов". Если в принятой резолюции будет отмечено, что Армения играет на "оккупированных территориях" какую-то роль, то в дальнейшем вопрос вывода армянских войск станет для Азербайджана предусловием продолжения любых переговоров. Вопрос направляется Совету Безопасности ООН для выработки новой резолюции, за невыполнение которой могут быть предусмотрены конкретные санкции, прогнозирует "Айкакан жаманак".
Член верховного органа Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД), председатель парламентской фракции АРФД Левон Мкртчян поделился с агентством "А1+" своим мнением по поводу обсуждения на пленарном заседании 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопроса "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана".
Ситуация очень опасная. Азербайджан действительно пытается перенести обсуждение вопроса из профессиональных структур в парламентские или международные инстанции, где, по сути, профессионализм отсутствует, и шанс того, что решение будет принято, основываясь на эмоциях, резко возрастает. Конечно, нельзя исключать фактор исламских стран. По их мнению, это придаст вопросу совершенно новое качество. Они пытаются собрать вопрос по сегментам, чему мы должны противиться. Этому должны противиться и профессиональные структуры, скажем, та же Минская группа, ОБСЕ и все те, которые вовремя заметили, что эта дорога ведет к обострению ситуации, и попытались найти профессиональное решение. И это себя оправдало: мир держится уже столько лет. Сейчас эти структуры отрицательно отнесутся к возвращению в формат ООН.
Г-н Мкртчян, при прежней власти процесс урегулирования карабахского конфликта был перенесен из формата ООН в ОБСЕ. При прежней власти Карабах был полноценной стороной переговорного процесса, при прежней власти действовала 907-я резолюция Сената США и т.д. Не считаете ли Вы, что сегодня мы переживаем регресс во всех направлениях?
Знаете, я бы так не сказал. Конфликт полноценен, а история конфликта не приемлет понятия "прежняя и нынешняя власть". Сам конфликт имеет свои сложности, и решение зависит от гибкости противостояния этим сложностям. Новая власть унаследовала, по сути, нерешенный конфликт, более того, при пораженческом подходе. Власти все время затягивали процесс, пытаясь найти выход из этой ситуации, и эта тактика в какой-то мере себя оправдала. Например, тот же Ки-Вэст - это была удача, была поставлена планка: в сущности, это было присоединение Нагорного Карабаха к Республике Армения, как коренной вариант решения проблемы. Сейчас все аналогичные подходы, в сущности, включают в себя более положительные решения, чем те, которые готовились в прошлом.
По оценке некоторых аналитиков, а также представителей прежней власти сегодня ситуация такова, что мы стоим перед угрозой потери Карабаха. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
И прежняя, и действующая власть, и любая другая власть получает политические дивиденды с решения похожих конфликтов. Такая оценка прежней власти исходит из сегодняшней внутриполитической ситуации: они ставят перед собой задачу нанести удар действующей власти. Хочу сказать, что за последние 15 лет была проделана серьезная дипломатическая работа, были взлеты и падения. С точки зрения конфликтологии, сегодня армянский народ в выигрышном положении. ("А1+").
Член армянской делегации в ПАСЕ Гурген Арсенян не считает, что успех азербайджанцев на Генеральной Ассамблее ООН является результатом неправильной внешней политики Армении: "Просто другая страна поработала лучше, однако это не означает, что мы работали плохо". ("Аравот").
Как сообщает агентство "А1+", Форум интеллигенции Армении выступил с заявлением, в котором выражается озабоченность по поводу внешней политики страны и последних событий, связанных с карабахским вопросом. Представители интеллигенции выражают беспокойство по поводу включения вопроса об "оккупированных территориях" в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН и отмечают, что это свидетельствует о полном провале внешней политики Армении. Для выхода из создавшейся ситуации Форум интеллигенции предлагает всем политическим партиям и общественным организациям организовать консультации, чтобы выработать единую позицию по основным направлениям внешней политики, и провести парламентские и общественные слушания, информируя общественность о достигнутых результатах.
На вопросы газеты "Айб-Фе" ответил экс-министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян. По его мнению, процесс переговоров по Карабаху зашел в тупик, и Азербайджан, с целью достижения превосходства в переговорном процессе, пытается привлечь к урегулированию конфликта новые структуры и организации.
Какое реальное влияние может иметь резолюция ГА ООН?
Наши государственные мужи утверждают, что резолюции Генеральной Ассамблеи носят рекомендательный характер и беспокоится не о чем. Да, они носят рекомендательный характер, но когда вопрос попадает в повестку, то он оттуда не выходит. Следующая сессия опять вернется к этому вопросу. Какую резолюцию представит Азербайджан - покажет время, однако очевидно, что будут пункты, которые будут обвинять в захвате территорий Азербайджана не Карабах, а Армению, и со стороны Азербайджана очень логичным будет обратиться к генеральному секретарю ООН с тем, чтобы он направил туда наблюдательную миссию. После ознакомления с ситуацией на месте миссия подготавливает доклад, на основании которого принимается новая резолюция. Это долгий процесс, за которым четко прослеживается цель: перевести проблему Нагорного Карабаха в Совет Безопасности ООН, как конфликт, представляющий угрозу миру в региональном и международном масштабе.
К чему приведет перенос проблемы НК из Минской группы ОБСЕ в ООН?
Для РА намного сложнее будет настаивать на своих предложениях и подходах по той простой причине, что Армения не является членом СБ ООН. Решения в СБ принимаются за закрытыми дверями. Создавшаяся ситуация является логическим результатом вот уже 6-летнего имитирования переговорного процесса. Фактически, переговоров в рамках Минской группы не было - все 30 встреч Кочаряна с Алиевым-отцом носили формальный характер. Фактически извращена вся сущность борьбы народа Арцаха за самоопределение. В последние годы усилиями нашей внешней политики вопрос Нагорного Карабаха был переведен в другую плоскость - стал территориальным спором между Арменией и Азербайджаном. Сегодня наша дипломатия для оправдания своего бессилия заявляет, что выражение "оккупированные территории" уже было закреплено в прошлых резолюциях ООН. ООН принимал соответствующую резолюцию после каждого перехода азербайджанских районов под контроль сил самообороны Карабаха. Это означало, что народ Карабаха ведет освободительную борьбу и контролирует некоторые районы. А сегодня Армению обвиняют в территориальных притязаниях по отношению к соседней республике. Азербайджану удается представить Армению агрессором в глазах мирового сообщества.
Сохраняется ли пока возможность сделать НК стороной переговоров?
Благодаря нынешним властям Карабах выдавлен из переговорного процесса. В своих заявлениях они отмечают, что Карабах надо вовлечь в переговорный процесс, однако их заявления ничего общего с действиями не имеют.
Что из себя представляло урегулирование проблемы Нагорного Карабаха в 97-м, и что оно из себя представляет сегодня?
В 97-м было два предложения по урегулированию - пакетный и поэтапный. Пакетный был отвергнут Азербайджаном и Карабахом, и было принято решение возобновить переговорный процесс на основе поэтапного варианта. Сегодня, спустя 6 лет, я вновь утверждаю, что наиболее реальным вариантом урегулирования является поэтапный. Тогда и речи не было о Лачине и Кельбаджаре, а сегодня говорится не только о сдаче 7 районов - под угрозой уже суверенитет Армении. ("Айб-Фе").
Правление Армянского общенационального движения (АОД) совместно с Центром политологических и правовых исследований "Согласие" организовало семинар на тему "Внешняя политика Армении и карабахская проблема", сообщает газета "Аравот". С докладом выступил пресс-секретарь первого президента Армении Левон Зурабян. Он подробно представил политику по урегулированию карабахского конфликта, которая проводилась при первом президенте РА Левоне Тер-Петросяне. Зурабян подчеркнул, что программа Тер-Петросяна предусматривала установление длительного мира, сохранение Карабаха под контролем армянской стороны, предоставление НК фактической независимости с обеспечением связи с Арменией через Лачин. По словам докладчика, при прежних властях конфликт рассматривался исключительно в политической плоскости - как противоборство между Карабахом и Азербайджаном, в рамках которого народ Карабаха ведет борьбу за свое самоопределение. "Армянская дипломатия преодолела противодействие международного сообщества и Азербайджана, добившись осуществления цели, которую поставила перед собой начиная с 1991 года. Однако потом противодействие начало проявляться не извне, а изнутри. Военная элита, добившаяся влияния в результате победы в Арцахской войне, при сотрудничестве с политическим руководством Карабаха и радикально настроенными националистическими силами отклонила план урегулирования, предложенный Тер-Петросяном, и, осуществив "бархатную" революцию, привела к власти Роберта Кочаряна", - сказал Л. Зурабян. Представляя политику РА в карабахском вопросе в период правления Кочаряна, докладчик отметил следующие "достижения": предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ ослабили элементы фактической независимости НК, прекращена безвозмездная военная помощь Армении со стороны России, легитимизированы требования Азербайджана о предоставлении ему коридора через Мегринский район Армении, проявляется симметричный подход к Мегри и Лачину, увеличивается объем американской военной помощи Азербайджану, Армения признана агрессором, в докладе Терри Дэвиса (генсек Совета Европы, бывший докладчик ПАСЕ по Нагорному Карабаху) нашло место предложение о рассмотрении в Международном суде вопроса, является ли законной "оккупация" Арменией азербайджанских территорий и, наконец, в повестку сессии Генеральной Ассамблеи ООН включен вопрос о "захваченных" территориях. Последний пункт, по словам Л. Зурабяна, преследует цель "дать понять Армении, что в случае продолжения политики по замораживанию конфликта в формате ОБСЕ решение проблемы будет перенесено в ООН, а оккупированные территории перестанут рассматриваться как предмет переговоров".
В Политическом комитете ПАСЕ
Как передает информационное агентство "Де-Факто", 17 ноября в Париже на заседании Политического комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) был заслушан доклад британского парламентария Дэвида Аткинсона по проблеме Нагорного Карабаха. По сообщению принимавшего участие в заседании главы делегации Армении в ПАСЕ, вице-спикера НС РА Тиграна Торосяна, доклад Аткинсона стал, по существу, повторением доклада прежнего докладчика ПАСЕ по Нагорному Карабаху Терри Дэвиса с учетом изменений, внесенных 14 сентября усилиями армянской делегации. По предварительному проекту резолюции Тигран Торосян представил 5 изменений, из которых были приняты 2. Так, из пункта 7 изъята формулировка, в которой говорилось о необходимости уточнения в международном суде нарушения Арменией территориальной целостности Азербайджана при защите на полуправовых основаниях права народа Нагорного Карабаха на отделение. Другое изменение касалось пункта 11, в котором говорится о пропаганде взаимной ненависти через СМИ. По словам Торосяна, было предложено отредактировать положение, изъяв из него оценку, уравнивающую в этом вопросе СМИ Армении и Азербайджана. Сейчас это предложение звучит так: "Ассамблея осуждает любую пропаганду ненависти через СМИ Армении и Азербайджана". Азербайджанцы, имеющие в комитете двоих членов, также как и Турция, представили одно предложение, касающееся пункта 9. По тому же вопросу докладчик Аткинсон представил альтернативное предложение, против которого выступил только представитель Армении. Согласно этому изменению, Ассамблея призывает власти Азербайджана создать возможности для обсуждения между политическими представителями армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха вопроса о статусе региона. Говорится также о необходимости подготовить условия для встреч представителей общин. При желании в них могут принять участие и представители Армении. Очевидно, отметил вице-спикер парламента Армении, что представители ряда стран в Комитете получили указания голосовать в пользу азербайджанцев. Это дало азербайджанцам возможность помешать принятию трех других предложений представителя Армении. Так, при голосовании по одному из них, касавшегося изъятия из предварительного проекта резолюции выражения "сепаратистские силы", голоса распределились поровну, и по этой причине предложение не было принято. В результате всех этих изменений принят проект предложений по резолюции, по поводу которого депутаты также могут предлагать изменения. Эти изменения, однако, будут приниматься не в Комитете, который просто выразит свое мнение, а, по всей видимости, будут обсуждаться на январской сессии ПАСЕ.
Бакинская газета "Зеркало" отмечает, что предварительное обсуждение доклада Аткинсона, написанного еще Терри Дэвисом, было положительно воспринято азербайджанской стороной. "В документе изложены политические, социальные и гуманитарные аспекты конфликта, и проведен анализ его последствий для Азербайджана и Армении и всего региона". В то же время, отмечает газета, армянская сторона расценила этот доклад как "угрозу" интересам Армении.
"Предварительный доклад Дэвида Аткинсона по сравнению с докладом Терри Дэвиса не претерпел серьезных изменений. Последние представляют из себя лишь редакционные поправки", - сообщил газете "Аравот" председатель комиссии по внешним отношениям Национального Собрания Армении, член армянской делегации в ПАСЕ Армен Рустамян. В проекте резолюции, подготовленном нынешним генсеком Совета Европы, содержалось положение о том, что ПАСЕ призывает власти Азербайджана рассмотреть с представителями Нагорного Карабаха вопрос о будущем статусе НК. Аткинсон пояснил, что ПАСЕ намерена добиться реализации этого процесса. Другое изменение в предварительном докладе представляет собой ссылку на принятую в 2002 году резолюцию 1570 - о беженцах и депортированных из стран Южного Кавказа. Наконец, добавлен абзац о том, что в принятом в 1994 году документе содержится формулировка, согласно которой Армении и Азербайджану могут предоставить экспертов для участия в обсуждениях вопроса о статусе НК. Положительно расценив последнее предложение, Армен Рустамян заявил, что доклад Аткинсона, как и доклад Терри Дэвиса, неприемлем по двум причинам. Во-первых, из истории конфликта изъяты важные факты 1988-92 гг., что привело к утрате мотивационного поля и, соответственно, к ошибочным выводам. Во-вторых, сторонами конфликта признаны Армения и Азербайджан. А можно ли говорить о том, что причина появления такого документа, как доклад Аткинсона, заключается в нелояльном отношении Великобритании к Армении? "Великобритания действительно проявляет к карабахской проблеме неприемлемый для нас подход, - отметил А. Рустамян. - Нас не удивляет и то, что депутат Великобритании заинтересован в защите позиции своего государства. Очевидно также, что, хотя Терри Дэвис является уже генсеком Совета Европы, тем не менее, он представил доклад, и его авторитета хватило на то, чтобы направить дальнейшее обсуждение этой проблемы в определенное русло". "Доклад Аткинсона вызвал серьезную озабоченность потому, что автор отказался посетить регион. Между тем он должен был учесть серьезные замечания армянской стороны и отреагировать на выраженную озабоченность. Следовало также организовать "круглый стол" с участием представителей Нагорного Карабаха, что также не было сделано, Аткинсон, по всей вероятности, решил, что Дэвис достаточно поработал над докладом и будет неверно что-либо менять в нем", - сказал Армен Рустамян.
Визит Аркадия Гукасяна в США
Как сообщает ИА "Де-Факто", в Соединенных Штатах Америки продолжаются встречи президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна с влиятельными представителями армянской диаспоры США. Встречи приурочены к предстоящему в США 25 ноября телемарафону по сбору средств в поддержку Нагорного Карабаха. По мнению наблюдателей, нынешний телемарафон обещает стать рекордным по части пожертвований в пользу Арцаха со стороны проживающих в США армян. В ходе состоявшейся 15 ноября в Нью-Йорке встречи президента НК с известной благотворительницей Луиз Симон Манукян последняя, как и в прежние годы, выразила готовность в день телемарафона вновь внести свой посильный вклад в социально-экономическое развитие Арцаха, в первую очередь, в строительство стратегически важной для Нагорного Карабаха автомагистрали "Север-Юг". Президент НК посетил офис Армянской миссионерской ассоциации Америки (АМАА), где провел беседу с руководителем этой организации Эндрю Торигяном. Днем раньше в Нью-Йорке, по инициативе Армянского общего благотворительного союза (АОБС) и Всеармянского фонда "Айастан", был организован прием и дан обед в честь президента НК Аркадия Гукасяна. Выступивший на приеме президент АОБС Перч Седракян подчеркнул необходимость более активного участия армянской диаспоры в развитии Арцаха. На встрече, на которой присутствовал постоянный представитель Армении в ООН Армен Мартиросян, также было заявлено о готовности присутствовавших принять самое активное участие в предстоящем телемарафоне. В тот же день состоялась встреча Аркадия Гукасяна с сопредседателем армянской группы Конгресса США Фрэнком Паллоне. В ходе встречи были затронуты вопросы, касающиеся путей разрешения проблемы Нагорного Карабаха. Американский конгрессмен, в частности, дал высокую оценку приверженности НК принципам демократии, выразив при этом удовлетворение успехами республики в социально-экономической и культурной сферах. Вместе с тем он выразил серьезную озабоченность по поводу деструктивной позиции Азербайджана в вопросе карабахского урегулирования, особенно в связи с участившимися милитаристскими заявлениями АР. Г-н Паллоне подтвердил свою готовность и в дальнейшем поддерживать право народа НК на свободу и независимость. Со своей стороны Аркадий Гукасян выразил американскому конгрессмену признательность за поддержку Арцаха. Он также поблагодарил американский народ за оказанную им гуманитарную помощь населению НК, пострадавшему от "военной агрессии Азербайджана".
Газета "Азг" пишет, что во время состоявшейся 13 ноября встречи с представителями местной армянской общины в Бостоне президент НК Аркадий Гукасян сказал, что судьба армянства решается в Карабахе. "Укрепив экономику Карабаха, мы создадим предусловия для прекрасного будущего армянства Карабаха, Армении, всего армянства", - сказал Аркадий Гукасян, призвав поддержать имеющее для НК большое значение строительство автомагистрали "Север-Юг". "Мы никогда не откажемся от нашей независимости и наших целей. Сегодня борьба переместилась в экономическую плоскость, мы должны выиграть и в этой борьбе, чтобы удержать и укрепить наши достижения, ради которых была уплачена самая высокая цена - цена жизней лучших сыновей нации". Аркадия Гукасян в поездке сопровождают постоянный представитель НК в США Вардан Барсегян и исполнительный директор Всеармянского фонда "Айастан" Наира Мелкумян.
Во время посещения 13 ноября президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном города Бостон парламент штата Массачусетс принял специальную резолюцию в честь приезда главы НК. В резолюции, в частности, говорится: исходя из того, что мы приветствуем визит в штат Массачусетс президента Нагорного Карабаха (Арцаха), Его Превосходительство Аркадия Гукасяна; учитывая, что в течение 16 лет отважный народ Карабаха сумел отстоять свою землю и свою свободу и что сейчас он строит демократическое государство; принимая во внимание, что со времени заключенного в мае 1994 года между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией соглашения о прекращении огня Карабах добился серьезного прогресса в преодолении разрушительных последствий "военной агрессии Азербайджана"; ввиду того, что мы поддерживаем позицию народа и руководства Нагорного Карабаха по достижению всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования конфликта с Азербайджаном путем мирных переговоров, учитывая волеизъявление народа Нагорного Карабаха жить свободно; исходя из того, что мы поддерживаем инициативы, нацеленные на построение мер доверия между сторонами конфликта, особенно между Нагорным Карабахом и Азербайджаном; принимая во внимание, что проводимые в Карабахе демократические и экономические реформы создали основу для усиления демократических институтов и дальнейшего экономического развития и что Карабах в состоянии создать благоприятные условия для прямых иностранных инвестиций; осознавая важность наличия современной дорожной инфраструктуры в дальнейшем экономическом развитии Карабаха, парламент штата призывает американцев армянского происхождения принять активное участие в предстоящем телемарафоне Всеармянского фонда с целью завершения строительства автомагистрали "Север-Юг". В резолюции особо подчеркивается, что Палата представителей штата Массачусетс приветствует президента НК Аркадия Гукасяна, с которым разделяет всеобщие ценности свободы, демократии и справедливости, что создает прочную основу для продолжающегося и расширяющего свои границы сотрудничества между народами Соединенных Штатов и Арцаха. ("Ноян Тапан").
В Нагорном Карабахе
16 ноября председатель Национального Собрания Нагорного Карабаха Олег Есаян принял делегацию представителей молодежных организаций ряда стран Европы, находившихся в НК по инициативе Всеармянского международного молодежного центра. Члены делегации выразили готовность содействовать установлению контактов карабахских молодежных организаций с аналогичными международными организациями, их интеграции в международные молодежные структуры. По просьбе гостей спикер рассказал о деятельности парламента НК, ознакомил с законодательным полем республики, процессом демократизации общества. Он подчеркнул, что, будучи юридически непризнанным государством, НК, тем не менее, еще в 1994 году присоединилась к основным европейским конвенциям и строго выполняет их требования. (ИА REGNUM).
Премьер-министр Нагорного Карабаха Анушаван Даниелян принял исполнительного директора Фонда армянской помощи (ФАП) Гарника Нанагуляна и координатора реализуемых в НК гуманитарных программ Езника Баляна. Премьер подчеркнул экономическую и стратегическую важность программ ФАП, направленных на восстановление разрушенных войной населенных пунктов Нагорного Карабаха. Г. Нанагулян представил премьер-министру НК широкомасштабные программы, которые Фонд армянской помощи планирует реализовать в Нагорном Карабахе в ближайшие годы. По его словам, в течение 2 лет в Нагорном Карабахе планируется осуществить строительных работ на 3 миллиона долларов США (в основном в Мартакертском районе НК).
В тот же день Анушаван Даниелян принял генерального директора ЗАО "Институт Армводпроект" Юрия Джавадяна и сопровождающих его специалистов. В ходе встречи обсуждались программы строительства водохранилищ в Аскеранском районе, а также на реках Варанда и Ишханагет, сооружение Тартарского канала. ("Де-Факто").
Министр иностранных дел Нагорного Карабаха Ашот Гулян принял кавказского координатора Института освещения войны и мира (IWPR, Лондон) Маргариту Ахвледиани, редактора IWPR Себастьяна Смитта, корреспондента агентства "Франс пресс" Адель Смитт и международного обозревателя IWPR Мэтью Ригли, которые находились в Степанакерте с целью организации семинара "Международные стандарты журналистики". Ашот Гулян отметил, что семинар позволил ознакомить карабахских журналистов с международными принципами журналистской деятельности. Подчеркнув важность возобновления переговоров по карабахскому урегулированию, глава МИД Нагорного Карабаха выразил надежду, что они перерастут в активный переговорный процесс с участием всех сторон конфликта. Попытки решить карабахскую проблему без участия самого Карабаха министр назвал нонсенсом. "В последние годы Нагорный Карабах не принимал активного участия в переговорах, хотя внимательно следил за ними, стараясь внести конструктивные предложения. Для нас участие в переговорах - не самоцель. Вопрос в том, что дезавуирование Азербайджаном участия НК в переговорах направлено на отрицание Нагорного Карабаха как самостоятельной стороны конфликта и искажение сути карабахского конфликта", - заявил Гулян. Министр с сожалением констатировал факты разжигания в Азербайджане ненависти к армянам, запрета на контакты с карабахской стороной на любых уровнях. "Чем дальше, тем больше растет непонимание между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. С расчетом на несколько поколений вперед пропагандисткой машиной соседней республики создается образ врага-армянина. Баку категорически отверг все предложенные нами меры, направленные на установление элементарного доверия между сторонами. Непрекращающиеся шантаж и провокации явно не могут содействовать нахождению общих точек соприкосновения", - сказал министр. Отметив, что Нагорный Карабах выступает за всеобъемлющее урегулирование конфликта, Ашот Гулян не исключил достижения компромиссного варианта решения карабахской проблемы, подчеркнув, что такое решение не должно идти вразрез с национальными интересами. (ИА REGNUM).
"Дашнакцутюн" НК не удовлетворяет предлагаемый порядок проведения парламентских выборов, согласно которому по партийным спискам избирается одна треть НС, то есть 11 депутатов. В связи с этим дашнакцаканы Арцаха организовали в Степанакерте "круглый стол", на котором представители партий предложили разработать новые подходы в связи с внесением изменений в процедуру выборов НС, а также дать оценку современному состоянию политического поля в НК. Представители парламентского большинства, фракции "Демократический союз Арцаха" (ДСА) высказались за принятие предлагаемой системы выборов. Председатель ДСА Ашот Гулян отметил, что сейчас важно принять Избирательный кодекс без осложнений. По убеждению руководителя фракции АРФД Ваграма Балаяна, НС НК должен быть постоянно действующим профессиональным органом. По общей оценке участников "круглого стола", политическое поле республики в данный момент находится на стадии становления. ("Ноян Тапан").
Как сообщает ИА REGNUM, Фонд армянской помощи (ФАП) приступил к реализации в Нагорном Карабахе гуманитарной программы в рамках выделенной департаментом международного развития правительства США помощи в размере 15 миллионов долларов. Об этом в ходе пресс-конференции в Степанакерте заявил исполнительный директор ФАП Гарник Нанагулян. По словам Нанагуляна, основное направление программы - строительство и восстановление жилых домов, медицинских пунктов, водопроводных линий, развитие сельского хозяйства. В Аскеранском районе НК уже восстановлено 52 жилых дома, продолжается строительство еще 53 объектов. Около 300 объектов планируется построить и восстановить в Мартакертском районе. В целом программа охватывает все районы НК, а также столицу - г. Степанакерт. Нанагулян отметил, что программа носит долговременный характер и будет завершена предположительно к сентябрю 2007 года.
Степанакертская газета "Демо" пишет, что ожидаемые кадровые перестановки в органах госуправления Нагорного Карабаха вряд ли осуществятся до возвращения президента НК Аркадия Гукасяна из США. Однако, сообщает газета, уже в ходу различные версии. "В частности, говорится о перестановке руководителей силовых структур, а также о ставшей традиционной реструктуризации некоторых министерств". Газета сообщает также, что особое недоумение у местных наблюдателей вызывает выбранное для кадровых изменений время - практически накануне парламентских выборов. Выборов, исход которых, по мнению газеты, трудно предсказать. По мнению "Демо", остается предполагать, что перестановки преследуют иные, "неизвестные нам цели".
Национальное статистическое управление НК опубликовало данные по демографической ситуации в республике за последние 9 месяцев, согласно которым численность населения НК по состоянию на 1 октября 2004 года составляла 146.592 человек, сообщает газета "Азг". Рост численности населения с начала года составил 1.100 человек. Число новорожденных по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло на 0,9% - родилось 1619 детей. Выросла на 10,3% смертность - умерло 1004 человека. Наиболее высокий рост рождаемости отмечен в районах республики - от 2,5% до 2,84%. За 9 месяцев 2004 года в НК прибыли 806 человек, убыли 303. Механический рост численности населения увеличился по сравнению с прошлым годом на 69,4% или на 503 человека.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин поговорил с семиклассницей Таисией из Подмосковья
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Проход судов через Босфор временно перекрыли из-за шедшего в РФ танкера