«Дети Павловска»: мечты, любовь и чуткость в психоневрологическом интернате
По данным Всемирной организации здравоохранения, стигма по отношению к людям с ментальными особенностями гораздо больше, чем к другим людям с инвалидностью. Общество не информировано и пытается оградиться от таких людей, считая их опасными, что только усугубляет социальную изоляцию.
Герои моей истории живут в психоневрологическом интернате в Зеленогорске уже несколько лет. До этого они воспитывались в доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии. С тех пор как детский дом открылся для общественных организаций, ребят стали навещать волонтёры. После совершеннолетия воспитанников детского дома перевели в интернаты, разбросанные по пригородам Петербурга. Так как интернаты дольше оставались закрытыми, то после «перевода» последняя связь ребят с внешним миром терялась навсегда и полученные навыки утрачивались.
Так, в 2014 году волонтёры приняли решение создать благотворительную организацию «Дети Павловска», чтобы и дальше сопровождать своих друзей по жизни. Благодаря их работе некоторые из подопечных смогли покинуть интернат, интегрироваться в общество и начать жить самостоятельно.
«На мой взгляд, проблема любой социальной службы — это казённое отношение ее сотрудников к задачам, для решения которых она была создана. Нет силы, способной заставить человека относиться с душой к другому. — рассказывает руководитель «Детей Павловска» Дарья Калач. — Есть теория, согласно которой многие люди, выросшие в детском доме, лишены эмпатии. У нас таких нет. Я десять лет знаю наших ребят, и они всё время меня удивляют своей чуткостью. Взять, например, Лизу — она заботливее, чем я. Удивительно, но она не может запомнить, что после буквы «А» — «Б», но помнит по именам всех, с кем когда-либо общалась, и всегда интересуется, как у них дела. Или я как-то ехала с Сашей и поцарапала чужую машину. А он мне говорит: «Скажи, что я поцарапал — я же дурак, кто с меня спросит?»…
Каждый из героев моей истории — это отдельная личность со своим характером и привычками. Саша — несгибаемый борец. Для него нет авторитетов, он всегда поступает так, как считает нужным. Может, именно поэтому его часто сравнивают с Макмерфи из «Гнезда кукушки»? Такой же неугомонный нрав и желание жить полной жизнью.
Нюша очень умная и модная. Она обаятельная и умеет своим обаянием пользоваться. Нюша познакомилась с Юрой еще в детском доме. Теперь они живут в одном интернате, но видеться им особо не удается. Поэтому Нюша всегда выбивает для Юры поездки на совместные мероприятия — всеми правдами и неправдами.
«Я не знаю ни одного человека, особенно из «проживающих» (так их называют в интернате), кто может потрепать заведующего отделения по щеке, когда он не хотел отпускать Юру со словами: «Да отпусти ты его, все хорошо будет, все хорошо», — вспоминает Даша.
В России 525 психоневрологических интернатов, в которых содержится 159 610 людей. С 2016 года в России идет реформа психоневрологических интернатов. Но главная реформа должна произойти в отношении к людям с ментальными особенностями и в понимании того, что они — тоже часть нашего общества.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- В Катаре пригрозили Евросоюзу возможной остановкой поставок СПГ
- Войска РФ освободили населённый пункт Лозовая в Харьковской области