pixabay.com

С начала текущего года, когда проседание экономики Армении параллельно ухудшению экономической ситуации на всем пространстве СНГ становилось все более очевидным, премьер-министр Армении Овик Абрамян с завидным постоянством продолжает советовать обществу набраться терпения и с оптимизмом ждать второго полугодия. В это время, согласно премьеру, ожидается реализация крупных экономических программ, способных облегчить социально-экономические условия бытия граждан республики.

При этом с тем же завидным постоянством правительство хранит в тайне основы своего оптимизма. То ли хотят сделать сюрприз, то ли не раскрывают скобки, чтобы не сглазили. Не далее как 9 июня Абрамян в очередной раз заявил журналистам, что во втором полугодии правительство реализует программы, которые поспособствуют активизации экономики Армении: «В любом случае, правительство работает в направлении обеспечения благосостояния граждан». Еще армянский премьер считает, что в Армении «обязательно» будет экономический рост.

Основным источником чистого дохода государства Армения и ее общества являются частные трансферты

Сдержаннее выражается на сей счет министр международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче Габриелян. «Экономика не в лучшем состоянии, но она стабильна. Мы прогнозируем очень слабый, но положительный рост», — сказал министр. Габриелян заметил, что у Армении диверсифицированная география экспорта, и ситуация в России повлияет на экономику Армении не фатально.

Трогательная скромность Габриеляна на фоне таинственного оптимизма премьера, конечно, интригует. Но нехитрый расчет позволит оценить ситуацию более адекватно.

Основным источником чистого, налогонеоблагаемого и с нулевой себестоимостью происхождения дохода государства Армения и ее общества являются частные трансферты. К примеру, если экспорт из Армении в 2014 году составил $1,5 млрд, это означает, что чистый доход в виде добавленной стоимости товаров и услуг составил, к примеру, 20 или 30% от этой суммы. То есть, от экспорта Армения в 2014 году получила $300−450 млн чистого дохода. Остальное — себестоимость производства. А чистый доход от частных денежных трансфертов, которые в 2014 году только через банковскую систему оцениваются в объеме $1,7 млрд, составил те же самые $1,7 млрд.

По грубым подсчетам, объем частных трансфертов через небанковскую систему мало уступает официальному притоку. Грубый расчет позволяет утверждать о порядка $1−1,2 млрд в год. Цифра эта получается из расчета того, что отрицательный внешнеторговый баланс Армении составляет порядка $3 млрд в год ($2,9 млрд в 2014 году). То есть ежегодно в республику поступает порядка $3 млрд, которые и покрывают отрицательный баланс между импортом и экспортом (в этой схеме необходимо еще учесть приток коммерческих трансфертов, объем которых нивелирует отток частных переводов).

Согласно прогнозу Центрального банка Армении, в 2015 году ожидается сокращение объема частных денежных переводов через банковскую систему на 25% (кстати, приблизительно настолько девальвировался российский рубль по отношению к армянскому драму с осени прошлого года). То есть настолько же сократится и теневой поток иностранной валюты в страну. Однако фактическое сокращение в январе-апреле с.г. составило почти 35%. В этом случае получается, что в 2015 году экономика Армении по сравнению с 2014 годом (когда спад потока частных трансфертов составил порядка 10%) недополучит до $1 млрд драмов. Повторимся, чистого дохода — без налогов и себестоимости. Для наглядности заметим, что эта сумма равна трети доходов бюджета Армении в 2014 году.

Реальный рост доходов населения Армении прямо перпендикулярен росту частных денежных переводов из-за рубежа и, в первую очередь, из России

Как правительство собирается компенсировать эту недостачу в финансовом секторе с целью удержания курсов валют — понятно — валютными инъекциями в финансовую систему за счет увеличения внешнего госдолга (выпуск евробондов весной с.г., а также одобрение правительством 10 июня проекта поправок в закон «О государственном долге», направленным на его увеличение). В противном случае национальная валюта Армении будет падать, что приведет к подорожанию товаров импортоориентированной экономики. То есть, ЦБ не удастся сдержать инфляцию, которая при сокращении доходов населения резко негативно скажется на социальном уровне.

Но как нивелировать экономические последствия сокращения трансфертов. С уверенностью премьера можно утверждать, что $1 млрд доходов населения правительству ну никак не удастся компенсировать. Сколько бы программ ни реализовывай, доводить деньги до населения в виде реальных доходов у правительства Армении мало получается. С вершины пирамиды до ее низов доходит лишь рост доходов, не превышающий уровень инфляции. Реальный рост доходов населения Армении прямо перпендикулярен росту частных денежных переводов из-за рубежа и, в первую очередь, из России.

Да, по итогам 2015 года экономика Армении вполне может оказаться в плюсе. Способствующий этому первый фактор заключается в росте промышленного производства в объемном выражении (но нулевом в стоимостном из-за падения цен на продукцию горнорудной промышленности). Второй фактор, который способен заметно исправить статистику — неплохие прогнозы по производству в сельском хозяйстве. Все это, конечно, исправит статистику, но никак не улучшит «благосостояние граждан”, от месяца к месяцу потребляющих электроэнергию и закупающих товаров все меньше.

Но по большому счету, все планы правительства Армении и спрятанные за ее пазухой палочки-выручалочки без сомнений не способны изменить ситуацию в экономике другой страны, от которой, к сожалению, прямо и косвенно зависит благосостояние граждан Армении.