Возможен ли альянс Азербайджана и Белоруссии?
«Восточное партнёрство» переходит во второй этап
В Риге 21-22 мая состоится четвертый по счету саммит «Восточного партнерства». Напомним, что эта многосторонняя программа ЕС направлена на развитие регионального сотрудничества с шестью бывшими республиками СССР — Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Инициатива «Восточное партнёрство» была выдвинута Польшей и Швецией и утверждена на саммите ЕС в Брюсселе в 2008 году после известных событий в Абхазии и Южной Осетии. Программа данного геополитического проекта была официально учреждена в мае 2009 года в Праге. В документе, как пишет Deutsche Welle, была обозначена её цель — сближение ЕС с Украиной, Арменией, Молдавией, Грузией, Азербайджаном и Белоруссией с целью воспрепятствовать участию этих стран в интеграционных процессах в Евразии". То есть проект ориентировал его участников на геополитический выбор, что неизбежно могло стало катализатором серьёзных процессов на постсоветском пространстве.
Официальную позицию Москвы в отношении «Восточного партнёрства» сформулировал тогда постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов: «Мы против того, чтобы данные страны СНГ ставились перед искусственной дилеммой: либо вперед, в светлое будущее с Евросоюзом, либо назад — с Россией. А то, что такие признаки на начальном этапе „Восточного партнёрства“ были, — факт». Кстати, тогда же многие российские эксперты, обращая внимание на то, что «Восточное партнёрство» активно продвигала Варшава, не исключали возможность потрясений на Украине, а также «замыкания» на Киев Азербайджана, который согласился принимать участие в создании альтернативных России путей энергоснабжения Европы. Поэтому период с 2009 года — момента официального принятия программы проекта — до конца ноября 2013 года — саммит «Восточного партнёрства» в Вильнюсе был для этого проекта инкубационным, если рассматривать ситуацию с позиции обозначенных двух флангов.
Украина первой завершила в конце 2011 года переговоры по соглашению об ассоциации, которое предполагает создание зоны свободной торговли. Но процессы и обвинительный приговор в отношении бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко, а также уголовные дела, по которым качестве обвиняемых проходили другие оппозиционеры, вызвали критику в ЕС. В 2012 году Брюссель отложил парафирование документа. В июне 2013 года в «игру» вступил Баку, когда международный консорциум по разработке месторождения Шах-Дениз определился с маршрутом транспортировки газа из Азербайджана в Европу. Было принято решение строить Трансанатолийский газопровод, с которым в ЕС связывают надежду на уменьшение зависимости от российского газа. Но Азербайджан отказался подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС, поскольку в политической преамбуле этого документа «не была прописана позиция по сохранению территориальной целостности республики». К тому же Запад « неожиданно» выступил с резкой критикой состоявшихся выборов президента Азербайджана Ильхама Алиева. Напомним, что накануне этих выборов Баку посетил президент России Владимир Путин, и надо полагать, что в результате определенных договоренностей была скорректирована позиция Азербайджана в отношении «Восточного партнёрства». После этого в начале сентября 2013 года президент Армении Серж Саргсян встретился в Москве со своим российским коллегой, сообщив о намерении вступить в другой союз — Таможенный.
После того, как президент Виктор Янукович отказался подписывать договор об ассоциации с Евросоюзом, на Украине начались потрясения. Любопытно, что вскоре посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар предупредил Баку о «грозящем Майдане и повторении киевских событий». Морнингстар пытался вывести геополитические «горизонты Баку» до Киева, полагая, что «игра системного уровня — проект „Белый поток“ — транспортировка сжиженного и сжатого газа по Черному морю из Азербайджана с подключением Туркменистана в Европу через Украину позволит Баку „зайти“ на карабахское урегулирование с новых завоеванных на постсоветском пространстве энергетических плацдармов. При этом и госсекретарь США Джон Керри стал публично подчеркивать, что благодаря „Южному газовому коридору“ Азербайджан может сыграть важную роль в стратегии диверсификации поставок газа в Европу. Одновременно в США стали звучать утверждения о том, что „Белый дом должен перестать разговаривать с Арменией и Азербайджаном, начать через формат сопредседательства Минской группы переговоры с Россией на условиях невовлечения постсоветских стран в НАТО и отказа от требования вывода российской базы из Армении, но, если только Москва согласится не вводить войска в Карабах“. Американский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Джеймс Уорлик предложил ввести в переговорную группу по Карабаху и Степанакерт, что в том контексте рассматривалось как средство давления на Азербайджан. В итоге, как считает азербайджанский политолог Зардушт Ализаде, членство в „Восточном партнёрстве“ дарило азербайджанскому обществу напрасные надежды», в то время как «основное занятие страны — продажа нефти и газа не требует никаких особых привилегий». Тем не менее именно этот аргумент остаётся в стратегическом резерве Брюсселя, который заводит Азербайджан на второй геополитический вираж, обещая ему альтернативные России геоэкономические перспективы и, видимо, ещё что-то другое. Так вырисовываются контуры очередной многоходовой политической комбинации, ориентированной «на принуждение» Азербайджана действовать по европейскому сценарию, но раньше в партнёрстве с Киевом, а сейчас с кем?
Не исключено, что на рижском саммите «Восточного партнерства» тон в антироссийском ключе станут задавать Киев, Варшава, представители прибалтийской этнократии. И вновь вводится «острый» сюжет. После рижского саммита в июне 2015 года в Минске намечено провести неформальную встречу министров иностранных дел стран — членов «Восточного партнёрства». В этой связи некоторые эксперты предполагают, что ЕС попытается «раскручивать» минский сценарий через демонстрацию поддержки президенту Александру Лукашенко на предстоящих президентских выборах. Но таким образом, чтобы посеять миф об особой политике Белоруссии на постсоветском пространстве, учитывая, что Минск не признал Абхазию и Южную Осетию, но по факту принял акт воссоединения Крыма с Россией и поддерживает конструктивные отношения с Азербайджаном. Поэтому как бы упреждая повторение украинского хода событий в Белорусссии, замминистра иностранных дел этой страны Елена Купчина заявила, что «развитие антироссийской тематики на предстоящем саммите стран „Восточного партнерства“ в Риге может привести к тому, что он станет последним». Ранее и официальный представитель МИД России отметил, что программа рижского саммита имеет «ярко выраженную антироссийскую направленность», и « мы будем следить за тем, как будет проходить саммит, но уже очевидно, что наша реакция будет достаточно жесткой и принципиальной, поскольку мы видим, куда движется это партнёрство и какие оттенки оно приобретает со стороны участников этой программы». В свою очередь, министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына считает, что саммит «Восточного партнерства» в Риге станет завершением этапа и началом нового. Первый этап завершился кризисом на Украине, а что ждать после рижского саммита?
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин поговорил с семиклассницей Таисией из Подмосковья
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Проход судов через Босфор временно перекрыли из-за шедшего в РФ танкера