Общественный транспорт в регионах РФ: нет денег — нет интереса чиновников
Российское правительство всерьёз озаботилось проблемами развития общественного транспорта в регионах. Так, ещё в конце 2021 года президент Владимир Путин поручил сформировать на базе национального проекта «Безопасные и качественные дороги» единую модель развития общественного транспорта и обеспечивающей его инфраструктуры в субъектах России. Сегодня идёт работа над тем, чтобы привлечь в систему общественного транспорта инвестиции, а также продумать механизмы субсидирования из федерального бюджета части затрат на обновление в соответствии с современными экологическими требованиями подвижного состава и транспортной инфраструктуры. Между тем эксперты отмечают, что транспортные проблемы пока далеки от своего решения.
Общественный транспорт и инфраструктура
В конце прошлого года российское правительство приняло Транспортную стратегию, рассчитанную на период до 2030 года, с прогнозом развития до 2035-го. Стратегия предполагает в том числе и ряд мер, направленных на повышение эффективности работы общественного транспорта в регионах. В частности, предполагается внедрение мер государственной поддержки для того, чтобы регионы смогли обновить подвижной состав общественного транспорта, причём новый транспорт должен быть экологически чистым и комфортным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Важным направлением в ближайшие годы также должна стать интеграция пригородного железнодорожного транспорта с городским пассажирским. В некоторых субъектах (Москва, Санкт-Петербург, Московская область) это уже фактически произошло, ещё ряд регионов прилагает усилия по развитию этого направления (Башкирия, Ростовская область). Такие меры предполагают организацию остановок общественного транспорта вблизи остановочных пунктов железнодорожного и внутреннего водного транспорта, создание общей тарифной и билетной системы, мобильного приложения, перехватывающих парковок.
Одновременно эксперты отмечают системные проблемы, присущие общественному транспорту в российских городах. Заместитель председателя общественной организации «Автомобильная Удмуртия» Марат Хамидуллин отмечает, что система общественного транспорта — это сложная структура, состоящая из многих механизмов и нюансов, начиная от наличия работников, задействованных в обслуживании транспорта и пассажиропотока, и заканчивая архитектурой города.
Эксперт отмечает, что существует тесная связь между уровнем экономического развития региона и качеством транспортной системы.
Политолог Денис Батурин согласен с тем, что транспортные проблемы российских городов — одного порядка и непосредственно связаны с уровнем экономического развития субъекта.
Ректор Университета управления «ТИСБИ» Алексей Лопатин полагает, что проблема транспорта не нова и присуща практически всем крупным городам мира.
Социальная услуга, а не бизнес
Российские регионы в последние годы активно стараются перенимать позитивный опыт крупных мегаполисов, прежде всего Москвы, в вопросах организации системы общественного транспорта. Получается с переменным успехом, но отдельные результаты есть, хотя проблема и далека от своего решения. Например, в Самарской области власти предпринимают усилия для того, чтобы связать в единый узел города, входящие в Самарско-Тольяттинскую агломерацию. С этой целью создаётся транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Тольятти — Южное». Всего планируется строительство четырех ТПУ, которые будут включать в себя перехватывающую парковку, автовокзал с посадочной площадкой и отправной точкой садово-дачных маршрутов и маршрутов городского транспорта. Планировалось связать Самару и Тольятти скоростной электричкой с аэропортом «Курумоч», который обслуживает оба города, но пока этот проект отложен.
Комплексная реформа общественного транспорта продолжается в Башкирии. Осенью регион получил 60 автобусов большого класса марки «НЕФАЗ» для городских перевозок в Уфе, а всего за 2021 год за счёт средств республиканского бюджета было закуплено 220 новых автобусов среднего и большого класса на сумму 2,1 млрд рублей. В ходе реформы в столице республики начала реализовываться практика установки «умных остановок» (они также внедряются в Казани, Оренбурге, Екатеринбурге и других городах), которые выдают пассажирам информацию о движении транспорта, оборудованы USB-портами, «тревожной кнопкой», системой видеонаблюдения и бесплатным выходом в интернет. Тем не менее в регионе остаётся ещё большое количество проблем, связанных с организацией работы частных перевозчиков.
При этом эксперты отмечают, что наиболее оптимальная система общественного транспорта выстроена в Москве. Алексей Лопатин выделяет столичные власти как наиболее успешный пример развития транспортной инфраструктуры в стране.
Транспортную систему Москвы и Казани выделяет также Марат Хамидуллин.
По мнению Дениса Батурина, помимо Москвы с ее многоуровневой и разноплановой транспортной системой и дорожной сетью выгодно выделяется на фоне других городов Сочи — благодаря построенной к Олимпиаде-2014 инфраструктуре. А вот в ещё одном курортном регионе — Крыму проблема общественного транспорта стоит остро.
Таким образом, большинство экспертов сходится во мнении, что эффективность функционирования транспортной системы связана с общим уровнем социально-экономического развития субъектов. Именно этим объясняется развитость общественного транспорта в столице и крупных мегаполисах, а также те проблемы, с которыми регулярно сталкиваются небогатые регионы.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Байдена возмутил массированный удар ВС РФ по энергообъектам Украины
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Куренков прибыл в Анапу для наблюдения за ликвидацией выброса мазута