В двух российских сёлах, отдалённых друг от друга тремя тысячами километров, под острейшим углом скрестились "две вечных дороги" - культура и религия. Ни власти, ни церковь не замечают этого конфликта, а общественники, которые "шумят", удостаиваются клейма "безбожников" или "антигосударственников".

...и как стало (фото newkaliningrad.ru).

Речь идёт о калининградском посёлке Родники и курганском селе Половинном, где высятся православные храмы с непохожей судьбой, но одним общим знаменателем. В первой церкви - бывшей лютеранской кирхе - сегодняшние владельцы от РПЦ забелили уникальные средневековые фрески на библейскую тему. В Половинном же с весны идёт "самостийное" - из подручного материала - восстановление заброшенного храма, который является охраняемым объектом культурного наследия.

И кирха Арнау под Калининградом, и Покровская церковь в Зауралье в советские годы функционировали в едином прагматичном ключе - в первой был зерносклад, во второй - сначала киноклуб, а затем школьная кочегарка. После распада СССР и "вероизации" населения в храмах затеплилась их прежняя жизнь.

Остановимся на каждом из этих объектов. Несколько лет назад собственником калининградской кирхи стала Русская православная церковь, которая продолжила реставрационные работы (до этого церковь более 15 лет реконструировало немецкое НКО из Гамбурга "Кураториум Арнау" - дословно "Попечительский совет Арнау"). И вот недавно глава этого общества Вальтер Рикс заявил, что из-за неправильного ремонта РПЦ оказалась утрачена большая часть фресок 14-го (!) века. Чтобы было понятно, о какой ценности идёт речь, отмечу лишь то, что столь древних и массовых (до 119 сюжетов) настенных изображений в культовых сооружениях Российской Федерации больше нет. Православные забелили эти рисунки, оставив лишь кусочек, которые немцы прозвали "вriefmarke" (почтовой маркой).

В общем, в 21-м веке РПЦ сделала то же, что в 16-м - лютеранская церковь, когда с приходом в Восточную Пруссию лютеранства католические костёлы переделывались в кирхи, а настенные рисунки чуждой веры закрашивались. (Фрески в Арнау были обнаружены под слоем побелки только в конце 19-го века, а раскрыты в 1908-1911 годах во время первой комплексной реставрации кирхи).

Как отреагировали мирские и духовные власти Калининградской области на столь шокирующий с точки зрения культурного наследия шаг? Губернатор Николай Цуканов заявил, что "не увидел международного скандала". Представитель Калининградской епархии Михаил Черенков на просьбу ИА REGNUM высказать свою позицию ответил, что "ему не нужно".

Последовательно копаться в том, если ли тут нарушение федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", никто не стал, потому что... смотрите выше про "безбожников"-"антигосударственников".

Перейдём теперь к зауральской церкви. Минувшей зимой деревенская инициативная группа на сходе приняла решение восстанавливать Покровский храм "всем миром", переступая через всё тот же закон "Об объектах культурного наследия...". И зная, что переступает, поскольку ещё в 2013 году замгубернатора Курганской области Валерий Миронов сообщил, что заброшенная православная церковь в Половинном является выявленным объектом культурного наследия. В связи с чем проведение ремонтно-реставрационных работ может осуществляться только на основании проектной документации, согласованной с Управлением культуры Курганской области.

Курганскому чиновнику вторила московский эксперт Светлана Мельникова, возглавляющая центр "Сельская церковь", который оказывает содействие спасению ныне заброшенных сельских церквей - памятников русской архитектуры. "Без консультаций со специалистами самостоятельные работы могут стать губительными, - сообщила корреспонденту ИА REGNUM Мельникова. - В первую очередь, нужны опытные кровельщики и каменщики...".

Всё это было проигнорировано. Церковь "восстанавливает" инициативная группа из числа местных жителей без проектной документации, согласованной с областным управлением культуры. На фото, размещённых в соцсетях, видно, например, как рассыпавшийся красный, "церковный", кирпич в оконных проёмах ничтоже сумняшись заменяется белым, домовым кирпичом. Дверной сводчатый проём замурован силикатными блоками. Да и сама кирпичная кладка, олицетворяющая русский архитектурный стиль, постепенно прячется в бетонный кожух.

Откровенный кич, как и в случае с калининградскими фресками, не замечают ни мирские, ни духовные власти. Работы благословил местный священник, а и.о. губернатора Курганской области Алексей Кокорин, знакомясь в предвыборную страду с Целинным районом, посетил "реставрирующуюся" церковь, отметившись фразой: "Побольше бы таких инициативных людей. Духовность надо возрождать!" После таких слов о законе вспоминать, конечно, неудобно.

Вот и получается, что, яростно "возрождая духовность", мы с той же безудержностью вытираем ноги о культуру от Калининграда до Кургана.