"Станем хозяевами природных кладовых".

(РФ сегодня, февраль, 2004, Олег Бударгин, губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа)

Штрихи к портрету губернатора

Олег Михайлович БУДАРГИН родился в 1960 году в поселке Ключи на Камчатке. Окончил Норильский индустриальный институт. По специальности - строитель. Работал в ряде подразделений Норильского горно-металлургического комбината, секретарем Норильского горкома КПСС, первым заместителем главы Норильска, заместителем гендиректора ОАО "Норильский комбинат". В 1997 году избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края. С марта по декабрь 2000 года исполнял обязанности главы Норильска, а в декабре, победив на выборах, стал главой единого муниципального образования "Город Норильск".

В январе 2003 года избран губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, орденом Почета. Одним из приоритетов в своей нынешней работе он считает развитие автодорожной сети на Таймыре и многое делает в этом направлении.

Таймырский округ - в ряду крупнейших по своей территории субъектов Российской Федерации. По площади он почти в полтора раза превышает даже такие страны, как Франция или Украина. Правда, по населению уступает им примерно в тысячу раз. И такая "достопримечательность" здешних мест, как редкие поселения, наряду с громадными расстояниями между ними, поражает всякого, кто впервые ступает на землю самого северного в Азии полуострова.

Тем не менее Таймырский автономный округ - один из наиболее развитых экономических районов сибирского Севера. И хотя "столица цветной металлургии страны" Норильск с его гигантским горно-металлургическим комбинатом по сложившейся традиции административно относится к Красноярскому краю, многие "цеха" и коммуникации нынешнего "Норникеля" - порты, газопроводы, дороги - действуют на территории округа.

Вместе с другими предприятиями они составляют ныне основу экономического и социального развития региона, помогают поддерживать довольно высокий уровень жизни таймырских северян, в том числе представителей местных коренных народов. Все большее значение для экономики и социальной сферы приобретает развитие транспортных связей.

За долгие годы освоения и обживания Таймыра здесь сложилась своя, довольно специфическая система сообщений. Она включает в себя морской, речной, железнодорожный, авиационный и автомобильный транспорт, но при этом железнодорожные и автомобильные коммуникации сугубо зам кнуты, локальны. То есть они обеспечивают исключительно внутриполуостровное сообщение. Связи же с "материком", как жители ТАО и Норильска привычно называют все другие регионы, осуществляются только водным транспортом и авиацией.

Причем навигация по Енисею и другим рекам из-за суровых условий Севера осуществляется лишь 100-110 дней в году, а по реке Хатанге, впадающей в море Лаптевых, и того меньше, ибо Северный морской путь открывается здесь всего на 50-60 дней. Так что круглогодичная связь с другими регионами России возможна лишь по воздушным трассам или Севморпутем с использованием атомного ледокольного флота. Но привлечение ледоколов влетает в немалую копеечку. Еще более дорогостоящи авиаперевозки.

* * *

Естественно, в таких условиях не мы первые задумываемся об иных, более доступных и надежных транспортных коммуникациях. Ранее предпринимались, например, попытки соединения Таймыра с ближайшими южными территориями России железной дорогой. Это легендарные "номерные" стройки - 501-я и 503 я, имевшие целью связать "чугункой" Салехард - Надым - Уренгой - Игарку - Норильск. С 1948 по 1953 год были возведены насыпи, построены мосты и в основном проложены рельсы.

Для переправы поездов через Енисей первоначально предполагалось пустить паром. Но летом 1953 года работы были приостановлены, затем вообще прекращены, ибо осуществлялись главным образом силами заключенных. Гигантская стройка закрылась, хотя до сдачи дороги в эксплуатацию оставалось 8-10 месяцев, а паровозы уже стояли в Игарке.

Ныне поговаривают о возращении к идее северной железнодорожной или автомагистрали, но все это пока в мечтах и планах, к которым мы еще вернемся. Сегодняшняя действительность Таймыра - это преимущественно "зимники", которые действуют от четырех до семи месяцев в году, покуда стоит морозная погода. Суммарная протяженность "зимников" по территории округа составляет около 3300 километров, это сравнимо с расстоянием, к примеру, от Москвы до Новосибирска. Плюс к тому ведомственные "зимники", ведущие к газовым и нефтяным месторождениям.

Людям посторонним "зимник" представляется некой примитивной полосой в снегах, прочищенной бульдозером. Между тем это довольно сложное инженерное сооружение, пролагаемое частично по руслам скованных рек, включая Енисей, частично - по тундре, болотам и тайге. При строительстве и эксплуатации "зимников" требуется постоянный и строгий контроль за гидрологической и метеорологической обстановкой, так как зимой вполне возможны в течение суток перепады температур от минус 20 до минус 50 градусов и внезапные "налеты" пурги со скоростью ветра до 40 метров в секунду.

"Зимники" также отнюдь не дешевы. И хотя законами предусмотрено их финансирование из федерального бюджета, заполучить нужные средства сполна не всегда удается, и округу приходится подключать свои скромные резервы.

Постоянных же круглогодичных дорог всего 208 километров. В большинстве своем это простые грунтовые трассы от поселков к ближайшим причалам или к иным хозяйственным объектам. Есть и более капитальные, с асфальтовым покрытием. Главная из них - до аэропорта Алыкель. Официальное ее название - федеральная дорога "Автомобильный проезд от аэропорта Алыкель до города Дудинка". Протяженность - 53,4 километра.

Надо сказать, что содержание автодорог с асфальтовым покрытием в Заполярье дело довольно хлопотное. Огромные перепады температур и вечная мерзлота делают свое недоброе дело, разрушая покрытия. Поэтому большое внимание дорожники уделяют ремонтам, стараются делать это качественно.

Вот и минувшим летом продолжались ремонтные работы на федеральной трассе Дудинка - Алыкель. Их вели наши специалисты из ООО ПО "Эколог". В состоянии ремонта еще ряд автодорог северный обход Дудинки, участок Дудинка - поселок Пшеничный. Ручей, где трудятся мастера уже названного "Эколога" и ДТП "Норникель". На автодороге Хатанга - Государственный заповедник "Таймырский" идет восстановление моста через реку Верхний Чиерес. С наступлением весны эти работы будут возобновлены.

Добавлю, что за минувшее лето нашим специалистам удалось смонтировать два асфальтобетонных завода. Их продукция будет весьма кстати, ибо кроме планового ремонта федеральной автомагистрали Дудинка - аэропорт Алыкель намечена ее генеральная реконструкция. Уже в сотрудничестве с ОАО "Иркутскгипродорнии" разработано экономическое обоснование инвестиций, подготовлена проектно-сметная документация. Рассчитываем на активное участие Росавтодора в этом проекте и, естественно, готовы подставить свое плечо.

* * *

Проводимые в стране экономические преобразования, переход на работу в рыночных условиях потребовали серьезных изменений в дорожно-транспортном комплексе каждого субъекта Федерации. Наряду с сохранением существующей сети дорог все важнее, неотложнее становится ее развитие, особенно по направлениям межрегиональных транспортных коридоров. А для Таймырского округа это просто жизненно необходимо.

Поэтому большие надежды мы связываем с федеральной программой "Дороги России 2001-2010 гг.", программой развития сети автодорог ТАО, где предусмотрено проектирование и строительство автомобильной трассы Дудинка - Норильск - Снежногорск на участке Норильск - Снежногорск протяженностью 200 километров с дальнейшим выходом на Игарку. Облегчить эту задачу может наследие вышеупомянутых "номерных" строек 50-х годов прошлого века. До настоящего времени сохранилась в нормальном состоянии железнодорожная насыпь, которую можно использовать для устройства автомобильной или железной дороги.

Пока важнейшей для нас представляется автотрасса до Снежногорска, куда сегодня ведут только "зимники". В Снежногорске, как известно, построена и действует Усть-Хантайская ГЭС мощностью 441 мегаватт, которая предназначена для энергоснабжения крупнейших в мире предприятий Горно-металлургической компании "Норильский никель", а также Дудинского и Игарского промышленных районов.

Дорога до Снежногорска станет начальным звеном межрегионального транспортного коридора, связывающего ТАО с районами Красноярского края, Ямало-Ненецким автономным округом, что также было рассмотрено и одобрено правительством при формировании дорожной сети России XXI века. Хочется надеяться, что Минтранс РФ, руководство Росавтодора во главе с Игорем Слюняевым проявят здесь настойчивость и планы не останутся на бумаге.

Не менее острая проблема - местные автокоммуникации. Исторически сложилось так, что на нынешний день ни один из 27 населенных пунктов округа не имеет круглогодичной наземной связи с окружным центром - Дудинкой. Более того, во всех трех районах отсутствует возможность проезда к райцентру. Такое положение, понятно, не способствует их экономическому и культурному развитию.

Вынашивая планы создания территориальных автодорог, мы, естественно, учитываем приоритеты и перспективность наших районов. Строительство автотрасс, соединяющих поселки округа, Дудинку и райцентры, позволило бы повысить надежность хозяйственных систем, полнее раскрыть экономические возможности Усть-Енисейского и Хатангского районов, связать в единый комплекс ныне разделенные территории, что способствовало бы общему росту производства продукции и снижению ее себестоимости.

* * *

Но все это возможно только с решением главного вопроса - надежного финансирования дорожного строительства в стране и внутри регионов, восстановления в том или ином виде целевых дорожных фондов и, разумеется, привлечения всех местных ресурсов - финансовых, технических, трудовых и прочих, к чему мы готовы.

Необходимость строительства автодорог на Таймыре связана также с его дальнейшим промышленным освоением, с разработкой новых газовых, нефтяных месторождений и особенно уникальных технических алмазов, выявленных в Хатангском районе, в бассейне рек Маймеча и Котуй. Месторождения "Скальное" и "Ударное" по запасам алмазов превышают все известные в мире. Перспективность и эффективность алмазодобычи здесь уже доказана "пробной" работой обогатительной фабрики, за год окупившей все затраты.

Так что в развитии автотранспортных связей на Таймыре, по большому счету, заинтересованы не только местные власти, предприятия и корпорации, но и все государство. Российское, имеющее возможность приращивать свое экономическое могущество за счет природных кладовых.

Коротко о ТАО и его дорогах

Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ Красноярского края образован 10 декабря 1930 года. В настоящее время Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ - в составе Красноярского края, самостоятельный субъект Российской Федерации. На западе граничит с Ямало-Ненецким, на юге - с Эвенкийским автономным округом, на востоке - с Республикой Саха (Якутия). На севере берега ТАО омываются морями Карским и Лаптевых. В состав округа входит также ряд островов Ледовитого океана.

Площадь ТАО 862,1 тысячи квадратных километров (более трети краевой и 1/20 общероссийской), население 44,03 тысячи человек - русские, долганы, ненцы, нганасаны и другие. Плотность - 0,05 человека на квадратный километр. Столица - город Дудинка, расстояние до Москвы - 6,4 тысячи км, до Красноярска - 2 тысячи км.

Таймыр - самый северный полуостров Азии. Зона тундры и лесотундры. Климат суровый. Средняя температура января - 32 градуса, июля - +10. Традиционные отрасли хозяйства - оленеводство, звероводство, пушной промысел и рыболовство. Основная промышленность - горно-добывающая.

Развитие "Норникеля", портов, других предприятий потребовало расширения транспортной сети, в том числе автодорожной. Ныне общая протяженность автотрасс, в основном "зимников", более 3300 километров. Проектируется дорога Дудинка - Норильск - Снежногорск. Ведется ремонт северного обхода Дудинки, моста через Верхний Чиерес, федеральной дороги от аэропорта Алыкель до столицы округа. В перспективных планах - соединение ее автотрассами с райцентрами, а райцентров с поселками.

Подготовил Александр ЩЕРБАКОВ, собкор "РФ сегодня"

"Налоговые радости и коммунальные горести".

("Красноярский рабочий", 07.02.04)

Председатель Законодательного Собрания края Александр Усс встретился с генеральным директором ОАО ГМК "Норильский никель" Михаилом Прохоровым.

Речь, в частности, шла о платежах в бюджет. Благоприятная конъюнктура цен на мировом рынке позволяет рассчитывать на существенное увеличение поступлений от ГМК в краевой бюджет по налогу на прибыль. Усс выразил надежду на то, что "где-то во второй половине этого года мы выйдем на профицит бюджета". А Прохоров сказал буквально следующее: "Цены сейчас таковы, что если они сохранятся до конца года, то я могу порадовать всех жителей Красноярского края, что порядка трех миллиардов рублей налогов будет перечислено в консолидированный бюджет края".

Менее приятным итогом этой встречи станет повышение до 90 процентов доли оплаты коммунальных услуг населением Большого Норильска. Отмечено, что этот вопрос нужно решать вне зависимости от политической конъюнктуры. "Норникель" готов способствовать тому, чтобы резкий рост платежей оказался достаточно мягким для норильчан. С его стороны возможно даже прямое инвестирование в ЖКХ в размере около 1,5 миллиарда рублей.

Кроме того, был обсужден вопрос о достройке "моста" между севером и югом, благодаря которому красноярские предприятия получали бы больше заказов от Норильска (это касается не только промышленных, но и сельскохозяйственных товаров). Спикер краевого парламента убежден в том, что без изменения направлений финансовых потоков компании и размещения ее заказов в центральной части края говорить о реальном подъеме экономики Красноярья нельзя.

"Фетисов за ледовый дворец".

("Красноярский рабочий", 07.02.04; ТК "ТВК", 06.02.04)

Накануне в Москве состоялась рабочая встреча губернатора Александра Хлопонина с президентом ОАО "Российские железные дороги" Геннадием Фадеевым.

Стороны договорились о намерении создать совместную компанию по осуществлению пригородных перевозок в Красноярском крае. Рассмотрен и вопрос строительства на паритетных началах красноярского железнодорожного вокзала, открытие которого намечено на 1 августа 2004 года. Также в Москве состоялась рабочая встреча губернатора с председателем Госкомспорта Вячеславом Фетисовым, который гарантировал, что при формировании Федеральной программы развития спортивных сооружений предложения Совета администрации края будут учтены. В частности, Фетисов позитивно отнесся к перспективе строительства в Красноярске Ледового дворца.

"Служба занятости сотрудничает с "Норильским никелем".

("Красноярский рабочий", 07.02.04)

ОАО "ГМК "Норильский никель", департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю и Норильский городской центр занятости подписали соглашение о сотрудничестве в области содействия занятости и повышения профессиональной мобильности молодежи.

В рамках соглашения будут проводиться мониторинг местного рынка труда и мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию, обучение и трудоустройство молодых норильчан. Планируется, что их реализация даст возможность помочь с выбором своего профессионального пути учащимся учебных заведений Норильска и неработающим молодым людям в возрасте до 30 лет.

"Защитить интересы людей".

("Красноярский рабочий", 07.02.04)

В Законодательном Собрании на заседании постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности рассмотрен вопрос об особо охраняемой природной территории "Ботанический сад имени В. Крутовского".

Мнение председателя комиссии Юрия Захаринского, депутатов Юрия Абакумова, Игоря Захарова совпало: срочно, не ожидая экологической экспертизы, защитить интересы людей.

Необходимо ходатайствовать совместно с администрацией Красноярска перед правительством о передаче земельных участков под жилым массивом в муниципальную собственность, а также привести положение о ботаническом саде в соответствие с действующим законодательством. Решение комиссии будет доведено до сведения губернатора края, краевого прокурора и ректора Сибирского ГТУ.

"Испытать на себе".

(Заполярный вестник. 09.02.04. Автор: И. Шимолина)

Во время своего приезда в Норильск генеральный директор ОАО "ГМК "Норильский никель" Михаил ПРОХОРОВ встретился с представителями социально-трудового совета Заполярного филиала компании. Они обсудили вопросы материально-технического снабжения структурных подразделений, обеспечения спецодеждой и организации рабочего питания.

НА СОВЕЩАНИИ была отмечена высокая эффективность складывающихся партнерских взаимоотношений между СТС и работодателем. Совместными усилиями удалось решить проблемы обеспечения бесплатным питанием работников, занятых на вредном производстве, и выплаты премий участникам программы "Рабочая смена".

А вот в части материально-технического снабжения еще существует ряд недостатков. Представители социально-трудового совета отметили, что на ряде предприятий отсутствует должное освещение, не хватает спецодежды и средств индивидуальной защиты, а некоторые руководители не способны решить проблему на местах. Продолжают поступать замечания от рабочих по поводу качества пищи и цен на нее. "Частники работают лучше, чем НТПО", - отметили производственники.

На совещании было решено создать рабочие группы, куда войдут представители СТС и администрации Заполярного филиала компании, для решения вопросов предоставления рабочего питания и обеспечения работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Кстати, члены социально-трудового совета будут испытывать на себе образцы новой одежды, поле чего выдадут заключение о ее "пользе".